Психологическая характеристика волевых процессов и состояний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика волевых процессов и состояний



Психологическая характеристика волевых процессов и состояний

                                                                 

                                                          Выполнила: Хакимова Г.Ш.

                                                   Студентка 1 курса заочной формы обучения

                                                                                Направление подготовки:

                                                                               Психология

                                                                                Профиль подготовки:

                                                                                Практическая психология

   Проверил: _________________/ Поминов А.В.

 

 

СИБАЙ - 2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ВОЛЯ И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 6

1.1. Исследование воли и волевых качеств личности в зарубежной психологии 6

1.2. Исследование воли и волевых качеств личности в отечественной психологии 11

2 АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 15

2.1 Волевые качества у подростков: сущность, особенности проявлений и формирования. 15

2.2 Модель формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры.. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Понятие воли имеет долгую, многовековую историю. Зародившись в философии в античные времена, оно впоследствии перешло и в другие области человеческого знания: юриспруденцию, медицину, психологию.

В психологии данное понятие также проделало свой путь: от актуального до практически полностью забытого. До XX века оно являлось одним из ключевых конструктов в классических теориях: например, у В. Вундта, У. Джеймса, Т. Рибо. Однако в 30-х годах прошлого века понятие воли постепенно уходит на периферию науки, уступая место таким понятиям, как мотивация, социальная установка (аттитюд), ценность и пр. В зарубежной психологии практически полное отсутствие исследований по этой теме продлилось более полувека, хотя факт саморегуляции человеком своего поведения вынуждал психологов возвращаться к проблеме воли, часто используя при этом другую терминологию.

На сегодняшний день сформировалось два основных подхода к пониманию и изучению волевого поведения. Первый подход обозначается чаще как «регуляционный», в большей степени представленный в зарубежной психологии (Мишел, Шоуда, Родригес, 2002; Моросанова, Коноз, 2000; Baumeister, Tierney, 2011; Corno, 2001; Diefendorff, Hall и др., 2000; Kuhl, 1996; Zimmerman, 2001 и др.); второй — «мотивационный», который лучше отражен в отечественной психологии воли (Божович, 2008; Иванников, 2010; Рубинштейн, 2006; Смирнова, 2015; Толстых, 2010; Шляпников, 2012 и др.). Среди последних работ отмечается выраженная тенденция к сближению и интеграции этих подходов, одной из точек пересечения которых является исследование устойчивых, привычных форм волевой регуляции (Мишел, 2015; Шляпников, 2008; Vohs, Baumeister, Schmeichel, 2013 и др.). При этом вопрос о природе и механизмах, стоящих за такими устойчивыми волевыми характеристиками, является принципиальным для психологии воли (Иванников и др., 2014).

Отдельной исследовательской проблемой является изучение онтогенетического развития воли и волевых качеств личности. Большинство исследований, посвященных данной проблематике, ограничивалось изучением детских возрастов (Л.И. Божович, В.К. Котырло, Е.О. Смирнова и др.). Вместе с этим, есть все основания полагать, что развитие воли не ограничивается детским возрастом, а продолжается и в более старшем возрасте, в том числе в студенческом возрасте, в процессе обучения в ВУЗе

Цель исследования: изучение закономерностей изменения волевой регуляции.

Объект исследования: развитие волевой регуляции в онтогенезе.

Предмет исследования: изменения волевой регуляции у студентов в процессе обучения.

Основная гипотеза исследования: роль волевой регуляции учебной деятельности студентов младших и старших курсов обладает различной спецификой, что находит свое отражение в величине самооценок и в перестройке структуры волевых качеств личности.

В соответствии с главной целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать основные подходы к определению понятий «воля» и «волевая регуляция» в отечественной и зарубежной психологии.

2. Проанализировать исследования закономерностей развития и функционирования волевой регуляции в отечественной и зарубежной психологии.

3. Рассмотреть основные закономерности развития волевой регуляции в поздней юности и раннем зрелом возрасте.

Теоретико-методологическую основу работы составляют принципы культурно-исторического (Л.С. Выготский), деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и историко-эволюционного (А.Г. Асмолов) подходов в психологии.

В разработке теоретической основы работы мы опирались на исследования Л.И. Божович и её коллег по развитию волевой регуляции в онтогенезе; на деятельностно-смысловую концепцию волевой регуляции В.A. Иванникова, а также работы В.К. Котырло, Е.О. Смирновой, Т.И. Шульги, А.В. Быкова; на труды В.И. Селиванова; на теорию контроля за действием Ю. Куля; на исследования и классификации волевых качеств личности (С.Л. Рубинштейн; В.К. Калин; Е.П. Ильин).

Практическая значимость результатов. Обнаруженные закономерности изменения волевой регуляции в ходе обучения в ВУЗе могут быть использованы для разработки практических тренинговых программ по развитию волевой регуляции и формированию волевых качеств личности студентов. Данные тренинговые программы наиболее актуальны для групп студентов, обладающих менее развитой волевой регуляции (что может быть выявлено по результатам применения ряда психодиагностических методик). Помимо этого, результаты данного исследования могут служить для создания рекомендаций для преподавателей и работников ВУЗов, которые могут улучшить продуктивность учебного процесса совместно с применением вышеупомянутых тренинговых программ.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под волевой регуляцией понимается высшая личностная форма произвольной регуляции. Функция волевой регуляции заключается в овладении своими психическими процессами и поведением для решения задач, которые личность принимает как свои собственные в соответствии со своими ценностно-смысловыми установками. Волевая регуляция проявляется в волевых действиях – действиях внутренних или внешних, подчиненных сознательной цели, связанной либо с несколькими противоречащими друг другу мотивами личности, либо с отсутствием или дефицитом актуально переживаемого мотива необходимого действия, либо с наличием препятствий. Совокупность волевых действий составляет волевое поведение или волевую активность личности.

Волевая регуляция является специфически человеческой формой психической регуляции, формирующейся прижизненно в процессе реальной совместной деятельности человека в системе общественных отношений. Исходная предпосылка в развитии волевой регуляции – необходимость организации собственной активности в соответствии с требованиями, предъявляемыми со стороны совместной деятельности, осуществляемой в коллективе других людей. Движущей силой развития волевой регуляции в онтогенезе являются противоречия между возможностями волевой регуляции личности и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны осуществляемой им деятельности. Разрешение этих противоречий приводит к появлению новых форм волевой регуляции и развитию личности.

Волевая регуляция есть функция, в исполнении которой на разных этапах онтогенеза могут принимать участие различные психические процессы, структуры и механизмы. Одним из основных психологических механизмов волевой регуляции в зрелом возрасте является намеренная регуляция побуждения к действию на основе произвольной мотивации, когда человек намеренно создаёт дополнительное побуждение (торможение) к действию через намеренное изменение смысла действия. Волевая регуляция деятельности имеет место лишь тогда, когда человек сам сознательно оценивает стоящие перед ним цели как личностно значимые. В процессе освоения различных видов деятельности у человека складывается устойчивый способ организации волевых действий, который проявляется как в форме отдельных волевых качеств личности, так и в форме индивидуального стиля волевой регуляции, предполагающего определённое соотношение волевых качеств. В отличие от других индивидуальных особенностей личности волевые качества проявляются исключительно в личностно значимых ситуациях.

Волевая регуляция формируется в процессе решения человеком жизненных задач, которые в начале перед ним ставит общество, в лице родителей, учителей, учебного или трудового коллектива. В зрелом возрасте на первый план в развитии волевой регуляции выходят задачи, которые человек сам ставит перед собой, принимая те или иные вызовы, которые бросает ему жизнь. Решал эти задачи, человек сам выбирает для себя приоритетные области развития, формируя тем самым спою судьбу и собственный неповторимый стиль волевой регуляции. Не пассивно претерпевая жизненные трудности, а активно решая жизненные задачи, человек накапливает опыт, необходимый для формирования веры в собственные возможности и богатой мотивационной-смысловой сферы личности, составляющих основу волевой регуляции.

Студенческий возраст находится на стыке двух возрастных периодов: периода поздней юности и периода ранней зрелости. В период поздней юности (младшие курсы) происходит активное освоение новой по форме и содержанию учебной деятельности. К старшим курсам процесс адаптации к учебной деятельности в ВУЗе завершается, однако, перед личностью встают новые задачи. Это задачи периода ранней зрелости: последующее включение в трудовую деятельность, выбор спутника жизни, создание семьи и т.д. Необходимость перестройки собственной активности в соответствии с новыми объективными условиями приводит к росту требований, предъявляемых к волевой регуляции человека со стороны учебной и других видов деятельности. Устранение противоречия между наличным уровнем развития волевой регуляции и этими требованиями приводит к формированию определённых волевых качеств, вместе образующих единую динамическую систему волевой регуляции или индивидуальный стиль волевой регуляции.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Барабанов Д.Д. Сравнительный анализ изменений волевой регуляции у студентов первого и второго курса (мониторинг) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 4. С. 119- 130.

2. Барабанов Д.Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов разных курсов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 3. С. 60-69.

3. Быкова Е.А. Особенности развития волевых качеств у студентов // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2017, № 1 (17). С. 98-103.

4. Гапоненко М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2019. № 7. С. 76-79.

5. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе, Кишинев. МНО, Кишин. госуни-тет им. В. И. Ленина. 2017. С. 3-17.

6. Иванников В.А. Воля // Национальный психологический журнал. 2017. № 1. С. 97-102

7. Иванников В.А. Воля миф или реальность // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2019. № 2. С. 70-73.

8. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности //Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. Тбилиси. 2017. 36 с.

9. Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. 2018. Том 10. № 2. С. 46-56.

10. Калин В.К., Панченко В.И. Изучение волевой активности школьников в связи с особенностями их продуктивного мышления // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 93 – 100

11. Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций, М.: Айриспресс, 2015. 240 с.

12. Касаткина Д.А. Эмпирическое исследование волевых качеств и направленности личности // Акмеология. 2017 № 4 (44). С. 82-86.

13. Кедярова Е.А. Волевая регуляция как фактор деятельности студентов // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: психология. 2018. № 1. С. 40-46.

14. Кирсанов В.М. Особенности волевого самоконтроля студентов различных профилей обучения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7 (101). С. 67-72.

15. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М: «Академия». 2017. 350 с.

16. Макарова Н.Г. Гендерные различия в проявлении самоконтроля у мужчин и женщин // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: психология и педагогика. 2019. № 3. С. 21-26.

17. Митина О. В. Моделирование латентных изменений с помощью структурных уравнений // экспериментальная психология. 2018. № 1. С. 131–148.

18. Монроз А. В. Структура волевых качеств детей дошкольного и младшего школьного // Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 21-29

19. Моросанова В. И., Щебланова Е. И., Бондаренко И. Н., Сидиков В. А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осозанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Вестник Московского Университета. Серия. 14. Психология. 20177. № 3. С. 18-33.

20. Моросанова В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 30-38.

21. Непомнящая Н.И. Структура произвольной деятельности у детеей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М.: Просвещение. 2017. С. 358-395.

22. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл. 2014. 608 с.

23. Осин Е. Н. Факторная структура и демографические корреляты показателей Теста смысложизненных ориентаций (СЖО) // Психологические исследования. Электронный журнал. 2017.

Психологическая характеристика волевых процессов и состояний

                                                                 

                                                          Выполнила: Хакимова Г.Ш.

                                                   Студентка 1 курса заочной формы обучения

                                                                                Направление подготовки:

                                                                               Психология

                                                                                Профиль подготовки:

                                                                                Практическая психология

   Проверил: _________________/ Поминов А.В.

 

 

СИБАЙ - 2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ВОЛЯ И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 6

1.1. Исследование воли и волевых качеств личности в зарубежной психологии 6

1.2. Исследование воли и волевых качеств личности в отечественной психологии 11

2 АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 15

2.1 Волевые качества у подростков: сущность, особенности проявлений и формирования. 15

2.2 Модель формирования волевых качеств у подростков средствами физической культуры.. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Понятие воли имеет долгую, многовековую историю. Зародившись в философии в античные времена, оно впоследствии перешло и в другие области человеческого знания: юриспруденцию, медицину, психологию.

В психологии данное понятие также проделало свой путь: от актуального до практически полностью забытого. До XX века оно являлось одним из ключевых конструктов в классических теориях: например, у В. Вундта, У. Джеймса, Т. Рибо. Однако в 30-х годах прошлого века понятие воли постепенно уходит на периферию науки, уступая место таким понятиям, как мотивация, социальная установка (аттитюд), ценность и пр. В зарубежной психологии практически полное отсутствие исследований по этой теме продлилось более полувека, хотя факт саморегуляции человеком своего поведения вынуждал психологов возвращаться к проблеме воли, часто используя при этом другую терминологию.

На сегодняшний день сформировалось два основных подхода к пониманию и изучению волевого поведения. Первый подход обозначается чаще как «регуляционный», в большей степени представленный в зарубежной психологии (Мишел, Шоуда, Родригес, 2002; Моросанова, Коноз, 2000; Baumeister, Tierney, 2011; Corno, 2001; Diefendorff, Hall и др., 2000; Kuhl, 1996; Zimmerman, 2001 и др.); второй — «мотивационный», который лучше отражен в отечественной психологии воли (Божович, 2008; Иванников, 2010; Рубинштейн, 2006; Смирнова, 2015; Толстых, 2010; Шляпников, 2012 и др.). Среди последних работ отмечается выраженная тенденция к сближению и интеграции этих подходов, одной из точек пересечения которых является исследование устойчивых, привычных форм волевой регуляции (Мишел, 2015; Шляпников, 2008; Vohs, Baumeister, Schmeichel, 2013 и др.). При этом вопрос о природе и механизмах, стоящих за такими устойчивыми волевыми характеристиками, является принципиальным для психологии воли (Иванников и др., 2014).

Отдельной исследовательской проблемой является изучение онтогенетического развития воли и волевых качеств личности. Большинство исследований, посвященных данной проблематике, ограничивалось изучением детских возрастов (Л.И. Божович, В.К. Котырло, Е.О. Смирнова и др.). Вместе с этим, есть все основания полагать, что развитие воли не ограничивается детским возрастом, а продолжается и в более старшем возрасте, в том числе в студенческом возрасте, в процессе обучения в ВУЗе

Цель исследования: изучение закономерностей изменения волевой регуляции.

Объект исследования: развитие волевой регуляции в онтогенезе.

Предмет исследования: изменения волевой регуляции у студентов в процессе обучения.

Основная гипотеза исследования: роль волевой регуляции учебной деятельности студентов младших и старших курсов обладает различной спецификой, что находит свое отражение в величине самооценок и в перестройке структуры волевых качеств личности.

В соответствии с главной целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать основные подходы к определению понятий «воля» и «волевая регуляция» в отечественной и зарубежной психологии.

2. Проанализировать исследования закономерностей развития и функционирования волевой регуляции в отечественной и зарубежной психологии.

3. Рассмотреть основные закономерности развития волевой регуляции в поздней юности и раннем зрелом возрасте.

Теоретико-методологическую основу работы составляют принципы культурно-исторического (Л.С. Выготский), деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и историко-эволюционного (А.Г. Асмолов) подходов в психологии.

В разработке теоретической основы работы мы опирались на исследования Л.И. Божович и её коллег по развитию волевой регуляции в онтогенезе; на деятельностно-смысловую концепцию волевой регуляции В.A. Иванникова, а также работы В.К. Котырло, Е.О. Смирновой, Т.И. Шульги, А.В. Быкова; на труды В.И. Селиванова; на теорию контроля за действием Ю. Куля; на исследования и классификации волевых качеств личности (С.Л. Рубинштейн; В.К. Калин; Е.П. Ильин).

Практическая значимость результатов. Обнаруженные закономерности изменения волевой регуляции в ходе обучения в ВУЗе могут быть использованы для разработки практических тренинговых программ по развитию волевой регуляции и формированию волевых качеств личности студентов. Данные тренинговые программы наиболее актуальны для групп студентов, обладающих менее развитой волевой регуляции (что может быть выявлено по результатам применения ряда психодиагностических методик). Помимо этого, результаты данного исследования могут служить для создания рекомендаций для преподавателей и работников ВУЗов, которые могут улучшить продуктивность учебного процесса совместно с применением вышеупомянутых тренинговых программ.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.055 с.)