Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование воли и волевых качеств личности в зарубежной психологии
Понятие воли вошло из философии в психологию с момента ее появления как науки и долгое время играло роль ключевого конструкта. Так, В. Вундт создал эмоциональную теорию воли, в рамках которой утверждалось, что волевые процессы являются особым классом аффектов [2]. Особо подчеркивалась и связь воли с апперцепцией. Важен тот факт, что апперцепция носит активный характер в отличие от ассоциации. Однако это не внесло ясности в понимание сути волевых актов, поскольку В. Вундт был склонен объяснять их за счет других процессов: аффектов и внимания. Таким образом, вставал вопрос о целесообразности употребления самого понятия воли. Проблема воли также была исследована в работах У. Джемса. Мотивы поведения подразделялись им на инстинктивные и неинстинктивные. Нормальная работа воли, по его мнению, заключалась в усилении в сознании неинстинктивных (культурных) мотивов и ослаблении инстинктивных [12]. То есть воля необходима в случаях, когда мотивы идеального характера должны одержать верх над мотивами импульсивного характера. Механизм же этого процесса – усилие. Именно благодаря усилию становится возможным придание большей силы одной группе мотивов в противоположность другой [19]. Т. Рибо в своем научном творчестве также касался проблемы воли. Изучая явления ослабления и болезни воли, влияние травм головного мозга, отравлений и обсессий на волю, Т. Рибо формулировал ряд положений относительно природы воли. Воля понимается им как способность, связанная с побуждением к действиям и их торможением. В основе воли лежит страсть как некоторая мотивирующая сила. В структуре каждого волевого акта есть элемент сознательного, но есть и психофизиологический механизм. Волевое усилие — всем известный феномен – является, по мнению Т. Рибо, механизмом волевой регуляции. Волевое усилие необходимо в случае конфликта между сознательным стремлением и неким естественным желанием человека [14]. Стоит отметить, что представление об усилии как механизме воли впоследствии прочно закрепилось в психологической науке, хотя такое объяснение не является удовлетворительным. Усилие — феномен, сопутствующий работе волевой регуляции, но мало проливающий свет на действительную работу субъекта волевой регуляции [16].
Огромное влияние на состояние психологии воли в XX столетии оказали работы немецкого и американского психолога К. Левина. К. Левин в своей теории поля исследовал не только мотивационные, но и волевые процессы. Для объяснения поведения человека К. Левин вводил понятия «потребность», «намерение» и «квазипотребность». Действия же К. Левин подразделял на волевые, импульсивные и преднамеренные. Волевое действие понималось как действие контролируемое, импульсивное — как действие, в котором непосредственно проявляются истинные потребности [8]. Преднамеренное же действие имеет в своей основе намерение, причем некоторые волевые действия могут быть преднамеренными, а некоторые — нет. В теории К. Левина воля и мотивация отождествляются, поскольку побуждение, традиционно рассматриваемое как функция воли, объясняется действием квазипотребности. Воля становится лишним понятием, о чем пишет сам К. Левин: «…было бы целесообразно в интересах чистоты понятий и во избежание недоразумений вовсе отказаться от терминов «воля» и «импульсивный» [14]. Таким образом, поведение человека объясняется мотивацией, в терминах «намерения», «потребности» и «квазипотребности». Таким образом, понятие воли в той или иной форме используется в концепции В. Франкла. Однако такое использование носит преимущественно описательный характер, не исследуются конкретные механизмы волевого действия. Понятие «воли» фигурирует и в концепции американского психолога и психотерапевта Р. Мэя. Он определяет волю как категорию, определяющую способность организовывать личность (Self) так, чтобы происходило движение в заданном направлении к заданной цели. Воля отличается от категории желания большей осознанностью, возможностью выбора и отличается большей зрелостью. Отличается воля и от понятия интенциональности. Интенциональность лежит в основе намерений человека; она служит некоторым мостом между субъектом и объектом; влияет на то, как мы воспринимаем окружающий нас мир [17]. В рамках концепции Р. Мэя понятие воли используется в достаточно широком контексте. В первую очередь подчеркивается наличие у человека свободы воли и собственной активности как фундаментальных характеристик. Однако само понятие воли остается не четко определенным, психологические механизмы функционирования воли остаются неосвещенными.
Более детально понятие воли рассматривается в концепции психосинтеза итальянского психолога и психотерапевта Р. Ассаджиоли. При изучении воли Р. Ассаджиоли в первую очередь уделял внимание прикладным аспектам — развитию воли у своих клиентов в процессе психотерапевтической работы. Именно поэтому подчеркивается, что нет необходимости иметь законченную теорию воли для того, чтобы развивать и тренировать ее [14]. Тем не менее, воля в психосинтезе изучается в двух аспектах. С одной стороны, воля как акт, имеющий несколько отдельных фаз. С другой стороны, Р. Ассаджиоли в своей типологии личности (из 7 типов) выделяет особый тип — «волевой», т. е. воля рассматривается и как качество личности, диспозиция. Описывая личностные качества волевого типа личности, Р. Ассаджиоли отмечает, что в «физическом плане воля выражается в четких и решительных действиях, мужестве, способности властвовать над материальным миром и другими людьми, в склонности к соперничеству, а также тяготении к насилию и разрушению». Трансперсональные качества данного типа разительно отличаются от личностных. Трансперсональная воля представляет собой «моральное мужество, это готовность принять на себя ответственность, встретить опасности, пожертвовать своим благополучием ради достойного дела» [13]. Такими качествами являются подлинная уверенность в себе, внутренняя независимость, верность, прямота, выдержка и великодушие. Таким образом, Р. Ассаджиоли ограничивается описательными характеристиками типов личности, в частности волевого типа. У классификации нет строгих оснований, данные 7 типов выделены с большой степенью произвольности. Во многом это связано с тем, что Р. Ассаджиоли ставил перед собой психотерапевтические задачи, решение которых не требовало создания законченной непротиворечивой теории. Кроме того, работы Р. Ассаджиоли, посвященные теме воли и волевых качеств, были созданы в годы сильного упадка интереса к этому вопросу в зарубежной психологии. В американской психотерапии и психологии одной из моделей, в которых также продолжалось использование понятия воли, является Model Of Human Occupation (MOHO). На данный момент не существует единого точного перевода данной модели в связи с многозначностью термина occupation. Однако в русскоязычной литературе предлагается название — модель практической занятости человека [16]. MOHO была разработана американским психологом Г. Киельхофнером и его коллегами в начале 1970-х годов в русле американской трудотерапии. В фокусе рассмотрения данной модели находятся три основных компонента, составляющих человеческое занятие: мотивация, обучение и исполнение. Тремя основными понятиями, используемыми в МОНО, являются воля, образ жизни и исполнительная способность, рассматриваемые как три различные взаимодополняющие функции, вместе образующие неразрывное единство личности [5]. Ряд авторов влияния на самоконтроль и его, данная слабо в модели. Так, в из было, что самоконтроля снижена факторов, в межличностного [6]. исследование резонанс, и социальных на самоконтроля дальше. В испытуемые моделированием, историю за. Группа, историю, в приходилось усилий для поведения, с задачей на. , что психологическая состояния с людей не только, но и его улучшение [9]., фактором, на, оказалось людей, хорошим или [20]. был получен в: мысли о с аналитическими продуктивность способностей [3]; о, склонных, стимулируют [11]; о, стремящихся к, собственные к [4]; мысли о с зависимостью для более вещества и [9]. образом, в интерес к за рубежом все. Выражается это не в числа, данной. Так, популярность регуляции Американской (АРА) под «Что о силе: психологической о», адресованный не, но и широкой. того, в появляется по развитию «Наука» профессора К. что является.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.008 с.) |