Исследование воли и волевых качеств личности в зарубежной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование воли и волевых качеств личности в зарубежной психологии



Понятие воли вошло из философии в психологию с момента ее появления как науки и долгое время играло роль ключевого конструкта. Так, В. Вундт создал эмоциональную теорию воли, в рамках которой утверждалось, что волевые процессы являются особым классом аффектов [2]. Особо подчеркивалась и связь воли с апперцепцией. Важен тот факт, что апперцепция носит активный характер в отличие от ассоциации. Однако это не внесло ясности в понимание сути волевых актов, поскольку В. Вундт был склонен объяснять их за счет других процессов: аффектов и внимания. Таким образом, вставал вопрос о целесообразности употребления самого понятия воли.

Проблема воли также была исследована в работах У. Джемса. Мотивы поведения подразделялись им на инстинктивные и неинстинктивные. Нормальная работа воли, по его мнению, заключалась в усилении в сознании неинстинктивных (культурных) мотивов и ослаблении инстинктивных [12]. То есть воля необходима в случаях, когда мотивы идеального характера должны одержать верх над мотивами импульсивного характера. Механизм же этого процесса – усилие. Именно благодаря усилию становится возможным придание большей силы одной группе мотивов в противоположность другой [19].

Т. Рибо в своем научном творчестве также касался проблемы воли. Изучая явления ослабления и болезни воли, влияние травм головного мозга, отравлений и обсессий на волю, Т. Рибо формулировал ряд положений относительно природы воли. Воля понимается им как способность, связанная с побуждением к действиям и их торможением. В основе воли лежит страсть как некоторая мотивирующая сила. В структуре каждого волевого акта есть элемент сознательного, но есть и психофизиологический механизм. Волевое усилие — всем известный феномен – является, по мнению Т. Рибо, механизмом волевой регуляции. Волевое усилие необходимо в случае конфликта между сознательным стремлением и неким естественным желанием человека [14].

Стоит отметить, что представление об усилии как механизме воли впоследствии прочно закрепилось в психологической науке, хотя такое объяснение не является удовлетворительным. Усилие — феномен, сопутствующий работе волевой регуляции, но мало проливающий свет на действительную работу субъекта волевой регуляции [16].

Огромное влияние на состояние психологии воли в XX столетии оказали работы немецкого и американского психолога К. Левина. К. Левин в своей теории поля исследовал не только мотивационные, но и волевые процессы. Для объяснения поведения человека К. Левин вводил понятия «потребность», «намерение» и «квазипотребность». Действия же К. Левин подразделял на волевые, импульсивные и преднамеренные. Волевое действие понималось как действие контролируемое, импульсивное — как действие, в котором непосредственно проявляются истинные потребности [8]. Преднамеренное же действие имеет в своей основе намерение, причем некоторые волевые действия могут быть преднамеренными, а некоторые — нет.

В теории К. Левина воля и мотивация отождествляются, поскольку побуждение, традиционно рассматриваемое как функция воли, объясняется действием квазипотребности. Воля становится лишним понятием, о чем пишет сам К. Левин: «…было бы целесообразно в интересах чистоты понятий и во избежание недоразумений вовсе отказаться от терминов «воля» и «импульсивный» [14]. Таким образом, поведение человека объясняется мотивацией, в терминах «намерения», «потребности» и «квазипотребности».

Таким образом, понятие воли в той или иной форме используется в концепции В. Франкла. Однако такое использование носит преимущественно описательный характер, не исследуются конкретные механизмы волевого действия.

Понятие «воли» фигурирует и в концепции американского психолога и психотерапевта Р. Мэя. Он определяет волю как категорию, определяющую способность организовывать личность (Self) так, чтобы происходило движение в заданном направлении к заданной цели. Воля отличается от категории желания большей осознанностью, возможностью выбора и отличается большей зрелостью. Отличается воля и от понятия интенциональности. Интенциональность лежит в основе намерений человека; она служит некоторым мостом между субъектом и объектом; влияет на то, как мы воспринимаем окружающий нас мир [17].

В рамках концепции Р. Мэя понятие воли используется в достаточно широком контексте. В первую очередь подчеркивается наличие у человека свободы воли и собственной активности как фундаментальных характеристик. Однако само понятие воли остается не четко определенным, психологические механизмы функционирования воли остаются неосвещенными.

Более детально понятие воли рассматривается в концепции психосинтеза итальянского психолога и психотерапевта Р. Ассаджиоли. При изучении воли Р. Ассаджиоли в первую очередь уделял внимание прикладным аспектам — развитию воли у своих клиентов в процессе психотерапевтической работы. Именно поэтому подчеркивается, что нет необходимости иметь законченную теорию воли для того, чтобы развивать и тренировать ее [14]. Тем не менее, воля в психосинтезе изучается в двух аспектах. С одной стороны, воля как акт, имеющий несколько отдельных фаз. С другой стороны, Р. Ассаджиоли в своей типологии личности (из 7 типов) выделяет особый тип — «волевой», т. е. воля рассматривается и как качество личности, диспозиция.

Описывая личностные качества волевого типа личности, Р. Ассаджиоли отмечает, что в «физическом плане воля выражается в четких и решительных действиях, мужестве, способности властвовать над материальным миром и другими людьми, в склонности к соперничеству, а также тяготении к насилию и разрушению».

Трансперсональные качества данного типа разительно отличаются от личностных. Трансперсональная воля представляет собой «моральное мужество, это готовность принять на себя ответственность, встретить опасности, пожертвовать своим благополучием ради достойного дела» [13]. Такими качествами являются подлинная уверенность в себе, внутренняя независимость, верность, прямота, выдержка и великодушие.

Таким образом, Р. Ассаджиоли ограничивается описательными характеристиками типов личности, в частности волевого типа. У классификации нет строгих оснований, данные 7 типов выделены с большой степенью произвольности. Во многом это связано с тем, что Р. Ассаджиоли ставил перед собой психотерапевтические задачи, решение которых не требовало создания законченной непротиворечивой теории. Кроме того, работы Р. Ассаджиоли, посвященные теме воли и волевых качеств, были созданы в годы сильного упадка интереса к этому вопросу в зарубежной психологии.

В американской психотерапии и психологии одной из моделей, в которых также продолжалось использование понятия воли, является Model Of Human Occupation (MOHO). На данный момент не существует единого точного перевода данной модели в связи с многозначностью термина occupation. Однако в русскоязычной литературе предлагается название — модель практической занятости человека [16]. MOHO была разработана американским психологом Г. Киельхофнером и его коллегами в начале 1970-х годов в русле американской трудотерапии.

В фокусе рассмотрения данной модели находятся три основных компонента, составляющих человеческое занятие: мотивация, обучение и исполнение. Тремя основными понятиями, используемыми в МОНО, являются воля, образ жизни и исполнительная способность, рассматриваемые как три различные взаимодополняющие функции, вместе образующие неразрывное единство личности [5].

Ряд авторов влияния на самоконтроль и его, данная слабо в модели. Так, в из было, что самоконтроля снижена факторов, в межличностного [6]. исследование резонанс, и социальных на самоконтроля дальше. В испытуемые моделированием, историю за. Группа, историю, в приходилось усилий для поведения, с задачей на.

, что психологическая состояния с людей не только, но и его улучшение [9]., фактором, на, оказалось людей, хорошим или [20]. был получен в: мысли о с аналитическими продуктивность способностей [3]; о, склонных, стимулируют [11]; о, стремящихся к, собственные к [4]; мысли о с зависимостью для более вещества и [9].

образом, в интерес к за рубежом все. Выражается это не в числа, данной. Так, популярность регуляции Американской (АРА) под «Что о силе: психологической о», адресованный не, но и широкой. того, в появляется по развитию «Наука» профессора К. что является.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.008 с.)