Рассмотрение и утверждение бюджетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрение и утверждение бюджетов



Рассмотрение и утверждение решений о бюджете является важнейшим этапом, в рамках которого утверждаются основные бюджетные показатели, разработанные при составлении проектов бюджетов, а также нормы, необходимые для исполнения бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.

Данная стадия длится с 1 октября по 24 декабря текущего года.

Процедура рассмотрения и утверждения бюджетов регулируется разделом VII БК РФ.

Рассмотрение и утверждение бюджетов относится к ведению представительных органов власти – Федерального Собрания РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ и выборных органов муниципальных образований.

Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – Бюджетным кодексом РФ; бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – законом субъекта Российской Федерации; местного бюджета – муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Такой порядок должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу Правительством Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года, и к нему согласно п.4 ст. 192 БК РФ прилагаются следующие документы:

- основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики;

- предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год;

- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

- оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;

- прогноз основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, в том числе консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

- пояснительная записка к проекту федерального закона о федеральном бюджете;

- расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

- реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

-перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчеты по ним на очередной финансовый год и плановый период;

-методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде;

- перечень и оценка объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления, по субъектам Российской Федерации и порядком определения указанных объемов;

- паспорта (проекты паспортов) государственных программ Российской Федерации, проектами изменений указанных паспортов;

- данные по объектам капитального строительства, вновь включаемым в проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период;

- данные по прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год и плановый период;

- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации;

- предложения по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, а также предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде;

- расчеты прогнозируемых объемов дополнительных (недополученных) нефтегазовых доходов федерального бюджета, прогнозируемых объемов средств Фонда национального благосостояния;

- бюджетный прогноз (проектом бюджетного прогноза, проектом изменений бюджетного прогноза) Российской Федерации на долгосрочный период;

- реестр источников доходов федерального бюджета.

- возможен протокол разногласий, если таковые были при составлении проекта;

- начиная с 2013 года все уровни управления – федеральный, региональный, муниципальный – формируют, представляют «Бюджеты для граждан» и публикуют его в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с проектом бюджета вносятся еще два закона - о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Также в Государственную Думу Центральным банком Российской Федерации представляется проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Принятый Государственной Думой проект бюджета отправляется на ознакомление Президенту Российской Федерации.

Перед тем, как начать рассмотрение проекта бюджета в чтениях, свое заключение на соответствие представленных документов и материалов требованиям ст.192 БК РФ дает Комитет по бюджету.

 В течение 3-х дней проект бюджета направляется в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

С проектом работают профильные комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов, подразделов и государственных программ Российской Федерации (формируются заключения по законопроекту и предложения о принятии или об отклонении законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения).

Процедура рассмотрения бюджета, как правило, состоит из трех чтений, исключением является рассмотрение местного бюджета, проходящее в двух чтениях. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней.

В первом чтении обсуждается его концепция проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, предметом рассмотрения являются основные характеристики федерального бюджета. При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета, определенные ст. 199 БК РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума передает законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета либо возвращает законопроект в Правительство РФ на доработку либо ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются текст закона и основные приложения к нему, включая распределение расходов на будущие три года в разной группировке – по функциям государства, в разрезе государственных программ.

Обсуждаются структура перечней главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета, бюджетные ассигнования утверждаемых расходов, показатели оборонного заказа, программы заимствований Российской Федерации, распределение межбюджетных трансфертов, источники финансирования дефицита бюджета.

Впервые в 2017 году приложения объединены для облегчения рассмотрения бюджетных данных и сокращения их объема

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в третьем чтении утверждается приложение, содержащее ведомственную структуру расходов федерального бюджета в соответствии с распределением бюджетных ассигнований, утвержденным во втором чтении, то есть это распределение бюджетных средств по главным распорядителям по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, требуемое для адресного выделения средств. В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает указанный федеральный закон в течение 14 дней.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Закон о бюджете вступает в силу 1 января. Статьей 190 БК РФ предусмотрены бюджетные процедуры по временному управлению бюджетом в случае, если закон не вступил в действие в течение месяца (финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году), в течение трех месяцев (финансовый орган не имеет права: доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам, предоставлять бюджетные кредиты, осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал, формировать резервные фонды).

Основания для внесения изменений в действующий закон о бюджете:

- изменение цены на нефть,

- изменение роста внутреннего валового продукта,

- инфляционные изменения,

- изменение налогового законодательства,

- санкционные изменения и изменение программы импортозамещения (невыполнение/перевыполнение) и др.

Основаниями для корректировки бюджетной политики в будущем также могут быть демографические и геополитические изменения.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Здесь хотелось представить небольшой анализ нормативных актов субъектов Российской Федерации в области бюджетного процесса, показать определенные региональные особенности.

Основное правило для всей региональной нормативной базы – это непротиворечие норм федеральному бюджетному законодательству. Вместе с тем возможны законодательные вариативные разработки по отношению к тому или иному субъекту.

Регионы в рамках составления проекта бюджета применяют механизм публичных слушаний (что не используется при разработке федерального бюджета) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. По итогам проведения публичных слушаний могут быть приняты резолюции, рекомендации и обращения: представительному органу муниципального образования; главе муниципального образования; жителям муниципального образования; органам государственной власти; предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования и т.п.

Так, субъекты проводят слушания на разных стадиях бюджетного процесса: на стадии составления проекта бюджета процедура применяется в Курской области (закон Курской области от 18 июня 2003 г. № 33-ЗКО «О бюджетном процессе в Курской области»), в Краснодарском крае (закон Краснодарского края от 4 февраля 2002 г. № 437-кз «О бюджетном процессе в Краснодарском крае»); на стадии рассмотрения и утверждения бюджета – в Томской области (закон Томской области от 11 октября 2007 г. № 231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области»); возможно проведение заочной формы слушаний – в Нижегородской области (закон Нижегородской области от  12 сентября 2007 г. № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области»).

Напомним, что внесение проекта бюджета по общему правилу должно быть проведено до 1 октября текущего года. В регионах данные сроки установлены иначе – до 1 ноября, что можно увидеть в соответствующих нормативных актах республик Крым, Коми, Адыгея и других субъектах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.023 с.)