Участники бюджетного процесса и их полномочия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участники бюджетного процесса и их полномочия



Участниками бюджетного процесса являются субъекты, непосредственно участвующие в планировании, составлении, рассмотрении и утверждении бюджета, составлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности, а также лица, непосредственно осуществляющие бюджетный контроль.

Бюджетное законодательство (ст. 152 БК РФ) определяет круг субъектов – участников бюджетного процесса, включая в него:

- Президента Российской Федерации;

- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

- исполнительные органы государственной власти;

- Центральный банк Российской Федерации;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

-главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

Бюджетные полномочия указанных участников устанавливаются БК РФ (ст.ст. 153-160.2-1, 162), а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ либо законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, либо муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Так, Президент РФ дает основные направления внутренней и внешней политики государства, формирующие финансовую политику на предстоящий период, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями, в них устанавливаются основные направления государственной политики (п. «е» ст.84 Конституции РФ). Положения Бюджетного послания включают в себя концепцию бюджетной политики на очередной финансовый год, заключение об итогах бюджетной политики за предыдущий год, а также установление приоритетов в сфере межбюджетного регулирования, управления долгом, совершенствования бюджетных технологий и управления государственными финансами. Также Президент издает указы и распоряжения при реализации бюджетных правоотношений, и через Контрольное управление осуществляет бюджетный контроль.

Законодательные (представительные) органы власти (обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации, представительные органы субъектов, местного самоуправления) рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов и определяют правовой статус контролирующих исполнение бюджетов органов, а также осуществляют другие полномочия.

Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (Правительство Российской Федерации) и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований включают в себя составление проекта бюджета, внесение его на утверждение законодательных (представительных) органов, разработку и утверждение методики распределения и порядка предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечение исполнения бюджета и составление бюджетной отчетности, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов и иные указанные в ст. 154 БК РФ полномочия.

Особыми полномочиями в процессе осуществления бюджетного процесса обладает Министерство финансов РФ, которое:

- принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;

- организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- разрабатывает методологию в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной политики Российской Федерации;

- ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;

- разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

- организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядки составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, кассового плана исполнения федерального бюджета, а также утверждения (изменения), доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета;

- осуществляет иные полномочия.

Центральное место в бюджетном процессе занимает Казначейство России со своими территориальными подразделениями. Это основной процессуальный участник в сфере исполнения бюджета. Статья 166.1 БК РФ закрепляет его бюджетные полномочия - осуществление правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Данный орган наделен широкими контрольными обязанностями в области исполнения бюджета.

Особая роль в бюджетных правоотношениях отведена упоминавшейся ранее Счетной палате РФ. Главными направлениями ее деятельности являются: финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; обеспечение единой системы контроля за их исполнением, а также осуществление контрольных функций за деятельностью контрольных органов. Это независимый орган, финансовый аудитор, оценивающий реализацию государственных программ и проектов, работу всей бюджетной системы, работу исполнительной власти в бюджетном секторе.

Полномочия Центрального банка РФ в бюджетной сфере заключаются в совместной с Правительством РФ разработке и предоставлении на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно-кредитной политики, обслуживании счета бюджетов, осуществлении функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155 БК РФ).

Также напомним, что Банк России – это единственное учреждение, где органы Федерального казначейства держат свои счета; лишь в случае отсутствия на территории населенного пункта учреждений Центрального банка счета возможно размещать в уполномоченных коммерческих банках.

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27 июня 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» Центральный Банк осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов. На основании ст. 23 указанного Закона Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга РФ и операции с золотовалютными резервами.

Определенное место в бюджетном процессе занимают органы управления государственными внебюджетными фондами. Бюджеты данных фондов саморегулируются и не входят в состав бюджета какого-либо уровня бюджетной системы (федерального, регионального и местного бюджета). Однако средства государственных внебюджетных фондов являются объектами федеральной собственности. Следует отметить, что данные денежные фонды формируются в основном за счет собственных закрепленных доходов.

Независимо от того, какой административно-правовой статус имеют участники бюджетного процесса, все они в бюджетных правоотношениях выступают в качестве главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств – это орган государственной власти РФ, субъекта РФ или орган местного самоуправления, который распределяет бюджетные средства между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств на основании бюджетной росписи. Они являются субъектами бюджетного планирования и к ним относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», Счетная палата Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель составляет бюджетную роспись подведомственных получателей, определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной роспись на соответствующий год. Полномочия получателей бюджетных средств в рамках бюджетного процесса перечислены в ст. 162 БК РФ.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, осуществляющий начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по указанным платежам. К ним можно отнести Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, внебюджетные фонды и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.009 с.)