Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержкиСтр 1 из 5Следующая ⇒
Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки Единственная настоящая роскошь — Это роскошь человеческого общения Антуан де Сент-Экзюпери
Общение является одной из основных функций медсестры. При общении медсестра получает всю информацию о больном, передает информацию пациенту о его состоянии, лечении и т.д. Но самое главное – в процессе общения между сестрой и пациентом возникают доверительные отношения, которые помогают пациенту правильно относиться к полученной информации и прийти к необходимости изменения привычного образа жизни. Что же такое «общение»? Существует много определений этого процесса. Вот некоторые из них: - непрерывные динамические серии событий, включающие передачу информации от отправителя к получателю. - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. - все способы поведения, которые человек использует сознательно или бессознательно, для воздействия на другого не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов.
В последние годы в научной литературе часто вместо слова «общение» используется термин «коммуникация». Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента, его близких и медсестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни, связанными с изменениями состояния здоровья. Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, как физического, так и психического. Для оказания максимальной помощи пациенту медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу. Общение с пациентом и всеми, кто участвует в лечении и в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сестринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.
Функции общения. Профессионализм современной медсестры предполагает научный подход к вопросам взаимоотношений с пациентами. В общении есть три функции: – информационная (заключается в любом обмене информацией; медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.); – регулятивная (в процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние пациентов.); – эмоциональная (пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих).
Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные. Можно выделить три уровня общения: 1. внутриличностное – с самим собой (в том числе, во время работы); 2. межличностное – между двумя и более людьми; 3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией или общение между большими группами людей. Зоны комфорта У каждого человека размер зон комфорта свой. Как правило, человек не думает о зоне комфорта или размере личного пространства вокруг него, пока кто-нибудь не вторгнется в эту зону. Человек сразу же чувствует себя некомфортно и, если есть возможность, делает шаг назад, чтобы восстановить комфортное личное пространство вокруг себя. Дискомфорт, который появляется у человека, если кто-то попал в его личное пространство, может быть связан с понятиями интимности, угрозы, превосходства. Человек допускает в своё личное пространство только близких ему людей и друзей.
Медицинская сестра, зная и понимая трудности, которые при этом может испытывать пациент, должна быть особенно внимательной и деликатной. Например, размер комфортной зоны медицинской сестры позволяет ей стоять близко к другим людям, но они испытывают при этом неудобство и отодвигаются, поскольку размер их комфортной зоны может быть меньше. И наоборот, медицинская сестра может чувствовать себя комфортно только в том случае, если вокруг неё большое пространство, а человек думает при этом, что он ей неприятен и поэтому она стоит (сидит) так далеко от него. Нужно помнить о том, что часто медицинские работники настолько привыкают к общению с людьми в различных ситуациях, в том числе, когда пациенты раздеты, что их восприятие дискомфорта людей и их замешательства в таких ситуациях притупляется. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для сестры и пациента расстояние. Нужно быть очень внимательным к проявлению пациентом и/или его близкими чувства дискомфорта, связанного с вторжением в зону комфорта. Процесс общения пространственно организуется. Самое важное, чтобы оба собеседника чувствовали себя комфортно. Внутри личного пространства выделяют следующие зоны. 1. сверхинтимную до 15см от поверхности тела; 2. интимную - не менее 40см; 3. личную - 40см - 2м; 4. социальную 2-4м; 5. открытую - более 4 м В интимную зону мы впускаем лишь тех, кому доверяем, близкими людьми. Величина интимной зоны зависит от настроения, чувства уверенности в себе. Если предпринимается попытка установить психологический контакт, нельзя вламываться в интимную зону без разрешения, без видимых на то оснований, связанных с выполнением вами своих профессиональных обязанностей. В личную зону допускаются те, с кем отношения не столь близкие, чтобы позволить им вступить в интимную зону, но и не столь далекие, чтобы держать их в социальной зоне. В этой зоне человек позволяет быть тем, с кем охотно общается. Если психологический контакт между медсестрой и пациентом состоялся, то им комфортно общаться, впускать друг друга в личную зону. Социальная зона зарезервирована для официальных контактов поверхностного характера.
Ответы отправляйте в обсуждения. На задание следует отвечать «верно» или «неверно» 1. Общение может быть вербальным и невербальным. 2. Выделяют 4 уровня общения 3. Внутриличностное общение - это общение между двумя и более людьми 4. Эффективное общение состоит из 4 элементов: отправитель, получатель, сообщение, подтверждение 5. Канал общения: это может быть устная речь, неречевое сообщение, письменное сообщение 6. Открытый вопрос - это тот вопрос, на который пациент может ответить "да" или "нет" 6. Невербальное общение - это письменное общение, мимика, жесты, позы, прикосновения 7. В интимную зону человека допускается любой незнакомый человек 8. Когда пациент ведет себя агрессивно, не воспринимайте его поведение как личное оскорбление 9. Социальная поддержка может быть вербальной и невербальной
Домашнее задание:
Повторить пройденный материал по теме: Конспект лекции; С.А.Мухина, И.И. Тарновская учебник "Теоретические основы сестринского дела" М.., ГЭОТАР-Медиа 2011г., стр. 35-42. Обуховец Т.П., Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2007. – (Медицина для вас), с.42-56.
Дополнительно Биоэтика Термин «биоэтика» предложил американский биолог В.- Р. Поттер, определив ее мостом между естественными и гуманитарными науками – между биологией и этикой. Биоэтика – это этика защиты жизни в условиях современной медицинской практики, делающей возможность манипулирования человеческой жизнью с момента её зарождения до последней стадии её существования. Биоэтика - это наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника в условиях использования новых медицинских технологий. Биоэтические исследования, прежде всего, сосредоточены на «проблемных ситуациях». Основные проблемы биоэтики: · новые репродуктивные технологии - экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство; · искусственный аборт; · применение контрацепции; · стерилизация человека (в нашей стране добровольная разрешена с 1993г.); · клонирование человека; · состояние, возникающее после клинической смерти (смерть мозга, стойкое вегетативное состояние); · эвтаназия - прерывание жизни пациента медработником с согласия пациента.
Общение неотъемлемая часть жизни, очень важная в повседневности, и тем более в профессиональной деятельности медицинской сестры. От эффективного общения будет зависеть качественное выполнение обязанностей, и удовлетворение своей работой. Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга. Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов. Уровни общения: 1. Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой: обдумывание проблемы, анализ ситуации, выработка каких-либо планов, идей. 2. Межличностное – общение 2-х или более людей между собой. 3. Общественное – общение одного человека с коллективом, большой аудиторией. Стили общения
1. Авторитарный. 2. Уступки. 3. Компромисса. 4. Сотрудничества. 5. Избегания.
Элементы эффективного общения (предложил амер. исследователь Лассуэлл)
1. Отправитель – человек, передающий информацию. 2. Сообщение – посылаемая информация. 3. Канал – способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты (выражение лица, глаз, мимика, жесты, поза), в письменном виде. 4. Получатель – человек, принимающий сообщение. 5. Подтверждение – сигнал, которым получатель дает знать отправителю, что сообщение получено. Отравитель должен осознанно подготовить информацию. Сообщение должно быть четким, понятным для получателя, полным и лаконичным одновременно. Для передачи должен быть использован правильный канал с учетом возможностей получателя (устная речь, или письменная инструкция и т.д.). Для подтверждения о получении сообщения необходимо задавать конкретные, открытые вопросы.
Вербальные средства общения Вербальная коммуникация предполагает два важных элемента: смысл и форму высказывания. Сообщение должно быть ясным и четким. Для слепого человека можно использовать устную речь, для глухого – как устную (может читать по губам), так и письменную речь (памятка). Для эффективности устной речи необходимо: 1. Привлечь внимание получателя сообщения. 2. Говорить медленно, с хорошим произношением, короткими фразами. 3. Не злоупотреблять специальной терминологией. 4. Правильно выбирать время для сообщения, чтобы пациент проявлял интерес. 5. Следить за интонацией своего голоса. 6. Выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы слышали, но не кричать. 7. Выслушивать до конца; 8. Для контроля восприятия задавать открытые вопросы - начинающиеся со слов: «Скажите мене…?», «Где…?», «Когда…?», «»Почему…?». Для эффективности письменной коммуникации необходимо: 1. Писать аккуратно (если плохой почерк – печатными буквами). 2. Выбирать правильный размер и цвет букв. 3. Убедиться, что в записке полная информация. 4. Писать грамотно. 5. Выбирать понятные, простые слова. 6. Обязательно подписывать сообщение. Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса. Следовательно, всего 7% информации передается устной речью. Причем невербальный канал передает отношение к собеседнику. Зоны комфорта
Примечание. Человек допускает в свое личное пространство только близких людей. При выполнении процедур медсестра вторгается не только в личную, но и в интимную зоны. При этом необходимо быть особенно внимательной и деликатной. Коммуникативные барьеры 1. Фонетический барьер – оба собеседника говорят быстро, невыразительно, или на разных языках. 2. Смысловой барьер – использование жаргонов, терминологии. 3. Стилистический барьер – несоответствие речи ситуации общения, фамильярность.
4. Барьер логического восприятия – сложная, неубедительная речь. 5. Социально-культурный барьер – возникает при определенном статусе, национальности собеседника. 6. Психологические барьеры – неверные психологические установки и представления (неверные стереотипы, ожидание непонимания, негативная установка).
Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.038 с.) |