Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки



Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки

Единственная настоящая роскошь —

Это роскошь человеческого общения

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Общение является одной из основных функций медсестры. При общении медсестра получает всю информацию о больном, передает информацию пациенту о его состоянии, лечении и т.д. Но самое главное – в процессе общения между сестрой и пациентом возникают доверительные отношения, которые по­могают пациенту правильно относиться к полученной информации и прийти к необходимости изменения привычного образа жизни.

Что же такое «общение»? Существует много определений этого процесса. Вот некоторые из них:

- непрерывные динамические серии событий, включающие переда­чу информации от отправителя к получателю.

- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

- все способы поведения, которые человек использует созна­тельно или бессознательно, для воздействия на другого  не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов.

 

В последние годы в научной литературе часто вместо слова «общение» используется термин «коммуникация».

Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности пациента, его близких и медсестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни, связанными с изменениями состояния здоровья.

Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, как физического, так и психического. Для оказания максимальной помощи пациенту медсестре необходимы коммуникативные и профес­сиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, про­являть внимание и заботу.

Общение с пациентом и всеми, кто участвует в лечении и в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сест­ринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.

 

 

Функции общения.

Профессионализм современной медсестры предполагает научный подход к вопросам взаимоотношений с пациентами.

В общении есть три функции:

– информационная (заключается в любом обмене информацией; медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.);

регулятивная (в процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние пациентов.);

эмоциональная (пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла.   Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка посто­янно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую оче­редь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих).

 

 

Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.

Можно выделить три уровня общения:

1. внутриличностное – с самим собой (в том числе, во время работы);

2. межличностное – между двумя и более людьми;

3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией или общение между большими группами людей.

Зоны комфорта

У каждого человека размер зон комфорта свой. Как правило, человек не думает о зоне комфорта или размере личного пространства вокруг него, пока кто-нибудь не вторгнется в эту зону. Человек сразу же чувствует себя некомфортно и, если есть возможность, делает шаг назад, чтобы восстановить комфортное личное пространство вокруг себя.

Дискомфорт, который появляется у человека, если кто-то попал в его личное пространство, может быть связан с понятиями интимности, угрозы, превосходства. Человек допускает в своё личное пространство только близких ему людей и друзей.

 Медицинская сестра, зная и понимая трудности, которые при этом может испытывать пациент, должна быть особенно внимательной и деликатной. Например, размер комфортной зоны медицинской сестры позволяет ей стоять близко к другим людям, но они испытывают при этом неудобство и отодвигаются, поскольку размер их комфортной зоны может быть меньше. И наоборот, медицинская сестра может чувствовать себя комфортно только в том случае, если вокруг неё большое пространство, а человек думает при этом, что он ей неприятен и поэтому она стоит (сидит) так далеко от него.

Нужно помнить о том, что часто медицинские работники настолько привыкают к общению с людьми в различных ситуациях, в том числе,  когда пациенты раздеты, что их восприятие дискомфорта людей и их замешательства в таких ситуациях притупляется. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для сестры и пациента расстояние.

Нужно быть очень внимательным к проявлению пациентом и/или его близкими чувства дискомфорта, связанного с вторжением в зону комфорта.

Процесс общения пространственно организуется. Самое важное, чтобы оба собеседника чувствовали себя комфортно. Внутри личного пространства выделяют следующие зоны.

1. сверхинтимную до 15см от поверхности тела;

2. интимную - не менее 40см;

3. личную - 40см - 2м;

4. социальную 2-4м;

5. открытую - более 4 м

В интимную зону мы впускаем лишь тех, кому доверяем, близкими людьми. Величина интимной зоны зависит от настроения, чувства уверенности в себе. Если предпринимается попытка установить психологический контакт, нельзя вламываться в интимную зону без разрешения, без видимых на то оснований, связанных с выполнением вами своих профессиональных обязанностей.

В личную зону допускаются те, с кем отношения не столь близкие, чтобы позволить им вступить в интимную зону, но и не столь далекие, чтобы держать их в социальной зоне. В этой зоне человек позволяет быть тем, с кем охотно общается. Если психологический контакт между медсестрой и пациентом состоялся, то им комфортно общаться, впускать друг друга в личную зону.

Социальная зона зарезервирована для официальных контактов поверхностного характера.

  Менее 15 см 15 см – 46 см 46 см – 120 см 120 см – 360 см > 3,6 м
  Сверхинтимная Интимная зона Личная зона Социальная зона Общественная зона

Ответы отправляйте в обсуждения.

    На задание следует отвечать «верно» или «неверно»

1. Общение может быть вербальным и невербальным.

2. Выделяют 4 уровня общения

3. Внутриличностное общение - это общение между двумя и более людьми

4. Эффективное общение состоит из 4 элементов: отправитель, получатель, сообщение, подтверждение

5. Канал общения: это может быть устная речь, неречевое сообщение, письменное сообщение 6. Открытый вопрос - это тот вопрос, на который пациент может ответить "да" или "нет"

6. Невербальное общение - это письменное общение, мимика, жесты, позы, прикосновения

7. В интимную зону человека допускается любой незнакомый человек

8. Когда пациент ведет себя агрессивно, не воспринимайте его поведение как личное оскорбление

9. Социальная поддержка может быть вербальной и невербальной

 

Домашнее задание:

 

 

Повторить пройденный материал по теме:

Конспект лекции;

С.А.Мухина, И.И. Тарновская учебник "Теоретические основы сестринского дела" М.., ГЭОТАР-Медиа 2011г., стр. 35-42.

Обуховец Т.П., Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2007. – (Медицина для вас), с.42-56.

 

Дополнительно

Биоэтика

Термин «биоэтика» предложил американский биолог В.- Р. Поттер, определив ее мостом между естественными и гуманитарными науками – между биологией и этикой.

Биоэтика – это этика защиты жизни в условиях современной медицинской практики, делающей возможность манипулирования человеческой жизнью с момента её зарождения до последней стадии её существования.

    Биоэтика - это наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника в условиях использования новых медицинских технологий. Биоэтические исследования, прежде всего, сосредоточены на «проблемных ситуациях».

Основные проблемы биоэтики:

· новые репродуктивные технологии - экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство;

· искусственный аборт;

· применение контрацепции;

· стерилизация человека (в нашей стране добровольная разрешена с 1993г.);

· клонирование человека;

· состояние, возникающее после клинической смерти (смерть мозга, стойкое вегетативное состояние);

· эвтаназия  - прерывание жизни пациента медработником с согласия пациента.

 

Общение неотъемлемая часть жизни, очень важная в повседневности, и

 тем более в профессиональной деятельности медицинской сестры. От

 эффективного общения будет зависеть качественное выполнение

 обязанностей, и удовлетворение своей работой.

Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Уровни общения:

1. Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой: обдумывание проблемы, анализ ситуации, выработка каких-либо планов, идей.

2. Межличностное – общение 2-х или более людей между собой.

3. Общественное – общение одного человека с коллективом, большой аудиторией.

Стили общения

1. Авторитарный.

2. Уступки.

3. Компромисса.

4. Сотрудничества.

5. Избегания.

 

Элементы эффективного общения (предложил амер. исследователь Лассуэлл)

 

1. Отправитель – человек, передающий информацию.

2. Сообщение – посылаемая информация.

3. Канал – способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты (выражение лица, глаз, мимика, жесты, поза), в письменном виде.

4. Получатель – человек, принимающий сообщение.

5. Подтверждение – сигнал, которым получатель дает знать отправителю, что сообщение получено.

Отравитель должен осознанно подготовить информацию. Сообщение должно быть четким, понятным для получателя, полным и лаконичным одновременно. Для передачи должен быть использован правильный канал с учетом возможностей получателя (устная речь, или письменная инструкция и т.д.). Для подтверждения о получении сообщения необходимо задавать конкретные, открытые вопросы.

                                                        

Вербальные средства общения

Вербальная коммуникация предполагает два важных элемента: смысл и форму высказывания. Сообщение должно быть ясным и четким. Для слепого человека можно использовать устную речь, для глухого – как устную (может читать по губам), так и письменную речь (памятка).

Для эффективности устной речи необходимо:

1. Привлечь внимание получателя сообщения.

2. Говорить медленно, с хорошим произношением, короткими фразами.

3. Не злоупотреблять специальной терминологией.

4. Правильно выбирать время для сообщения, чтобы пациент проявлял интерес.

5. Следить за интонацией своего голоса.

6. Выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы слышали, но не кричать.

7. Выслушивать до конца;

8. Для контроля восприятия задавать открытые вопросы - начинающиеся со слов: «Скажите мене…?», «Где…?», «Когда…?», «»Почему…?».

Для эффективности письменной коммуникации необходимо:

1. Писать аккуратно (если плохой почерк – печатными буквами).

2. Выбирать правильный размер и цвет букв.

3. Убедиться, что в записке полная информация.

4. Писать грамотно.

5. Выбирать понятные, простые слова.

6. Обязательно подписывать сообщение.

    Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса. Следовательно, всего 7% информации передается устной речью. Причем невербальный канал передает отношение к собеседнику.

Зоны комфорта

менее 15см 15-45см 0,46-1,2м 1,2-3,6м более 3,6м
сверх интимная интимная личная социальная общественная

Примечание. Человек допускает в свое личное пространство только близких людей. При выполнении процедур медсестра вторгается не только в личную, но и в интимную зоны. При этом необходимо быть особенно внимательной и деликатной.

Коммуникативные барьеры

1. Фонетический барьер – оба собеседника говорят быстро, невыразительно, или на разных языках.

2. Смысловой барьер – использование жаргонов, терминологии.

3. Стилистический барьер – несоответствие речи ситуации общения, фамильярность.

4. Барьер логического восприятия – сложная, неубедительная речь.

5. Социально-культурный барьер – возникает при определенном статусе, национальности собеседника.

6. Психологические барьеры – неверные психологические установки и представления (неверные стереотипы, ожидание непонимания, негативная установка).

 

Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.038 с.)