Педагогическое и психологическое изучение детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое и психологическое изучение детей



Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

· выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

· разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

· определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

· помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

· профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

· решение проблем социально-эмоционального плана

8. Методы психолого - педагогического изучения детей.

Метод наблюдения.

Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей. Оно начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяже­нии всего времени обследования. Наблюдение всегда должно проводиться целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать.

Метод изучения рисунков.

Рисунок является важ­ным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, на­ходящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специ­альное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточ­нения окончательного диагноза.

Методы экспериментально-психологического исследо­вания.

Методы экспериментально-психологического исследо­вания играют важную роль при изучении детей в психолого-медико-педагогических консультациях. Они пре­дусматривают создание определенных ситуаций, при ко­торых актуализируются психические процессы, подле­жащие специальному изучению. С помощью экспери­ментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.

При обследовании детей в психодиагностических це­лях используется и метод тестов.

Наиболее широкое применение получил адаптиро­ванный детский вариант теста Д. Векслера. В усло­виях медико-педагогических комиссий этим тестом пользуются редко, так как он требует много времени, но при индивидуальных психологических обследова­ниях тест, давая необходимые дополнительные сведения о ребенке, оказывает большую помощь. Особенно поле­зен этот тест при отграничении легких степеней умствен­ной отсталости от задержек психического развития. Исследования ряда авторов свидетельствуют о доста­точной надежности этого теста в плане дифференциаль­ной диагностики, о возможности с его помощью понять структуру интеллекта при задержках психического раз­вития.

9. Метод наблюдения - как метод дифференциальной    психолого-педагогической диагностики.

Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей. Оно начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяже­нии всего времени обследования. Наблюдение всегда должно проводиться целенаправленно. Его материалы необходимо фиксировать.

Особое значение имеет наблюдение за игро­вой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в условиях психолого-медико-педагогических консуль­таций.

Свободная игра позволяет установить контакт с ре­бенком, особенно когда он боится обследования. Предо­ставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я пока с мамой поговорю»), фиксируем первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и органи­зовать игру, разумность производимых действий с иг­рушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически про­водит анализ, синтез, обобщение и классификацию, от­бирая именно те игрушки, которые нужны для опреде­ленного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций наблюдаем за координацией движений, состоянием моторики.

Помимо наблюдения за свободной игровой деятель­ностью ребенка, в ряде случаев (если ребенок не учил­ся, явное снижение интеллекта и др.) проводится спе­циальное обследование с помощью игрушек.

10. Экспериментально-психологическое изучение детей.

Методы экспериментально-психологического исследо­вания играют важную роль при изучении детей в психолого-медико-педагогических консультациях. Они пре­дусматривают создание определенных ситуаций, при ко­торых актуализируются психические процессы, подле­жащие специальному изучению. С помощью экспери­ментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.

Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экс­периментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию.

Если в построении экспериментальной методики и в процессе самого обследования соблюдается принцип обучающего эксперимента, то есть возможность не просто констатировать состояние ребенка и дать харак­теристику изучаемой психической функции, но и сде­лать некоторый прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с ребенком. Качественный анализ процесса деятельности наряду с учетом опреде­ленных количественных показателей является обяза­тельным условием при оценке выполнения детьми экс­периментально-психологических заданий.

11. Метод тестов в психолого-педагогической диагностике детей.

При обследовании детей в психодиагностических це­лях используется и метод тестов.

Наиболее широкое применение получил адаптиро­ванный детский вариант теста Д. Векслера. В усло­виях медико-педагогических комиссий этим тестом пользуются редко, так как он требует много времени, но при индивидуальных психологических обследова­ниях тест, давая необходимые дополнительные сведения о ребенке, оказывает большую помощь. Особенно поле­зен этот тест при отграничении легких степеней умствен­ной отсталости от задержек психического развития. Тест Д. Векслера включает набор диагностических заданий вербального и невербального характера. Всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет. В набор вербальных заданий входят субтесты на исследование общей осведомленности, понятливости; арифметический субтест на установление сходства; по­вторение цифровых рядов; словарный субтест. В набор невербальных заданий входят субтесты на нахождение недостающих деталей; установление последовательнос­ти картинок; составление фигур из кубиков; на склады­вание объектов; шифровка цифр «Кодирование» и «Лабиринт». Во всех этих субтестах исследуются раз­личные стороны интеллекта и сенсомоторных функций. Оценка результатов выполнения субтестов выража­ется не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.005 с.)