Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация средств психологической диагностики
В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик. Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости- поленезависимости Уиткина и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Это большинство личностных опросников (например, тест 16-PF Р. Кеттелла). Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики. Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждении в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные. Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, – это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают: 1) объективные тесты; 2) стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: а) тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классификации; г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток; 3) проективные техники; 4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры). 2. История развития психолого-педагогических методов диагностики. 1908-1910гг открытие первых вспомогательных школ и классов; группа педагогов проводили массовое обследование неуспевающих, для того чтобы выявить детей неуспеваемость; вопросы методов обследования детей были обсуждены на первом съезде по эксперементальной педагогики; второй съезд всенародного образования 1913-1914гг Петербург, ставился вопрос о единых методах изучения ребенка. Россолимо Н. И – выявление психических процессов; психологические профили как результат вычерчивались; создал краткий метод исследования УО, использовался независимо от возраста испытуемого – исследовалось 11 процессов; по сравнению с методикой Бинэ и Симона в методике Россолимо была сделана качественно-количественного подхода к оценке результата работы ребенка; Россолимо не давал задания на сколько дети обучаемы а также не давал задания на словесно-логическое мышление.
Особенно важны сравнительные материалы исследования норм и ненорм детей которые наблюдал Трош. Первым, кто создал спец методику проведения целенаправленных наблюдений, был Лазурский; деятельность ребенка как проявление врожденных свойств; большой заслугой Лазурского стало изучение ребенка в его деятельности, в естественных условиях и разработка естественного эксперимента; Лазурский создал спец программу проявления индивидуальных проявлений на уроках, наблюдения и их психологическое значение; разработал планы экспериментальных уроков, которые определяли качества личности; особая роль диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Выготскому. Он рассматривал личность в развитии в неразрывной связи с тем воздействием, которые оказывают на ребенка воспитание, обучение и среда. Положения Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, о роли взрослого в формировании психики ребенка имеют большое значение. Позже в 70ые годы 20го столетия на основе этих положений был разработан очень важный метод исследования детей с отклонениями в развитии – обучающий эксперимент Ивановой. Этот вид эксперимента позволяет оценить потенциальные возможности ребенка, перспективы его развития и определить дальнейшие пути психологической работы с ним. Этот метод очень полезен при дифференциальной диагностике. Выготский предлагает схему: 1) собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитателей учреждения; 2) история развития ребенка
3) Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) 4) Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса) 5) Прогноз (предсказание характера детского развития) 6) Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение 50-70ые годы: ведутся интенсивные исследования в области патопсихологии. Нейропсихологические методы изучения детей под руководством Лурия; 80-90года 20 века: разработка и совершенствование организационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии, которые нуждаются в спец обучении и воспитании; осуществляется ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются психолого-педагогические методы исследования; 1971-1998гг: конференции, съезды, семинары по проблемам психодиагностики по проблемам комплектования в спец учреждениях для аномальных детей; Министерство образования ежегодно организует курсы подготовки и переподготовки кадров, которые непосредственно осуществляют эту работу; исследования в этой области продолжаются и до сих пор; 3. Теоретические основы современной психолого-педагогической диагностики. Ведущими теоретико-методологическими положениями, на которых строится современная психодиагностика нарушенного развития, являются следующие. • Каждый тип нарушенного развития характеризуется специфической психологической структурой, только ему свойственной. Эта структура определяется соотношением первичного и вторичных нарушений, иерархией вторичных нарушений. • Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно по степени и выраженности нарушений. • Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития. • Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей. Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы. В психолого-педагогическом диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития, степень выраженности нарушения, недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. 4. Подготовка к проведению психолого-педагогического обследования ребенка. Комплексное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка с подозрением на отклонение в развитии имеет конкретные цели: · определение характера и степени анатомо-физиологического повреждения и его влияния на весь ход физического и психического развития ребенка; · постановка или уточнение диагноза; · выработка рекомендаций к обучению и воспитанию в определенном детском учреждении — общеобразовательном или специальном; · назначение требующегося лечения; · составление индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения на основе обследования и определения актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка.
Обследование может проводиться в течение нескольких дней или недель; возможно в сочетании с коррекционными воздействиями на данного ребенка. И. Ю. Левченко выделяет как необходимые следующие требования к организации и проведению обследования: · процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка на основе активной деятельности, ведущей для его возраста; · характер объектов и материала в принципе должен быть знаком ребенку, а способ общения с взрослым-экспериментатором быть таким же, как и с другими знакомыми взрослыми; · методики должны быть удобны для использования, давать возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно выявлять качественные особенности процесса выполнения заданий; · анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным, позволяющим выявить своеобразие развития ребенка и его потенциальные возможности (количественные показатели используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение нормы и патологии, позволяет сравнивать результаты детей с разными нарушениями развития); выбор качественных показателей должен определяться их способностью отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых характерно для детей с отклонениями в развитии; · для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка; · следует продумать порядок предъявления заданий: некоторые исследователи (А. Анастази, В. М. Блейхер и др.) считают целесообразным располагать их по степени возрастания сложности — от простого к сложному, другие (И. А. Коробейников, Т. В. Розанова) — чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления. Обязательным требованием является всесторонность изучения уровня развития психики: · познавательных процессов (восприятия; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, понятийного мышления; образной и словесно-логической памяти и т.д.); · разных сторон речи; · эмоционально-волевых и личностных особенностей; · работоспособности и утомляемости. 5. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики развития у детей. Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная).
Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования. Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка - этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры: · - отношение к ситуации обследования и заданиям; · - способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий; · - соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции; · - продуктивное использование помощи взрослого; · - умение выполнять задание по аналогии; · - отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений. Необходимость раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.
Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка. 6. Задачи психолого-педагогической диагностики. Как уже указывалось, психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа: · 1) скрининг-диагностика; · 2) дифференциальная диагностика; · 3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы. На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики. Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка. Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей. Существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики. 1. Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни. 2. При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. 3. Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию. Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие: · - разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка; · - выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения; · - оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; · - определение и обоснование педагогического прогноза. На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекцинно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.025 с.) |