Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ пьесы «Вишнёвый сад».

Поиск

Принципы «новой драмы».

 

Чехов – драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский) он создал в русской литературе новую драматургию.

До Чехова преобладал театр действия. В основе конфликта лежала обычно борьба между отдельными персонажами или группой персонажей (Чацкий – фамусовское общество, Хлестаков – Городничий, Катерина – Кабаниха). Чехов же создал театр настроения.

В его пьесах нет явных столкновений героев, его интересовал внутренний мир персонажей, обыденная человеческая жизнь. Чехов строит пьесу на ряде психологических конфликтов. Его универсальная конфликтная ситуация – это неустроенность жизни человека, противоречие между тем, как он живёт, и тем, как бы он хотел жить. Такая внутренняя конфликтность свойственна, например, Раневской, Лопахину, Варе.

Вид конфликта.

Противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной). Герою здесь не противостоит никто конкретно, у него нет противника, с которым можно было бы бороться, которого можно было бы победить, разрешив тем самым конфликт. В «Вишнёвом саде» все герои – милейшие люди, которым нечего между собою делить, все между собой в прекрасных отношениях, но тем не менее им плохо, неуютно в жизни, их стремления не реализуются, но в этом никто не виноват, кроме устойчивого уклада русской жизни конца 19 века, которую Лопахин справедливо назовёт «нескладной» и «несчастливой».

Суть конфликта пьесы заключается не в утрате вишневого сада, не в разорении владельцев дворянской усадьбы. Причина разлада, источник конфликта — не в борьбе за вишневый сад, а во всеобщем недовольстве жизнью, по справедливому утверждению А. П. Скафтымова: «Жизнь идет и напрасно сорится у всех давно, изо дня в день. Горечь жизни этих людей, их драматизм, следовательно, состоит не в особом печальном событии, а именно в этом длительном, обычном, сером, одноцветном, ежедневно будничном состоянии». Главный конфликт чеховских пьес — «горькая неудовлетворенность самим сложением жизни» — остается неразрешенным.

 

Сюжет.

 Особенности сюжета обусловлены конфликтом. На сцене происходит мало событий. Чехов рисует течение повседневной жизни. Акцент перемещается с внешнего действия на внутреннее, на развитие переживаний и чувств героев. Следовательно, отличие Чехова от других драматургов в том, что он на первое место выдвинул не события и поступки героев, которых в пьесе почти никто не совершает, а переживание, настроение, психологический мир каждого героя. В этом новаторство Чехова.

Композиция и элементы сюжета.

Пьеса состоит из 4 актов:

1) медленное вступление, экспозиция, знакомство с героями;

2) лирическое раздумье, развиваются настроения, обнаруживаются стремления героев;

3) кульминация;

4) действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.

Внутренний и внешний сюжеты.

Внешний сюжет связан с продажей дома и сада. Его кульминация –продажа с аукциона- совпадает с развязкой.

Внутренний сюжет проявляется в «подводном течении», в показе неумолимого хода времени. Конфликт со временем неизбежен, и перед ним равны все. Время становится главным действующим лицом пьесы.

Подтекст.

Особый психологизм. Герои не всегда говорят о своих чувствах: о них читатель и зритель часто только догадывается (например, о чувствах Вари и Лопахина - по тому, как у них не получается разговор). Такая особенность получила название «подтекста» и «подводного течения» (Немирович-Данченко). Смысл этих понятий в том, что за внешне обыкновенными действиями и разговорами персонажей на сцене читатель и зритель должен угадывать их психологическое скрытое душевное состояние.

В связи с этим изменяется и роль ремарок, пейзажа, звукового сопровождения спектакля.

Ремарки выполняют не только информационную функцию, как в классической драме, но и выражают внутреннее состояние персонажей озвучивают пьесу, создают определённое настроение. Есть ремарки комического назначения: войдя, герой роняет букет, натыкается на стул, который падает. Но чаще они раскрывают оттенки чувств и настроений, например: радостно, сквозь слёзы, в волнении, недовольным тоном. Чехов широко использует ремарку-паузу, которая раскрывает психологическое состояние персонажа, за ней скрывается драма непонимания.

Система персонажей.

В пьесе звучит много равноправных голосов (полифонизм).

«Чехову необходимо показать некоторое множество обыкновенных людей, обыденное сознание, в среде которого нет выдающихся, незаурядных героев, на образах которых можно построить пьесу, но в массе своей они тем не менее интересны и значительны. Для этого и надо показать множество равноправных персонажей, не выделяя из них главных и второстепенных; только так и раскрывается в них нечто общее, а именно присущая обыденному сознанию драма несостоявшейся жизни, жизни, прошедшей или проходящей зря, без смысла и даже без удовольствия».(А.Б. Есин).

Из 12 действующих лиц можно выделить пять центральных героев, которых можно разделить на три группы.

Первая группа – Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев. Они представители дворянской интеллигенции, прошлой дворянской культуры России.

Вторая группа – купец Ермолай Алексеевич Лопахин, дед которого был крепостным, но сам Лопахин, благодаря энергии и трудолюбию, разбогател и представляет буржуазную интеллигенцию и современную буржуазную культуру.

Третья группа – Аня Раневская и Петя Трофимов. Они представляют демократическую интеллигенцию, демократическую культуру России в её ближайшем будущем. Итак, мы видим три поколения русской интеллигенции.

Центральная тема пьесы.

Изображение процесса смены дворянства буржуазией, а буржуазии демократической интеллигенцией, то есть изображение смены трёх поколений в истории России, трёх культур, трёх социальных сословий, ни одно из которых не знает «настоящей правды» и поэтому «всем живётся скверно». Никто из них не получает предпочтения со стороны Чехова. Видимо, этим объясняется и жанр пьесы – лирическая комедия.

Это пьеса о доме, о жизни, о родине, о любви, о безжалостно ускользающем времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.01 с.)