Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
При выполнении заданий B1 – B7 укажите ответ в отведённомСтр 1 из 7Следующая ⇒
А.П. Чехов. Своеобразие прозы А. Чехова А. П. Чехов вошел в литературу в начале 80-х годов XIX века. Это время Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, П. И. Чайковского, И. Е. Репина, Д. И. Менделеева. В это время в русской литературе преобладала традиция романа. Чехов писал только рассказы, короткие повести, что не соответствовало литературным веяниям той эпохи. В юности он использовал множество псевдонимов. На страницах журналов и газет встречался «Брат моего брата», «Человек без селезенки», «Врач без пациентов», а чаще всего «Антоша Чехонте». Жизнь не была для Чехова легкой, но трудности давали возможность пробовать себя в разных сферах деятельности. В это нелегкое время формируется один из главных чеховских художественных принципов: не надо далеко ходить за сюжетами, не надо ничего выдумывать. Для него интересен быт, обыкновенная жизнь обычных людей. Случайная встреча на вокзале двух приятелей («Толстый и тонкий»), впечатления ребенка, столкнувшегося с реалиями жизни («Ванька»), страх перед начальством («Смерть чиновника»), визит страдающего от зубной боли дьячка к фельдшеру («Хирургия»), истории о ловле налима, об отвинченной на железной дороге гайке или забытой фамилии — все многообразие жизни могло стать темой и сюжетом для чеховских произведений. Не случайно один из чеховских сборников называется «Пестрые рассказы». Чехов создал множество рассказов, целостную повествовательную систему, посвященную общей теме — теме России, родины. Проза Чехова своеобразна. Добрый, сочувственный юмор, резкая сатира, все оттенки смеха — вот эмоциональный стержень чеховских сюжетов. Смех в произведениях писателя всегда добрый, наверное, за это его и любят все читатели. Множество проблем волновало Чехова-писателя. Проблема человеческого достоинства была одной из главных. Смех и горечь вызывает в нас рассказ «Хамелеон». Человек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед сильными мира сего. Комический эффект достигается использованием такого литературного приема, как «говорящие фамилии»: Очумелов — от слова «очуметь» — потерять соображение; Хрюкин — от слова «хрюкать». Фамилии соответствуют характерам, внешности героев. У Чехова все детали значимы. Каждый раз, когда Очумелов меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, тем самым он как бы сменяет маски, меняет «цвет окраски». Вопрос чести и достоинства актуален всегда, поэтому рассказ будет интересен читателям всех поколений.
Чехова интересуют просто люди в будничном течении «дней нашей жизни». Это крепкие, сильные души, как Лихарев («На пути»), это души, живущие в плену, как Анна Сергеевна и Гуров («Дама с собачкой»), это люди в «футлярах» («Человек в футляре»). У Чехова среда перестала быть влияющей на человека силой, и персонажи зависят от нее в той же мере, в какой сами же ее создают. Рассказами Чехова завершилась тема «маленького» человека в русской литературе XIX века. Люди, по мнению писателя, вообще не могли быть «маленькими». Чехов изображал не «маленьких» людей, а то, что мешало им быть «большими». Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то прежде всего способность и готовность их быть «маленькими». Чрезвычайно подробно писатель исследовал психологию страха. Сидя в оперетте, мелкий чиновник Червяков чихнул («Смерть чиновника»). Сидевший перед ним генерал вытер лысину. «Я его обрызгал!— подумал Червяков.— Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». Последовавшие за этим попытки извинения в конце концов довели чиновника до смерти: «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся.... Придя машинально домой, не снимая мундира, он лег на диван и... помер». В записной книжке Чехова есть пометка: «...Нигде так не давит авторитет, как у нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы... Мы переутомились от раболепства и лицемерия». Тема свободы звучит подтекстом каждого произведения писателя: «...Свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?» («Человек в футляре»).
1. Рассказы Чехова - это сцены, в которых гораздо важнее разговор персонажей или их мысли, чем сюжет. Часто в этих рассказах ничего особенного не происходит.
2. Чехов до предела сжимал авторский текст, доводя его иногда до значения сценических ремарок. Его персонажи говорят иной раз очень много, он сам — очень мало. Автор как бы отходит в сторону, предоставляя своим персонажам говорить и делать то самое, что они привыкли и считают нужным.
3. Чехов утверждал: «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев. Поэтому уделял большое внимание художественным деталям– детали- подробности и детали- символу. Деталь – это мельчайшая художественная подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок, психологическое движение. Это микрообраз и одновременно часть более крупного образа. Выделяются детали внешние и психологические. Внешние рисуют предметное бытие людей. Психологические – внутренний мир человека: мысли, чувства, переживания, желания. Анна Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой", приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа, человека, которого она не любила и не уважала. Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки "бегства". Позже в театре города С.Гуров увидел ее вновь с "вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась. В его поэтику вошли и образы-символы. Символ – особый художественный образ, вид иносказания. Символ является широким обобщением, он многозначен, и каждый читатель понимает его смысл по-своему.
4. Чехов первым выявил то, что трагедия жизни - не в исключительных событиях, а медленном, бессобытийном движении жизни.
5. У Чехова можно выделить три группы рассказов и повестей: юмористические, сатирические и лирико-драматические. Каждая группа соответствует трём периодам творчества.
6. Основная проблема юмористических рассказов– проблема «маленького человека», превратившегося в обывателя. Эту проблему Чехов решает, полемизируя с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, которые всегда сочувствовали «униженным и оскорблённым». Чехов же пишет, что «маленькие люди» в 70-ые годы 19 века унижаются добровольно ради материальной выгоды (жалование, должность), а не являются жертвами со стороны богатых и имеющих власть, как раньше. Чехов вообще отказывается от деления людей на «маленьких» и «больших». В этом проявляется и требовательность писателя, и его уважение к человеку. Он изображает обычных людей, но обычность у него не синоним заурядности. Это реальный, противоречивый человек. Чехов стремится обратить внимание читателя на дни и часы его маленького обывательского существования, осмыслить их, начать жить осознанно." 7. В прозе А.П. Чехова второй половины 80-90-х годов фабульная неожиданность сменяется психологической, «динамизм событийного, сюжетного построения - напряженностью внутренней жизни персонажей», а сюжет выражает сдвиги в духовном развитии человека. Во всех рассказах можно выделить три основные типа героев: 1. Люди, похожие на Раскольникова, - фанатики и догматики, поглощённые одной ложной идеей и лишённые критического взгляда на мир (главный герой рассказа «Палата №6»).
2. Люди ищущие, неудовлетворённые и в чём-то напоминающие «лишних людей (художник из рассказа «Дом с мезонином», оба главных героя из рассказа «Дама с собачкой»). 3. Интеллигенты, смирившиеся с действительностью и под давлением мещанской среды ставшие даже защитниками порядка (Беликов; доктор Старцев; герой рассказа «Крыжовник»). Приёмы комического. Чехов в совершенстве овладел: Ø комическим поворотом темы, Ø изобретательностью сюжета, бесконечно варьируя случаи, относящиеся к одной и той же теме; Ø мастерством композиции, любил динамические, быстрые композиции с неожиданными началами, сразу вводящими в суть изложения, с финалами, контрастно обёрнутыми к началу рассказа; Ø искусством лаконичного, как бы силуэтного образа с выразительным использованием детали; Ø живым диалогом с комическими оборотами разговорной речи; Ø использованием пародийных фамилий. Предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку.
Подтекст Гурову из рассказа "Дама с собачкой", когда он охладевал к женщинам, кружева на их белье казались "похожими на чешую». Здесь есть вполне читаемый подтекст. Это сравнение построено по принципу непрямых ассоциаций: охлаждение Гурова - "рыбьи" контуры женского тела - холоднокровные рыбы - холод. Понятие холода является организующим в этом необычном сравнении из рассказа "Дама с собачкой", создает подтекстную рифму "холод - холод".
Тест. «Вишнёвый сад». B1
B2
B3
B4
B5
B6
B7
B8
B9
B10
B11
B12
B13
B14
B15
B16
B17
B18
Любовь Андреевна. Кто купил? Лопахин. Я купил. Пауза. Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу... (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти... Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой!(Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется... Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности... (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь... (Звенит ключами.) Ну, да все равно. Слышно, как настраивается оркестр. Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй! Играет музыка. Любовь Андреевна опустилась на стул и горько плачет. (С укором.) Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь. А.П. Чехов «Вишневый сад»
1. Монолог 2. Конфликт 3. Ремарки 4. Ключи Б5.
Б5. Развязка Б6.Париж Б7. Ремарка Б8. Подтекст 9. конфликт 10. диалог 11. просторечие 12. Варя 13. Яша 14. Трофимов 15. Гаев 16. Варя 17. Лопахин 18. Трофимов Тест. «Вишнёвый сад». Л о п а х и н. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. Г а е в. Извините, какая чепуха! Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич. Л о п а х и н. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, всё разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад... Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад. Л о п а х и н. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает. Г а е в. И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад. Л о п а х и н (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придем, то двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет. Ф и р с. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало... Г а е в. Помолчи, Фирс. Ф и р с. И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали... Л ю б о в ь А н д р е е в н а. А где же теперь этот способ? Ф и р с. Забыли. Никто не помнит. А.П. Чехов «Вишневый сад» Для него поле. B1 К какому из трех родов литературы относится пьеса «Вишневый сад» (ответ запишите в именительном падеже)? B2 Какое жанровое определение дал этой пьесе автор? B3 Вишневый сад в пьесе будет продан. Кто окажется его новым владельцем? B4 Персонажи пьесы, несмотря на разный возраст, пол, социальное положение, род занятий, жизненный опыт, оказываются похожи в своем бессилии перед течением времени. Они не знают, как жить, жалуются и томятся. Результатом действий (или не-действий) этих людей становится гибель прекрасного вишневого сада. Какое слово (его произносит в самом конце пьесы Фирс) можно приложить ко всем персонажам драмы, чтобы обозначить их общее свойство? B5 Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на чередовании их высказываний в разговоре? B6 В приведенном фрагменте есть авторские пояснения к тексту пьесы и высказываниям героев, стоящие в скобках. Каким термином их обозначают? B7 Как называется изобразительная подробность, помогающая создать художественный образ (например, часы, на которые постоянно смотрит Лопахин во время разговора)? Ответ. C1 Диалог в пьесах Чехова часто называют «диалогом глухих». Прокомментируйте это определение, опираясь на приведенный фрагмент. C2 В приведенном фрагменте часто появляется мотив времени. Можно ли утверждать, что этот мотив важен для всей пьесы и является одним из основных мотивов чеховского творчества вообще? Выполняя задания С1-С2, можно вспомнить об основных доминантах чеховской драматургии (и всего творчества). Пьесы Чехова на фоне предшествующих выглядят как несценические (отсюда и провал «Чайки» при попытке поставить ее традиционно). Для драмы считались необходимыми острый конфликт, яркие события, напряжённая интрига. Ничего этого нет у Чехова. На сцене в буквальном смысле ничего не происходит, герои живут своей повседневной жизнью, как будто совсем не замечая, что за ними наблюдают из зрительного зала. Драматург воспроизводит медленное, бессобытийное течение жизни: «..в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви <...> больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости...» На смену действию внешнему, построенному на ярких событиях, приходит действие внутреннее, психологическое. Поэтому так важен в пьесах Чехова подтекст, «подводное течение». Совершающийся внутри психологический процесс точнее передаётся не словами, не диалогами, где одна реплика мотивируется другой, а внешне иногда бессвязным разговором (такой «диалог глухих» встречаем, например, в начале 2-го действия «Вишнёвого сада», когда Лопахин опять будет убеждать Раневскую пустить вишнёвый сад под дачные участки, а в ответ слышит совершенно не относящиеся к делу фразы типа «Кто это здесь курит отвратительные сигары...»; есть он и «Трех сестрах»). В приведенном отрывке общее ощущение непонимания усиливается присутствием глухого Фирса, который говорит невпопад – впрочем, на более глубоком уровне его реплики оказываются важны: ведь он говорит о течении времени, о надвигающемся измельчании и гибели. Категория настроения весьма важна в пьесах Чехова. Настроение, а не интрига теперь скрепляет драму изнутри. Чехов вообще отказывается от внешней интриги, от борьбы персонажей, их противопоставленности друг другу. В драмах Островского мы наблюдаем разделение персонажей по какому-либо признаку: гонители и их жертвы, богатые и безденежные. У Чехова эти различия не играют роли. Например, Лопахин, которому в результате достаётся вишнёвый сад, будет постоянно предлагать свою помощь для спасения имения Раневской. Лопахин не является антагонистом Раневской; также мы не найдем героев-антагонистов в «Трёх сёстрах» Если Тихон у Островского может прямо обвинить Кабаниху в смерти Катерины, то в пьесах Чехова обвинять некого. Почему так и не соберутся в Москву три сестры? Почему не удастся спасти вишнёвый сад? Почему вообще все герои ощущают себя несчастными, неудавшимися людьми, отчего им плохо? Кто во всём происходящем виноват? Нет у Чехова такого виноватого, поскольку герои в его драмах противостоят не друг другу, а общему медленному, затягивающему, как болото, течению обыденной жизни. Тема незаметно проходящего времени весьма значима в творчестве Чехова. «Почему человек не может жить так, чтобы не было... потерь и убытков?.. – вопрошает герой «Скрипки Ротшильда». – Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно?.. Зачем вообще люди мешают жить друг другу?.. Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая даётся человеку только один раз, проходит без пользы?» Жизнь человека утекает в какие-то мелочи, как сквозь пальцы, от неё — и в прямом, и в переносном смысле — остаются одни «страшные убытки» — это ощущение владеет многими героями Чехова (ученики могут порассуждать о том, как течет время в «Ионыче», «Маленькой трилогии», «Даме с собачкой»; о времени, прошлом и будущем, постоянно говорят герои «Вишневого сада»). Отсюда и основная тональность чеховских пьес, атмосфера тоски, бесплодных ожиданий, несбывающихся надежд. Персонажи Чехова часто не слышат друг друга, хотя говорят по сути об одном и том же. Смысл их сообщений, посылаемых без всякой надежды на ответ, состоит в жалобе на одиночество, на нескладывающуюся жизнь. Поэтому так важны Шарлотта и Епиходов в «Вишнёвом саде» или Чебутыкин в «Трёх сёстрах» поддерживающие собой это ощущение общей неустроенности, разобщённости. Пьесы Чехова часто сравнивают с музыкальными оркестровыми произведениями, где каждый герой ведёт свою партию, но в общей тональности. Конфликт, построенный на новых принципах, фактически не может иметь чёткого разрешения. Поэтому финалы чеховских пьес открыты.
А.П. Чехов. Рассказ "Ионыч"
Это рассказ о том, как складывается судьба молодого доктора Старцева. Трансформация личности врача - подвижника Дмитрия Ионыча, стяжателя Ионыча. Превращение Старцева в Ионыча показывается через 3 основыне черты: · внешность · отношение к работе · материальное благополучие Старцев на всем своем жизненном пути является одиноким, даже среди своих, обывателей. Чехов выделил 3 основных причины превращения героя в обывателя: · среда, в которой жил Старцев, не только не давала почвы для развития, для продвижения вперед, она отравляла его своим ядом; · "двигаться вперед в этой среде мог человек, который имел цель в жизни, который хотел постоянно чего-то достичь;" · по своим взглядам и развитию был выше тех, кто его окружали, он их избегал. На примере рассказа Чехова "Ионыч" мы видим, Чеховское понимание, представление о мире и человеке основывается на новом, не традиционном понимании проблемы: человек и среда. Тест. Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
Часть С С1. Почему изменился характер главного героя и кто, по-вашему, несет ответственность за его судьбу? С2. Что сближает с рассказом «Ионыч» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.) Тест. Старцев подумал и вечером поехал к _______________. — А, здравствуйте пожалуйста! — встретил его Иван Петрович, улыбаясь одними глазами. — Бонжурте. — Вы… не хотите ухаживать за мной, никогда у нас не бываете, я уже стара для вас. Но вот приехала молодая, быть может, она будет счастливее. А Котик? Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее; но уже это была Екатерина Ивановна, а не Котик; уже не было прежней свежести и выражения детской наивности. И во взгляде, и в манерах было что-то новое — несмелое и виноватое, точно здесь, в доме ____________, она уже не чувствовала себя дома. — Сколько лет, сколько зим! — сказала она, подавая Старцеву руку, и было видно, что у неё тревожно билось сердце; и пристально, с любопытством глядя ему в лицо, она продолжала: — Как вы пополнели! Вы загорели, возмужали, но в общем вы мало изменились.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.177 с.) |