Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ного (интонационного) мышления ученика.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Боровик, Татьяна Ти-ти ТА и ди-ли ДОН: Игровая теория музыки для детей 4–6 лет / Татьяна Боровик. — Город: Издательство, 2008. — 88 с. + 5 л. вкл. ISBN 000000. Книга, учитывая современные требования психологии детского вос- приятия и музыкальной педагогики, иллюстрирует методику в соединении речи — движения — музыки. Ее отличает яркая и красочная иллюстратив- ность, привлечение понятных для детей образов и сюжетных ситуаций, за- бавные задания и игровые тексты. Донотный период занимает важное место в методике не только занятий сольфеджио, но и других музыкальных дис- циплин, и сделать его увлекательно-интересным стремятся все педагоги. Книга предназначена для детей 4–6 лет, которых знакомят с азами музыкальной грамматики на занятиях музыкой в детском саду, в группах эстетического развития, на уроках музыки в 1-м классе СШ и в подготови- тельной группе ДМШ. ББК 85.31
ISBN 000000.
© Татьяна Боровик, 2008
От автОра Дорогие дети, педагоги и родители! Изучать «жизнь» нот, музыкальных знаков и терминов интересно, увлекательно и весело. Я и мои ученики не раз в этом убеждались. И хотя в книге «Ти-ти ТА и ди-ли ДОН» нет «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», все равно мелодии песенок можно петь! И словами, и на разных «птичьих, звериных» языках. А если захотите, то педагоги помогут своим ученикам увидеть в пе- сенках ноты. Мы стремились сделать книгу понятной и де- тям, и родителям: ведь урок — это только начало детских музыкальных открытий! А дома малень- кому музыканту зачастую очень хочется расска- зать своим близким о том, что было на уроке. Разнообразные песенки и ритмы, стихи, танцы, домашний оркестр, тесты, вырезалки, наклейки в нашей книге находятся только для того, чтобы всем — детям, педагогам и родителям — было ра- достно и полезно общаться с музыкальной грам- матикой. Желаю удовольствия и успехов!
Татьяна Анатольевна Боровик — музыковед, педагог, иссле- дователь (закончила Белорусскую государственную академию музыки). Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Прак- тикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. Методика разработана в контексте классических и современных, россий- ских и европейских систем развития музыкальности у детей.
Отзывы о методике
Система формирования и развития восприятия, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универ- сальной. Приемы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально- звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех спе- циальностей, поскольку их единая цель — развитие музыкаль- Знания к осознанию. М. А. Котляревская-Крафт, известный педагог-методист России, автор многочисленных учебников по сольфеджио Оригинальная авторская методика Т. Боровик вскрывает ог- ромный развивающий потенциал предмета музыки, значитель- но обогащает палитру учебной деятельности и способствует ИЛИ КОПИРОВАНИЯ? В педагогической практике чаще всего проводимая параллель меж- ду «подражанием» и «повторением» подчеркивает негативный оттенок механического действия дублирования. Выделяя перспективность под- ражания в педагогическом процессе с выходом познающего в самосто- ятельную деятельность, Л. Выготский пишет: «…то, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоя- тельно». Именно поэтому так важен показ педагога! Он должен настро- ить на работу, заразить настроением и желанием выучить предлагаемое произведение. Для начала повторение за педагогом и необходимо, и естественно для детей. Базой для возникновения их собственного творчества будут являться предлагаемые педагогом варианты действий, разнообразие примеров в изображении одного образа, приглашение к совместной им- провизации. Очень важно видеть и поддерживать даже самые маленькие импульсы ребенка в том, чтобы он в дальнейшем смог сделать (пока- зать) свое. Действия в проявлении самостоятельного творчества у детей могут быть и неловкими, и неуклюжими, и неожиданно «не в тему», но ценным будет понимание педагогом важности процесса, корректное комментирование и поддержка, радостный отклик и позитивная оценка желания ребенка творить самостоятельно. Однако именно бездумное копирование произойдет в том случае, если педагог не будет заботиться о вариантности предлагаемых им са- мим образов и если в заучивании деталей педагог будет настаивать на точном, показанном педагогом (безвариантном и единственном) прочте- нии модели. Потребность подражать естественна для детей, накапливающих опыт для художественной деятельности. Однако, когда ребенок «приру- чает» себя к исполнению воли другого, добровольно и послушно прини- мая «образец» (педагога) за эталон, именно в педагоге должна отчаян- но пульсировать и биться мысль – «быть ответственным за тех, кого ты приручил».
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА Ритм в образных картинках Знакомство с элементами музыкальной речи, основанное на прото- типах окружающей действительности, — прием известный и получаю- щий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопос- тавлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие, как хорошо- плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое, осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д. Категория длины и тем более деление длительности — для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень цен- ный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же в работе над ритмом в картинках можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритми- ческие. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и понима- нию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам», могут быть «крас- норечивыми». Чтение слов в ритме Работа над воспитанием ощущения основных длительностей вклю- чает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естест- венного проговаривания, а не из специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по сло- гам — де-ре-во, те-ле-фон, нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударе-
ние в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН). Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухсло- говые слова с ударением на первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти. Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третьем (обезьяна, погремушка). Слова из трех слогов с ударением на первом (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третьем (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комби- нации четвертей и восьмых. На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т. д.). Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на ту или иную изучаемую группу. И если вначале дети будут подбирать самые разнооб- разные картинки, то впоследствии можно предлагать игру, в которой кар- тинки будут выбираться и компоноваться по определенным заданиям. Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с живот- ными только в ритме двух четвертей, а картинки с растениями — в рит- ме четверть и две восьмых и т. д. Подобная форма очень увлекательна, и мы включили ее в данную тетрадь. Кроме слов в тетради для разучивания и закрепления длительностей предлагаются интересные стихотворные тексты, читать которые следу- ет, ориентируясь на величину записи букв — слоги, записанные боль- шими буквами, следует читать четвертными длительностями, малень- кими буквами — в ритме восьмых. Предлагаемая техника работы над стихотворными текстами, когда они записаны по слогам большими и маленькими буквами (или простым и выделенным (жирным) шрифтом), давно известна в мировой практике. Это помогает детям не столько чи- тать, сколько, запоминая на слух стихотворение, ориентироваться в его ритмическом строении. Исполнение текстов с распределением их зрительно, наглядно по ритмическим формулам методически соединя- ется с «большими и малыми» изображениями ритма в картинках. Текст разучивается с исполнения педагога, чтение обычно сопро- вождается ритмичными хлопками или комбинациями звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы). После разучивания желательно обратить внимание детей на запись текста буквами разной величины, для того чтобы они смогли сориентироваться в ритмической структуре модели.
Ритмические слоги Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий!) возраст, пока еще не нашло достаточного понимания. «Эме Пари — известный французский учитель музыки и пения сере- дины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха — привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав “язык длительностей”». Енько Т. Формирование относительной системы воспитания музыкального слуха. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. С. 18. Часто ритмические слоги подменяют счетом — «раз-и-два-и», кото- рый никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального рит- ма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Сравните — «раз-и-два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-ТА, ТА-ТА». Разница очевидна! «Мать не понимала, что Ася за роялем, по малолетству, просто невы- носимо скучает и только от собственного засыпания берет мимо (нот!), как слепой щенок – мимо блюдца. А может быть, сразу брала по две ноты, думая, что так скорее возьмет – все положенные?.. Так или иначе, игра была не только плачевная, но и слезная, с ручьями мелких грязных слез и нудным комариным: и—и, и—и, и—и, от которого все в доме, даже двор- ник, хватались за голову с безнадежным возгласом: “Ну, завела!”». Цветаева М. Мать и музыка. В 2 т. Т. 2. Минск: Народная асвета, 1989. С. 83. «Ученик считает: «раз-и-два-и-три-и-раз-и» и т. д., и видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки одновременно с названием соот- ветствующей счетной единицы… При этом предполагается, что ритм получится сам собой, сам «сложится», если звуки будут правильно ук- ладываться в эту отсчитываемую схему. Такой счет можно назвать ариф- метическим счетом. Он, безусловно, вреден, так как приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета. Для учеников со слабым чувством ритма при- менение этого приема (особенно в первый период музыкального обу-
чения) может иметь губительные последствия для всего дальнейшего ритмического развития». Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 224. Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных сло- гов «та» и «ти-ти» есть варианты — «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, несмотря на вариантность закрепления за чет- вертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике опреде- ляются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении не- сут малое, меньшее (Журавлев А. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. С. 18). Даже простой пример собственного произнесения «а» и «и» до- кажет вам эту разницу. «А не попытаться ли как-то оценивать отдельные звуки? Попробо- вали. Маленьким детям показывают две матрешки – во всем одинако- вые, только одна совсем маленькая, другая большая. Говорят: “Вот две сестрички. Одну зовут А, другую — И. Отгадай, которую зовут И?” И представьте себе — большинство детей показывает на маленькую матрешку. Одну девочку спросили: — А почему ты думаешь, что эту матрешку зовут И? Та отвечает: — А потому что она маленькая. Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением». Журавлев А. Там же. С. 10. Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картин- ках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочте- нием. Ценность ритмических слогов состоит в том, что: · любая из ритмических последовательностей разучивается достаточ- но быстро; · ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естест- веннее; · с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется пе- ревод слов в ритм; 0
· ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочи- нять; · ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции — это всегда радость и удовольствие для детей.
III. РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 3.1. Речевое и вокальное интонирование В работе над развитием интонационной выразительности важно пом- нить, каким интонационным умением ребенок владеет и какое умение (пение или речь) преобладает в его жизни. Основным природным навыком интонирования у него является способность говорить. И по этой причи- не внимание к речи на занятиях музыкой не праздное. Педагога неизмен- но должно волновать, КАК научить ребенка вслушиваться в собственный голос и управлять линией собственной речи. Именно отсюда, с прислуши- вания к себе и развития интонационного самоконтроля, начинается рабо- та над выразительным и осмысленным произнесением звука. Необходимо понимать и то, что речевое интонирование всегда связа- но с воспроизведением стихотворного текста, а поэзия уже сама по себе во многом отличается от разговорной речи — присутствие рифмы делает ее музыкальной, пластичной, ритмичной. Поэзия всегда несет недоска- занность, предполагает диалог видимого простого прочтения и скрыто- го содержания даже в самых понятных текстах. К тому же перенесение поэтической информации в реальность — это театр, где один человек способен перевоплощаться в разных героев, через себя пропуская об- разы и события текста. Немаловажно и то, что дети (и многие взрос- лые) бывают достаточно стеснительны в раскрытии себя как человека эмоционального. Эмоция не может обойтись только интонированием, она неизменно должна быть дополнена мимикой, жестом, пластикой и движением. Поэтическая речь дышит и оживает только тогда, когда весь человек «включен» в этот потрясающий процесс. И именно это роднит поэзию с богатой палитрой интонаций и настроений музыки. Как же можно надеяться, что без поэтического (речевого) мостика ребенок на- учится понимать и передавать многосмысловую музыкально-интонаци- онную информацию? Это достаточно трудно сделать без того, чем в той
или иной степени ребенок к моменту обучения в школе владеет, — без речи! Именно от нее, на наш взгляд, лежит путь к осмысленному инто- нированию самой простой песенки. И до того, как любой из детей не услышит, как он говорит, он не сможет понимать и оценить, что и как он поет. Невнимание и упрощенный (а зачастую и высокомерный!) взгляд на значимость работы над речевым интонированием достаточно скоро выявится в неровности певческого строя, форсированном или ма- ловыразительном пении. Речевое интонирование разнообразно и интересно по формам, оно неизменно пользуется успехом у детей. Звукоподражание В развитии речевых и интонационо-певческих способностей ребенка звукоподражание имеет особое значение. Интонационное копирование (как речевое, так и певческое) кого-либо из животных, птиц и т. д. у де- тей вызывает непреложный интерес в силу возникающих звукоизобра- зительных эффектов. В определенном смысле звукоподражание следует отнести к основам «речевого» театра, когда произносимый звукокомп- лекс помогает перевоплотиться в иной образ. В звукоподражании естес- твенным образом заложены важные компоненты для развития речевых способностей ребенка: дикция и артикуляция, разнотембровость, разно- темповость, разнохарактерность и развитие скорости говорения. При проговаривании образных последовательностей ритма, пред- лагаемых в нашей книге, следует учитывать и использовать указанные моменты. Звукоподражание незаменимо при пении в тех моментах, когда тре- буется многократное повторение одного и того же интонационного мо- дуса. В этом случае используйте всевозможные приемы, стимулирую- щие желание ребенка интонировать. В их числе — исполнение попевок звукоизобразительными слогами («поем, как кошки, лягушки, кукушки, машины, паровоз и т. д.»), интонирование в разных темпах, с различны- ми штрихами и динамическими оттенками. Песенки-графики По реакции детей на предложение изобразить или рассказать, как они понимают движение мелодии вверх-вниз, вы без особого труда выясни- те, что мелодия именно «ходит» в определенном направлении — бук- вально «вверх и вниз». Как оказалось, у некоторых детей помехой в слу- ховом ориентировании при анализе мелодического движения является отсутствие наглядно-образного примера. «Как же она (мелодия) идет вниз или вверх, если тут все ровно? — спросил шестилетний мальчик, показывая на клавиатуру. — Если вниз, то его (инструмент) надо поставить на бок». Соединить свои представ- ления о звуковысотности ему было необходимо в опоре на визуальную иллюстративность. 2
Именно поэтому в книге мы поместили песенки, записанные образ- но-графически. Детей очень привлекает необычность записи — образ- ный рисунок удивляет, радует и вызывает желание его расшифровать. Ценность такой записи заключена в том, что более крупный масштаб «мелодической» линии в отличие от записи на нотном стане помога- ет ребенку понять основные параметры звуковысотности — движение вверх и вниз. Кроме этого, в записи линий сохраняется понятное для детей изображение ритмической структуры мелодии: маленькие образы или линии — восьмые, большие образы и более длинные линии — чет- верти. Песенная коллекция в книге составлена из песенок с постепенным увеличением объема мелодии (от однотонной мелодии до пределов ок- тавы). В основе мелодических линий предлагаемых песен лежит посту- пенная звуковысотность. После разучивания и для закрепления выученной мелодии ее можно показывать «на себе», условно определив место нот, например трех: ко- лени – талия (живот) – грудь. Показ движения мелодии руками в воздухе более абстрактный, но также вполне применимый для проверки ориен- тирования в звуковысотности мелодии и ее запоминания. Этот вариант вполне пригоден для момента, когда педагог просит детей вспомнить песенку по памяти с показа. В своей практике мы используем этот при- ем только для мелодий в объеме секунды и терции. Мелодии с более расширенным диапазоном дети могут выкладывать на столе кубиками, кружочками или другими, пригодными для этой работы предметами. Сопровождение пения шумовым аккомпанементом и звучащими жес- тами, использование мимических картинок, глядя на которые дети будут петь более эмоционально, стремясь передать голосом соответствующее настроение, украсят любую из предлагаемых в книге песен. Звучащие жесты На занятиях музыкой движение занимает достойное место. Но как организовать движение, чтобы реакция детей на предложение двигаться не помешала процессу занятия, не вызвала у педагога досаду? Как сде- лать двигательные формы целесообразными в рамках темы и урока? Как
воспитать в детях понимание того, что не только бурно можно реагиро- вать на звучание любой музыки? Ответы существуют, опыт работы накоплен мировой педагогической практикой. Самыми простыми формами двигательной активности явля- ются звучащие жесты — хлопки, шлепки по коленям, притопы и щел- чки. Из их комбинаций составляются небольшие ритмические формы сопровождения к стихам и песенкам. Комбинирование звучащих жестов следует отнести к работе над развитием координации движения, активи- зации внимания и способности быстрого реагирования на смену жестов. Предлагайте детям постепенно привыкать к простому самоаккомпане- менту: вначале дайте только хлопки и притопы, затем добавьте шлепки по коленям и позже щелчки. Основной формой в этом виде деятельности является «эхо», когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов, и форма «делай, как я», когда за одним ребенком повторяют все остальные. На основе звучащих жестов дети сами с удовольствием сочиняют варианты сопровождения. В нашей книге представлены модели с про- стыми партитурами сопровождения. Объясните детям условные обоз- начения звучащих жестов и воспользуйтесь ими для самостоятельного сочинения таких партитур к небольшим произведениям. Танцы» сидя Можно предположить, что «танцы» подобного рода существовали и ранее в фольклорных традициях. Когда использование пространства до- статочно ограничено либо когда педагогу необходимо сузить «границы» активности детей — «танцы» сидя являются уникальным выходом из ситуации. В тетради даны модели, которые можно отнести к этому жанру — это стихи «Прыг-скок по ладошке», «Ножки-воображули» и нарисованный танец «Дам-доди» (американский фольклор). ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БОРОВИК Татьяна Анатольевна Ти-ти ТА и ди-ли ДОН Игровая теория музыки для детей 4–6 лет Редактор Фамилия. Художник Фамилия. Корректор Фамилия
Подписано в печать 00.01.2008. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 11,4. Уч.-изд. л. 10,7. Тираж 0000 экз. Заказ Издательство. Лицензия № 00 от 0. Адрес. Типография. Адрес.
Боровик, Татьяна Ти-ти ТА и ди-ли ДОН: Игровая теория музыки для детей 4–6 лет / Татьяна Боровик. — Город: Издательство, 2008. — 88 с. + 5 л. вкл. ISBN 000000. Книга, учитывая современные требования психологии детского вос- приятия и музыкальной педагогики, иллюстрирует методику в соединении речи — движения — музыки. Ее отличает яркая и красочная иллюстратив- ность, привлечение понятных для детей образов и сюжетных ситуаций, за- бавные задания и игровые тексты. Донотный период занимает важное место в методике не только занятий сольфеджио, но и других музыкальных дис- циплин, и сделать его увлекательно-интересным стремятся все педагоги. Книга предназначена для детей 4–6 лет, которых знакомят с азами музыкальной грамматики на занятиях музыкой в детском саду, в группах эстетического развития, на уроках музыки в 1-м классе СШ и в подготови- тельной группе ДМШ. ББК 85.31
ISBN 000000.
© Татьяна Боровик, 2008
От автОра Дорогие дети, педагоги и родители! Изучать «жизнь» нот, музыкальных знаков и терминов интересно, увлекательно и весело. Я и мои ученики не раз в этом убеждались. И хотя в книге «Ти-ти ТА и ди-ли ДОН» нет «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», все равно мелодии песенок можно петь! И словами, и на разных «птичьих, звериных» языках. А если захотите, то педагоги помогут своим ученикам увидеть в пе- сенках ноты. Мы стремились сделать книгу понятной и де- тям, и родителям: ведь урок — это только начало детских музыкальных открытий! А дома малень- кому музыканту зачастую очень хочется расска- зать своим близким о том, что было на уроке. Разнообразные песенки и ритмы, стихи, танцы, домашний оркестр, тесты, вырезалки, наклейки в нашей книге находятся только для того, чтобы всем — детям, педагогам и родителям — было ра- достно и полезно общаться с музыкальной грам- матикой. Желаю удовольствия и успехов!
Татьяна Анатольевна Боровик — музыковед, педагог, иссле- дователь (закончила Белорусскую государственную академию музыки). Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Прак- тикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. Методика разработана в контексте классических и современных, россий- ских и европейских систем развития музыкальности у детей.
Отзывы о методике
Система формирования и развития восприятия, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универ- сальной. Приемы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально- звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех спе- циальностей, поскольку их единая цель — развитие музыкаль- ного (интонационного) мышления ученика. М. М. Берлянчик, профессор Магнитогорской консерватории, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России Через богатый мир образных ассоциаций ребенка, его люби- мые стихи, считалки, загадки, рисунки автор касается таких
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.011 с.) |