VI. Методические комментарии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Методические комментарии



С. 5–9. «Звучащий мир вокруг» — развитие звукоподражания.

Озвучивать картинки на этих страницах можно как произвольно, так

и объединяя их в группы, например, только:

· картинки с животными;

· с предметами;

· связанные с дуновением ветра;


 

· читающиеся в высоком регистре, в низком регистре;

· картинки, в которых надо звукоподражать в быстром темпе, в мед-

ленном, с постепенным ускорением и замедлением;

· исполнять громко, тихо, усиливая и ослабляя звук;

· картинки «дневные» и «ночные»;

· объединенные одним временем года;

· объединенные контрастом.

Вариантность работы с этими страницами позволяет использовать их

в течение года на музыкальных занятиях и уроках. Обращайте внимание

детей на характер и эмоцию рисунка, чтобы при озвучивании возникало

соответствующее настроение персонажей.

 

С. 10. «Солнце. Дождик» — выработка разнопланового эмоциональ-

ного интонирования одного слова.

Несмотря на кажущуюся простоту формы, данная работа вовлека-

ет ребенка в продуманное однословное озвучивание маленькой части

общего сюжета. Внимательно вслушиваясь в собственную интонацию,

ребенок «строит мостик» для понимания в будущем музыкального ком-

плекса интонаций в важных мини-зонах (скачках, окончаниях фраз,

кульминации, модуляционных поворотах и т. д.) при исполнении им

произведения (инструментального или вокального).

В книге на с. 12 детям предлагается представить и выразительно ска-

зать, кто и как относится к дождю и солнышку. Попросите детей соста-

вить рассказ, объединяющий всех персонажей.

 

С. 11–12. «Репка. Муравейник» — коллекция слов на определенную

ритмическую группу. В данном случае — это слова с двухчетвертным

ритмом («Репка») и включающие четыре восьмые («Муравейник»).

Предлагайте детям искать свои картинки на ту и другую ритмическую

группу.

 

С. 13. «Мишка – медвежонок» — подбор парных слов на тему «мамы

и дети» с ритмичным чтением слов в основных ритмических формулах:

две четверти и четыре восьмые.

Исполнять слова можно со звучащими жестами: хлопки — большие

животные, шлепки — маленькие.


 

Обратите внимание детей на состояние нарисованных животных и

вместе найдите ответы на вопросы. Эти рассуждения помогут детям

«войти в образ».

 

С. 14. «Коромысло — ведра» — объединение картинок в смысловые па-

ры: предметы (ведра — коромысло, мыло — коромысло), овощи (тыква —

помидоры), фрукты (вишни — абрикосы), цветы (роза — колокольчик).

После нахождения пар картинки проговариваются словами и ритми-

ческими слогами. Пара подбирается как к изначально названной кар-

тинке с двухчетвертным ритмом, так и к той, которая содержит восьмые

длительности.

В качестве домашнего задания можно предложить детям подбирать

пары слов и картинки к тем же «разделам».

 

С. 15. «Дон-Так-Шаг» — основные ритмические группы в образах.

Первичная работа над ритмическим двухголосием на основе диалога.

Рассмотрите с детьми рисунки, выявите «характеры» персонажей.

Исполняйте ритм с изобразительными жестами. Предлагайте детям:

· разнообразное чередование тактов (через произвольный показ педа-

гога);

· повторение отдельных тактов;

· чтение прямо и в обратном порядке;

· размежевание исполнения по рисункам с предложением для желаю-

щих импровизировать.

Можно читать ритм не только привычно горизонтально, но и верти-

кально. В этом случае для квадратности ритмической формы повторите

либо первый, либо последний такты в вертикальной линии ритма, на-

пример:

· первые вертикальные такты с повторением последнего — ДОН,

ДОН, ти-ки ТАК, по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли;

· вторые вертикальные такты с повторением первого — ди-ли, ди-ли,

ди-ли, ди-ли, ТАК, ТАК, по-бе-жа-ли.

 

С. 16. «Ежи — Лягушки — Рыбки — Слоны» — ритмические серии

в картинках.

Рассмотрите картинки. Обсудите с детьми ответы на вопросы.


 

Данная работа приоткрывает некоторые аспекты техник развития

нестандартного мышления, автором которой является Эдвард де Боно.

Ученый доказал, что мышление человека не есть нечто, развивающееся

само по себе (попутно с другими дисциплинами), или данное в дар от

рождения. Мышление — это способность, которая так же, как и осталь-

ные способности человека, требует специально направленных на него

педагогических усилий для развития (Э. де Боно. Нестандартное мыш-

ление. Минск, 2000).

После уточнений и фантазирования исполняйте ритм ритмическими

и звукоизобразительными слогами (ежики — «пых», лягушки — «ква,

бреке-ке», рыбки — «буль», слоны — «топ») с характерными жестами.

Предложите детям голосом выделять больших и маленьких героев (вы-

сокая тесситура — «дети», более низкая — «взрослые»), используйте

разный темп и настроение.

По мере того как дети начнут хорошо ориентироваться в чтении рит-

ма на этой странице, используйте его с координационными движениями:

ритм больших рисунков исполнять шлепками, маленьких — хлопками.

Или:

· притопы — постукивание подушечками пальцев по столу;

· шлепки — щелчки;

· можно исполнять ритм только шлепками: правой рукой большие ри-

сунки, а левой — маленькие.

Эти ритмические последовательности используйте и как ритм со-

провождения (звучащими жестами, шумовыми инструментами) к вы-

ученным стихам и песенкам. Простым вариантом будет дублирование

ритмического рисунка мелодии, притом, что инструменты будут ме-

няться.

 

С. 17. «Ритмы-человечки» — построение в ритмическую последова-

тельность, аналогичную рисунку.

После того как дети выстроятся в ритмическую линию, последова-

тельно каждым ребенком произносится ритмический слог изобража-

емой им длительности. Педагогу необходимо следить за ровностью и

равномерностью исполнения ритма детьми, чтобы ощущалась целост-

ность и непрерывность.


 

Существуют очень много детских игр, где дети меняются местами.

Этот прием очень хорошо подходит для «живых» длительностей. Пред-

лагайте детям меняться местами, искать новые и новые комбинации

ритма при перестроении.

Методически форма ценна тем, что при делении ритма на такты у

детей обычно существуют следующие ошибки:

· восьмые дети определяют по штилям, не обращая внимания на со-

единяющее их ребро, поэтому в тактах, где должны быть две четвер-

ти можно легко обнаружить только две восьмые;

· восьмые определяются как буква «П» и воспринимаются как одна

длительность (одна буква — одна длительность), поэтому в такте,

где должны быть четыре восьмые, их может быть написано малы-

шом в два раза больше.

Форма «ритмы-человечки» позволяет детям быстрее сориентиро-

ваться в соотношениях длительностей.

 

С. 18. «Хлоп-шлёп-топ» — координационно-подвижный ритм с ис-

полнением его по образной записи.

Обратите внимание детей на знаки, обозначающие хлопки, шлеп-

ки и притопы, написанные перед акколадами. В последующем подоб-

ные формы дети будут разучивать, ориентируясь на символы звучащих

жестов.

После исполнения координационного ритма слогами предложите де-

тям представить, кто бы мог двигаться в этом ритме — кошки, рыбки,

птицы и т.д. В этом случае ритмические слоги заменяются звукоизоб-

разительными и для характерности образов добавляются соответствую-

щие жесты.

 

С. 19. «Где, чья линия?» — рисование голосом по линиям.

Первичная интонационная форма, которая учит детей осмысленно

управлять своим голосом. При исполнении ребенок ведет пальчиком ли-

нию и интонирует.

Для начала разберитесь с детьми, какая из линий принадлежит пчел-

ке, лягушонку и комарику. Выберите для них имена. Для того чтобы дети

несколько раз поупражнялись в пении по линиям, необходима форма, в


 

которой они ощущали бы себя актерами, например — голосовиками, то

есть специалистами, которые озвучивают мультфильм.

— Интересно, расцвел ли тот цветок, который мне понравился вче-

ра? — летела и думала пчелка (имя). (Звукоподражание)

А именно в это время с другой стороны летел комарик (имя). (Зву-

коподражание) Он искал цветочек, чтобы отдохнуть после того, как он

всю ночь кружился и танцевал около фонарика светлячка (звукоподра-

жание), потом долго пел в комарином хоре на болоте (звукоподража-

ние), потом гонялся за ежиком, чтобы сравнить иголку ежика со своим

носом, потом сам удирал от большущей газеты, которой дедушка раз-

махивал и говорил: «Вот противный и такой надоедливый этот комар!»

(Звукоподражание) А комарику дедушка очень нравился, и он хотел ска-

зать ему только: «Добрый вечер!», но именно усевшись на дедушкин

нос! (Звукоподражание)

Поэтому комарик хотел спать, увидел цветок и прилег в него.

— Конечно, цветок уже кто-то приглядел себе… Так-так! Это гос-

подин комарик (имя) устроился и спит. Конечно, приятно! И мягко, и

такооой аромаааат!

Пчелка кружила над цветком и хотела своей песенкой разбудить ко-

марика. (Звукоподражание) Она была с ним еще не знакома, но разбу-

дить спящего комара — это значит наткнуться на его длинный нос!

Комарик тихонько попросил ее не мешать ему спать. (Звукоподра-

жание) Пчелка спела погромче (звукоподражание), комарик тоже стал

сердиться. (Звукоподражание)

Но тут кто-то рядом запрыгал и запел свою песенку! Это был лягу-

шонок (имя). (Звукоподражание) Он совсем недавно научился прыгать,

и теперь ему хотелось прыгнуть высоко-высоко (звукоподражание),

чтобы все увидели, какой он ловкий прыгун!

— Ух, ты! — скакал и кричал лягушонок. — Да здесь и еда для меня

есть! Какой вкусненький комарик будет у меня на язычке! Вот сейчас

как подпрыгну, и когда буду лететь назад, тебя и съем! А потом и тебя

попробую, муха!

— Это я-то муха?! — обиделась пчела. — Я тебе покажу, как нельзя

себя вести с незнакомыми дамами! (Звукоподражание)


 

Но лягушонок все-таки ухитрился подпрыгнуть высоко, и, когда ле-

тел назад, раскинув все четыре лапы, комарик вдруг проснулся и прямо

над собой увидел и большущий раскрытый рот лягушонка, и сердитую

пчелку.

— Спаситееее! — запищал комарик и быстро улетел без оглядки.

(Звукоподражание)

Лягушонок шлепнулся на траву и посмотрел на цветок. На нем сиде-

ла пчелка.

— А как вас зовут, если вы не муха? — спросил лягушонок. (Звуко-

подражание)

— Ну, что же, дорогой мой! Будем знакомиться! — ответила пчелка.

(Звукоподражание)

 

С. 20–21. «Утро» — звукоподражание на основе нарисованного сю-

жета.

Предложите детям самим составить рассказ, объединяющий все кар-

тинки. Эмоционально озвучьте с детьми каждую картинку.

Тему, предлагаемую нами на этой странице, можно продолжить им-

провизированием движений, которые связаны с зарядкой. Подберите

веселую музыку и сочините с детьми «комплекс упражнений», подни-

мающих настроение.

 

С. 22–23. «Ленивый жук» — исполнение стихов с поочередным ри-

сованием голосом «жужжащей песенки».

Во время исполнения по линии дети ведут по ней пальчиком, при

повторении фразы показывают линию рукой в воздухе.

Расширить форму можно следующим образом:

· нарисуйте жучка, водите им по доске, изображая его полет, а дети

будут исполнять его песенку, следя за линией передвижения;

· предложите желающим быть на вашем месте;

· предложите всем детям нарисовать (или вырезать) жучков. Прикре-

пив самоклеящейся лентой жучка к пальчику, каждый из детей смо-

жет показать и изобразить голосом, как летает и поет его собствен-

ный жучок.


 

С. 24. «Пчелы водят хоровод» — пение однотоновой песенки по гра-

фической записи.

Разучивание и пение однотоновых мелодий полезно для форми-

рования ощущения тоникального звука. Тем не менее интонационно

удержаться на одном звуке детям не всегда удается. Используйте гармо-

ническую поддержку при исполнении детьми песенки. Ваше сопровож-

дение поможет детям «устоять на месте», а шумовой аккомпанемент бу-

дет более качественным в сочетании с фортепиано. Для вариантности и

разнообразия предлагайте детям самостоятельно находить разные тоны

для исполнения песенки. Используйте исполнение по фразам на основе

тона, который споет первый ребенок.

Обратите внимание детей, что ритм сопровождения отличается от

ритма мелодии, соответственно этому ритмическое сопровождение бу-

дет отличаться от ритма исполняемой песенки. В связи с этим прогово-

рите и исполните ритм сопровождения отдельно.

Проверкой у детей качества способности управлять голосом при сво-

бодном скольжении и интонирования на одной ноте могут послужить

стихи, в которых дети сами должны определить, где мелодия будет ис-

полняться на одном звуке, где нужно «рисовать» голосом, в каком месте

петь высоко, в каком — низко.

ЖУЧОК

На листочке жучок крылья расправляет,

И с цветочка на цветок наш жучок летает.

МЯЧ

Вверх, вниз, вверх, вниз —

Мячик мой летит, поет.

Вверх, вниз, вверх, вниз —

Он летать не устает.

ШИШКА

Вот на елке шишка, а под елкой мишка.

Хлопнул мишка елку — УХ!

Шишка мишке на нос — БУХ!


 

С. 25. «Птица-сорока» — песенка-диалог с поочередным пением (на

двух звуках) и говорением, включающим звукоподражание.

Поясните детям, что эта песенка рассказывает о том, с кем общалась

сорока. Рассмотрите все картинки. Попросите детей охарактеризовать

собеседников сороки: они могут быть не только благодушными и ве-

селыми, но и деловитыми, ворчливыми, крикливыми, смешными и т.д.

Эти рассуждения помогут эмоционально и характерно интонировать.

Каждый ребенок выбирает для себя подсказку из предлагаемых карти-

нок и высказывает желание солировать.

Форма песенки: тутти — соло. Обращайте внимание на произнесе-

ние ответа — это должна быть образная, ритмичная звукоизобразитель-

ная композиция солиста в объеме 2–4 тактов.

Используйте образные жесты для большей характеристичности изоб-

ражения героев песенки.

Разучите аккомпанемент из звучащих жестов и используйте его в мо-

менты пения.

 

С. 26–27. «Ты чего гогочешь, гусь? Паутинка. Скатерть бела» — ра-

зучивание песен в объеме терции по графической записи.

После разучивания и для более успешного существования песенки

«Ты чего гогочешь, гусь?» в практике предложите детям представить

гуся, который смеется не только над гусынями. Смешными ему кажут-

ся куры (потому, что плавать не умеют), овечки (потому, что крыльев

нет, и они все время ходят и жалобно блеют), рыбы (потому, что только

открывают рот, а их не слышно), Шарик (потому, что он любит лаять и

гоняться за гусями, за что его сильно ругает бабушка) и т. д.

А если вдруг гусь перестанет смеяться?

— Почему молчишь ты, гусь? — Га-га… (шепотом) — Кота Ваську

я боюсь. — Га-га… (шепотом)

А кто же посмеется над самим гусем? Подумайте вместе с детьми.

Досочините с детьми короткие аккомпанементы из звучащих

жестов.

В мелодии песенки «Паутинка» движение идет вниз к тонике, этим

она отличается от всех предыдущих.


 

Расширьте исполнение песенки, добавив колористический импрови-

зационный момент «создания» детьми паутинки.

У многих педагогов есть детские шумовые инструменты. Для имп-

ровизации потребуется трубчатый металлофон. Все трубочки нужно до-

стать из подставки и подвесить каждую на веревочку. Каждый ребенок

получает по одной трубочке. Дети должны стать свободно, так, чтобы

трубочки в их руках были разной длины, а не последовательно состав-

ленные, как в металлофоне. Ребенок-солист может поимпровизировать

легким прикосновением палочки к выбираемым им трубочкам. Почти

всегда эти импровизации очень тонкие и красивые, захватывающие де-

тей желанием играть еще и еще.

Форма песенки: тутти (пение) — соло (импровизация на трубочках

металлофона).

Чередование пения и импровизации направлено на удерживание в

памяти спетой мелодии и запоминание начального тона. Импровиза-

ция будет сбивать и рассеивать память детей. Напоминайте им, что они

должны стараться петь «всегда одинаково».

«Скатерть бела» — после того, как вы разучите с детьми эту песен-

ку, вы сможете поработать над очень красивой импровизацией, которая

не только дополнит песенку, но станет одним из запоминающихся и яр-

ких фрагментов в концерте ваших детей.

Предложите родителям сделать для своего ребенка снежинки-пер-

чатки на каждую руку.

Посадите часть детей на стулья, других поставьте за ними. Выберите

двух ведущих (один должен сидеть на стуле перед группой, другой дол-

жен стоять за ним). Ведущие будут показывать руками разнообразные

пластические фигуры. Группа сидящих детей будет копировать движе-

ния за тем ведущим, который сидит перед ними. Группа детей, которые

стоят, повторяют то, что предлагает их ведущий (который стоит).

Подберите для этой пластической импровизации неторопливую и

мягкую музыку. Это очень оригинальная, яркая концертная форма, кото-

рая вызывает желание солировать практически у всех детей. А зрители

будут зачарованы пластичностью детских импровизаций, вызывающих

впечатление естественно-прекрасного очарования кружащегося в танце

снега.


 

С. 28–29. Дети должны выбрать и отметить правильный ответ среди

предлоденных вариантов.

 

С. 30. «Прыг-скок по ладошке. Ножки-воображули» — импровизи-

рованные варианты «танцев» для рук и ног на основе содержания сти-

хотворных текстов.

Вначале детям необходима жестовая подсказка педагога, в дальнейшем

предлагайте им самим искать различные способы действий рук и ног.

В модели «Прыг-скок» танцевать могут не только все пальчики, но

и по одному, по два, движение по руке может быть на месте и от запяс-

тья к плечу (или наоборот). Повторяйте фразы текста 2–3 раза, выбирая

из детских вариантов тот, который понравится больше и который будет

повторен всеми.

Текст стихов «Ножки-воображули» следует исполнять с различной

интонацией, в разных темпах, и именно от этого будет зависеть характер

движений в «танце» ног.

«Таточки» — игра-команда.

Как и в предыдущих стихах, программа действий заложена в тексте.

Педагог проговаривает текст, а дети, слушая его, придумывают движе-

ния. Отличие данной модели от «танцев для рук и ног» в том, что это

«танец образов».

 

С. 31–32. «Попугай Кеша. Золушка» — коллекция слов с ритмичес-

кими группами две восьмые — четверть, и наоборот. Стимулируйте же-

лание детей искать картинки и слова с этими ритмическими группами.

 

С. 33. «Растения. Животные. Предметы. Сказки». Подбор картинок

(вклеек) на определенный ритм по разделам: растения, животные, пред-

меты, герои сказок.

Эта игра объединяет работу над коллекционированием картинок к

основным ритмическим группам.

Помогите детям расположить картинки вклейки на пустые места в

разделах.

На основе достаточно большого количества слов с этой страницей

можно общаться довольно долго, временами возвращаясь к ней.


 

Вариантом и продолжением данной работы может быть следующая

рекомендация. Повесьте в определенном месте лист ватмана, разделен-

ный на разделы. Например: города, одежда, посуда, явления времени

года, характеры, названия мультфильмов и т.д. Предложите детям пос-

тепенно заполнять его в свободное время (перед занятием, уроком).

 

С. 34–36. «Смехота. Два жука» — разучивание песенок в объеме

тетрахорда.

Песенку «Смехота» прежде разучите со словами и жестами, кото-

рые подсказывают фотографии. Пальцевая комбинация показа «ножек»

и «рожек» вызывает у детей затруднения, однако с ней необходимо спра-

виться. Рекомендуйте детям тренироваться дома.

При разучивании песенки по графику (он в отличие от предыдущих не

нарисован образами), просите детей показывать движение мелодии рука-

ми. Исполняйте песенку ритмическими слогами и нейтральными («ха»,

«бе», «ай-я-яй»). И, конечно же, пойте со словами и образными жестами!

Для закрепления у детей навыка ориентирования в движении мело-

дии закрепите на доске большие кубики и попросите желающих при

исполнении песенки показывать на кубиках движение мелодии. Мож-

но «вышагивать» мелодию, когда пение мелодии на одном звуке испол-

няется притопами на одном месте, движение вверх — шагами вперед,

движение вниз — шагами назад. Можно исполнять песенку на «живом

рояле», построив четырех детей в линию. От прикосновения руки пе-

дагога к голове ребенок слегка приседает и поет свой звук. Руководить

исполнением на «живом музыкальном инструменте» дети очень любят.

Попробуйте!

Формы работы в песенке «Два жука» могут быть аналогичными.

Попросите детей помочь вам сочинить образное жестовое оформление

песенки. Мы предлагаем короткие фрагменты для сопровождения на ос-

нове звучащих жестов. Разучите их с детьми.

 

С. 37. «Воробьи — вороны, белки — зайцы» — двухголосное испол-

нение ритма в образных картинках.

Перед началом работы над ритмом попросите детей объяснить сходс-

тво и различие между:


 

· воробьями и воронами (маленькие птицы и большие, одни летят,

другие сидят; веселые и ворчливые; и те и другие — птицы);

· белками и зайцами (живут в лесу; пушистые; показательный признак

ушки и хвостик; нарисована одинаковая семья; шубки меняют цвет;

одни живут на дереве, другие на земле; и те и другие быстро скачут);

· курами и кошками (живут дома; нарисована одинаковая семья; пти-

цы — животные);

· ежами и лесовичками (животные и люди; идут осторожно; живут в

лесу).

Следующий этап работы направлен на закрепление навыка двухго-

лосного исполнения ритма. Доведите двухголосный диалог до легкого и

подвижного темпа. Подвижный темп, смена слогов и образных жестов

направлены на формирование речевой и дикционной активности, уме-

ния изображать характеры в их быстрой мелькающей смене.

Обратите внимание, что озвучивание лесовичков происходит обеими

группами.

Предложите детям «систематизировать» и прочесть картинки, исхо-

дя из ритма:

· картинки с одинаковым ритмом;

· картинки с контрастным ритмом.

 

С. 38–41. «Домашний оркестр» — исследование звуковых возмож-

ностей бытовых предметов. Развитие у детей тембрового слуха.

К настоящему времени примарные шумовые инструменты в музы-

кальной методике работы с детьми уже заняли свое место. Детям очень

нравится играть в «лошадок», извлекая звуки из коробочек йогурта, ше-

лестеть бумагой разной фактуры, исполняя «песню» ветра или «бумаж-

ную самбу», использовать небольшие пластиковые бутылочки в виде

оригинальных барабанов и т. д.

Дополнительно о примарных шумовых инструментах и методике ра-

боты с ними читайте статью Т. Боровик «Пути педагогического творчес-

тва» в журнале «Музыкальный руководитель» № 4, 2004.

Уже само создание этих инструментов, их приукрашивание (оклеи-

вание цветным скотчем, заполнение различными наполнителями и т. д.)

приносит детям большое удовольствие. При экспериментировании над


 

поиском звука и способа игры к удовольствию добавляется радостное

удивление и огромное желание «переиграть» на всех инструментах,

которые можно найти в доме! Игра на шумовых примарных инстру-

ментах — ничем не заменимая для ребенка лаборатория развития тем-

бровости слуха, прислушивания, возможности «на ощупь» искать и

наслаждаться все новыми и новыми звуками, которые получаются со-

вершенно неожиданно!

 

С. 42. «Сундучок» — раскрашивание текста импровизированным

шумовым дополнением.

Прочтите и обсудите с детьми содержание текста. Обратите внима-

ние детей на рисунки символов шумовых инструментов и объясните,

какой шумовой инструмент скрывается за каждым. Поговорите о «голо-

сах» инструментов и способах игры на них:

· палочки, половинки грецких орехов «стучат и звучат» тихо, где мало

знаков, и погромче, где они нарисованы густо;

· листы бумаги «колышутся и шуршат»;

· детская лира или цимбалы «поют и динькают» от щипков пальчиком.

Если ноготочком пальчика провести по всем струнам, «звук улетает».

Лиру и цимбалы можно заменить группой стеклянных фужеров, иг-

рать на которых следует легкими щелчками;

· коробка емкостей для яиц «сердито трещит», когда «ездишь» по ней

палочкой;

· связка ключей «звенит» от легкого встряхивания.

Рассмотрите шумовую партитуру и обсудите свободную при испол-

нении ритмодинамическую палитру звучания. Где звук должен быть

«маленьким и частым» («клювиком стучала»)? В каком месте звуки бу-

дут негромкими и редкими («яблочко-дичок, розовый бочок»)? А где на-

оборот — долгим и ровным («В Загребе у тети, на сухом болоте»)? Где

есть (и сколько!) «больших и долгих» звуков, которые надо дослушать

до конца («В расписном сундучке»)?

Текстов, которые будут пригодны для работы с примарными и де-

тскими шумовыми инструментами, вы сможете подобрать достаточно

много, если именно с этой целью перелистаете страницы сборников с

детскими стихами. Стихи, которые мы предлагаем ниже, также подхо-

дят для озвучивания их содержания шумовыми инструментами.

 0


 

Встрепенулся ветерок (бумага),

Заблестела роса (стеклянные стаканчики).

Вот и солнышко взошло (колокольчики и стеклянные стаканчики),

Слышим мы голоса (импровизации на разных шумовых инструмен-

тах).

 

Слоны идут и топают — топ, топ, топ!

Лошадки скачут весело — цоки-цоки, цок!

Птичьи крылья хлопают — взмах, взмах!

Мотыльки в цветы присели — ах, ах!

 

Недовольно дверь скрипит:

— Все уснули, дождь не спит!

Ходит дождик по траве,

По крыльцу и крыше,

Будит дождик всех подряд

И меня не слышит!

Спят и кошки, спят и мышки,

Спят и зайчики и мишки.

Перестать хочу скрипеть,

Спать хочу я, а не петь.

Ветер, ты бы мне помог,

Чтоб защелкнулся замок!

Ветер дунул, дверью хлопнул,

Дождик сразу же умолкнул.

 

Очень интересной может быть работа с графической партитурой, за-

писанной разнообразными знаками. Эти знаки могут быть расшифрова-

ны детьми при вашей помощи с определением, за каким знаком закреп-

лен тот или иной инструмент, каковы динамика исполнения, частота

звучания одного инструмента, смена инструментов. Подобные партиту-

ры вы можете сами составлять, отталкиваясь от тех карточек, которые

мы вам предлагаем.

Карточки (с. 87) вы можете разрезать и компоновать их в соответ-

ствии с темой или названием будущего произведения. Именно название

будет питать детскую фантазию. Каждый фрагмент партитуры, запечат-


 

ленный на карточках, следует повторять дважды. При необходимости,

которую будете ощущать вы или интуитивно кто-либо из детей, фраг-

ментов может быть и больше. Не составляйте большие композиции, до-

статочно 3–4 карточек.

Партитура исполняется небольшой группой детей. Одна и та же пар-

титура разными группами детей может быть исполнена не одинаково.

Это запрограммировано в самой сути расшифровывания и озвучивания

знаков.

При исполнении ритм должен быть свободным, исполнение детей

не должно быть метричным. Педагогу следует привыкнуть к тому,

что ВСЕ создаваемые детьми композиции будут пространными, ра-

зомкнутыми в форме, колористичными и свободными в исполнении.

Это достаточно непросто для музыканта, воспитанного на четкости

формы, квадратности построения частей, тональном звучании, ожи-

дании кадансов и т. д. Композиции в данном направлении импрови-

зации будут похожи на звуковые импрессионистические картины,

на фрагменты спонтанно возникшего и мелькнувшего в случайных

сочетаниях звуков некоего состояния природы. Поверьте, в этой му-

зыкально-творческой лаборатории вы и для себя сделаете много уди-

вительных открытий.

 

С. 43. «Спляшем, мышка» — исполнение текста с помощью мими-

ческих картинок.

При работе с текстом «Спляшем, мышка» попросите детей подобрать

мимические картинки, которые помогут им интонационно и двигатель-

но-пластически изобразить героев текста. Данная работа направлена на

активизацию мимических мышц лица, с тем чтобы эмоция зримо высту-

пила и проявилась на лице.

К. Станиславский советовал своим ученикам: «Говорите не столько

уху, сколько глазу!»

Предложите детям линиями соединить фразы текста с соответствую-

щими мимическими картинками.

 

С. 44–45. «Маленькая прачка» — разучивание диалогического текс-

та, самостоятельный подбор (вклеивание) мимических картинок.


 

Этот текст очень легко учится детьми, так как отвечать им нужно

только слогом «гу». Спросите детей, удобно ли им отвечать без подсказ-

ки мимических картинок.

Определите на словах, какие картинки могут быть в том или другом

месте, подбирая определения к эмоции. Например, если предполагае-

мую эмоцию на картинке к ответу на вопрос «Хочешь чистым будешь,

филин?» дети определяют как «хорошую», уточните и добавьте прилага-

тельные — «довольная, спокойная, улыбающаяся». Исходя из этих рас-

суждений, подбирайте соответствующие картинки-вклейки и размещай-

те их на страницах.

После этого исполняйте стихи вновь, одобряя тех детей, которые бу-

дут эмоционально и артистично интонировать.

 

С. 46. «Ехала деревня»

В этом тексте мимические картинки уже распределены по тексту. Ра-

зучите стихи следующим образом: вы исполняете текст фразы нейтраль-

ным голосом, дети его повторяют со словами и ритмическими слогами.

Обратите внимание детей, что в конце фразы есть значок, обозначаю-

щий тот или иной звучащий жест. Затем попросите их исполнить стихи

так, чтобы вы увидели на их лицах отражение соответствующих мими-

ческих картинок.

Если вы выберете из нашей книги картинки, которые вам понрави-

лись, увеличите их до размера в половину листа А4 и отсканируете, то

у вас будет великолепный дидактический набор эмоций. В своей рабо-

те мы используем мимические картинки практически во всех формах

и видах деятельности, и они незаменимы никакими словами, для того

чтобы при интонировании (речевом и вокальном) ребенок наполнялся

эмоцией и понимал ее. В еще большей степени мимические картинки

полезны для стимулирования и качественного формирования эмоцио-

нально-чувственной сферы ребенка.

 

С. 47–49. «Гребешок. Тетери. Серенький козлик» — разучивание пе-

сенок в объеме квинты.

Методика работы над песенками «Гребешок» и «Тетери» может быть

аналогична той, которую мы предлагали для песенок на предыдущих

 1


 

страницах. Добавлением могут служить рассуждения над содержанием:

«Что ответит девочке петушок?», «Куда делись тетери?». Помимо этого

предложите детям оформить исполнение пластическими жестами. Ис-

пользуйте мимические картинки для интонационной выразительности.

Обратите внимание детей на короткие фрагменты аккомпанемента

на основе звучащих жестов. Разучите их и используйте при пении.

«Серенький козлик» — игровая шведская народная песенка. На-

чальной работой будет разучивание текста с жестами и движением. Это

удобно будет сделать в общем круге.

— Ты откуда скачешь, серенький козлик? — Подскоки на месте.

— С мельницы, с мельницы, милый дружок. — Поворачивать скре-

щенные руки из стороны в сторону.

— Что же ты там делал, серенький козлик? — Подскоки на месте.

— Я молол, я молол, милый дружок. — Кулачком правой руки делать

круговые движения по раскрытой левой ладошке.

— Что же ты молол там, серенький козлик? — Подскоки на месте.

— Рожь-пшеницу, рожь-пшеницу, милый дружок. — Поочередно ме-

нять позицию рук: кулачок правой — вертикальная ладошка левой, и

наоборот.

— Что же убежал ты, серенький козлик? — Подскоки на месте.

— Меня били, меня били, милый дружок. — Скрестить руки и пос-

тучать кулачками по плечам.

— Кто же бил тебя там, серенький козлик? — Подскоки на месте.

— Злющий дворник, злющий дворник, милый дружок. — Накло-

ниться и свободно раскачивать висящие руки.

— Поиграй же с нами, серенький козлик! — Подскоки на месте.

— Очень рад, очень рад, милый дружок! — Кружение с подскоками

в парах.

Следующий этап включает исполнение песенки диалогом двумя груп-

пами детей: первая группа поет и двигается, вторая — сопровождает пе-

ние игрой на шумовых инструментах. Форма песенки диалогичная.

Беседа о содержании песенки может включать вопросы, связанные

со знанием детьми тех сказок, в которых животные и птицы помогают

человеку — маленькая мышка в «Репке»; серый волк, который был неза-

менимым другом Иванушке, как и Конек-Горбунок. Медведь, заяц, сокол

 2


 

помогали бороться царевичу с Кощеем Бессмертным, гусь Мартин мно-

гому научил мальчика Нильса и стал его настоящим другом. А сколько

животных помогали Золушке!

Обязательно подводите детей к тому, как хорошо помогать другим.

Вместе с этим очень важно понимать, что за помощь нужно быть бла-

годарным, а не сердитым, как дворник. И как хорошо, что именно дети

утешили серенького козлика!

 

С. 50–52. «Кто, как звучит и двигается?» — формирование пред-

ставлений о динамике и темпе.

Напомните детям, что за время обучения они многому научились и

многое знают, например: умеют определять длинные и короткие звуки в

словах, стихах и песенках; по знакам могут разобрать и исполнить фраг-

менты со звучащими жестами; умеют петь песенки по графику и само-

стоятельно показывать направление мелодии, умеют и любят сочинять и

фантазировать, не только любят рассматривать и подбирать мимические

картинки, но с их помощью учатся владеть своим голосом и лицом, как

настоящие артисты.

Скажите, что не только мимические картинки подсказывают эмоци-

ональное исполнение, есть и другие знаки, которые помогут петь или

читать стихи с разными выражениями, оттенками. Поясните детям сло-

во «оттенки» на примере размывания пятна краски, на поиске оттенков

цвета в интерьере помещения, где проходят занятия, в одежде и т. д.

Вернитесь к пройденной с. 10 и обратите внимание детей, как по-раз-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.356 с.)