Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение на основе подражанияСодержание книги Поиск на нашем сайте
ИЛИ КОПИРОВАНИЯ? В педагогической практике чаще всего проводимая параллель меж- ду «подражанием» и «повторением» подчеркивает негативный оттенок механического действия дублирования. Выделяя перспективность под- ражания в педагогическом процессе с выходом познающего в самосто- ятельную деятельность, Л. Выготский пишет: «…то, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоя- тельно». Именно поэтому так важен показ педагога! Он должен настро- ить на работу, заразить настроением и желанием выучить предлагаемое произведение. Для начала повторение за педагогом и необходимо, и естественно для детей. Базой для возникновения их собственного творчества будут являться предлагаемые педагогом варианты действий, разнообразие примеров в изображении одного образа, приглашение к совместной им- провизации. Очень важно видеть и поддерживать даже самые маленькие импульсы ребенка в том, чтобы он в дальнейшем смог сделать (пока- зать) свое. Действия в проявлении самостоятельного творчества у детей могут быть и неловкими, и неуклюжими, и неожиданно «не в тему», но ценным будет понимание педагогом важности процесса, корректное комментирование и поддержка, радостный отклик и позитивная оценка желания ребенка творить самостоятельно. Однако именно бездумное копирование произойдет в том случае, если педагог не будет заботиться о вариантности предлагаемых им са- мим образов и если в заучивании деталей педагог будет настаивать на точном, показанном педагогом (безвариантном и единственном) прочте- нии модели. Потребность подражать естественна для детей, накапливающих опыт для художественной деятельности. Однако, когда ребенок «приру- чает» себя к исполнению воли другого, добровольно и послушно прини- мая «образец» (педагога) за эталон, именно в педагоге должна отчаян- но пульсировать и биться мысль – «быть ответственным за тех, кого ты приручил».
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА Ритм в образных картинках Знакомство с элементами музыкальной речи, основанное на прото- типах окружающей действительности, — прием известный и получаю- щий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопос- тавлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие, как хорошо- плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое, осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д. Категория длины и тем более деление длительности — для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень цен- ный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же в работе над ритмом в картинках можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритми- ческие. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и понима- нию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам», могут быть «крас- норечивыми». Чтение слов в ритме Работа над воспитанием ощущения основных длительностей вклю- чает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естест- венного проговаривания, а не из специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по сло- гам — де-ре-во, те-ле-фон, нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударе-
ние в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН). Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухсло- говые слова с ударением на первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти. Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третьем (обезьяна, погремушка). Слова из трех слогов с ударением на первом (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третьем (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комби- нации четвертей и восьмых. На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т. д.). Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на ту или иную изучаемую группу. И если вначале дети будут подбирать самые разнооб- разные картинки, то впоследствии можно предлагать игру, в которой кар- тинки будут выбираться и компоноваться по определенным заданиям. Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с живот- ными только в ритме двух четвертей, а картинки с растениями — в рит- ме четверть и две восьмых и т. д. Подобная форма очень увлекательна, и мы включили ее в данную тетрадь. Кроме слов в тетради для разучивания и закрепления длительностей предлагаются интересные стихотворные тексты, читать которые следу- ет, ориентируясь на величину записи букв — слоги, записанные боль- шими буквами, следует читать четвертными длительностями, малень- кими буквами — в ритме восьмых. Предлагаемая техника работы над стихотворными текстами, когда они записаны по слогам большими и маленькими буквами (или простым и выделенным (жирным) шрифтом), давно известна в мировой практике. Это помогает детям не столько чи- тать, сколько, запоминая на слух стихотворение, ориентироваться в его ритмическом строении. Исполнение текстов с распределением их зрительно, наглядно по ритмическим формулам методически соединя- ется с «большими и малыми» изображениями ритма в картинках. Текст разучивается с исполнения педагога, чтение обычно сопро- вождается ритмичными хлопками или комбинациями звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы). После разучивания желательно обратить внимание детей на запись текста буквами разной величины, для того чтобы они смогли сориентироваться в ритмической структуре модели.
Ритмические слоги Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий!) возраст, пока еще не нашло достаточного понимания. «Эме Пари — известный французский учитель музыки и пения сере- дины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха — привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав “язык длительностей”». Енько Т. Формирование относительной системы воспитания музыкального слуха. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. С. 18. Часто ритмические слоги подменяют счетом — «раз-и-два-и», кото- рый никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального рит- ма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Сравните — «раз-и-два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-ТА, ТА-ТА». Разница очевидна! «Мать не понимала, что Ася за роялем, по малолетству, просто невы- носимо скучает и только от собственного засыпания берет мимо (нот!), как слепой щенок – мимо блюдца. А может быть, сразу брала по две ноты, думая, что так скорее возьмет – все положенные?.. Так или иначе, игра была не только плачевная, но и слезная, с ручьями мелких грязных слез и нудным комариным: и—и, и—и, и—и, от которого все в доме, даже двор- ник, хватались за голову с безнадежным возгласом: “Ну, завела!”». Цветаева М. Мать и музыка. В 2 т. Т. 2. Минск: Народная асвета, 1989. С. 83. «Ученик считает: «раз-и-два-и-три-и-раз-и» и т. д., и видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки одновременно с названием соот- ветствующей счетной единицы… При этом предполагается, что ритм получится сам собой, сам «сложится», если звуки будут правильно ук- ладываться в эту отсчитываемую схему. Такой счет можно назвать ариф- метическим счетом. Он, безусловно, вреден, так как приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета. Для учеников со слабым чувством ритма при- менение этого приема (особенно в первый период музыкального обу-
чения) может иметь губительные последствия для всего дальнейшего ритмического развития». Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 224. Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных сло- гов «та» и «ти-ти» есть варианты — «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, несмотря на вариантность закрепления за чет- вертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике опреде- ляются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении не- сут малое, меньшее (Журавлев А. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. С. 18). Даже простой пример собственного произнесения «а» и «и» до- кажет вам эту разницу. «А не попытаться ли как-то оценивать отдельные звуки? Попробо- вали. Маленьким детям показывают две матрешки – во всем одинако- вые, только одна совсем маленькая, другая большая. Говорят: “Вот две сестрички. Одну зовут А, другую — И. Отгадай, которую зовут И?” И представьте себе — большинство детей показывает на маленькую матрешку. Одну девочку спросили: — А почему ты думаешь, что эту матрешку зовут И? Та отвечает: — А потому что она маленькая. Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением». Журавлев А. Там же. С. 10. Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картин- ках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочте- нием. Ценность ритмических слогов состоит в том, что: · любая из ритмических последовательностей разучивается достаточ- но быстро; · ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естест- веннее; · с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется пе- ревод слов в ритм; 0
· ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочи- нять; · ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции — это всегда радость и удовольствие для детей.
III. РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 3.1. Речевое и вокальное интонирование В работе над развитием интонационной выразительности важно пом- нить, каким интонационным умением ребенок владеет и какое умение (пение или речь) преобладает в его жизни. Основным природным навыком интонирования у него является способность говорить. И по этой причи- не внимание к речи на занятиях музыкой не праздное. Педагога неизмен- но должно волновать, КАК научить ребенка вслушиваться в собственный голос и управлять линией собственной речи. Именно отсюда, с прислуши- вания к себе и развития интонационного самоконтроля, начинается рабо- та над выразительным и осмысленным произнесением звука. Необходимо понимать и то, что речевое интонирование всегда связа- но с воспроизведением стихотворного текста, а поэзия уже сама по себе во многом отличается от разговорной речи — присутствие рифмы делает ее музыкальной, пластичной, ритмичной. Поэзия всегда несет недоска- занность, предполагает диалог видимого простого прочтения и скрыто- го содержания даже в самых понятных текстах. К тому же перенесение поэтической информации в реальность — это театр, где один человек способен перевоплощаться в разных героев, через себя пропуская об- разы и события текста. Немаловажно и то, что дети (и многие взрос- лые) бывают достаточно стеснительны в раскрытии себя как человека эмоционального. Эмоция не может обойтись только интонированием, она неизменно должна быть дополнена мимикой, жестом, пластикой и движением. Поэтическая речь дышит и оживает только тогда, когда весь человек «включен» в этот потрясающий процесс. И именно это роднит поэзию с богатой палитрой интонаций и настроений музыки. Как же можно надеяться, что без поэтического (речевого) мостика ребенок на- учится понимать и передавать многосмысловую музыкально-интонаци- онную информацию? Это достаточно трудно сделать без того, чем в той
или иной степени ребенок к моменту обучения в школе владеет, — без речи! Именно от нее, на наш взгляд, лежит путь к осмысленному инто- нированию самой простой песенки. И до того, как любой из детей не услышит, как он говорит, он не сможет понимать и оценить, что и как он поет. Невнимание и упрощенный (а зачастую и высокомерный!) взгляд на значимость работы над речевым интонированием достаточно скоро выявится в неровности певческого строя, форсированном или ма- ловыразительном пении. Речевое интонирование разнообразно и интересно по формам, оно неизменно пользуется успехом у детей. Звукоподражание В развитии речевых и интонационо-певческих способностей ребенка звукоподражание имеет особое значение. Интонационное копирование (как речевое, так и певческое) кого-либо из животных, птиц и т. д. у де- тей вызывает непреложный интерес в силу возникающих звукоизобра- зительных эффектов. В определенном смысле звукоподражание следует отнести к основам «речевого» театра, когда произносимый звукокомп- лекс помогает перевоплотиться в иной образ. В звукоподражании естес- твенным образом заложены важные компоненты для развития речевых способностей ребенка: дикция и артикуляция, разнотембровость, разно- темповость, разнохарактерность и развитие скорости говорения. При проговаривании образных последовательностей ритма, пред- лагаемых в нашей книге, следует учитывать и использовать указанные моменты. Звукоподражание незаменимо при пении в тех моментах, когда тре- буется многократное повторение одного и того же интонационного мо- дуса. В этом случае используйте всевозможные приемы, стимулирую- щие желание ребенка интонировать. В их числе — исполнение попевок звукоизобразительными слогами («поем, как кошки, лягушки, кукушки, машины, паровоз и т. д.»), интонирование в разных темпах, с различны- ми штрихами и динамическими оттенками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.176 (0.008 с.) |