Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года



 

Транспортная стратегия России до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года
№1734-р,  разработана  в  ответ  на  системный  вызов  российской  экономике, определённый сочетанием трех фундаментальных факторов.

Первый фактор – усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала, а также других факторов экономического роста. Происходит структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами,
возрастанием роли региональных экономических союзов, ожидаемым распространением новых технологий. Всё это влечет за собой изменение
национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания.

Второй фактор – возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, находящейся на пути инновационного развития.

Третий фактор – исчерпание источников экспортно-сырьевого
типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта.

Одновременно в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и
эффективно решать задачи растущей экономики. Все это требует от
российского транспорта существенной перестройки.

Главная задача государства в сфере функционирования и развития транспорта определяется как создание условий для экономического
роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через обеспечение доступа к безопасным
и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество. Стратегическая цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей
инновационного социально ориентированного развития экономики и
общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.

К общесоциальным ориентирам «Транспортной стратегии» относятся в том числе:

· снижение   аварийности,   рисков  и  угроз  безопасности  по видам

транспорта;

· снижение доли транспорта в загрязнении окружающей среды.

Пятой целью развития транспортной системы России на период до 2030 года является повышение уровня безопасности транспортной системы. Реализация этой цели позволит повысить безопасность движения, полетов и судоходства, обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов транспорта, повысить уровень соответствия транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны и тем самым создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

В рамках данной цели за счет комплекса мероприятий предполагается достичь уровня безопасности движения, полетов и судоходства, соответствующего международным и национальным требованиям.

Обеспечение транспортной безопасности позволит повысить
состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных действий, в том числе
террористической  направленности,  угрожающих  безопасной  деятельности транспортного комплекса.

Деятельность специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий будет осуществляться на уровне международных и национальных требований.

Будет повышен уровень защищенности транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства,
обеспечен более высокий уровень безопасности перевозок грузов, требующих особых условий.

Осуществление мер по обеспечению военной безопасности Российской Федерации для своевременного удовлетворения потребностей военной организации государства в транспортных услугах позволит достичь: необходимого уровня мобилизационной готовности транспорта общего пользования (в том числе объектов двойного назначения); запасов государственного и мобилизационного резервов; подготовки комплекса
мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению всех видов транспортных коммуникаций; подготовке и техническому обслуживанию всех видов транспортных средств.

Помимо средств и мероприятий прямого обеспечения безопасности на транспорте огромное значение в достижении данной цели играет развитие средств и эффективных систем надзора в сфере транспорта. Без их совершенствования управление в сфере обеспечения безопасности транспортной системы будет лишено эффективной обратной связи.

Уровень безопасности транспортной системы в рамках данной цели будет повышен за счет развития систем профессионального допуска к транспортной деятельности путем лицензирования или декларирования (уведомления).

Важную роль в достижении высокого уровня безопасности должно сыграть также обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с высоким уровнем профессиональной подготовки, отвечающих требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы.

Шестой целью Транспортной стратегии является снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Достижение данной цели будет способствовать созданию условий для снижения уровня
техногенного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека и обеспечению соответствия международным экологическим стандартам работы отрасли.

Для этого предполагается выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перевода транспортных средств на экологически чистые виды топлива, а также снижение уровня энергоемкости транспорта до уровня показателей
передовых стран.

Важным резервом снижения объема воздействий, выбросов и
сбросов, количества отходов на всех видах транспорта является профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств. Другим резервом сокращения вредного воздействия транспорта на здоровье человека в рамках данной цели является
рационализация маршрутов следования транспортных потоков.

Реализация этих целей предполагает выполнение комплекса научно-исследовательских подпрограмм, обеспечивающих разработку новых моделей, методик, технологий, средств и систем. Эти работы образуют научное обеспечение Транспортной стратегии. Внедрение разработок, реализация проектов и мероприятий предусматривается в рамках комплекса предметных подпрограмм, направленных на достижение заданных общеэкономических, общесоциальных и общетранспортных стратегических целевых ориентиров, а также в рамках подпрограмм развития по
видам транспорта и подпрограмм, направленных на ввод в действие
основных механизмов реализации Транспортной стратегии.

 

2. ПОНЯТИЕ РИСКА ПРИ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ПЕРЕВОЗКАХ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Согласно статье 1079 Гражданского кодекса (ГК) РФ автомобиль определяется как источник повышенной опасности при его использовании, поскольку имеется вероятность совершения аварии при его эксплуатации. Согласно свободному словарю терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу: «Авария – опасное техногенное
происшествие, создающее на объекте, на определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее:

- к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств;

- к нарушению производственного или транспортного процесса;

- к нанесению ущерба окружающей природной среде».

В свою очередь согласно ГОСТу Р 22.0.02-94 «Чрезвычайная ситуация» (ЧС) – «Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).

Отдельно в законодательстве выделено понятие дорожно-транспортного происшествия (ДТП). «Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб» (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Тождественное определения понятия ДТП содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ и в «Правилах учета дорожно-транспортных происшествий», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 года № 647. Во всех
вышеприведённых ситуациях речь идёт о риске возникновения какого-то негативного происшествия.

В настоящее время достаточно широкое применение находит «рисковый» подход в оценке возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Учитывая присутствие оценок риска в официальных документах, необходимо рассмотреть основные положения «рискового» подхода.

Риск – это мера возможности того, что деятельность человека или проявления природы приведут к последствиям, влияющим на человеческие ценности (жизнь, здоровье, материальное положение).

Риск принято оценивать вероятностью проявления неблагоприятного события (аварии, катастрофы, инцидента, чрезвычайной ситуации) и величиной ущерба, к которому привело это неблагоприятное событие. При оценке риска рассматривается множество факторов, влияющих на безопасность перевозок, основными из которых являются факторы системы «водитель-автомобиль-дорога» (ВАД). Сочетание этих факторов показано на рис. 2.1 и отражает роль каждого из них в возникновении события
как самостоятельно, так и во взаимодействии при осуществлении
транспортного процесса. Видно, что человеческий фактор является
решающим  компонентом  с  суммарным  весом  93%  совершения  неблагоприятного события.

 

Рис 2.1. Сочетание факторов причин аварийности в системе ВАД

 

Риск – понятие достаточно распространенное и обыденное. При этом оценки риска при организации перевозок разными людьми могут быть различными. Такое возможно потому, что существуют различные подходы к оценке риска.

Технократический подход к оценке риска основан на анализе
технических причин возникновения опасностей и вероятностной оценке возможностей их проявления.

Экономический подход основан на оценке ожидаемых потерь или потерь полезности в деньгах.

Психологический подход ставит во главу угла человеческую оценку опасности, не доверяя значениям вероятности, а предпочитая учитывать мнение индивида. Эти оценки, как правило, имеют вид – «очень высокий риск», «большой риск», «средний риск», «небольшой риск».

Социальный подход связывает суждение об опасности мнением о ней в обществе в целом или в группе людей. Это – «психология толпы», которая может быть заранее сформирована в обществе или возникнуть спонтанно при проявлении опасности.

Риски при автомобильных перевозках можно подразделить на следующие группы:

· риски, связанные с отказом агрегатов и узлов, возникновением стихийного бедствия, разбойным нападением;

· риски аварии и разрушения автомобиля;

· риски,  связанные  с  попаданием  автомобиля  в  ДТП,  повреждением груза из-за невыполнения требований к условиям перевозки, поломкой рефрижератора и т.д.

В общем случае эксплуатация транспортных средств может причинить вред следующим объектам:

· самому транспортному средству владельца («свое» транспортное средство);

· транспортному средству другого участника дорожного движения («чужое» транспортное средство);

· имуществу, принадлежащему третьим лицам (строения, инженерная инфраструктура дорог, перевозимые грузы и т.п.);

· жизни и здоровью водителя и пассажиров «своего» транспортного средства;

· жизни и здоровью водителя и пассажиров «чужого» транспортного средства;

· жизни и здоровью пешеходов.

Вне связи с дорожным движением существует риск не повреждения, а потери или утраты «своего» транспортного средства в результате противоправных действий третьих лиц. Примером этого могут быть столь распространенные хищения транспортных средств. Более подробно вопросы ущерба от ДТП будут рассмотрены в разделах 10 и 11.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.021 с.)