Основные проблемы и пути совершенствования нормативно- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы и пути совершенствования нормативно-



правовой базы в сфере обеспечения безопасности движения


      Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в сфере БДД, обусловливают необходимость создания упорядоченного множества нормативно-правовых актов, которые образуют систему законодательства в данной сфере. Систему законодательства в области БДД составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные (межведомственные) нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Наряду с российскими правовыми актами в эту систему входят и международные документы по безопасности дорожного движения, к которым присоединилась Российская Федерация.

К настоящему времени система законодательства в сфере обеспечения БДД в целом сложилась, но отдельные ее положения все же требуют уточнения. В этой связи необходим поиск оптимальных форм взаимодействия между различными министерствами и ведомствами для исключения дублирования и множественности нормативных правовых актов по одному и тому же предмету регулирования. Требуют развития и корректировки нормативные акты, регламентирующие деятельность по профилактике аварийности в субъектах транспортной деятельности, что особенно относится к деятельности физических лиц, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров на коммерческой основе.

Совершенствование нормативного правового регулирования в
области безопасности дорожного движения проводится по следующим основным направлениям:

Ø создание целостной системы правового регулирования в данной сфере и стратегическое планирование путей ее развития;

Ø унификация основополагающих документов, регулирующих деятельность уполномоченных государственных органов, выделение и конкретизация направлений деятельности в сфере БДД;

Ø гармонизация российских законодательных и иных нормативных актов с международными правовыми нормами и стандартами;

Ø систематизация действующих документов, предусматривающая отмену устаревших актов и своевременную разработку новых и актуальных документов;

Ø повышение уровня проработки принимаемых нормативно-правовых актов для всех уровней управленческих структур.

Конституция Российской Федерации устанавливает основные принципы построения системы органов государственной власти, определяет их правовой статус, разграничивает предметы ведения Российской Федерации и субъектов федерации, провозглашает права и свободы человека и гражданина, гарантирует их государственную защиту, содержит иные важнейшие положения, касающиеся функционирования демократического правового государства.

Однако обеспечение безопасности дорожного движения как самостоятельное направление деятельности в явном виде не отражено в положениях Конституции Российской Федерации. Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения охватывается понятием «общественная безопасность», которую ст. 72 Конституции относит к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.

Следует отметить, что Конституции некоторых зарубежных стран непосредственно регулируют сферу дорожного движения, что составляет основу для нормативно-правового развития и положительно сказывается на безопасности дорожного движения. В этой связи в целях совершенствования законодательства России целесообразно рассмотреть в дальнейшем возможность конституционного регулирования сферы дорожного движения.

Закон о безопасности дорожного движения

Общие правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) «О безопасности дорожного движения» (Закон «О БДД»).

Статьи Закона «О БДД» закрепили необходимую сферу регламентации дорожного движения – лицензирование деятельности, связанной с обеспечением БДД, основные требования при изготовлении, реализации и эксплуатации транспортных средств, требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров, строительству и содержанию дорог, к организации дорожного движения. Однако некоторые статьи указанного «Закона о БДД» требуют своего развития, совершенствования и конкретизации, что позволит уточнить (принять новые) ряд законодательных и нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм.

 Закон «О БДД» выступает составной частью правовой основы безопасности дорожного движения в Российской Федерации наряду с другими федеральными законами, к ним можно отнести: УК РФ; ГК РФ; КоАП РФ; Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ (в ред. от 25.09.2017 года) «Об обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств»; Федеральный закон от 9 февраля
2007 года № 16-ФЗ (в ред. от 29.12. 2017 года) «О транспортной безопасности»; Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (в ред. от 29.12. 2017 года) «О полиции»; Федеральный закон от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ
(в ред. от 04.06.2014 года) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с федеральными законами принимаются иные подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. К ним в частности относятся:

· указы и распоряжения Президента РФ (Указ Президента РФ от
15 июня 1998 года № 711 (в ред. от 16.05. 2017 года) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 250 (в ред.
от 07.12.2016 года) «Вопросы организации полиции» и др.);

· постановления и распоряжения Правительства РФ (Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года
№ 1090 (в ред. от 23.12.2017 года) «О Правилах дорожного движения», распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 года
№ 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 года № 1097 (в ред. от 23.03. 2017 года) «О допуске к управлению транспортными средствами» и др.);

· нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти: письмо Минтранса РФ от 17 марта 2004 года № ОС-28/1270-ис «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», Приказ МВД России 19 декабря 2012 года № 13/5-8042 «Методические рекомендации по организации деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору», приказ Минтранса России от 15 января 2014 года № 7
(в ред. 05.09.2016 года) «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2014 года) № 32585 и др.). Данные нормативно-правовые акты издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции в области безопасности дорожного движения.

Автотранспортная отрасль является обширной сферой экономической деятельности, связанной с функционированием автомобильного транспорта, оказанием им услуг, безопасностью его деятельности. Несмотря на значительную долю частной собственности в отрасли, автомобильный транспорт, несомненно, подлежит определенному государственному регулированию. Оно осуществляется по следующим направлениям: нормативное закрепление основных правил оказания услуг автомобильным транспортом; обеспечение безопасности функционирования автомобильного транспорта (включая разработку, проектирование, производство, эксплуатацию и утилизацию, техническую безопасность автотранспортных средств и безопасность дорожного движения); антимонопольное и тарифное регулирование; допуск к осуществлению деятельности (лицензирование и сертификация автотранспортной деятельности); налоговое регулирование; таможенное регулирование, осуществление контроля в пограничных пунктах пропуска; обязательное и добровольное страхование, ответственность за причинение вреда; установление единых принципов осуществления автотранспортной деятельности (единый терминологический аппарат, классификация видов деятельности и так далее).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.005 с.)