Как способа развития инновационного потенциала педагогов и учащихся 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как способа развития инновационного потенциала педагогов и учащихся



Образование, являющееся важнейшим социальным институтом, активно реагирующим на все общественные изменения и процессы, функционирует в целях удовлетворения общественных потребностей. Ведущие мировые тенденции развития человеческой цивилизации, в частности, все увеличивающаяся открытость национальных культур не может не найти отражение в национальных системах образования, призванных готовить универсальных специалистов, способных работать в условиях постоянно возрастающих по объему и все более разносторонних по содержанию мировых хозяйственных связей. Насущной потребностью системы образования, обуславливающей развитие международного сотрудничества, становится выработка мировых стандартов на основе обмена опытом и анализа зарубежного опыта обучения [16].

Мировая культура, являющаяся консолидированным проявлением всех культур, имеет непреходящее значение для подрастающих членов общества, получающих общее образование. Развитие у детей способностей оценивать явления с позиции другого человека посредством поликультурного образования в условиях международного сотрудничества становится непременной частью жизни, обогащенной другой культурой, другой социально-экономической формацией. Как и всякая инновация, международное сотрудничество требует немалых усилий, направленных на совершенствование деятельности образовательной организации.

Глава 14, ст.105. Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяющая направления международного сотрудничества в сфере образования как неотъемлемой составной части внешнеполитической деятельности государства, предлагает образовательным организациям вести данную деятельность посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами.

Закон рекомендует:

· разрабатывать и реализовывать образовательные и научные программы совместно с международными или иностранными организациями;

· направлять обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации;

· осуществлять совместные фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере образования, совместную инновационную деятельность;

· участвовать в сетевой форме реализации образовательных программ;

· проводить международные образовательные, научно-исследовательские и научно-технические конгрессы, симпозиумы, конференции, семинары [36].

Основными сущностными характеристиками международного сотрудничества в сфере образования является сотрудничество российских и иностранных образовательных организаций на основе развития международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечение иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Суть деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями, заключается в обеспечении взаимного признания образования и квалификации.

Начиная научно-педагогическое исследование, необходимо рассмотреть подходы к самому понятию «международное сотрудничество», претерпевшему на протяжении последних десятилетий ряд изменений. В педагогической науке (труды В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Е.А. Ямбурга и др.), рассматривая образовательную среду на примере школы, создаются определенные предпосылки решения данной проблемы. Однако в этих исследованиях не учитываются конкретные и специфические условия международного сотрудничества.

Все чаще процессы межгосударственного сотрудничества образовательных организаций именуются термином «интернационализация образования».

В 80-е годы ХХ века термин «интернационализация» впервые стал применяться по отношению к образованию. В 1990-е определения «интернационализация образования» и «международное образование» были синонимичны.

В настоящее время в научный обиход вошли понятия «образование без границ», «транснациональное образование».

Определение дефиниции «интернационализация образования» имеет свои особенности в зависимости от взгляда автора.

Взаимообмен или даже создание единой (подчас многосторонней) системы в какой-либо одной области/отрасли на основе сотрудничества между отдельными странами С.В. Лашко называет интернационализацией образования [15].

Процесс добровольного принятия образовательным учреждением правил и процедур ведения всех видов своей деятельности, признанных и используемых мировым сообществом, с ориентацией на предоставление академическому персоналу и учащимся возможности в результате обучения получить знания, умения и компетентности, которые были бы востребованы в любой стране мира — определение интернационализации образования, данное Е.Н. Никоновой [21].

Найт Дж. анализирует процессы интернационализации образования в мировом масштабе, и рекомендует выделить несколько уровней, на которых она реализуется [2]. Уровень конкретных образовательных организаций - институциональный; уровень отдельного государства - национальный; уровень, когда в процесс включено ряд государств - международный.

Акцентируя внимание на категориях и видах деятельности образовательной организации он считает, что интернационализация образования включает обмен преподавателями, сотрудниками, обучающимися, академические и вне учебные действия (методические инновации и др.), техническую помощь развивающимся странам, изучение регионологии, рекрутирование иностранных учащихся, организация совместных международных исследований, обучение межкультурному общению. Одним из основных примеров является Болонский процесс.

 В зарубежной практике также представлено еще несколько вариантов определения «интернационализации образования», сформулированых в конце ХХ и начале XXI веков.

 Наиболее важное определение термина интернационализации высшего образования дает Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, в котором она представляет собой комплекс процессов, чей комбинированный, запланированный или нет, должен увеличить международный опыт высшего образования в университетах и подобных образовательных учреждениях.

Еще один современный российский исследователь Л. Дудаев дает свою трактовку понятию интернационализации, под которым понимает социально-экономический феномен на национальном и институциональном уровнях и определяется как процесс интеграции международных и межкультурных социально-экономических связей, их форм и институтов (или, применительно к глобализации региональной системы образования, – как общие цели, функции и способы доставки и реализации различных уровней образования) [10].

Таким образом, проанализировав работы отечественных и иностранных авторов, можно сделать вывод, что подходы к определению дефиниции «интернационализации образования» в зарубежной практике были сформулированы в конце ХХ века, а российские исследователи на основе имеющихся данных и с учетом последних тенденций подошли к этому вопросу только в начале XXI века. На основе анализа имеющихся источников было сформулировано собственное видение к определению данного термина. Под интернационализацией образования можно представить процесс сотрудничества российских и зарубежных образовательных организаций, органов государственной власти, общественных организаций и ассоциаций с целью развития систем высшего образования, предоставления более качественных образовательных услуг, подготовки востребованных на рынке труда специалистов.

Исторический аспект исследования вопросов международного сотрудничества в сфере образования наиболее целесообразно раскрывать, рассматривая основных моделей и форм международного сотрудничества в области образования в их ретроспективном развитии.

Мировая культура, являющаяся консолидированным проявлением всех культур, имеет непреходящее значение для подрастающих членов общества, получающих общее образование. Развитие у детей способностей оценивать явления с позиции другого человека посредством поликультурного образования в условиях международного сотрудничества становится непременной частью жизни, обогащенной другой культурой, другой социально-экономической формацией. Как и всякая инновация, международное сотрудничество требует немалых организационно-управленческих усилий, направленных на совершенствование деятельности образовательной организации.

В процессе анализа практики деятельности образовательных организаций системы общего образования выявлено, что неэффективное внутреннее управление образовательной организацией в условиях международного сотрудничества является одной из причин, тормозящей полноценное инновационное развитие.

Справедливости ради, необходимо отметить, что педагогическим менеджментом предпринимаются попытки активизации отдельных управленческих функция, усиливающих и ужесточающих контрольные мероприятия, преобразующих и детализирующих процесс планирования, внедряющих и усиливающих роль организационных мероприятий. Но эти попытки, опирающиеся на отдельные ресурсы образовательной организации, еще не стали целостной системой мер, направленной на совершенствование образовательного процесса, воспитательной работы и способствующей повышению эффективности международного сотрудничества. Эти необходимые целенаправленные действия, рекомендации об эффективном использовании ресурсов образовательной организации, способствующих повышению эффективности ее деятельности в условиях международного сотрудничества, так же малоизучены.

Советская система образования, считавшаяся на протяжении ХХ века одной из сильнейших в мире, оказалась непригодной для динамичного, быстро развивающегося общества. Рейтинги, составляемые международными организациями, не включают российские образовательные организации даже в первую сотню (за исключением работающих в области физики и математики), хотя история международного сотрудничества в сфере образования насчитывает не одно десятилетие. Исторически первые отклики на трансформационные процессы в обществе, выразившиеся в глобализации и интернационализации, проявились в сфере образования попытками международного сотрудничества после окончания Великой отечественной войны. Для лучшего понимания, необходимо напомнить о том, что для этого периода характерен расцвет национально-освободительных движений, вызвавший необходимость в национальных профессиональных кадрах у бывших колоний. Помогая социалистическим странам Азии, Латинской Америки и Африки в 1950–1960-х годах, в СССР реализовывались программы академической мобильности, обучались иностранные студенты, разрабатывались специализированные образовательные программы. В 1960 году закономерным итогом этого процесса стало открытие Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Из - за сложившейся геополитической обстановки того времени большинство иностранных учащихся в СССР были представителями социалистического лагеря как западных, так и восточных стран. Граждане из стран Западной Европы и Северной Америки составляли небольшой процент (около 3%) от всех иностранных учащихся.

Международные научные конкурсы, программы регулярного академического обмена, программы международного научного сотрудничества, ставшие на следующем этапе, вплоть до развала СССР, наиболее востребованными формами международного сотрудничества способствовали привлечению талантливой молодежи. Достижения советских ученых в сфере ядерной физики, изучения космоса, медицины и других фундаментальных наук, получивших всемирное признание, позволяли СССР оставаться одним из наиболее конкурентоспособных партнеров в сфере международного сотрудничества в образовании.

Помимо привлечения иностранных учащихся СССР реализовывал модель экспорта образовательных услуг на основе открытия совместных университетов. Основанные в Кабуле (Афганистан) в 1963 году Политехнический университет, в Мумбае (бывший Бомбей, Индия) в 1961–1966 годах, в Конакре (столице Гвинеи) в 1963 году, Рангунский технологический институт в Мьянме в 1961 году и еще 66 университетов, институтов, образовательных центров и кафедр более чем в 30 странах – наиболее яркий пример реализации модели экспансии образовательных услуг, реализующие модель международного сотрудничества в образовании тех лет. Модель предполагала образование в соответствии с советскими стандартами, по советским учебным материалам и при участии преподавателей из СССР. Благодаря ей более 100 000 человек по всему миру смогли получить высшее образование.

Реализация этой модели осуществлялась так же через организацию зарубежных представительств советских университетов. Распространена была и практика открытия филиалов: например, Государственный институт русского языка им. Пушкина имел филиалы в 14 странах, которые ежегодно выпускали тысячи учителей русского языка [29].

Модель экспансии образования предполагала также построение сети филиалов академий наук.

Распад СССР, на научной и идеологической поддержке которого строилась описанная модель международного сотрудничества, привел к прекращению финансовой помощи стран-партнеров и большинство филиалов было закрыто. Но модель образовательной экспансии продолжает существовать, хотя место ведущего субъекта образовательного рынка заняли США, Великобритания и Франция.

В начале ХХI века общемировая глобализация проявилась в интернационализация российской системы образования. Появление объединенной Европы дало старт Болонскому процессу, сформировавшему единое европейское образовательное пространство и инициировавшему аналогичные процессы гармонизации в других регионах мира. Наша страна так же восприняла идеи Болонской декларации и ратифицировала ее в 2003 г., поскольку реформирование образования является необходимым откликом на вызовы постиндустриального общества и перехода к экономике знаний.

Однако, кроме идеологической для международного сотрудничества, модернизации и адаптации к требованиям Болонского процесса необходима была и финансовая поддержка со стороны государства. В силу проходящих в те годы масштабных политических, экономических и социальных изменений такая поддержка не была оказана и международное сотрудничество сконцентрировались на участии в международных исследовательских проектах, сохранении достигнутого уровня международного сотрудничества и предоставлении возможностей для международной мобильности для учащихся и научно-педагогических работников.

В настоящее время международное сотрудничество в сфере образования приобретает новые характеристики, отражающие современные процессы глобализации.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов и учащихся. Новые ориентиры образования предполагают создание инновационной образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию внутреннего потенциала как обучаемых, так и обучающих.

Не каждая образовательная среда обеспечивает в полной мере решение этих задач. Недостаточная активизация и использование внутренних ресурсов педагогов и учащихся, их творческого потенциала, необеспеченность условий для постоянного самосовершенствования учащихся и педагогов – вот неполный перечень проблем и трудностей на пути развития инновационного потенциала педагогов и учащихся.

Следовательно, развитие инновационного потенциала педагогов и учащихся в образовательной организации предполагает поиск новых подходов, форм организации образовательной деятельности, в том числе и на основе активизации внутренних мотивов, системы ценностей и профессионально-личностных целей педагогов и учащихся.

На современном этапе развития образования новые возможности для решения данной проблемы предоставляет выход образовательной организации в международное образовательное пространство, развитие международного образовательного сотрудничества.

Сегодня мир открыт для общения. Интеграция в мировое экономическое и образовательное пространство открывает для этого новые горизонты и возможности. Возросла социальная потребность в иностранных языках как средстве межкультурного общения. А для успешного общения необходимы знания не только самого языка, но и иноязычной культуры. В этой связи особое значение приобретает международное сотрудничество между образовательными организациями. Выход образовательной организации в мировое образовательное пространство позволит развивать у педагогов и учащихся высокую мотивацию достижений, стремление к расширению своих профессиональных и образовательных возможностей. Использование такого способа развития инновационного потенциала педагогов и учащихся позволит организовать совместное творчество таким образом, чтобы эффективно использовать разные способы деятельности, обогащаться иными способами работы, присущими специалистам из других стран.

Следовательно, выход образовательной организации в международное образовательное пространство следует рассматривать как значимый фактор инновационного потенциала педагогов и учащихся, что позволит повысить уровень научно-методической работы педагогов школы, организовать педагогическое взаимодействие на уровне современных требований ФГОС к знаниям и ключевым компетентностям выпускников, создать в школе систему инновационной работы по обеспечению благоприятных условий для максимальной личностной самореализации учащихся в образовательной деятельности. У педагогов и учащихся появится возможность осознанно выйти за рамки своей привычной педагогической и учебной деятельности, соотнести свои достижения и результаты с достижениями зарубежных педагогов.

Выход образовательной организации в международное образовательное пространство как способ развития инновационного потенциала педагогов и учащихся позволяет выделить новые способы включения педагогов и учащихся в практическую деятельность с учетом особенностей индивидуальных траекторий развития и самореализации.

Развитие инновационного потенциала педагогов и учащихся в образовательной организации предполагает поиск новых подходов, форм организации образовательной деятельности, в том числе и на основе активизации внутренних мотивов, системы ценностей и профессионально-личностных целей педагогов и учащихся.

Таким образом, выход образовательной организации в международное образовательное пространство нацелен на развитие инновационного потенциала педагогов и учащихся, постоянное самосовершенствование, достижение профессиональных и образовательных вершин.

 

Программа деятельности «Интеграция образовательной организации в международное образовательное пространство как способ развития



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.004 с.)