Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические механизмы профессионально-личностного развития
Становление человека как профессионала тесно связано с развитием его личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Вместе с тем профессиональные качества человека по мере их становления начинают оказывать обратное позитивное влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность. Наиболее способствуют профессионально-личностному становлению будущего специалиста такие черты личности, как: следование профессиональной этике, индивидуальная и социальная ответственность, внутренний контроль, гибкость и оперативность, смыслотворчество, внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и др. Психологическое становление специалиста означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше либо вообще отсутствовали у него или имелись, но в другом виде, а также возникновение новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения. Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы «человек – профессия», внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла. Становление профессионально-личностных качеств специалиста в период профессиональной подготовки характеризуется неравномерностью и гетерохронностью, разновременностью. Неравномерность – это кризисы в отношении к учебно-профессиональной деятельности. Гетерохронность – это разновременность развития профессионально-важных качеств, различия в скорости и глубине их образования и развития. Развитие профессионально-личностных качеств происходит всегда в той или иной профессиональной среде с ее предметной насыщенностью и социальными отношениями. В этой связи необходимо учитывать активность учебно-профессиональной среды, психологический климат в группе и т. д. В целом в профессионально-личностном развитии будущего специалиста проявляются с разной степенью выраженности противоречивые (амбивалентные) тенденции: между саморазвитием и самосохранением, противостояние результатов и процесса труда, несовпадение мотивов профессиональной деятельности, рассогласование темпов развития мотивационной и операционно-технической сторон, неравномерность освоения отдельных профессиональных качеств и др.
В процессе развития профессиональной направленности обучающийся проходит ряд ступеней. Первая ступень: учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея соответствующий эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако он еще не достиг самостоятельности и не проявляет инициативу. Вторая ступень: у учащегося имеется зафиксированная установка на профессию, более устойчивыми стали интересы и более проявленными – склонности; однако его больше интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся у него цель дает общее направление его учебно-производственной деятельности, у него проявляются чувство уверенности в себе и самостоятельность, а также формируется чувство ответственности. Третья ступень: учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней, проявляя особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; происходит самоутверждение личности через профессиональный труд. Четвертая ступень: увлечение своей профессией, профессиональная направленность формируются при наличии соответствующих способностей, ярко выраженных склонностей и призвания; профессиональное мастерство и профессиональный идеал сочетаются с твердыми убеждениями в личной и общественной значимости своего дела. Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности. Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.004 с.) |