Профессиональное воспитание будущих специалистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное воспитание будущих специалистов



Профессиональное воспитание будущего специалиста, как и любой педагогический процесс, осуществляется под влиянием целого комплекса условий и факторов различной степени своей выраженности, направленности, устойчивости, интенсивности. Такие условия и факторы являются силами, определяющими эффективность становления личности будущего специалиста, освоения профессиональных ценностей, идеалов, норм, привычек, опыта социально-ценного поведения и отношений этим учащимся. Понятия «условия» и «факторы» не тождественны, не синонимичны. Под условиями принято понимать совокупность обстоятельств, в которых ведется воспитательная работа, реализуется определенное содержание воспитания; условия – это обстоятельства, от которых что-нибудь зависит, это обстановка, в которой что-либо происходит. Факторы – (от лат. factor – создатель, виновник) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе; явление, ставшее движущей силой другого явления.

Всю совокупность факторов, действующих на профессионально-личностное становление будущего специалиста, можно дифференцировать на внешние и внутренние, объективные и субъективные, целенаправленные и стихийные (управляемые и неуправляемые).

Внешние факторы – это те силы, которые воздействуют извне, предопределяя логику поведения и саморазвития личности будущего специалиста, влияя на его доминирующие ориентации, ожидания, притязания. Внутренние факторы – стремления к идеалу: установки, потребности и интересы, формирующие отношение студента к внешнему миру и к самому себе, к реалиям своего социального и профессионального бытия.

Объективные факторы – это те силы, которые не зависят от воли конкретных субъектов (по крайней мере, на уровне воспитательной системы вуза), в том числе и от воли самого студента, являясь комплексом социокультурных, экономических, политических, юридических, профессиональных обстоятельств, определяющих отношение будущего специалиста к реалиям своего профессионально-личностного становления, обретения мастерства в будущей профессии. Субъективные факторы – это силы, которые порождаются волей и инициативой конкретных субъектов, включая личность самого будущего специалиста, выражающие его ожидания и намерения, его оценку и самооценку, активность и предпочтительную сферу самореализации и самоутверждения. Понятно, что всю эту совокупность факторов можно дифференцировать и по другому основанию – по степени организованности воздействий – на целенаправленные и стихийные (управляемые и неуправляемые). Влияние стихийных факторов не поддается программированию, не «вписывается» в педагогически целесообразную логику воздействий, изменяющих привычный ритм жизнедеятельности будущего специалиста, направление его саморазвития. Целенаправленные факторы влияют на изменение сознания и поведения студента, учитывая реальный уровень его воспитанности и его проблемы повседневного бытия.

Профессиональное воспитание не может полностью исключить влияние стихийных факторов на становление личности будущего специалиста. Задача организаторов воспитательного процесса состоит в том, чтобы сделать целенаправленные влияния на сознание и поведение студента личностно значимыми, лично заинтересовать учащегося его самовоспитанием в социально и профессионально ценном направлении. Важнейшей предпосылкой саморазвития будущего специалиста может быть сформулированная им самим Я -концепция – устойчивая совокупность некоторых представлений и идей о своем собственном образе в отдаленном будущем, проецирование своих субъективно ценимых качеств в социальное и профессиональное завтра. Несовпадение Я-реального и Я-идеального порождает стремление будущего специалиста к самовоспитанию, самосовершенствованию. Именно здесь рождается самооценка личности (адекватная или неадекватная, заниженная или завышенная), формируется уровень ее притязаний, стремление стать лучше, профессиональнее, получить признание и уважение своих сверстников и коллег. Возникают доминирующие виды деятельности будущего специалиста – как сфера тренинга, как социально-психологическая среда развития социально и профессионально ценных качеств, способностей, умений и навыков. Однако ^-концепция может возникнуть в сознании будущего специалиста лишь в результате его сравнивания себя с другими, соотнесения его собственных возможностей, субъективно ценимых качеств с потенциалом своих сверстников и с определенными качествами своих преподавателей, признанных мастеров в избранной профессии. Такое сравнивание оказывается возможным лишь в совместной деятельности и общении студентов, в процессе их активного обмена оценочными суждениями, опытом освоения и преобразования окружающей действительности, и прежде всего самих себя.

Таким образом, создание профессиональных сообществ и сред в вузе, обеспечение условий для их жизнедеятельности оказывается одной из важных предпосылок профессионального становления личности будущего специалиста, фактором освоения им ценностей и нормативов социальной и профессиональной культуры. При этом чрезвычайно важно, чтобы в этом процессе будущий специалист мог реализовать свой творческий потенциал. Тогда и среда не станет для него традиционным внешним, малозначительным фактором, а превратится в персонифицированную среду человеческих отношений, многообразных связей, позволяющую будущим специалистам обмениваться опытом социального взаимодействия (в том числе профессионального), оценочными суждениями, представлениями о должном, о социально и профессионально ценном в их повседневном бытии.

Будущему специалисту важно видеть перед собой достойный пример, образец выполнения своих профессиональных обязанностей. Вузовский преподаватель в этом смысле – не только обучающий субъект, но и образец, на который может и должен равняться в своем самосозидании, самовоспитании будущий специалист. Заметим в этой связи, что личностные профессионально ценные качества вузовских преподавателей оцениваются студентами как вполне эталонные.

Значительным потенциалом в профессиональном воспитании студентов обладают коллективы кафедр: они объединены по профессиональному признаку, представляя собой модель профессиональных отношений специалистов в конкретной сфере производственной или учебно-научной деятельности. Кафедра, реализуя свою воспитательную функцию, помогает студенту составить не только прогноз собственного развития, но и наметить динамику ценностно-смысловых подходов в организации своего собственного саморазвития, определяемых сущностью будущего профессионального бытия специалиста.

Чрезвычайно важен вопрос об этосе учебного заведения – определенной социокультурной характеристике среды, определяющей во многом эффективность всей учебно-воспитательной работы. Введенный в научный лексикон еще античной философией для нравственной характеристики людей и их поступков, этос включает систему доминирующих идеалов, ценностей, норм, традиций среды; задает критерии оценки окружающей действительности и поступков людей; определяет содержание и формы организации коллективного досуга;

Следовательно, цели и задачи профессионального воспитания требуют организации массовых воспитательных акций и дел, связанных с расширением содержания воспитательной работы в рамках факультетов, курсов, групп; с увеличением студенческих объединений по интересам – клубов, кружков, студий, секций, центров и т.д. Именно в этих коллективах появляются реальные предпосылки подлинной индивидуализации и дифференциации профессионального воспитания, появляется возможность найти адекватную для личности каждого студента сферу его творческой самореализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.004 с.)