Процесс обучения в системе ДПО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс обучения в системе ДПО



Обучение специалистов в системе ДПО представляет собой целостную педагогическую систе­му, обусловленную в своем функционировании и развитии разнообразными объективными факто­рами: социальными, психологическими, организационно-педагогическими, материально-техническими и другими. Оно может рассматриваться с разных позиций: как деятельность, как про­цесс, как общение, как соотношение педагогического руководства и самоуправления учением.

С позиций системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов обучение в сис­теме ДПО — это сотрудничество двух (и более) субъектов: преподавателя и обучающегося (преподава­теля и обучающихся; обучающихся друг с другом), направленное на достижение образовательных це­лей. Вместе с тем названное обучение является целостным процессом, в котором сливаются в органи­ческом единстве два неоднозначных процесса: преподавание и учение, призванные перерасти в со­творчество; это процесс духовно-нравственных, умственных, эмоциональных и физических взаимо­действий, необходимых для реализации образовательных задач, и в частности для создания «произве­дений» профессиональной культуры, авторских проектов профессиональной деятельности. Преподава­ние и учение — дидактические процессы, связанные с сотрудничеством главных действующих лиц процесса обучения — преподавателя системы ДПО и обучающегося (обучающихся), цели деятельности которых объединены. Преподавание и учение в названной системе — это согласованность действий, общение и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимопомощь, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка обучаемых и обучающихся.

Преподавание — это: Ценностное отношение к обучающемуся, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; забота о здоровье обучающегося; создание и постоянное обогащение куль­турно-информационной и предметно-развивающей образовательной среды; придание личностно ори­ентированной, развивающей и творческой направленности содержанию и технологии обучения; за­бота о развитии и поддержке индивидуальности каждого обучающегося. К тому же преподавание — это процесс мотивированного, опосредованного управления учением обучающегося в целях перевода его из состояния пассивного слушателя, исполнителя в позицию активного субъекта самообучения, саморазвития, самосовершенствования.

Преподавание направлено на «превращение» целей, задач и содержания обучения в проекти­руемые цели, задачи и содержание собственной образовательной деятельности самими обучаю­щимися. Преподавание создает условия самоорганизации обучающимися собственной образователь­ной траектории, направленной на саморазвитие субъектности.

В силу этого преподаватель в системе повышения квалификации призван: владеть искусством и наукой оказания помощи взрослым в обучении; помочь обучающимся «выращивать» у них качества авторов-проектировщиков своего образовательного пространства-. Это связано с приобретением опыта профессионально-личностной рефлексии и опыта построения траектории саморазвития и др. Препо­даватель системы ДПО призван помогать в определении параметров обучения и поиске информации; в выявлении профессионального опыта обучающегося и его использовании в процессе обучения; в выявлении образовательных потребностей и определении цели обучения; в отборе содержания обуче­ния; в организации процесса самообучения.

Технология обучения является процессуально-дидактическим инструментом влияния содержа­ния образования на сознание, чувства, волю и поведение личности. Содержание ДПО, сориентиро­ванное на развитие профессиональной культуры, человеческого потенциала, субъектности и креа­тивности специалиста-профессионала, требует для своей реализации соответствующих авторских пе­дагогических технологий, характерными чертами которых являются: сотрудничество, диалогичность, деятельно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуальности специалиста, пре­доставление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе организа­ции своего обучения, выбора содержания и способов учения, сотворчество обучающихся и обучаемых. Эти требования обладают свойством универсальности, они могут быть отнесены к любой технологии, будь то традиционная или инновационная технология. Важно, чтобы ее творческое «рождение» и претворение осуществлялось в контексте этих требований и служило достижению индивидуальных образовательных целей.

Учение включает в себя осознание и принятие личностью познавательных задач, планирова­ние деятельности, ее реализацию в процессе самой учебы, самоконтроль и самооценку эффективности своего труда. Учение требует умения реализовать целый ряд действий, которые хотя и не отно­сятся к усвоению учебного материала, но являются его необходимой предпосылкой. Усвоение — ис­ключительно психический процесс, в то время как учение — в значительной степени практическая деятельность, проявляющаяся внешне.

Учение субъекта в системе ДПО характеризуется его стремлением к самостоятельности, неза­висимости, самоуправлению. Поэтому обучающийся, как уже отмечалось, призван выполнять ак­тивную, ведущую роль в организации своего учения. Однако в процессе обучения важно оказать ему помощь: в создании образа специалиста-профессионала; развитии позитивной динамики мотивационной сферы личности; формировании профессиональных ценностей; понимании предназначения профессии; самостоятельном формировании профессиональных целей; развитии профессионального мышления; проектировании образовательных задач и способов их решения; самостоятельном поиске информации; самостоятельном приобретении знаний, умений, навыков, качеств личности, необходи­мых для решения жизненно важных и профессиональных проблем; обучении творчеству; в творче­ском самостоятельном решении образовательных задач и т.д.

В связи с этим встает вопрос о подготовке нового типа преподавателя вузов системы ДПО, ко­торый способен выполнять следующие действия:

осуществлять диагностику уровня профессионализма, профессиональной компетентности обу­чающегося. Оказывать ему помощь в профессионально-личностной рефлексии;

оказывать помощь обучающимся в их самостоятельном проектировании индивидуальных обра­зовательных программ ДПО;

создавать комфортную психологическую атмосферу обучения и осуществлять научно-методическое обеспечение образовательного процесса,

проводить диагностические опросы, отслеживание результатов обучения;

осуществлять отбор научно обоснованного содержания, организационных форм, методов и средств обучения на основе учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

разрабатывать ориентированные на человека культурологические технологии обучения;

выступать в качестве авторов (соавторов) новых проектов профессиональной деятельности;

консультировать по вопросам: организации своей образовательной деятельности самими обу­чающимися; технологии творческой деятельности; духовно-нравственного самосовершенствования;

разрабатывать и использовать различные критерии изучения профессиональных, образова­тельных и личностных достижений специалиста;

разрабатывать образовательные программы ДПО.

В контексте ведущей цели ДПО (профессионально-личностного развития обучающихся) чрез­вычайно важен индивидуальный опыт профессионально-личностного саморазвития преподавателей названной системы. Условная «формула» деятельности преподавателя ДПО — образовывая себя, помо­гать в овладении технологией саморазвития обучающемуся и вместе с ним «выходить» на новые идеи, концепции и технологии развития объектов профессиональной деятельности. Особую значимость приобретают научно-исследовательская деятельность преподавателя системы ДПО, его непосредствен­ный научно-практический вклад в решение актуальных профессиональных проблем обучающихся.

Преподаватель вуза в системе ДПО призван выполнять функции исследователя, автора-проектировщика образовательных программ ДПО; эксперта образовательного процесса; организато­ра индивидуальной и коллективной форм образовательной деятельности; наставника, консультанта, вдохновителя взрослых обучающихся; создателя благоприятных условий обучения; источника зна­ний, умений, навыков и качеств, необходимых обучающимся. Поэтому развитие системы ДПО требует научной разработки моделей профессиональной переподготовки преподавателей для рассматриваемой системы.

27. Формы и методы повышения квалификации и профессиональной переподготовки

 

Программы дополнительного профессионального образования реализуются в следующих формах: с отрывом от основной работы (очная форма обучения); без отрыва от работы (заочная, дистанционная); с частичным отрывом от работы; обучение по индивидуальным формам; экстернат.

Очная форма обучения предусматривает учебные занятия по одной из вышеперечисленных программ дополнительного образования по месту нахождения учебного заведения. Образовательный процесс по данной форме обучения регулируется расписанием и содержит учебное время, отводимое для практических, семинарских занятий, обмена опытом, анализа конкретных производственных ситуаций, выездные формы обучения на передовых предприятиях, в учреждениях и объединениях.

Форма обучения без отрыва от работы в последнее время находит все более широкое распространение, поскольку специалист-слушатель на период обучения не покидает свое основное место работы.

Дистанционное обучение возникло в связи с необходимостью расширить территориальное присутствие различных программ обучения, преодолеть «расстояние, дистанцию». От традиционной, очной формы обучения дистанционная выгодно отличается наличием современных технических средств, систем коммуникации, возможностью сравнительно быстро получать необходимые учебные материалы, взаимодействием с преподавателем и консультантом в режиме реального времени.

Смешанная форма обучения отличается сочетанием ресурсов очной и заочной форм. Это позволяет не только использовать возможности технических средств, не прерывая работу по основному месту работы, но и периодически участвовать в занятиях по очной форме обучения.

В процессе обучения взрослых эффективно используются инновационные методы обучения. К ним относятся: Интернет-технологии (при реализации дистанционного образования); блочно-модульный принцип освоения программы обучения; профессиональная ориентация; инновационные игровые технологии.

Инновационное обучение способствует успешной адаптации к изменениям внешней среды, обеспечивает потенциал развития. Наиболее эффективно это реализуется в процессе обучения в контексте «погружения» всего коллектива в профессиональные проблемы, использование И нтернет-технологий, представляющих собой комплекс образовательных услуг, осуществляемых посредством специальной информационно-образовательной среды. Из наиболее значимых параметров дистанционного образования с использованием новых информационных технологий следует выделить такие, как: интенсификация образовательного процесса; повышение мобильности подготовки, переподготовки и повышения квалификации..

Наиболее сложным в процессе реализации Интернет-технологий является организация работы с обучающимися. Для обеспечения эффективного общения, диалога с преподавателем используются следующие методы: подготовка письменных вопросов и ответов; контакты по телефону, электронной почте; встреча с преподавателем на консультациях и др. В рамках данного подхода преподаватель-консультант проводит периодические встречи с группой слушателей (тьюториалы), на которых происходит обсуждение материала, самостоятельно освоенного учащимися.

Блочно-модульное предоставление информации – это создание различных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В блок могут включаться несколько тем или модулей программы, объединенных по характеру материала.

К числу инновационных форм и методов обучения в системе ДПО относятся и игровые технологии. Цель их использования – становление и развитие умений и навыков аналитической, рефлексивной, творческой деятельности специалистов.

Лекция является традиционной формой обучения взрослых, однако сегодня ее использование носит инновационный характер. Современная лекция использует возможности мультимедиа, телевизионных материалов, ориентирует на активную работу слушателей в процессе осмысления теоретического материала, включая их в процесс размышления над путями и способами его использования в своей практической деятельности.

Семинарские занятия в аудитории взрослых способствуют действенному применению теоретических знаний, развитию практических умений, опыта творческой деятельности, профессионального мышления.

В процессе обучения взрослых часто используются такие формы работы, как практические занятия, которые проводятся после осмысления теоретического материала, требующего неоднозначной оценки на лекциях, семинарах, консультациях. На практических занятиях наиболее эффективно осуществляется формирование опережающих умений и навыков, наиболее важных для развития творческой направленности профессиональной деятельности.

Содействовать становлению нового профессионального мышления позволяет использование личностно-ориентированных форм и методов обучения, которые делают слушателей системы ДПО активными его участниками, способствуют их переводу из состояния пассивного созерцателя в позицию творца своего образовательного пространства, своей траектории обучения, а в конечном итоге обеспечивают непрерывное профессионально-личностное саморазвитие.

К числу активных форм обучения относят групповую работу, в том числе и в малых группах. Ценность работы в малых группах состоит в возможности создать условия для продуктивной совместной деятельности взрослых людей с различным жизненным и профессиональным опытом, с разными психологическими особенностями и образовательными запросами. Кроме того, используются такие технологии, как «создание моделей деятельности», «мозговой штурм», различные методы имитационно-игрового моделирования и т.д. Главная цель применения активных форм обучения – обеспечение условий для проектирования профессиональной и образовательной деятельности самим слушателем вуза системы ДПО.

Технологии обучения, ориентированные на силы «саморазвития» слушателей, включают: диагностические методики, связанные с самооценкой, взаимооценкой, экспертной оценкой сформированности опережающих «ключевых компетентностей»; защиту проектов; участие в мастер-классах (учебно-деловых, организационно-деятельностных); использование имитационных и других форм профессионального взаимодействия, обеспечивающих результативность образовательного процесса.

Формированию профессионального развития-саморазвития слушателей содействует система средств и условий, позволяющая выражать собственное мнение; вести профессиональный диалог; обосновывать слабые и сильные стороны опыта; выбирать приоритеты, ценностные ориентации и целевые установки в профессиональной деятельности; отказываться от стереотипов.

Та же система помогает обеспечить «информационную достаточность» для субъектов образовательного процесса в системе повышения квалификации (информация о тенденциях развития профессий на рынке труда, об изменениях их содержания в соответствии с современными требованиями; получение информации о методах деятельности, которые могут помочь слушателям создавать проекты своей образовательной и профессиональной сфер деятельности, предоставлять данные о возможностях применения разнообразных сочетаний различных методов и средств обучения для самообразования.

28. Характеристика зарубежных подходов к обучению в системе дополнительного профессионального образования

 

В XXI в. острее стала необходимость такого развития каждой страны, которая формирует собственные стратегии дополнительного профессионального образования взрослых на основе международных документов, разрабатываемых ЮНЕСКО, Европейским союзом, другими международными объединениями и организациями.

Интерес к повышению квалификации и профессиональной переподготовке взрослых возрос во второй половине XX в. В Англии, США тогда велось исследование функций системы повышения квалификации, в результате которого были выявлены следующие функции: вспомогательная (выявление недостатков образования); адаптационная (помощь в приспособлении к условиям работы и успешному практическому применению полученных знаний); реквалификационная (повышение квалификации до уровня, соответствующего новым, повышенным требованиям к профессии); расширяющая (подготовка для нового вида деятельности); специализирующая (приобретение дополнительной квалификации).

В 1970 г. в материалах ЮНЕСКО впервые был поставлен вопрос о непрерывном повышении квалификации, были заложены основы теории пожизненного образования, а также сформулированы принципы непрерывности и всесторонности образования.

С 1990 г. и до настоящего времени уделяется внимание обновлению, расширению категорий обучающихся в системе повышения квалификации и сосредоточению деятельности по повышению квалификации непосредственно в фирмах, компаниях, школах бизнеса, консультационных центрах.

Непрерывное повышение квалификации в целом ряде зарубежных стран поощряется. Большое внимание в повышении квалификации взрослых за рубежом уделяется четырем сферам: самообразованию, критическому рассуждению, опытному обучению и умению учиться.

Проблемы повышения квалификации специалистов определяются законодательными актами конкретных государств. Система повышения квалификации в Англии является платной, но расходы на обучение компенсируются организацией-нанимателем по предъявлении сертификата об окончании очередного этапа обучения, если повышение квалификации включено в финансовый план организации. В Японии введены специальные государственные акты, регулирующие непрерывное образование тех, кто имеет постоянную работу. Так, Закон об аттестации педагогического персонала предусматривает обязательное повышение квалификации каждые пять лет. Законом предусмотрена возможность повышения класса производственного сертификата после очередного обучения, что значительно повышает заработную плату специалиста.

В последние десятилетия XX в. идея развития критического мышления стала наиболее популярной среди специалистов образования взрослых. Для взрослых во всем мире характерно микрообучение – анализ компонентов профессионального мастерства, т.е. способность представить высший уровень профессиональной деятельности как сумму умений и навыков.

Перспективными направлениями исследований теории обучения взрослых, по мнению зарубежных ученых, являются: влияние национально-культурной среды; создание практических теорий; применение новых форм заочного обучения и использование мультимедиа – электронных средств – массовой информации, организации дистанционного обучения и др.

Зарубежные социологические исследования свидетельствуют о желании многих людей повышать свою квалификацию не только в традиционных образовательных учреждениях, но и на своем рабочем месте, в общественных организациях, в группах по интересам, т.е. таким способом, который предполагает повышение не только уровня квалификации, но и культуры сотрудничества.

Большинство исследователей образования взрослых обращают внимание на личностный смысл повышения квалификации, мотивацию взрослых, которая проявляется в критические моменты их жизни, когда специалисты острее всего испытывают необходимость в новых знаниях и навыках и наиболее восприимчивы к новой информации.

Желание вырасти в собственных глазах, повысить свое самоуважение значительно усиливает стремление и восприимчивость взрослых к знаниям. Взрослые с большей готовностью повышают свою квалификацию, если считают, что она пригодится им в течение всей их дальнейшей жизни.

Лучшая мотивация к учению – самомотивация.

Важное место в повышении квалификации за рубежом уделяется формам и методам обучения. Взрослые предпочитают кроме практических задач и упражнений ролевые игры и моделирование ситуаций. Программой обучения в системе повышения квалификации выделяется время на «обратную связь», обеспечение критической оценки проделанной работы.

Большое внимание в системе ДПО за рубежом уделяется решению проблемы преодоления психологического барьера, вызванного страхом потерять авторитет, а с ним работу. Во многих странах осуществляется обновление содержания образования, разрабатываются новые технологии, что формирует социальный заказ педагогов на содержание повышения квалификации.

В российском и зарубежных вариантах содержания повышения квалификации много общего: отсутствие стандарта профессиональной квалификации; изменение содержания образования; обновление организационных форм и методов обучения взрослых; проблемы и противоречия в мотивации к изменению уровня профессиональной компетентности и др.

 

Образовательные услуги в обществе с рыночной системой отношений

 

Вопросы экономики образования впервые были отражены представителем классической экономической теории Адамом Смитом в 1776 г. в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Сторонники теории человеческого капитала ввели в экономический анализ производительной деятельности дополнительный фактор – человеческий капитал, который формируется за счет инвестиций в человека путем затрат на образование и подготовку рабочей силы.

На современной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. Важнейшим активом человеческого капитала является образование – запас знаний.

Современные реформы, осуществляемые в России, затрагивают интересы большинства людей, что отражается на их материальном благосостоянии, уровне потребления, продолжительности, качестве и уровне жизни, степени трудовой и социальной активности. Образование относят к важной сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей экономический и социальный прогресс в данном обществе.

Образовательная услуга как экономическая категория выражает отношения между ее производителями и потребителями, отношения между людьми в процессе производства этого общественного блага. Данная услуга материальна: она выражается в способностях человека, т.е. имеет своего материального носителя, а ее результат, т.е. результат образовательного производства, – это функциональная грамотность.

Сам индивид потребляет свою функциональную грамотность (обучение) через возможность получения образования, а общество потребляет функциональную грамотность (обучение, воспитание) индивида через включение его в социальную жизнь. Производство потребляет функциональную грамотность (профессиональная подготовка) через подготовку рабочей силы индивида. Среда обитания потребляет функциональную грамотность (образование) через возможность человека уберечь природу от самого себя, т.е. не производить действия, которые могут привести к изменению хода исторических событий.

Изучение образования как особой системы и отрасли народного хозяйства невозможно без выявления особенностей ее производительных сил и экономических отношений. Предметом экономики образования является исследование и выявление экономических законов, закономерностей, категорий, которые возникают в процессе производства, реализации, обмена и потребления образовательных услуг в отрасли при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели для максимального удовлетворения потребностей подрастающего поколения, рабочей силы, всего населения данного общества в этих общеобразовательных услугах.

Объектом исследования экономики образования является социальное хозяйство, в границах которого исследуется общественное производство, а характеристика названного хозяйства в процессе этого производства претерпевает не только количественное, но и качественное изменение.

Субъектами исследования и изучения в экономике образования является та часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную деятельность: дети, учащиеся, студенты, родители, а также воспитатели, учителя, преподаватели и работники сферы образования.

В современных условиях эффективное функционирование рынка труда невозможно без эффективно действующего рынка образования. Функционирование рынка образования в условиях рыночной экономики имеет свою специфику, порождаемую особенностями не только образования как важнейшей отрасли народного хозяйства, но и интеллектуального продукта, производимого в ней, например образование по своей социально-экономической природе не может развиваться только на коммерческих началах.

Образовательные услуги относятся к той группе экономических благ, которые называются общественными. Общественные блага – это такие товары и услуги, которые удовлетворяют общественные потребности или являются необходимыми для удовлетворения общественных интересов.

Рыночные отношения вносят в систему образования элементы саморегулирования. Поэтому в настоящее время проблема заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание рыночных механизмов саморегулирования и государственного регулирования в российской системе образования.

30. Спрос на образовательные услуги и их предложение

 

Производители и потребители образовательных услуг выступают как их продавцы (производители) и покупатели (потребители), формируя и развивая рынок соответствующих услуг. Этот рынок также находится под воздействием объективных экономических законов.

На рынке образования, как и на любом другом, действуют категории спроса и предложения. Спрос на образовательные услуги – это желание и способность потребителей приобрести данное количество услуг по данной цене за определенный период времени. Субъектом спроса на рынке образования выступают частное хозяйство, государство и фирмы, имеющие потребность в приобретении определенного уровня и качества образования. По мере насыщения рынка образования спрос уменьшается.

Индивидуальный спрос, например, на услуги специализированных школ, гимназий и т.д., более эластичен и подвержен воздействию всех факторов. Наряду с ценовыми параметрами спрос на образовательные услуги находится под воздействием неценовых факторов, к которым относятся: демографическая ситуация в обществе; уровень доходов в обществе; емкость рынка той или иной профессии и специальности, а также наличие взаимодополняемых и взаимозаменяемых профессий; субъективное отношение потребителя к образовательной услуге, на которое влияют мода, престиж, предпочтения, связанные со способностями и наклонностями человека, и т.п.

Наряду со спросом на рынке образования действует предложение, которое представляет собой совокупность образовательных услуг. Субъектами предложения на рынке выступают учебные заведения различных форм собственности. Отличительной чертой рынка образования является объективная необходимость соответствия качества образовательных услуг и уровня образования их потребителя. Рынок образования имеет свою собственную структуру, которая вытекает из стадий формирования способности к труду.

Первый сектор рынка – дошкольное образование. В настоящее время получают распространение институт гувернерства и домашние детские сады. Второй сектор рынка – самый многочисленный по занятости и предоставляющий базовое образование. При этом в качестве самостоятельных субъектов рынка функционируют специализированные образовательные учреждения: специализированные школы, гимназии, лицеи, авторские школы и др.

Третий сектор рынка – трехуровневое профессиональное образование. Он представлен профессионально-техническими училищами, профессиональными лицеями, колледжами, техникумами, институтами, академиями и университетами. Четвертый сектор – учреждения и организации системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Отличительной чертой рынка образования в России являются его раздробленность и локальность. В условиях чрезвычайно низкой мобильности учащихся преобладающей моделью рынка становятся монополистическая конкуренция, олигополия или абсолютная монополия, характерные прежде всего для сельской местности небольших и средних областных центров, снижающие емкость рынка, лишающие учащихся реальной возможности выбирать свою будущую профессию и специальность и ухудшающие характеристику качества совокупного человеческого капитала.

31. Структура и динамика преобразования системы профессионального образования в России

 

В конце XX в. система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. В соответствии с законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений: решены многие вопросы, связанные с отношениями к собственности в системе образования, с взаимодействием федеральных, региональных и местных властей, с укреплением самостоятельности образовательных учреждений.

Созданы условия для развития многоуровневой системы высшего образования. Происходит диверсификация образовательных учреждений.

Особое внимание уделено децентрализации управления образованием, приспособлению его к региональным и местным потребностям и особенностям. Получил право на жизнь принцип федерализма в системе образования на основе разграничения полномочий. Эти и другие законодательные меры, предпринятые государством, дали возможность не только реорганизовать сложившуюся на протяжении нескольких десятилетий структуру образования, но и содействовать созданию и развитию новых учебных заведений, организации подготовки специалистов по перспективным направлениям.

В структуре образования наиболее значительное сокращение произошло в сфере профессионально-технических училищ и других образовательных учреждений, подготавливающих квалифицированную рабочую силу. В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования получили развитие новые виды учебных заведений – колледжи. Развитие вариативности учебных заведений профессионального образования сопровождалось преодолением их отраслевой направленности, сложившейся ранее и вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными преобразованиями в экономике, развитием региональных рынков труда. Таким образом, одним из результатов перестройки деятельности профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям.

Произошла интеграция ряда специальностей в более крупные. Получила развитие интеграция образовательных, научных учреждений и производственных предприятий в различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования. Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования.

Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов РФ в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям требуется существенное дополнение действующего правового поля в интересах развития сферы образования. Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями.

32. Кадровое обеспечение системы профессионального образования.

Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.

Вторая ступень со сроком обучения не менее 4х лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все лица, получившие степень бакалавра наук, могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей третьей ступени.

Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию инженера по избранной специальности или степень магистра наук по направлению.

· высшее образование — бакалавриат;

· высшее образование — специалитет, магистратура;

· высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Виды профессиональной образовательной организации:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. И др.

а) университет - высшее учебное заведение, которое:

-реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);

-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

-выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

-является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

б) академия- высшее учебное заведение, которое:

-реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

-выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры;

-является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

в) институт - высшее учебное заведение, которое:

-реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

-ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Система кадрового обеспечения организации должна быть связана с разработкой и реализации политики, включающей планирование, отбор, наем, размещение трудовых ресурсов; адаптацию, обучение и подготовку работников; продвижение по службе, карьеру; методы и стимулирования труда; условия работы; формальные и неформальные связи; консультирование и переговоры; преодоление конфликтных ситуаций в коллективе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.076 с.)