Первый период: XVTI в. – 1917 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый период: XVTI в. – 1917 г.



Второй период: 1917 – 1940 гг.

 

С первых же дней после революции 1917 г. перед советским правительством встали вопросы организации профессионального образования, и их пришлось решать в исключительно сложной обстановке внутри страны и на международной арене. Постановления Совнаркома от 23 февраля 1918 г., 15 ноября 1918 г., 24 июня 1919 г. и 7 июля 1919 г. рассматривали проблему профессионального образования. Совнарком передал в ведение Народного Комиссариата по просвещению все профессионально-технические школы и учреждения, провозгласив обязательное и бесплатное профессиональное образование для всех детей обоего пола до 17 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. В принятой на VIII съезде РКП(б) в 1919 г. Программе компартии говорилось о необходимости:

1) проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет;

2) широкого развития профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями.

Для молодежи, достигшей 17 лет, считалось возможным создать так называемую специальную школу профессионального характера, в которой специальное обучение должно было осуществляться на основе политехнического образования. Но Наркомпрос до конца 1919 г. не разработал четкого, глубоко продуманного общего плана развития профессионального образования в стране.

9 ноября 1919 г. коллегия Народного Комиссариата просвещения утвердила общий план профессионального технического образования в стране. Суть его состояла в том, что профессионально-техническое образование могло осуществляться двумя путями: после окончания школы 2-й ступени открывалась возможность поступить в техникумы и институты (средние и высшие звенья профессионального образования); после окончания школы 1-й ступени учащиеся могли поступить в низшую четырехгодичную профессионально-техническую школу, в которой первые два класса были общеобразовательными, а в двух последних изучались специальные предметы и проводилось производственное обучение.

Наряду с явной недооценкой профессионально-технического образования в 1917 – 1919 гг. (попытки превратить технические учебные заведения в общеобразовательные школы 1-й и 2-й ступеней) наблюдалась и противоположная тенденция – стремление подменить политехническое образование монотехническим, а общеобразовательные школы 2-й ступени – специальными.

В начале 1920 г. специально созданная комиссия разработала и представила в Совнарком проект декрета о профессионально-техническом образовании, о порядке проведения всеобщей трудовой повинности.

Несмотря на большое разнообразие учебных заведений профессионального образования в первые годы после революции, можно установить следующие наиболее распространенные и важные их типы: техникумы, профессионально-технические школы, профессионально-технические курсы, учебно-показательные мастерские, школы фабрично-заводского ученичества.

В рассматриваемый период было принято различать четыре системы производственного обучения.

Первая система – это так называемая предметная система, или система целостных изделий. Суть ее заключалась в том, что обучение специальности проводилось в процессе изготовления учащимися каких-то законченных изделий.

Вторая система – это операционная система. Учащихся тренировали в выполнении отдельных важнейших операций и приемов, типичных для данной специальности.

Третья система была разработана Центральным институтом труда (ЦИТ), который рассматривал тренировку как целостный метод расчлененного формирования производственных движений и способностей, как систему общей педагогики.

Четвертая система обучения – это комбинированная система, использовавшая элементы всех трех, названных выше.

Анализ особенностей становления и развития профессионального образования в этот период позволяет сделать следующие выводы:

профтехобразование в названный период развивалось крайне неравномерно, переживая свои «взлеты» и «падения»;

специалисты-педагоги понимали, что образование, в том числе и профессиональное, должно быть непрерывным, однако четкой концепции системы такого образования тогда еще не было;

при благоприятных социально-экономических условиях функционировали основные компоненты непрерывного образования, в результате общество получило значительное количество подготовленных специалистов, и каждый член общества имел определенные возможности для своего развития, как культурного, так и профессионального, но такие периоды были кратковременными.

Третий период: 1941 – 1945 гг.

 

В годы Великой Отечественной войны были совершены неправильные действия по отношению к средним специальным учебным заведениям. Сокращение сети техникумов, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним техническим образованием обусловили в названное время острый недостаток инженерных кадров.

Проводилась дальнейшая специализация ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). В 1940 г. были организованы специализированные ремесленные училища и школы ФЗО (энергетиков, металлургов, строителей металлургических заводов).

Военная пора породила новые, дополнительные формы учебной работы, которые были направлены на максимальную помощь студентам в освоении учебного материала. Так, в ряде вузов было значительно увеличено число коллоквиумов, которые стали проводиться по всем предметам, выносимым на экзаменационные сессии.

Помимо укрупнения некоторых существовавших специальностей были введены новые, востребованные в различных отраслях народного хозяйства. Были разработаны и введены в действие учебные планы по новым специальностям: радиотехнике, военному строительству, новой авиации, по газовому хозяйству, технологии получения и использования искусственного и жидкого топлива, стальным конструкциям, гидроэнергетике, по ствольной и боевой технике и др.

В 1943 – 1944 гг. в освобожденных районах страны было восстановлено более 170 вузов, а к 1944/45 учебному году – около 300.

С 1944 г. стал возрастать выпуск специалистов вузами СССР.

Четвертый период: 5070-е гг. XX в.

 

Развитие системы школ и училищ трудовых резервов после окончания Великой Отечественной войны проходило под знаком борьбы за улучшение постановки учебно-воспитательной работы, повышение качества подготовки квалифицированных рабочих.

Для выполнения программы подготовки кадров потребовалось значительное расширение сети школ и училищ трудовых резервов. Только за первые два года первой послевоенной пятилетки (19461947 гг.) количество учебных заведений увеличилось с 2,5 до 4,2 тыс.

В 1954 г. с целью подготовки (для ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства) высококвалифицированных рабочих и младшего технического персонала из молодежи, имеющей законченное среднее образование, в системе учебных заведений трудовых резервов было организовано 261 техническое училище. В 1957 г. открылись 12-летние профессионально-технические училища, которые давали общее и техническое среднее образование.

В системе среднего специального образования возникли два различных типа техникумов: 1) четырехгодичные (в которые принимали окончивших семь классов общеобразовательной школы); 2) техникумы со сроком обучения два-два с половиной года (в них принимали получивших среднее общее образование). Оба типа техникумов имели самостоятельные учебные планы.

Вместе с тем назрела необходимость организовать индустриально-педагогические институты для подготовки преподавателей общетехнических и специальных дисциплин в техникумах, профессионально-технических, сельскохозяйственных учебных заведениях.

Итоги развития профессиональной школы в СССР отразил Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, принятый 24 декабря 1958 г. 2-й сессией Верховного Совета СССР 5-го созыва.

В этом законе указывалось, что все многочисленные типы низших профессионально-технических учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения; ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища; училища механизации сельского хозяйства – преобразуются в течение трех – пяти лет в городские и сельские профессионально-технические училища со сроками обучения от одного года до трех лет.

В 1960 – 1970-е гг. по мере развития науки и техники изменялись содержание, формы, масштабы и структура профессионального образования. Наука превращалась в непосредственную производительную силу общества и на этой методологической основе сформировался научный подход к определению принципов, содержания и форм развития системы профессионального образования в нашей стране: общедоступность, бесплатность, научный подход к определению содержания и организации обучения будущих специалистов; планомерная массовая подготовка (для всех отраслей народного хозяйства) специалистов и научных работников; единство научно-технического и социально-экономического прогресса; непрерывное расширение и совершенствование высшего образования.

Анализ становления и развития профессионального образования в рассматриваемый период позволяет сделать следующие выводы:

· восстановление народного хозяйства, разрушенного войной, крупномасштабное освоение целинных земель, новая аграрная политика – все эти события не могли не оказать существенное влияние на структуру профессионального образования и режим его функционирования;

· кадры нужны были срочно и в большом количестве, поэтому сроки обучения сокращались, больше внимания уделялось профессиональной подготовке в ущерб общеобразовательной, о преемственности (названного образования) по вертикали сознательно забывали;

· разнообразие учебных заведений системы профтехобразования сократилось;

· в целом сложились неблагоприятные условия для функционирования системы непрерывного профессионального образования; система профессионального образования была неустойчивой, часто изменялась; велись поиски оптимальных форм ее организации;

· промышленность, сельское хозяйство поднимались на более высокую ступень технического и технологического развития; старую систему подготовки кадров, уже не отвечавшую новым требованиям экономики, требовалось вновь срочно совершенствовать.

Образовательные услуги в обществе с рыночной системой отношений

 

Вопросы экономики образования впервые были отражены представителем классической экономической теории Адамом Смитом в 1776 г. в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Сторонники теории человеческого капитала ввели в экономический анализ производительной деятельности дополнительный фактор – человеческий капитал, который формируется за счет инвестиций в человека путем затрат на образование и подготовку рабочей силы.

На современной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. Важнейшим активом человеческого капитала является образование – запас знаний.

Современные реформы, осуществляемые в России, затрагивают интересы большинства людей, что отражается на их материальном благосостоянии, уровне потребления, продолжительности, качестве и уровне жизни, степени трудовой и социальной активности. Образование относят к важной сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей экономический и социальный прогресс в данном обществе.

Образовательная услуга как экономическая категория выражает отношения между ее производителями и потребителями, отношения между людьми в процессе производства этого общественного блага. Данная услуга материальна: она выражается в способностях человека, т.е. имеет своего материального носителя, а ее результат, т.е. результат образовательного производства, – это функциональная грамотность.

Сам индивид потребляет свою функциональную грамотность (обучение) через возможность получения образования, а общество потребляет функциональную грамотность (обучение, воспитание) индивида через включение его в социальную жизнь. Производство потребляет функциональную грамотность (профессиональная подготовка) через подготовку рабочей силы индивида. Среда обитания потребляет функциональную грамотность (образование) через возможность человека уберечь природу от самого себя, т.е. не производить действия, которые могут привести к изменению хода исторических событий.

Изучение образования как особой системы и отрасли народного хозяйства невозможно без выявления особенностей ее производительных сил и экономических отношений. Предметом экономики образования является исследование и выявление экономических законов, закономерностей, категорий, которые возникают в процессе производства, реализации, обмена и потребления образовательных услуг в отрасли при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели для максимального удовлетворения потребностей подрастающего поколения, рабочей силы, всего населения данного общества в этих общеобразовательных услугах.

Объектом исследования экономики образования является социальное хозяйство, в границах которого исследуется общественное производство, а характеристика названного хозяйства в процессе этого производства претерпевает не только количественное, но и качественное изменение.

Субъектами исследования и изучения в экономике образования является та часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную деятельность: дети, учащиеся, студенты, родители, а также воспитатели, учителя, преподаватели и работники сферы образования.

В современных условиях эффективное функционирование рынка труда невозможно без эффективно действующего рынка образования. Функционирование рынка образования в условиях рыночной экономики имеет свою специфику, порождаемую особенностями не только образования как важнейшей отрасли народного хозяйства, но и интеллектуального продукта, производимого в ней, например образование по своей социально-экономической природе не может развиваться только на коммерческих началах.

Образовательные услуги относятся к той группе экономических благ, которые называются общественными. Общественные блага – это такие товары и услуги, которые удовлетворяют общественные потребности или являются необходимыми для удовлетворения общественных интересов.

Рыночные отношения вносят в систему образования элементы саморегулирования. Поэтому в настоящее время проблема заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание рыночных механизмов саморегулирования и государственного регулирования в российской системе образования.

30. Спрос на образовательные услуги и их предложение

 

Производители и потребители образовательных услуг выступают как их продавцы (производители) и покупатели (потребители), формируя и развивая рынок соответствующих услуг. Этот рынок также находится под воздействием объективных экономических законов.

На рынке образования, как и на любом другом, действуют категории спроса и предложения. Спрос на образовательные услуги – это желание и способность потребителей приобрести данное количество услуг по данной цене за определенный период времени. Субъектом спроса на рынке образования выступают частное хозяйство, государство и фирмы, имеющие потребность в приобретении определенного уровня и качества образования. По мере насыщения рынка образования спрос уменьшается.

Индивидуальный спрос, например, на услуги специализированных школ, гимназий и т.д., более эластичен и подвержен воздействию всех факторов. Наряду с ценовыми параметрами спрос на образовательные услуги находится под воздействием неценовых факторов, к которым относятся: демографическая ситуация в обществе; уровень доходов в обществе; емкость рынка той или иной профессии и специальности, а также наличие взаимодополняемых и взаимозаменяемых профессий; субъективное отношение потребителя к образовательной услуге, на которое влияют мода, престиж, предпочтения, связанные со способностями и наклонностями человека, и т.п.

Наряду со спросом на рынке образования действует предложение, которое представляет собой совокупность образовательных услуг. Субъектами предложения на рынке выступают учебные заведения различных форм собственности. Отличительной чертой рынка образования является объективная необходимость соответствия качества образовательных услуг и уровня образования их потребителя. Рынок образования имеет свою собственную структуру, которая вытекает из стадий формирования способности к труду.

Первый сектор рынка – дошкольное образование. В настоящее время получают распространение институт гувернерства и домашние детские сады. Второй сектор рынка – самый многочисленный по занятости и предоставляющий базовое образование. При этом в качестве самостоятельных субъектов рынка функционируют специализированные образовательные учреждения: специализированные школы, гимназии, лицеи, авторские школы и др.

Третий сектор рынка – трехуровневое профессиональное образование. Он представлен профессионально-техническими училищами, профессиональными лицеями, колледжами, техникумами, институтами, академиями и университетами. Четвертый сектор – учреждения и организации системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Отличительной чертой рынка образования в России являются его раздробленность и локальность. В условиях чрезвычайно низкой мобильности учащихся преобладающей моделью рынка становятся монополистическая конкуренция, олигополия или абсолютная монополия, характерные прежде всего для сельской местности небольших и средних областных центров, снижающие емкость рынка, лишающие учащихся реальной возможности выбирать свою будущую профессию и специальность и ухудшающие характеристику качества совокупного человеческого капитала.

31. Структура и динамика преобразования системы профессионального образования в России

 

В конце XX в. система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. В соответствии с законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений: решены многие вопросы, связанные с отношениями к собственности в системе образования, с взаимодействием федеральных, региональных и местных властей, с укреплением самостоятельности образовательных учреждений.

Созданы условия для развития многоуровневой системы высшего образования. Происходит диверсификация образовательных учреждений.

Особое внимание уделено децентрализации управления образованием, приспособлению его к региональным и местным потребностям и особенностям. Получил право на жизнь принцип федерализма в системе образования на основе разграничения полномочий. Эти и другие законодательные меры, предпринятые государством, дали возможность не только реорганизовать сложившуюся на протяжении нескольких десятилетий структуру образования, но и содействовать созданию и развитию новых учебных заведений, организации подготовки специалистов по перспективным направлениям.

В структуре образования наиболее значительное сокращение произошло в сфере профессионально-технических училищ и других образовательных учреждений, подготавливающих квалифицированную рабочую силу. В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования получили развитие новые виды учебных заведений – колледжи. Развитие вариативности учебных заведений профессионального образования сопровождалось преодолением их отраслевой направленности, сложившейся ранее и вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными преобразованиями в экономике, развитием региональных рынков труда. Таким образом, одним из результатов перестройки деятельности профессионального образования явилось значительное изменение структуры подготовки кадров по отдельным профессиям.

Произошла интеграция ряда специальностей в более крупные. Получила развитие интеграция образовательных, научных учреждений и производственных предприятий в различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования. Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования.

Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов РФ в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям требуется существенное дополнение действующего правового поля в интересах развития сферы образования. Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями.

32. Кадровое обеспечение системы профессионального образования.

Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.

Вторая ступень со сроком обучения не менее 4х лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все лица, получившие степень бакалавра наук, могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей третьей ступени.

Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию инженера по избранной специальности или степень магистра наук по направлению.

· высшее образование — бакалавриат;

· высшее образование — специалитет, магистратура;

· высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Виды профессиональной образовательной организации:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. И др.

а) университет - высшее учебное заведение, которое:

-реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);

-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

-выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

-является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

б) академия- высшее учебное заведение, которое:

-реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

-выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры;

-является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

в) институт - высшее учебное заведение, которое:

-реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

-ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Система кадрового обеспечения организации должна быть связана с разработкой и реализации политики, включающей планирование, отбор, наем, размещение трудовых ресурсов; адаптацию, обучение и подготовку работников; продвижение по службе, карьеру; методы и стимулирования труда; условия работы; формальные и неформальные связи; консультирование и переговоры; преодоление конфликтных ситуаций в коллективе.

Эффективная система кадрового обеспечения призвана создавать условия для мотивации, более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Она, также, позволяет руководителю получить необходимую информацию о работниках (квалификационная, половозрастная, национальная структура, и т.п.) с целью повышения производительности их труда.

Набор кадров предполагает:

1) Определение потребностей в работниках и критериев оценки вариантов решения проблемы.

2) Выработку философии и стратегии привлечения персонала, согласованных с общей организационной стратегией.

3) Определение перечня требований к будущим сотрудникам, совокупности процедур, форм документов, методов работы с претендентами, уровня их будущей оплаты труда, способов мотивации и перспектив служебного роста.

4) Составление письменных правил набора персонала.

5) Выбор конкретного варианта привлечения.

6) Осуществление практических действий по набору и отбору персонала, заключению трудовых договоров.

 

33. Финансирование системы образования.

Приведем некоторые необходимые определения, на которые можно опираться при изучении вопросов, связанных с финансированием образования.

Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности.

Финансирование осуществляется на принципах:

• плановости — средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

• целевой направленности — использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

• безвозвратности — у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;

• выделения средств по мере их расходования;

• экономии — рационального расходования средств.

В общем, определение вполне приемлемо и для условий современной экономики. Следует добавить, что именно эти принципы финансирования в полной мере включены в действующий бюджетный процесс.

По поводу предложенного содержания понятия ” финансирование“ можно, очевидно, спорить. Оно может показаться недостаточно строгим. Однако не будем претендовать на исчерпывающий характер данного определения. Для дальнейшего изучения вопроса финансирования вполне достаточно приведенной характеристики.

Следует также отметить, что финансирование не следует смешивать с отношениями ” купли-продажи“, где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Для дальнейшего изучения это важно, поскольку, строго говоря, далеко не каждое поступление денег или материальных объектов в образовательное учреждение является финансированием. Этот вопрос можно обсудить.

Сметное финансирование — выделение денежных средств из государственного (муниципального) бюджета для покрытия расходов учреждений в соответствии со сметой. Сметное финансирование осуществляется (точнее — должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответ расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения — документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения, составленный в разрезе статей бюджетной классификации и в соответствии с установленными требованиями.

Остальные определения, необходимые для понимания вопросов бюджетного финансирования, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.

Финансовый механизм системы образования

Финансовые методы Финансовые рычаги Нормативноправовое обеспечение Информационнометодическое обеспечение
- финансовый анализ; - планирова ние и прогно зирование; - финансовое обеспечение деятельности; - финансовое регулирование; бюджетиро вание;  - инвестиро вание; - кредитова ние; - лизинг; - финансовый контроль и учет; - введение но вых систем оплаты труда;  - система рас четов;- - ассигнова ния; - субсидии; - субвенции; - бюджетные инвестиции; - доход; - амортиза ция; - арендная плата; - стипендия процентная ставка; - кредиты и займы; - налоги; - налоговые льготы и отсрочки и др. - Конституция РФ; - Кодексы; - Федеральное законодательс тво; - нормативные акты Правитель ства РФ; - нормативные акты федераль ных министерств, агентств, служб;  - нормативно правовые акты региональных органов власти и управления;  - нормативные документы вузов; - прочие. - финансовый учет и отчетность - управленческий учет и отчетность - налоговый учет и отчетность;  - внутренняя финансовая доку ментация;  - информация о внешней среде;  - информация об источниках финансирования.

 

Таким образом, финансирование образовательных учреждений за счет федерального бюджета осуществляются в соответствии с функциональной классификацией, в которой группа «Образование» включает следующие расходы:

−дошкольное образование детей раннего возраста и содержание ДОУ;

−начальное общее, основное общее, среднее общее образование;

−начальную профессиональную подготовку в ССУЗ, СПТУ, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских;

−образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

−расходы на высшее профессиональное образование;

−профессиональную переподготовку и повышение квалификации,

−молодежную политику и организацию оздоровительной кампании для детей.

 

34. Материальное стимулирование работников сферы образования.

Стимулирующие выплаты, виды которых перечислены в 4 части настоящего документа. К ним относятся:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качественное выполнение работ;

- выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы;

- иные поощрительные и разовые выплаты.

Условием выплат стимулирующего характера является достижение работником определенных количественных и качественных показателей работы. Данные выплаты должны устанавливаться в соответствии с Положением о стимулировании работников учреждения, согласованно с выборным профсоюзным органом. В приложении к настоящему Примерному положению находится Примерное положение о стимулировании работников учреждения, где основанием для материального поощрения работников является:

- качественное исполнение должностных обязанностей;

- строгое соблюдение Устава учреждения;

- соблюдение правил внутреннего распорядка;

- успешное и своевременное выполнение плановых мероприятий;

- систематическое повышение квалификации;

- неукоснительное соблюдение норм трудовой дисциплины и профессиональной этики;

- четкое и своевременное исполнение приказов и распоряжений вышестоящих органов, руководителя учреждения, решений педагогического совета учреждения.

Важно отметить, что на премиальные выплаты по итогам работы рекомендовано выделять не менее 60% от всего стимулирующего фонда. Установление премиальных выплат осуществляется комиссией по премированию. Конкретные периоды, за которые устанавливаются данные выплаты, определяются Положением об оплате труда. Учреждение по согласованию с выборным профсоюзным органом самостоятельно устанавливает показатели стимулирования в разрезе категории работников, которые в обязательном порядке должны быть связаны с результативностью труда, быть относительно стабильными в течение учебного года. В документе описан возможный механизм оценки выполнения показателей стимулирования, процедура заполнения оценочных листов работниками и утверждения установленного размера премиальных выплат по итогам работы.

Если обратиться к другим видам выплат стимулирующего характера, указанным выше, то можно отметить, что порядок, размеры, условия назначения должны также оговариваться в соответствующем локальном акте учреждения.

К выплатам за интенсивность и высокие результаты работы относятся: премии за реализацию отдельных видов деятельности учреждения; особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения); премии за организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа организации среди населения; успешное выполнение особо важных и срочных работ, оперативность и качественный результат.

Показатели стимулирования за интенсивность и высокие результаты работы по должностям работников устанавливаются учреждением самостоятельно с учетом улучшения качественных характеристик выполняемой работы.

Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются работникам учреждений в виде премий в случаях награждения государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами, наградами Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, департамента образования и науки Кемеровской области, муниципального образования Кемеровской области.

35. Тенденция и перспективы развития профессионального образования.

Основные направления социально-экономических преобразований предъявляют определенные требования к системе образования и проявляются как тенденции его развития, принципы реформирования. Ведущие тенденции развития профессионального образования, отражая в себе общие тенденции развития образования мировые, национальные, региональные, — включают и специфические, характерные для развития именно системы профессионального образования. К числу ведущих тенденций развития профессионального образования относятся его непрерывность, гуманизация и гуманитаризация, демократизация, интеграция, интенсификация, кооперация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.125 с.)