Драма и ее видовое своеобразие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Драма и ее видовое своеобразие



В драме наличествует система персонажей, конфликты между героями, развертывающиеся в пространстве и времени, сюжет, построенный определенным образом. Основу драмы составляет действие. Диалог в драме- основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров.

Трагедия- драматическое произведение, проникнутое пафосом трагического. Драма изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, по сравнению с трагедией, не безысходных отношениях с обществом и собой.

Комедия- драматический жанр, в котором действие и характеры трактуются в форме комического. Герои этого жанра внутренне несостоятельны не соответствуют своему положению. Комедия может быть сатирической, лирической.

Трагикомедия- драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит и в комическом.

Водевиль- разновидность легкого комедийного жанра с занимательной интригой, остроумными песенками куплетами и танцами.

Фарс- комедийный жанр, включает образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки, эксцентрику.

Драма- искусство одновременно и словесное, и сценическое

 

37. Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы. Роды литературы, их основные характеристики. Характеристика одного из трех родов и соответствующих ему жанров.

 Род - одна из форм существования литературы, один из способов отражения действительности. Определились три разные формы, три самостоятельных рода литературы: эпос, лирика, драма. Поскольку род никогда не может существовать непосредственно, он всегда проявляется через тип или вид (жанр).

Жанр - исторически складывающийся тип художественного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий литературным родам.

Жанр- явление типологическое, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений. Основу жанра составляют: а) содержание произведения (тематика, проблематика) б) способ повествования, описания, воспроизведения событий, системы образов героев в) отношение автора к изображаемому г) характер конфликтов и их развитие в сюжете д) пафос произведения е) приемы обрисовки, изобразительно-выразительные средства ж) стилевая манера

Эпос и его виды

Эпос- искусство повествовательное, характеризующееся изображением событий, независимых от личности повествователя.

Повествование является основным средством эпического изображения, основным признаком эпоса, взаимодействует с другими способами эпического произведения - описанием людей, быта, природы, монологами, диалогами персонажей, авторскими отступлениями и т.д. Совокупность средств эпического изображения позволяет широко и глубоко отображать жизнь. Эпос бывает прозаическим, стихотворным, смешанным, включает большие, средние и малые жанровые разновидности: эпопею, эпическую поэму, былину, роман (большой эпический жанр), повесть (средний эпический жанр), рассказ, очерк, балладу, басню, новеллу (малый эпический жанр).

Эпопея- обширное повествование в прозе или стихах в национально-исторических событиях общенародного значения. Эту крупную форму эпоса отличают масштабность, панорамность изображения жизни, в ней пересекаю сюжетные линии многих основных героев.

В романе повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении развитии ее характера и самосознания. Роман включает и картину общественных нравов, и историю человеческой жизни, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение множества событий и действующих лиц обычно на протяжении длительного времени.

Повесть - прозаический жанр преимущественно среднего между романом и рассказом объема- сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий- эпизодов.

Особенность рассказа- малой формы эпической прозы – в том, что в нем говорится об отдельном событии, одном эпизоде в жизни человека, в котором, как в фокусе, сосредотачивается большой мир. Однако в рассказе может быть воссоздан период из жизни человека и даже вся судьба его («Ионыч»). Разновидностью малого жанра эпоса является новелла. В отличие от более спокойного и размеренного рассказа, новелла характеризуется драматизмом сюжета, напряженностью действия («Легкое дыхание» И.А.Бунин).

В основе очерка- описание реально происходивших событий, документальность отображаемого; при этом в очерке сохраняются общие законы художественного творчества: отбор автором материала, типизация и индивидуализация в изображении персонажей. Очерк отличается от рассказа большей описательностью, затрагивает, главным образом, социальные проблемы.

Эпос, как род литературы отображает всю полноту, многогранность жизни человека в ее развитии, всю глубину человеческой психологии, богатство и сложность связей человека с обществом, с историей. Эпос показывает события жизни героев в пространстве и времени, явлений действительности в их причинно-следственных отношениях.

Лирика и ее виды

Лирика - один из трех основных литературных родов, предмет отображения которого- внутренний мир, собственное «я» поэта. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна (не событийна),в отличие от драмы- субъективна. С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т.д.

Преимущественная форма лирики ХIХ-ХХ вв.- стихотворение: написанное стихами произведение небольшого, по сравнению с поэмой, объема, позволяющие воплотить в слове внутреннюю жизнь души. Послание- лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к опр. Лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического или сатирического характера. («к Чаадаеву» А.С.Пушкин). Элегия - стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия. («Признание» Е.А.Баратынского). Сонет - стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа- своего рода ступень в развитии единой диалектической мысли.

Эпиграмма- небольшое стихотворение, злобное высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В советской поэзии жанр эпиграммы разрабатывали В.В.Маяковский, Д.Бедный и т.д. Романс- лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное переложение.

Эпитафия - надгробная надпись похвального, пародийного или сатирического характера.

Стансы- небольшое элегическое стихотворение в нескольких строфах чаще медитативного, чем любовного содержания.

Эклога- лирическое стихотворение в повествовательной или диалогической форме, изображающие бытовые сельские сценки на фоне природы.

Мадригал- небольшое по объему стихотворение- комплимент, чаще любовно-лирического содержания.

Лирика- субъективный род художественной литература, в отличие от эпоса и драмы. Главное средство создания лирического образа- язык, поэтическое слово.

Лироэпические произведения

Произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики, относят к лироэпическому жанру.

Связь двух начал может выступать как единство темы. Наиболее характерным для лироэпического жанра является жанр поэмы, сочетающий эпический размах и лирическую исповедальность, развернутый сюжет и широкое развитие образа лирического героя. Стоит отметить, что поэма способна раньше других эпических форм искусства откликаться на самые жгучие, самые серьезные вопросы времени.

В истории литературы заметный след оставила ода - торжественное, патетическое произведение. Это форма стиха, сочиненного в честь того или иного лица, события или явления, отличающаяся высокой степенью выражения гражданских убеждений автора.

К лироэпическим жанрам относят и балладу - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале с мрачным, таинственном колоритом.

Драма и ее видовое своеобразие

В драме наличествует система персонажей, конфликты между героями, развертывающиеся в пространстве и времени, сюжет, построенный определенным образом. Основу драмы составляет действие. Диалог в драме - основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров.

Трагедия - драматическое произведение, проникнутое пафосом трагического. Основу трагедии составляю коренные проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судьбой, обществом, миром. Драма изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, по сравнению с трагедией, не безысходных отношениях с обществом и собой.

Комедия - драматический жанр, в котором действие и характеры трактуются в форме комического. Герои этого жанра внутренне несостоятельны не соответствуют своему положению. Комедия может быть сатирической, лирической.

Трагикомедия - драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит и в комическом.

Водевиль- разновидность легкого комедийного жанра с занимательной интригой, остроумными песенками куплетами и танцами.

Фарс - комедийный жанр, включает образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки, эксцентрику.

Драма- искусство одновременно и словесное и сценическое.

38. Жанры литературы. Исторические судьбы жанров – на выбор (роман, новелла, пастораль,т.д

 

Литературные жанры — это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств.

Эпические жанры – басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея

Лирические жанры – ода, послание, элегия, эпиграмма

Лиро-эпические жанры – поэма

Драматические жанры – драма, комедия, трагедия

Сказка - Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. На ранних стадиях культуры сага и миф встречаются нерасчлененными и носили первоначально. Позднее вводится пантомима со словом и пением. Стадий развития в виде драматического исполнения, напевных элементов текста и диалога, чем больше тем, она примитивнее. Функция магического обряда для воздействия уже не на зверя, а на души и духов. Сказка обязаны или привлекать и развлекать, особенно у охотников, лесных и всяких других духов. Даже русская сказка входила в свадебный обряд.

БЫЛИ́НЫ - героические песни эпического характера, жанр русского фольклора. В научной литературе первоначально именовались поэмами и сказками богатырскими; термин «Б.» ввел в 40-х гг. XIX в. И. П. Сахаров. Возникнув как выражение исторического сознания русского народа IX—XIII вв., а в процессе бытования впитав и события позднейшего времени, Б. отразили историческую действительность в образах, жизненная основа которых обогащена фантастическим вымыслом

Роман – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою целых поколений. Передает наиболее глубокие и сложные процессы. В западноевропейской литературе XII—XIII вв. Именно в эту эпоху во французской, испанской и других литературах стал намечаться некоторый существенный сдвиг. В противовес уже сложившемуся литературному творчеству привилегированных классов феодального общества стало складываться литературное творчество третьего сословия с торговой буржуазией во главе. И вследствие этого на смену старым большим повествовательным жанрам, господствовавшим в античной и феодально-рыцарской литературах,

Эпопея или роман-эпопея – особый вид романа, монументальный по широте и времени изображаемых событий, особо значимых не только для жизни отдельного человека, но и нации. Характерная черта эпопеи – наличие множественных взаимосвязей между героями. Эпопея повествует о значительных, героических, исторических событиях.

Рыцарские эпопеи или средневековые романы - они тоже сливаются в циклы вокруг героев и сюжетов (артуров цикл, каролингский цикл). Они отвечают на те же идейные запросы, на какие отвечали эпопеи древности, но уже на новой социальной почве и в новом стиле. Они героизируют подвиги рыцарей, носителей моральной доблести, политического самосознания рыцарства, религиозного правоверия.

Рассказ – малая форма эпической прозы, прозаическое произведение, которое изображает одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц. Выделился из всей повествовательной литературы вообще в аналогичные исторические моменты, определившись прежде всего характером содержания, направленного на реальную действительность. У нас это имело место в XVII—XVIII вв. в связи с ростом тенденций, оппозиционных старому феодальному порядку. Наиболее интенсивно в этот период Р. развивался в стилях «третьего сословия». Обострение социальных противоречий и культурно-идеологический рост творящих литературу классов и обусловливают на данном этапе оформление жанра

Повесть – жанр повествовательной литературы, чаще всего история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей, рассказанная от имени героя или самого автора. По характеру развития действия сложнее рассказа. Первоначальное значение слова «Повесть» в нашей древней письменности весьма близко к его этимологии: Повесть — то, что повествуется, представляет законченное повествование. Поэтому применение его весьма свободно и широко

Новелла – жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу, с острым, захватывающим сюжетом. Небольшой повествовательный рассказ с необыденным и строгим сюжетом, с ясной композицией. Впервые это значение — определенного жанра повествовательного

художественного творчества — слово «Новелла» получило в Италии, где уже в XIII в. существовали небольшие рассказы из обыденной жизни, иногда объединяемые в сборники. В XIV в. этот жанр литературы и самое его понятие утвердил Бокаччо в своем знаменитом «Декамероне»

Очерк – жанр, близкий по объему к рассказу или повести, основанный на достоверных событиях. Отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. Так, расцвет Очерка в новой русской литературе мы наблюдаем в годы промышленного роста, когда обостряется капитализация определенных кругов дворянства и крепнет буржуазия (1840-е гг.), в годы бурного подъема революционно-демократического (революционно-крестьянского) движения (1860—1870-е гг.) и в эпоху диктатуры пролетариата.

Ода – лирическое произведение прославляющего содержания, которое выражается в патетическом и торжественном стихе. Ода посвящается какому-нибудь историческому событию или герою. Первоначально словесный текст оды сопровождался музыкой и танцами; вызванная к жизни героическими событиями и религиозными переживаниями греческого народа, она отличалась своеобразными чертами, ей органичными и впоследствии ставшими только условно декоративными.

Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения или имитирующее особенности вокального исполнения. Это — фольклорный жанр, который в широком своем значении включает в себя все, что поется, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.

Романс – лирическое произведение любовного содержания, которое отличается от песни большей утонченностью эмоций, некоторой сентиментальностью. Эпоху возникновения испанского Р. определить трудно. Старейшие из известных нам поэм восходят к XV, редко к XIVвв. Этот наиболее старый их слой тесно связан с испанским героическим эпосом короля Родриго, Сида, Семи инфантов Лары, Фернан Гонсалеса, Альфонса VII и др.

Элегия – лирический жанр, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоска по прошлому. Имея общий характер лирического размышления, Элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма.

Сонет – стихотворение в 14 строк. Классическая (итальянская) схема сонета – два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцины). Шекспировский сонет – три четверостишия и двустишие. в XIII в., в Италии. В XIII же веке из романского архитектурного стиля родился готический и в Италии был назван этим именем, хотя и неправильно. Конечно, не сонет повлиял на готику, но романо-готическое миропонимание вылилось в соответствующие формы, наиболее могуче в архитектурные. Архитектура готическая победила романскую, в грандиозном размахе подчинила себе скульптуру, живопись, так называемые прикладные искусства.

Послание – лирической произведение в форме обращения к реальному или вымышленному лицу или группе лиц популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30-х гг. XIX в. Зачинателем его следует считать римского поэта Горация, в своем Послании к Пизонам («De arte poetica») давшего теоретические основы поэтики.

Сатира – художественное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, гротесковом виде. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. Сатира, как жанр возникла в римской

литературе. Самое слово «Сатира.» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных — сатиров. Филологически оно связано и со словом satura, означавшим в простонародье блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами)

Эпиграмма– короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь определенное лицо.У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл придали характер язвительной насмешки, что перешло и в новые литературы. в XVII и XVIII в.в. расцвела эпиграмма (Пирон, Буало, Расин, Вольтер и др.), эпиграмма с этим характером перешла и в русскую литературу.

Басня – небольшое сатирическое произведение аллегорического (иносказательного) характера с нравоучительными целями. Одним из наиболее спорных вопросов является вопрос о родине Б. Истоки греческой Б. (с тематикой из животного эпоса) можно проследить уже у Гезиода (см.), далее у Архилоха и Симонида; расцвет же ее связан с именем Эзопа (см.) (VI-V вв. до христ. эры)

Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай. Из Франции и Прованса Баллада. переходит в Италию (итальянск. «ballata»), освобождаясь от связи с плясовойнародной песней и приобретая некоторые новые формальные признаки под влиянием канцоны (изменение строения строфы, устранение рефрена; этой формой пользовались Данте и Петрарка встречается она и у других поэтов XIII и XIV вв.

Поэма – поэтическое произведение, для которого характерно наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя. Историческое начало П. положили так называемые лирико-эпические песни, выделившиеся из первобытного синкретического искусства. Первоначальные лирико-эпические песни до нас не дошли. Примером лирико-эпических песен могут служить песни североамериканских индейцев или плохо сохранившиеся осложненные позднейшими напластованиями греческие номы и гимны. Из немецких песен VI—IX вв. дошла до нас одна случайно записанная песнь о Гильдебранде. В X—XI вв. песни процветали в Скандинавии.

Трагедия (греч.«трагодиа») – драматический жанр, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, таящий в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающийся гибелью героя. Трагедия подражает или изображает трагическое, но обязательно значительное. Появляется впервые в древней Греции для обозначения религиозного обряда — традиционных

мимических игр и хоровых песен (дифирамбов), связанных с аграрными празднествами в честь бога Диониса.

Комедия(греч.«комодиа») – драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Стержень комедии – нелепые события, смешные и забавные поступки людей, их характеры. Комедия разнилась из обрядового культа, имевшего серьезный и торжественный характер. Поэтому надо полагать, что эти веселые песни — комедии — появились в деревне. И действительно, у греческих писателей есть указания на то, что в деревнях возникли зачатки этого вида произведений, называвшиеся мимами

Драма. Понятие «драма» имеет два значения: род литературы (эпос, лирика, драма) и жанр внутри одноименного рода. Сформировался в XVIII в. В драме сочетаются жанровые черты трагедии и комедии. Драма (в узком смысле слова) – драматический жанр, отличающийся наличием острого конфликта, который по сравнению с трагическим не столь возвышен, более приземлен и так или иначе разрешим. Вначале, в праистории поэтического и вообще художественного творчества, следует(как указывал А. Н. Веселовский) предположить известный синкретизм, не смешение, а отсутствие различия между определенными поэтическими родами, поэзией и другими искусствами, нечто, до сих проживающее в поэзии народного обряда. Этот синкретизм ярко выражен в греческих народных празднествах в честь

Диониса, где он сопровождается известным мимическим действом, выражающим телодвижениями лиро-эпическую канву песни.

Мим (от греч.«мимесис» – «подражание»). Мамами называют короткие сценки комического содержания, которые сочетают импровизированный диалог, пение и танцы. Мимы – называли и актеров, которые играли без слов, при помощи пластики тела и мимики. Появился в эпоху Античности.Постепенно мим проник в профессиональный театр, получилширокое распространение в Древнем Риме, в 1 в. вытеснил комедию и ателлану. Существовал и в Византиидо конца 7 в.

Трагикомедия (от соединения – «трагедия» и «комедия») – драматическое произведение, построенное на основе трагедийного конфликта, разрешение которого связано с комическими, несуразными положениями и не требует обязательной гибели героя. Сформировалась в эпоху Возрождения. В трагедии события, персонажи рассматриваются двойственно: добрый - злой, щедрость-скупость, черное - белое и т.п.Первые черты трагикомедии появились ещё в античности, в творчестве Еврипида («Алкестида», «Ион», «Киклоп»).

Мелодрама (от греч. «мелос» – «песнь», «мелодия» и «драма») означает музыкальная драма. употреблялось в Италии (и отчасти во Франции) в XVII—XVIII вв. как синоним оперы. Первоначально такие спектакли сопровождались музыкой. Позже мелодрамами стали называть пьесы, где изображались драматические события, но все завершалось благополучно. Персонажи мелодрамы говорят друг с другом на повышенных тонах, их речь сопровождается резкими жестами, они плачут или рыдают.

Водевиль (фр. Vaudeville, предположительно, термин произошел от названия французских городских песен – фр.voix de ville – «голоса города»).Их приписывают народным поэтам XV столетия — Оливье Басселену и Ле-Гу. Но скорее всего это —просто собирательное обозначение особого жанра простой незатейливой шутливой песенки народного характера, легкой по мелодической композиции, насмешливо-сатирической по содержанию, и по происхождению своему связанной с селениями Вирской долины. Получает развитие в европейских театрах на рубеже XVIII-XIX вв.

Монодрама (от греч.«монос» – «один», «единственный» и «драма») – сценическое произведения для одного актера. («О вреде табака» — Чехова), либо к присутствующему безмолвному персонажу («Путник» — В. Брюсова), либо к персонажу, находящемуся за сценой (пьески-миниатюры, построенные на разговоре по телефону, и т. п.). Первообразом такой М. является архаическая, доэсхиловская греческая трагедия (Феспис, Фриних). Получает развитие на рубеже XIX-XX вв.

Мистерия - Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 - 16 вв.

Фарс - один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в молитвах и гимнах. Закрепление термина Ф. за драматической интермедией можно отнести к XII в. Несомненным источником Ф. являются французские игры (jeux), известные уже в XII веке под различными именами: dits, debats и пр. «Игра под листвой» (Jeu de la feuillee, ок., 1262) Адама де ла Галь(1238—1286)

ИНТЕРМЕДИЯ — комические сценки, вставляемые между действиями основной пьесы. Через И., называвшиеся еще интерлюдиями (от латинского слова ludus — игра), в средние века проникает в мистерию светское начало, постепенно разлагавшее сюжет духовной драмы обличительно-шутовским жанром.

· Историческая судьба элегии

Древними греками элегия мыслилась как произведение, написанное строго определенным стихотворным размером — элегическим дистихом, исполнявшееся речитативом под аккомпанемент флейты. Этой элегии (ее родоначальник — поэт Каллин) VII до н.э.) был присущ весьма широкий круг тем и мотивов (прославление доблестных воинов, философские размышления, любовь, нравоучение, чаще насмешка). Позже (у римских поэтов Катулла, Проперция, Овидия) элегия стала жанром, сосредоточенным прежде всего на любовной теме. А в Новое время (в основном — вторая половина XVIII — начало XIX в.) элегический жанр благодаря Т. Грею и В. А. Жуковскому стал определяться настроением печали и грусти, сожаления и меланхолии. Вместе с тем и в эту пору продолжала жить элегическая традиция, восходящая к античности. Слово «элегия», как видно, обозначает несколько жанровых образований. Элегии ранних эпох и культур обладают различными признаками. Единственно корректным является определение элегии «вообще» как «жанра лирической поэзии» (этой мало что говорящей дефиницией не без оснований ограничилась «Краткая литературная энциклопедия»).

39. Историко-литературный процесс и его составляющие. IT –технологии, интернет, и их роль в современном литературном процессе.

Литературный процесс - литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) и многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе.

В романских и западноевропейских странах выделяются литературы древние, средневековые, и литературы нового времени с их собственными этапами (барокко, классицизм, Просвещение, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, модернизм, футуризм и т. д.).

В истории русской литературы выделяют несколько периодов.

1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.

2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.

3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.

5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.

6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

7. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 Стадии литературного процесса:

Первая стадия. Эпоха синкретизма (по Веселовскому), эта стадия длится от древнего каменного века до VII-VI вв. до н. э. в Греции и первых веков н. э. на Востоке. Это время медленной выработки основных и первичных принципов художественного мышления, субъектных форм, образных языков, сюжетных архетипов, родов и жанров.

Вторая стадия. Риторическая. Начинается в VI-V вв. до н. э. в Греции и первых веках н. э. на Востоке и длится до середины – второй половины XVIII в. в Европе и рубежа XIX-XX вв. на Востоке. отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики, и были зависимы от жанровых канонов.

Третья стадия. Начинается в середине – второй половине XVIII в. в Европе и на рубеже XIX-XX вв. на Востоке и длится по сегодняшний день. Отныне доминирует «поэтика автора», освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики.

· IT –технологии, интернет, и их роль в современном литературном процессе

Развитие доступности литературы, продвижение не только устоявшихся и знаменитых авторов, но и начинающих. Возможность контактов между писателями, удобная критика.

40. Историко-литературный процесс и важность его учета при анализе произведения. Периодизация русской литературы (с учетом смены направлений). Анализ предложенного произведения в контексте периода развития русской литературы.

 

1. Историко-литературный процесс - это литературная жизнь определенной страны в определенную эпоху во всем многообразии авторов, их литературных произведений, литературных журналов, литературных школ и группировок, писательских откликов (рецензий). Многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе.

Есть несколько делений литературного процесса на стадии. Одна из которых:

1. Древние литературные произведения

2. Средневековые литературные произведения

(обе стадии характеризуют такие признаки, как нехудожественность (религиозно-культовые, ритуальные и информативные функции), устное словесное творчество, анонимность)

3. Литература Нового времени (доминирует письменность, индивидуальное авторство, динамизм – является художественным явлением).

Другое деление литературного процесса предложил Аверинцев:

1. «Архаичный период» (фольклорные традиции, мифологическое художественное сознание, нет литературной критики, теоретических аспектов и художественно-творческих программ)

2. Вторая стадия берет свое начало с литературной жизни Древней Греции (1 тысячелетие до н.э.) и существует до середины 18 века (традиционное художественное сознание, произведения обретают стилевые и жанровые особенности, существуют каноничные готовые формы речи и построения произведений, отвечающие требованиям риторики зависимые от жанровых канонов)

3. Третья стадия берет начало от эпохи Просвещения (ей присущи индивидуально-творческое художественное сознание; поэтика автора освобождается от жанрово-стилевых предписаний; литература изображает непосредственное и конкретное бытие человека с его заботами, мыслями, чувствами; важны личность писателя и окружающая его действительность; литература обращается к запросам читателя).

2. Периодизация русской литературы.

1. Долитературный период (до 10 века) – устная форма, фольклор.

2. Древнерусская литература (10-17 век).

3. Классицизм. XVIII век, М. Ломоносов, А. Сумароков (трагедия), Г. Державин (оды, соединяющие лирику и сатиру), Д. Фонвизин. Для классицизма характерны следующие жанровые формы: ода, трагедия, поэма, комедия, стихотворная сатира, басня, элегия.

Русский классицизм развивался в эпоху становления национальной государственности. Литература становилась важнейшим средством утверждения идей гражданственности. Общенациональные задачи: развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Гражданские мотивы, приобретающие социальную окраску и критическое восприятие русской действительности.

Первым представителем русского классицизма в литературе считается Антиох Кантемир (1708-1744 гг.). Он стал основателем сатиры в России.

Еще одним представителем классицизма в русской литературе является В. К. Тредиаковский (1703-1768 гг.). Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения. М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) Белинский назвал "Петром Великим нашей литературы". Он завершил реформу стихосложения, положил начало формированию русского литературного языка и создал жанр русской оды.

4. Сентиментализм. Новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. До России же сентиментализм дошел в 70-е годы.

В России представителями сентиментализма являлись А. Радищев, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), молодой В. А. Жуковский. В России существовало два направления сентиментализма: Дворянский (за крепостное право)

Карамзин в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…».

Революционный (за отмену крепостного права). Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.

Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие.

Отличительные черты русского сентиментализма:

* Проповедь консервативных взглядов: все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, и путь к всеобщему счастью лежит в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей.

* Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство.

* Введения разговорных форм.

Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.

5. Романтизм. Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года.

Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандировали создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, они чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.096 с.)