Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драма и ее видовое своеобразие ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В драме наличествует система персонажей, конфликты между героями, развертывающиеся в пространстве и времени, сюжет, построенный определенным образом. Основу драмы составляет действие. Диалог в драме- основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров. Трагедия- драматическое произведение, проникнутое пафосом трагического. Драма изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, по сравнению с трагедией, не безысходных отношениях с обществом и собой. Комедия- драматический жанр, в котором действие и характеры трактуются в форме комического. Герои этого жанра внутренне несостоятельны не соответствуют своему положению. Комедия может быть сатирической, лирической. Трагикомедия- драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит и в комическом. Водевиль- разновидность легкого комедийного жанра с занимательной интригой, остроумными песенками куплетами и танцами. Фарс- комедийный жанр, включает образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки, эксцентрику. Драма- искусство одновременно и словесное, и сценическое
37. Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы. Роды литературы, их основные характеристики. Характеристика одного из трех родов и соответствующих ему жанров. Род - одна из форм существования литературы, один из способов отражения действительности. Определились три разные формы, три самостоятельных рода литературы: эпос, лирика, драма. Поскольку род никогда не может существовать непосредственно, он всегда проявляется через тип или вид (жанр). Жанр - исторически складывающийся тип художественного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий литературным родам. Жанр- явление типологическое, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений. Основу жанра составляют: а) содержание произведения (тематика, проблематика) б) способ повествования, описания, воспроизведения событий, системы образов героев в) отношение автора к изображаемому г) характер конфликтов и их развитие в сюжете д) пафос произведения е) приемы обрисовки, изобразительно-выразительные средства ж) стилевая манера
Эпос и его виды Эпос- искусство повествовательное, характеризующееся изображением событий, независимых от личности повествователя. Повествование является основным средством эпического изображения, основным признаком эпоса, взаимодействует с другими способами эпического произведения - описанием людей, быта, природы, монологами, диалогами персонажей, авторскими отступлениями и т.д. Совокупность средств эпического изображения позволяет широко и глубоко отображать жизнь. Эпос бывает прозаическим, стихотворным, смешанным, включает большие, средние и малые жанровые разновидности: эпопею, эпическую поэму, былину, роман (большой эпический жанр), повесть (средний эпический жанр), рассказ, очерк, балладу, басню, новеллу (малый эпический жанр). Эпопея- обширное повествование в прозе или стихах в национально-исторических событиях общенародного значения. Эту крупную форму эпоса отличают масштабность, панорамность изображения жизни, в ней пересекаю сюжетные линии многих основных героев. В романе повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении развитии ее характера и самосознания. Роман включает и картину общественных нравов, и историю человеческой жизни, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение множества событий и действующих лиц обычно на протяжении длительного времени. Повесть - прозаический жанр преимущественно среднего между романом и рассказом объема- сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий- эпизодов. Особенность рассказа- малой формы эпической прозы – в том, что в нем говорится об отдельном событии, одном эпизоде в жизни человека, в котором, как в фокусе, сосредотачивается большой мир. Однако в рассказе может быть воссоздан период из жизни человека и даже вся судьба его («Ионыч»). Разновидностью малого жанра эпоса является новелла. В отличие от более спокойного и размеренного рассказа, новелла характеризуется драматизмом сюжета, напряженностью действия («Легкое дыхание» И.А.Бунин).
В основе очерка- описание реально происходивших событий, документальность отображаемого; при этом в очерке сохраняются общие законы художественного творчества: отбор автором материала, типизация и индивидуализация в изображении персонажей. Очерк отличается от рассказа большей описательностью, затрагивает, главным образом, социальные проблемы. Эпос, как род литературы отображает всю полноту, многогранность жизни человека в ее развитии, всю глубину человеческой психологии, богатство и сложность связей человека с обществом, с историей. Эпос показывает события жизни героев в пространстве и времени, явлений действительности в их причинно-следственных отношениях. Лирика и ее виды Лирика - один из трех основных литературных родов, предмет отображения которого- внутренний мир, собственное «я» поэта. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна (не событийна),в отличие от драмы- субъективна. С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т.д. Преимущественная форма лирики ХIХ-ХХ вв.- стихотворение: написанное стихами произведение небольшого, по сравнению с поэмой, объема, позволяющие воплотить в слове внутреннюю жизнь души. Послание- лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к опр. Лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического или сатирического характера. («к Чаадаеву» А.С.Пушкин). Элегия - стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия. («Признание» Е.А.Баратынского). Сонет - стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа- своего рода ступень в развитии единой диалектической мысли. Эпиграмма- небольшое стихотворение, злобное высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В советской поэзии жанр эпиграммы разрабатывали В.В.Маяковский, Д.Бедный и т.д. Романс- лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное переложение. Эпитафия - надгробная надпись похвального, пародийного или сатирического характера. Стансы- небольшое элегическое стихотворение в нескольких строфах чаще медитативного, чем любовного содержания. Эклога- лирическое стихотворение в повествовательной или диалогической форме, изображающие бытовые сельские сценки на фоне природы. Мадригал- небольшое по объему стихотворение- комплимент, чаще любовно-лирического содержания. Лирика- субъективный род художественной литература, в отличие от эпоса и драмы. Главное средство создания лирического образа- язык, поэтическое слово. Лироэпические произведения Произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики, относят к лироэпическому жанру. Связь двух начал может выступать как единство темы. Наиболее характерным для лироэпического жанра является жанр поэмы, сочетающий эпический размах и лирическую исповедальность, развернутый сюжет и широкое развитие образа лирического героя. Стоит отметить, что поэма способна раньше других эпических форм искусства откликаться на самые жгучие, самые серьезные вопросы времени.
В истории литературы заметный след оставила ода - торжественное, патетическое произведение. Это форма стиха, сочиненного в честь того или иного лица, события или явления, отличающаяся высокой степенью выражения гражданских убеждений автора. К лироэпическим жанрам относят и балладу - сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале с мрачным, таинственном колоритом. Драма и ее видовое своеобразие В драме наличествует система персонажей, конфликты между героями, развертывающиеся в пространстве и времени, сюжет, построенный определенным образом. Основу драмы составляет действие. Диалог в драме - основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров. Трагедия - драматическое произведение, проникнутое пафосом трагического. Основу трагедии составляю коренные проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судьбой, обществом, миром. Драма изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, по сравнению с трагедией, не безысходных отношениях с обществом и собой. Комедия - драматический жанр, в котором действие и характеры трактуются в форме комического. Герои этого жанра внутренне несостоятельны не соответствуют своему положению. Комедия может быть сатирической, лирической. Трагикомедия - драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит и в комическом. Водевиль- разновидность легкого комедийного жанра с занимательной интригой, остроумными песенками куплетами и танцами. Фарс - комедийный жанр, включает образы-маски, остросюжетные ситуации, грубые шутки, эксцентрику. Драма- искусство одновременно и словесное и сценическое. 38. Жанры литературы. Исторические судьбы жанров – на выбор (роман, новелла, пастораль,т.д
Литературные жанры — это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Эпические жанры – басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея Лирические жанры – ода, послание, элегия, эпиграмма Лиро-эпические жанры – поэма Драматические жанры – драма, комедия, трагедия Сказка - Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. На ранних стадиях культуры сага и миф встречаются нерасчлененными и носили первоначально. Позднее вводится пантомима со словом и пением. Стадий развития в виде драматического исполнения, напевных элементов текста и диалога, чем больше тем, она примитивнее. Функция магического обряда для воздействия уже не на зверя, а на души и духов. Сказка обязаны или привлекать и развлекать, особенно у охотников, лесных и всяких других духов. Даже русская сказка входила в свадебный обряд.
БЫЛИ́НЫ - героические песни эпического характера, жанр русского фольклора. В научной литературе первоначально именовались поэмами и сказками богатырскими; термин «Б.» ввел в 40-х гг. XIX в. И. П. Сахаров. Возникнув как выражение исторического сознания русского народа IX—XIII вв., а в процессе бытования впитав и события позднейшего времени, Б. отразили историческую действительность в образах, жизненная основа которых обогащена фантастическим вымыслом Роман – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою целых поколений. Передает наиболее глубокие и сложные процессы. В западноевропейской литературе XII—XIII вв. Именно в эту эпоху во французской, испанской и других литературах стал намечаться некоторый существенный сдвиг. В противовес уже сложившемуся литературному творчеству привилегированных классов феодального общества стало складываться литературное творчество третьего сословия с торговой буржуазией во главе. И вследствие этого на смену старым большим повествовательным жанрам, господствовавшим в античной и феодально-рыцарской литературах, Эпопея или роман-эпопея – особый вид романа, монументальный по широте и времени изображаемых событий, особо значимых не только для жизни отдельного человека, но и нации. Характерная черта эпопеи – наличие множественных взаимосвязей между героями. Эпопея повествует о значительных, героических, исторических событиях. Рыцарские эпопеи или средневековые романы - они тоже сливаются в циклы вокруг героев и сюжетов (артуров цикл, каролингский цикл). Они отвечают на те же идейные запросы, на какие отвечали эпопеи древности, но уже на новой социальной почве и в новом стиле. Они героизируют подвиги рыцарей, носителей моральной доблести, политического самосознания рыцарства, религиозного правоверия. Рассказ – малая форма эпической прозы, прозаическое произведение, которое изображает одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц. Выделился из всей повествовательной литературы вообще в аналогичные исторические моменты, определившись прежде всего характером содержания, направленного на реальную действительность. У нас это имело место в XVII—XVIII вв. в связи с ростом тенденций, оппозиционных старому феодальному порядку. Наиболее интенсивно в этот период Р. развивался в стилях «третьего сословия». Обострение социальных противоречий и культурно-идеологический рост творящих литературу классов и обусловливают на данном этапе оформление жанра
Повесть – жанр повествовательной литературы, чаще всего история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей, рассказанная от имени героя или самого автора. По характеру развития действия сложнее рассказа. Первоначальное значение слова «Повесть» в нашей древней письменности весьма близко к его этимологии: Повесть — то, что повествуется, представляет законченное повествование. Поэтому применение его весьма свободно и широко Новелла – жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу, с острым, захватывающим сюжетом. Небольшой повествовательный рассказ с необыденным и строгим сюжетом, с ясной композицией. Впервые это значение — определенного жанра повествовательного художественного творчества — слово «Новелла» получило в Италии, где уже в XIII в. существовали небольшие рассказы из обыденной жизни, иногда объединяемые в сборники. В XIV в. этот жанр литературы и самое его понятие утвердил Бокаччо в своем знаменитом «Декамероне» Очерк – жанр, близкий по объему к рассказу или повести, основанный на достоверных событиях. Отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. Так, расцвет Очерка в новой русской литературе мы наблюдаем в годы промышленного роста, когда обостряется капитализация определенных кругов дворянства и крепнет буржуазия (1840-е гг.), в годы бурного подъема революционно-демократического (революционно-крестьянского) движения (1860—1870-е гг.) и в эпоху диктатуры пролетариата. Ода – лирическое произведение прославляющего содержания, которое выражается в патетическом и торжественном стихе. Ода посвящается какому-нибудь историческому событию или герою. Первоначально словесный текст оды сопровождался музыкой и танцами; вызванная к жизни героическими событиями и религиозными переживаниями греческого народа, она отличалась своеобразными чертами, ей органичными и впоследствии ставшими только условно декоративными. Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения или имитирующее особенности вокального исполнения. Это — фольклорный жанр, который в широком своем значении включает в себя все, что поется, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Романс – лирическое произведение любовного содержания, которое отличается от песни большей утонченностью эмоций, некоторой сентиментальностью. Эпоху возникновения испанского Р. определить трудно. Старейшие из известных нам поэм восходят к XV, редко к XIVвв. Этот наиболее старый их слой тесно связан с испанским героическим эпосом короля Родриго, Сида, Семи инфантов Лары, Фернан Гонсалеса, Альфонса VII и др. Элегия – лирический жанр, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоска по прошлому. Имея общий характер лирического размышления, Элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Сонет – стихотворение в 14 строк. Классическая (итальянская) схема сонета – два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцины). Шекспировский сонет – три четверостишия и двустишие. в XIII в., в Италии. В XIII же веке из романского архитектурного стиля родился готический и в Италии был назван этим именем, хотя и неправильно. Конечно, не сонет повлиял на готику, но романо-готическое миропонимание вылилось в соответствующие формы, наиболее могуче в архитектурные. Архитектура готическая победила романскую, в грандиозном размахе подчинила себе скульптуру, живопись, так называемые прикладные искусства. Послание – лирической произведение в форме обращения к реальному или вымышленному лицу или группе лиц популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30-х гг. XIX в. Зачинателем его следует считать римского поэта Горация, в своем Послании к Пизонам («De arte poetica») давшего теоретические основы поэтики. Сатира – художественное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, гротесковом виде. при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. Сатира, как жанр возникла в римской литературе. Самое слово «Сатира.» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных — сатиров. Филологически оно связано и со словом satura, означавшим в простонародье блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) Эпиграмма– короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь определенное лицо.У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл придали характер язвительной насмешки, что перешло и в новые литературы. в XVII и XVIII в.в. расцвела эпиграмма (Пирон, Буало, Расин, Вольтер и др.), эпиграмма с этим характером перешла и в русскую литературу. Басня – небольшое сатирическое произведение аллегорического (иносказательного) характера с нравоучительными целями. Одним из наиболее спорных вопросов является вопрос о родине Б. Истоки греческой Б. (с тематикой из животного эпоса) можно проследить уже у Гезиода (см.), далее у Архилоха и Симонида; расцвет же ее связан с именем Эзопа (см.) (VI-V вв. до христ. эры) Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай. Из Франции и Прованса Баллада. переходит в Италию (итальянск. «ballata»), освобождаясь от связи с плясовойнародной песней и приобретая некоторые новые формальные признаки под влиянием канцоны (изменение строения строфы, устранение рефрена; этой формой пользовались Данте и Петрарка встречается она и у других поэтов XIII и XIV вв. Поэма – поэтическое произведение, для которого характерно наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя. Историческое начало П. положили так называемые лирико-эпические песни, выделившиеся из первобытного синкретического искусства. Первоначальные лирико-эпические песни до нас не дошли. Примером лирико-эпических песен могут служить песни североамериканских индейцев или плохо сохранившиеся осложненные позднейшими напластованиями греческие номы и гимны. Из немецких песен VI—IX вв. дошла до нас одна случайно записанная песнь о Гильдебранде. В X—XI вв. песни процветали в Скандинавии. Трагедия (греч.«трагодиа») – драматический жанр, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, таящий в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающийся гибелью героя. Трагедия подражает или изображает трагическое, но обязательно значительное. Появляется впервые в древней Греции для обозначения религиозного обряда — традиционных мимических игр и хоровых песен (дифирамбов), связанных с аграрными празднествами в честь бога Диониса. Комедия(греч.«комодиа») – драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Стержень комедии – нелепые события, смешные и забавные поступки людей, их характеры. Комедия разнилась из обрядового культа, имевшего серьезный и торжественный характер. Поэтому надо полагать, что эти веселые песни — комедии — появились в деревне. И действительно, у греческих писателей есть указания на то, что в деревнях возникли зачатки этого вида произведений, называвшиеся мимами Драма. Понятие «драма» имеет два значения: род литературы (эпос, лирика, драма) и жанр внутри одноименного рода. Сформировался в XVIII в. В драме сочетаются жанровые черты трагедии и комедии. Драма (в узком смысле слова) – драматический жанр, отличающийся наличием острого конфликта, который по сравнению с трагическим не столь возвышен, более приземлен и так или иначе разрешим. Вначале, в праистории поэтического и вообще художественного творчества, следует(как указывал А. Н. Веселовский) предположить известный синкретизм, не смешение, а отсутствие различия между определенными поэтическими родами, поэзией и другими искусствами, нечто, до сих проживающее в поэзии народного обряда. Этот синкретизм ярко выражен в греческих народных празднествах в честь Диониса, где он сопровождается известным мимическим действом, выражающим телодвижениями лиро-эпическую канву песни. Мим (от греч.«мимесис» – «подражание»). Мамами называют короткие сценки комического содержания, которые сочетают импровизированный диалог, пение и танцы. Мимы – называли и актеров, которые играли без слов, при помощи пластики тела и мимики. Появился в эпоху Античности.Постепенно мим проник в профессиональный театр, получилширокое распространение в Древнем Риме, в 1 в. вытеснил комедию и ателлану. Существовал и в Византиидо конца 7 в. Трагикомедия (от соединения – «трагедия» и «комедия») – драматическое произведение, построенное на основе трагедийного конфликта, разрешение которого связано с комическими, несуразными положениями и не требует обязательной гибели героя. Сформировалась в эпоху Возрождения. В трагедии события, персонажи рассматриваются двойственно: добрый - злой, щедрость-скупость, черное - белое и т.п.Первые черты трагикомедии появились ещё в античности, в творчестве Еврипида («Алкестида», «Ион», «Киклоп»). Мелодрама (от греч. «мелос» – «песнь», «мелодия» и «драма») означает музыкальная драма. употреблялось в Италии (и отчасти во Франции) в XVII—XVIII вв. как синоним оперы. Первоначально такие спектакли сопровождались музыкой. Позже мелодрамами стали называть пьесы, где изображались драматические события, но все завершалось благополучно. Персонажи мелодрамы говорят друг с другом на повышенных тонах, их речь сопровождается резкими жестами, они плачут или рыдают. Водевиль (фр. Vaudeville, предположительно, термин произошел от названия французских городских песен – фр.voix de ville – «голоса города»).Их приписывают народным поэтам XV столетия — Оливье Басселену и Ле-Гу. Но скорее всего это —просто собирательное обозначение особого жанра простой незатейливой шутливой песенки народного характера, легкой по мелодической композиции, насмешливо-сатирической по содержанию, и по происхождению своему связанной с селениями Вирской долины. Получает развитие в европейских театрах на рубеже XVIII-XIX вв. Монодрама (от греч.«монос» – «один», «единственный» и «драма») – сценическое произведения для одного актера. («О вреде табака» — Чехова), либо к присутствующему безмолвному персонажу («Путник» — В. Брюсова), либо к персонажу, находящемуся за сценой (пьески-миниатюры, построенные на разговоре по телефону, и т. п.). Первообразом такой М. является архаическая, доэсхиловская греческая трагедия (Феспис, Фриних). Получает развитие на рубеже XIX-XX вв. Мистерия - Слово это произошло из сокращенного латинского слова ministerium, что значит служение, обряд. Этим же термином называлась и литургическая драма. Различие между той и другой есть результат научного анализа. Жанр средневекового западноевропейского религиозного театра 14 - 16 вв. Фарс - один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.), позже эти вставки стали обычны в молитвах и гимнах. Закрепление термина Ф. за драматической интермедией можно отнести к XII в. Несомненным источником Ф. являются французские игры (jeux), известные уже в XII веке под различными именами: dits, debats и пр. «Игра под листвой» (Jeu de la feuillee, ок., 1262) Адама де ла Галь(1238—1286) ИНТЕРМЕДИЯ — комические сценки, вставляемые между действиями основной пьесы. Через И., называвшиеся еще интерлюдиями (от латинского слова ludus — игра), в средние века проникает в мистерию светское начало, постепенно разлагавшее сюжет духовной драмы обличительно-шутовским жанром. · Историческая судьба элегии Древними греками элегия мыслилась как произведение, написанное строго определенным стихотворным размером — элегическим дистихом, исполнявшееся речитативом под аккомпанемент флейты. Этой элегии (ее родоначальник — поэт Каллин) VII до н.э.) был присущ весьма широкий круг тем и мотивов (прославление доблестных воинов, философские размышления, любовь, нравоучение, чаще насмешка). Позже (у римских поэтов Катулла, Проперция, Овидия) элегия стала жанром, сосредоточенным прежде всего на любовной теме. А в Новое время (в основном — вторая половина XVIII — начало XIX в.) элегический жанр благодаря Т. Грею и В. А. Жуковскому стал определяться настроением печали и грусти, сожаления и меланхолии. Вместе с тем и в эту пору продолжала жить элегическая традиция, восходящая к античности. Слово «элегия», как видно, обозначает несколько жанровых образований. Элегии ранних эпох и культур обладают различными признаками. Единственно корректным является определение элегии «вообще» как «жанра лирической поэзии» (этой мало что говорящей дефиницией не без оснований ограничилась «Краткая литературная энциклопедия»). 39. Историко-литературный процесс и его составляющие. IT –технологии, интернет, и их роль в современном литературном процессе. Литературный процесс - литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) и многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе. В романских и западноевропейских странах выделяются литературы древние, средневековые, и литературы нового времени с их собственными этапами (барокко, классицизм, Просвещение, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, модернизм, футуризм и т. д.). В истории русской литературы выделяют несколько периодов. 1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение. 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. 3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин. 4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей. 5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века. 6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия. 7. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Стадии литературного процесса: Первая стадия. Эпоха синкретизма (по Веселовскому), эта стадия длится от древнего каменного века до VII-VI вв. до н. э. в Греции и первых веков н. э. на Востоке. Это время медленной выработки основных и первичных принципов художественного мышления, субъектных форм, образных языков, сюжетных архетипов, родов и жанров. Вторая стадия. Риторическая. Начинается в VI-V вв. до н. э. в Греции и первых веках н. э. на Востоке и длится до середины – второй половины XVIII в. в Европе и рубежа XIX-XX вв. на Востоке. отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики, и были зависимы от жанровых канонов. Третья стадия. Начинается в середине – второй половине XVIII в. в Европе и на рубеже XIX-XX вв. на Востоке и длится по сегодняшний день. Отныне доминирует «поэтика автора», освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. · IT –технологии, интернет, и их роль в современном литературном процессе Развитие доступности литературы, продвижение не только устоявшихся и знаменитых авторов, но и начинающих. Возможность контактов между писателями, удобная критика. 40. Историко-литературный процесс и важность его учета при анализе произведения. Периодизация русской литературы (с учетом смены направлений). Анализ предложенного произведения в контексте периода развития русской литературы.
1. Историко-литературный процесс - это литературная жизнь определенной страны в определенную эпоху во всем многообразии авторов, их литературных произведений, литературных журналов, литературных школ и группировок, писательских откликов (рецензий). Многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе. Есть несколько делений литературного процесса на стадии. Одна из которых: 1. Древние литературные произведения 2. Средневековые литературные произведения (обе стадии характеризуют такие признаки, как нехудожественность (религиозно-культовые, ритуальные и информативные функции), устное словесное творчество, анонимность) 3. Литература Нового времени (доминирует письменность, индивидуальное авторство, динамизм – является художественным явлением). Другое деление литературного процесса предложил Аверинцев: 1. «Архаичный период» (фольклорные традиции, мифологическое художественное сознание, нет литературной критики, теоретических аспектов и художественно-творческих программ) 2. Вторая стадия берет свое начало с литературной жизни Древней Греции (1 тысячелетие до н.э.) и существует до середины 18 века (традиционное художественное сознание, произведения обретают стилевые и жанровые особенности, существуют каноничные готовые формы речи и построения произведений, отвечающие требованиям риторики зависимые от жанровых канонов) 3. Третья стадия берет начало от эпохи Просвещения (ей присущи индивидуально-творческое художественное сознание; поэтика автора освобождается от жанрово-стилевых предписаний; литература изображает непосредственное и конкретное бытие человека с его заботами, мыслями, чувствами; важны личность писателя и окружающая его действительность; литература обращается к запросам читателя). 2. Периодизация русской литературы. 1. Долитературный период (до 10 века) – устная форма, фольклор. 2. Древнерусская литература (10-17 век). 3. Классицизм. XVIII век, М. Ломоносов, А. Сумароков (трагедия), Г. Державин (оды, соединяющие лирику и сатиру), Д. Фонвизин. Для классицизма характерны следующие жанровые формы: ода, трагедия, поэма, комедия, стихотворная сатира, басня, элегия. Русский классицизм развивался в эпоху становления национальной государственности. Литература становилась важнейшим средством утверждения идей гражданственности. Общенациональные задачи: развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Гражданские мотивы, приобретающие социальную окраску и критическое восприятие русской действительности. Первым представителем русского классицизма в литературе считается Антиох Кантемир (1708-1744 гг.). Он стал основателем сатиры в России. Еще одним представителем классицизма в русской литературе является В. К. Тредиаковский (1703-1768 гг.). Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения. М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) Белинский назвал "Петром Великим нашей литературы". Он завершил реформу стихосложения, положил начало формированию русского литературного языка и создал жанр русской оды. 4. Сентиментализм. Новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. До России же сентиментализм дошел в 70-е годы. В России представителями сентиментализма являлись А. Радищев, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), молодой В. А. Жуковский. В России существовало два направления сентиментализма: Дворянский (за крепостное право) Карамзин в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…». Революционный (за отмену крепостного права). Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество. Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие. Отличительные черты русского сентиментализма: * Проповедь консервативных взглядов: все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, и путь к всеобщему счастью лежит в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей. * Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство. * Введения разговорных форм. Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы. 5. Романтизм. Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандировали создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, они чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта. Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях пр
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.096 с.) |