Современное литературоведение состоит из: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное литературоведение состоит из:



Вопросы литвед зачет.

Вопрос 1. Составные части Литературоведения. Литературоведческие дисциплины: основные и вспомогательные.

Литературоведение – комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих литературу и связанные с нею культурно-исторические и гносеологические (гносеология-философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания) феномены.

Современное литературоведение состоит из:

1. Истории литературы, теории литературы,

2. Исторической практики, теории поэтики,

3. Методологии,

4. Литературной критики,

5. Вспомогательных дисциплин,

6. Текстологии, библиографии,

7. Смежных дисциплин.

Основные дисциплины:

1. история литературы

2.теория литературы

3.литературная критика (спорный момент)

Вспомогательные дисциплины.

1.Текстология изучает рукописи, подготавливает материал для анализа. 2.Библиография систематизирует информации о литературных процессах. 3.Палеография занимается изучением древних памятников

4.Историография (описывает историю изучения литературы),

5.Герменевтика (наука, связанная с истолкованием текстов),

6.Переводоведение,

7.Психология творчества (Потебня этим занимался)

 

Вопрос 2. Литературоведение в России, основные институции (кафедры, НИИ РАН, редакции журналов и пр.). Литературоведческие школы в МПГУ. Традиционные конференции в области литературоведческого анализа в МПГУ.

Институция - организованное общественно-культурное явление, к примеру: - университет, кафедры; - научные организации (АН, ИРЛИ, ИМЛИ); Расшифровка:

- академические институты (принадлежат АН);

- Институт мировой литературы (ИМЛИ);

- Институт русской литературы (ИРЛИ – Пушкинский дом).

- конференции, симпозиумы, форумы;

- научные журналы («Русский язык в школе», «Литература в школе», «Вопросы литературы», «Вестник МПГУ», «Русская литература»)

-Крупнейшие литературоведческие издания: «Вопросы литературы»; «Филологические науки»; «НЛО: новое литературное обозрение».

Литературоведческие школы МПГУ:

1. Научная школа Голубкова В.В. Теоретические основы преподавания литературы в школе

2. Научная школа профессора Таисы Алексеевны Ладыженской: Риторика общения

3. Историко-лингвистическая и компаративистическая школа профессора И.Г. Добродомова

4. Всемирная литература в контексте культуры

Эпос и его виды

Эпос- искусство повествовательное, характеризующееся изображением событий, независимых от личности повествователя.

Повествование является основным средством эпического изображения, основным признаком эпоса, описанием людей, быта, природы, монологами, диалогами персонажей, авторскими отступлениями и т.д.

Эпос бывает прозаическим, стихотворным, смешанным, включает большие, средние и малые жанровые разновидности: эпопею, эпическую поэму, былину, роман (большой эпический жанр), повесть (средний эпический жанр), рассказ, очерк, балладу, басню, новеллу (малый эпический жанр). Эпос, как род литературы отображает всю полноту, многогранность жизни человека в ее развитии, всю глубину человеческой психологии, богатство и сложность связей человека с обществом, с историей. Эпос показывает события жизни героев в пространстве и времени, явлений действительности в их причинно-следственных отношениях.

В основе очерка- описание реально происходивших событий, документальность отображаемого; при этом в очерке сохраняются общие законы художественного творчества: отбор автором материала, типизация и индивидуализация в изображении персонажей.

Лирика и ее виды

Лирика- предмет отображения - внутренний мир. В отличие от эпоса лирика чаще всего бессюжетна (не событийна), в отличие от драмы- субъективна. С точки зрения тематики лирика может быть гражданской, философской, любовной, пейзажной и т.д. Главное средство создания лирического образа- язык, поэтическое слово.

Послание- лирический жанр в стихотворной форме в виде письма или обращения к опр. Лицу или группе лиц дружеского, любовного, панегирического или сатирического характера. («к Чаадаеву» А.С.Пушкин).

Элегия- стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия. («Признание» Е.А.Баратынского).

Сонет- стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Каждая строфа- своего рода ступень в развитии единой диалектической мысли.

Эпиграмма- небольшое стихотворение, злобное высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Романс- лирическое стихотворение, рассчитанное на музыкальное переложение.

Эпитафия- надгробная надпись похвального, пародийного или сатирического характера.

Стансы- небольшое элегическое стихотворение в нескольких строфах чаще медитативного, чем любовного содержания.

Эклога- лирическое стихотворение в повествовательной или диалогической форме, изображающие бытовые сельские сценки на фоне природы.

Мадригал- небольшое по объему стихотворение- комплимент, чаще любовно-лирического содержания.

Лироэпические произведения.

Наиболее характерным для лироэпического жанра является жанр поэмы, сочетающий эпический размах и лирическую исповедальность, развернутый сюжет и широкое развитие образа лирического героя. К лироэпическим жанрам относят и балладу- сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале с мрачным, таинственном колоритом.

Классицизм

(время: XVII – начало ХIХ в.; типичные представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин; стилеобразующие особенности: подражание образам и формам античной литературы; вера в разум, идеал гармонии и меры; принцип рационализма; тяготение к образцам; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея; низких – сатира, комедия, басня);

Сентиментализм

(время: 2-я пол. XVIII в.; типичные представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, молодой В.А. Жуковский; стилеобразующие особенности: приоритет чувства; высшее проявление человека – способность к глубоким переживаниям; значимость понятия «естественного» человека, близкого природе; наиболее распространенные жанры: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники);

Романтизм

 (время: конец XVIII – 1-я пол. XIX в.; типичные представители: Э.Т.А. Гофман, П.Б. Шелли, Дж. Байрон, Ф. Шатобриан, В. Гюго, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и др.; стилеобразующие особенности: воплощение разлада личности с действительностью; отражение пессимизма, мотива «мировой скорби»; выражение веры в могущество человеческого духа, жажда обновления; историзм, изображение возвышенных страстей и глубины духовной жизни человека; утверждение права художника на преображение мира; стремление к необычному, экзотике; тяготение к фантастике, условности формы; воплощение идеи о взаимопроникновении искусств; расцвет лирики; создание жанра исторического романа, фантастической повести, лироэпической поэмы, распространение жанров идиллии, баллады; романтической поэмы).

Реализм

И.А. Бунин, М.А. Булгаков, А.А. Ахматова, М.М. Пришвин,

Аре. А. Тарковский, А.И. Солженицын, Г.Н. Владимов, В.П. Астафьев,

В.Г. Распутин. К классическому реализму из числа зарубежных писателей самое прямое отношение имеют не только О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Э. Золя, но и Дж. Голсуорси, Т. Манн, У. Фолкнер.

Универсальные начала человеческой реальности они обнаруживают в недрах «обыкновенной» жизни с ее бытом и «прозаической» повседневностью, которая несет людям и суровые испытания, и неоценимые блага.

В XX в. с традиционным реализмом сосуществуют и взаимодействуют иные, новые литературные общности. Таков, в частности, социалистический реализм, агрессивно насаждавшийся политической властью в СССР, странах социалистического лагеря и распространившийся даже за их пределы. Произведения писателей, ориентировавшихся на принципы соцреализма, как правило, не возвышались над уровнем беллетристики. Но в русле этого метода работали и такие яркие художники слова, как М. Горький и В. В. Маяковский, М.А. Шолохов и А.Т. Твардовский.

модернистские течения: время – начало ХХ в

На авансцену литературы и искусства в XX в. выдвинулся модернизм. В отличие от классического реализма он наиболее ярко проявил себя не в прозе, а в поэзии. Черты модернизма — максимально открытое и свободное самораскрытие авторов, их настойчиво стремление обновить художественный язык, сосредоточенность более на универсальном и культурно —исторически далеком, нежели на близкой реальности.

 

Модернизм крайне неоднороден. Он заявил себя в ряде направлений и школ, особенно многочисленных в начале столетия, среди которых первое место по праву принадлежит символизму, прежде всего французскому и русскому.

Литературное течение — это одна из разновидностей какого-либо литературного направления. Литературное течение не выходит за рамки художественного метода, являющегося основой литературного направления, однако при этом характеризуется особым отношением ряда писателей к поставленным проблемам.

Литературная школа - это небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, более или менее четко сформулированных теоретически. Школой была в 16 в. группа «Плеяда». В начале 1820х распространились понятия «романтическая поэзия», «романтический род», «романтическая школа». В.А.Жуковского и позже именовали основателем русской «романтической школы»

Салон – это общий центр для литераторов и вообще для любителей всякого рода искусств, музыки, пения, живописи. У аристократов существовало несколько типов салонов.

В одних принимаются только люди равного социального слоя и писатели, музыканты и художники аристократического направления. Положение писателя в таком салоне, если он по своему родовому признаку не аристократ, несколько напоминает положение певца – простолюдина, допускавшегося в средние века ко двору. Другие салоны были более демократичны. Состав их посетителей строился по принципу индивидуальной одаренности. Так, демократически настроенный В.Ф.Одоевский стремился превратить свой салон в объединяющий центр родовой аристократии с лучшими представителями писателей – разночинцев. Подобные попытки кончались неудачно.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ — творч. объединения литераторов на почве единства взглядов, интересов, направлений и т. д.

42. Смена направлений в мировом историко-литературном процессе XVI-XXI вв. Характеристика одного из направлений литературы в XVI-XXI вв. (По алфавиту: барокко, классицизм, модернизм и его течения, постмодернизм, реализм, романтизм, сентиментализм). Анализ текста в аспекте того или иного направления.

Понятие «направление» относится к термину, описывающему литературный процесс – развитие и функционирование литературы в историческом масштабе.

Литературное развитие, взятое в целом, можно охарактеризовать как постепенную смену литературных направлений. При этом нужно учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, смена одного направления другим не совершалась в строго определенные календарные сроки. Во-вторых, торжество одного литературного направления над другим нельзя понимать как полное исчезновение предшествующего (рядом с писателями-реалистами, например, в первой и во второй половине XIX века публикуют свои сочинения и писатели-романтики) или как его полное исключение из литературной практики (например, многие свойства романтизма, прежде всего понимание им жизни как текучей, изменчивой стихии, были подхвачены реалистами). Следовательно, смена предшествующего направления последующим должна стать не только предметом полемики, отторжения и преодоления, но и продолжением, усвоением, переосмыслением и преображением.

Периодизация литературного процесса:

XVI – XVII в. – барокко (Рим, Венеция, Флоренция)

Конец XVII в. – 1730 – барокко, классицизм

1730 – 1750-е – утверждение классицизма

1760 – 1780-е – расцвет сатиры, кризис классицизма

1780-е – 1790-е – утверждение сентиментализма

1789 – 1830 – романтизм

1830 - 1871 - критический реализм

1895 – 1925 – дальнейшее развитие реализма и ранний модернизм

1918 – 1945 – зрелый модернизм

1944 – 1975 – новые формы реализма. Ранний постмодернизм

1970 – 1995 – диверсификация и экспериментирование

Далее жанр описать из моего сборника.

Классицизм (от лат. classicus первоклассный) - течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум чело­века. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.

Представители:

Западноевропейская литература - Пьер Корнель, Никола Буало, Ж.-Б.Мольер, Ж.-Б.Расин

Русская литература - А. П. Сумароков, М. М. Херасков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин

Отличительные черты:

- Наследует традиции искусства античность

- Действия и поступки героев определяются сточки зрения разума

- Художественное произведение представляет собой логически по-строенное целое

- Строгое деление героев на положительных и отрицательных).

- Герои идеализируются

- Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств)

- Повествование должно быть объективным

- Значимость гражданской проблематики содержания

Деление жанров:

Высокие – трагедия, поэма, ода (в них действуют герои, повествуется об общественной жизни)

Низкие – комедия, басня, сатира (в них действуют обычные люди, повествуется об повседневной жизни)

Сентиментализм (от фр. Sentimental – чувствительный) - литературное течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце XVII - начале XIX веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить человеческую психологию.

Представители:

Русская литература - Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, В. В. Капнист, Н. А. Львов

Западноевропейская литература – Э. Юнг, Л. Стерн, Т. Грей, Дж. Томсон, Ж.Ж. Руссо, Жан Поль

Отличительные черты:

- Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств. Преувеличенная чувствительность героев

- Идеализация действительности, субъективное изображение мира

- В центре изображения - чувства, природа

- Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром

- Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность

- Значимость гражданской проблематики содержания

Литературные формы:

Эпос – сентиментальная повесть, путевые заметки, послание

Лирика – элегия, народные песни

Драма – мещанская драма

Романтизм - течение в искусстве и литературе Западной Европы и России XVIII-XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действийтельности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.

Представители:

Западноевропейская литература - Дж. Г. Байрон, И. Гете, И. Шиллер, Э. Гофман, П. Шелли, Ш. Нодье

Русская литература - В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь

Отличительные черты:

- Необычность характеров, исключительность обстоятельств

- Трагический поединок личности и судьбы

- Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя

- Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному

- Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного

- Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Литературные формы:

Эпос – роман, повесть, баллады и думы, поэмы

Лирика - элегическая лирика, пейзажная лирика, философская лирика

Драма – проблемно-историческая драма

Реализм - течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX веке.

Представители:

Русская литература - В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь

Западноевропейская литература – О.Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, М.Твен

Отличительные черты:

- Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром

- Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа

- Типизация персонажей

- Изображение характеров и событий в развитии

- Исторически конкретное общество, события, эпоха

- В центре внимание конфликт: герой – общество

Литературные формы:

Эпос – роман, повесть, поэма, рассказ

Лирика – песня, элегия, сатира

Драма – трагедия, комедия, исторические хроники

Модернизм — явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов.

Отличительные черты:

Модернизм в литературе стал закономерным итогом развития художественного сознания и перехода от классического восприятия автором мира к модернистскому. Вместо создания собственного мира, предложения читателю готовых концепций, литература модернизма становится чистым отражением реальности или её полной противоположностью. Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины и начинает демонстрировать её относительность. Как следствие, рушится целостность мира произведения: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое посредством нескольких героев, имеющих даже противоположный взгляд на излагаемые события и факты.

Модернизм в литературе проявился в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме. Одновременно была переосмыслена реалистичная литература. Появился стиль, названный «потоком сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Представители:

Русская литература – В.Маяковский, А.Ахматова, А.Белый

Западноевропейская литература – Э.Хемингуэй, Ф.Кафка, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, В.Вулф

Термин «литература постмодернизма» описывает характерные черты литературы второй половины XX века (фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д.), а также реакцию на идеи Просвещения, присущие модернистской литературе.

Постмодернизм в литературе, как и постмодернизм в целом, с трудом поддается определению — нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости. Но, как и в случае с другими стилями в искусстве, литературу постмодернизма можно описать, сравнивая её с предшествующим стилем. Например, отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска. Постмодернистские писатели ставят случайность выше таланта, а при помощи самопародирования и метапрозы ставят под сомнение авторитет и власть автора. Под вопрос ставится и существование разницы между высоким и массовым искусством, которую постмодернистский автор размывает, используя пастиш(смесь различных имитаций искусства прошлого) и комбинируя темы и жанры, которые прежде считались неподходящими для литературы.

Представители:

Русская литература - А. Битов, Е. Попов, М. Харитонов, В. Пелевин

Западноевропейская литература – У.Эко, Д.Хоукс, К. Воннегут, Д.Фаулз

Барокко - появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.

Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной и грандиозной универсальной личности. Уже в силу этого возникновение барокко не могло быть связано только с формами религии или характером власти. В основе же новых представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека, в какой-то мере на эти представления оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи. Особенности барокко определяли различия в мироощущении и художественной деятельности целого ряда его представителей, а внутри сложившейся художественной системы сосуществовали весьма мало схожие друг с другом художественные течения.

Литература барокко, как и все движение, отличается тенденцией к сложности форм и стремлением к величавости и пышности. В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как и внутренние борения в душе отдельного человека. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом и его литературу в частности пронизывает вера в реальность духовного начала, величие Бога.

Представители:

Русская литература – С.Полоцкий, Ф.Прокопович

Западноевропейская литература – Д.Донн, Д.Марино, В.Вуатюр

Вопросы литвед зачет.

Вопрос 1. Составные части Литературоведения. Литературоведческие дисциплины: основные и вспомогательные.

Литературоведение – комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих литературу и связанные с нею культурно-исторические и гносеологические (гносеология-философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания) феномены.

Современное литературоведение состоит из:

1. Истории литературы, теории литературы,

2. Исторической практики, теории поэтики,

3. Методологии,

4. Литературной критики,

5. Вспомогательных дисциплин,

6. Текстологии, библиографии,

7. Смежных дисциплин.

Основные дисциплины:

1. история литературы

2.теория литературы

3.литературная критика (спорный момент)

Вспомогательные дисциплины.

1.Текстология изучает рукописи, подготавливает материал для анализа. 2.Библиография систематизирует информации о литературных процессах. 3.Палеография занимается изучением древних памятников

4.Историография (описывает историю изучения литературы),

5.Герменевтика (наука, связанная с истолкованием текстов),

6.Переводоведение,

7.Психология творчества (Потебня этим занимался)

 

Вопрос 2. Литературоведение в России, основные институции (кафедры, НИИ РАН, редакции журналов и пр.). Литературоведческие школы в МПГУ. Традиционные конференции в области литературоведческого анализа в МПГУ.

Институция - организованное общественно-культурное явление, к примеру: - университет, кафедры; - научные организации (АН, ИРЛИ, ИМЛИ); Расшифровка:

- академические институты (принадлежат АН);

- Институт мировой литературы (ИМЛИ);

- Институт русской литературы (ИРЛИ – Пушкинский дом).

- конференции, симпозиумы, форумы;

- научные журналы («Русский язык в школе», «Литература в школе», «Вопросы литературы», «Вестник МПГУ», «Русская литература»)

-Крупнейшие литературоведческие издания: «Вопросы литературы»; «Филологические науки»; «НЛО: новое литературное обозрение».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.073 с.)