Концепция «смерти автора» Р. Барта: за и против. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция «смерти автора» Р. Барта: за и против.



По словам Р. Барта, ныне «исчез миф о писателе как носителе ценностей». Прибегая к метафоре, ученый называет автора Отцом текста, и утверждает, что в тексте нет записи об отцовстве и личность писателя лишена власти над произведением.Провозгласив, что Отец «мертв по определению», Барт резко противопоставляет автору живой текст. Ныне, полагает он, на смену Автору пришел Скриптор (т. е. пишущий), который «несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее остановки». Барт полагает, что автор — это некая полумнимость: его нет ни до написания текста, ни после того, как текст завершен; полноту власти над написанным имеет лишь читатель. В основе бартовской концепции — идея не имеющей границ активности читателя, его полной независимости от создателя произведения. Эта идея далеко не нова. В России она восходит к работам А.А. Потебни. По мысли В.Н. Топорова, без «образа автора» текст становится «насквозь механическим» либо низводится до «игры случайностей», которая по своей сути чужда искусству. Но, все-таки, автор, никакими интеллектуальными ухищрениями не может быть устранен из произведений и их текстов.

Вопрос 21. Коммуникативные связи "автор-читатель". Интерпретация и понимание. Критика и эксперты в пяду профессиональных читателей. Кинорежиссер и иллюстратор как "читатели"/интерпретаторы произведения. Школьник в коммуникативной цепочке "автор-читатель". (+ сравнительная характеристика худ. произведения (классика) и киноверсии).

«Пронзительнее всего автор заявляет о себе в двух родах литературы: лирике и публицистике», — утверждают современные литературоведы. Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста, псевдониме. Последний имеет особое значение для сатирических жанров публицистики. Это также способ целенаправленного воздействия на читателя.

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Читатель» из цикла «Мелочи жизни»:

«До тех пор, пока не установилось прямого общения между читателем и писателем, последний не может себя считать исполнившим свое произведение».

В современной теории публицистики выделяют четыре типа отношений автора и читателя: в процессе замысла текста участвуют реальный автор и воображаемый читатель как элементы коммуникативного акта; в самом произведении, образ которого складывается по прочтении текста, также существуют образы автора и читателя; в процессе восприятия заняты текст и реальный читатель как элементы коммуникативной цепочки. При этом автор воспринимается как категория, принадлежащая всему тексту в

целом, представляющая весь текст в целом и интегрирующая разные уровни текста в единое целое.

*Для обозначения участия читателя в процессах творчества и восприятия используют различные термины: в первом случае — адресат (воображаемый, имплицитный, внутренний читатель); во втором — реальный читатель (публика, аудитория, реципиент).

Среди формально-риторических средств есть два основных способа убеждения аудитории: 1)убеждение с помощью логически непротиворечивых утверждений и 2) создание эмоционального напряжения. В коммуникативные намерения автора часто входит стремление изменить эмоциональное состояние аудитории, повлиять на ценностную картину мира каждого читателя.

Литературная критика - область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).

- занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни);

- выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений;

- оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания;

- опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.

Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.

Различают:

1) писательскую ЛК(литературно-критические и критико-публицистические выступления литераторов, основной корпус творческого наследия которых — художественные тексты);

2) читательскую ЛК(многообразные реакции на художественную словесность, принадлежащие людям, профессионально не связ

3) профессиональную ЛК(литературно-критическая деятельность, ставшая для автора доминирующим родом занятий, это явление пограничное между художественной словесностью и литературоведением).

Режиссер как интерпретатор текста классического произведения:

Режиссерский замысел может стать ключом к авторской позиции текста, путем постижения специфики природы конфликта пьесы через режиссерское решение начала и финала спектакля, построение отдельных мизансцен, использование символов в спектакле. Режиссер, как самая основная и направляющая сила является одним из главных интерпретататоров драматургического произведения в сценическое воплощение. Любой из грамотных режиссеров - художников берет за основу ниже приведенные правила:

1. Художественная природа драматического произведения априори предполагает сценическое воплощение.

2. Театральные интерпретации помогают расширить возможности анализа художественного произведения.

3. Для формирования собственной интерпретации литературного произведения необходимо обращать внимание на примеры интерпретации других режиссеров, актеров, сценографов, композиторов.

4. При сопоставлении сценических прочтений между собой процесс рождения интерпретации становится проблемным, дискуссионным, а, следовательно, более увлекательным, интересным.

5. Интерпретация других творческих театральных, музыкальных и литературных деятелей подталкивают режиссеров и актеров к созданию собственной личностной интерпретации.

*Любой текст рассматривается Ю.М. Лотманом как «смыслопорождающее устройство», что очень важно, потому что литературный текст, ставший толчком для режиссера к созданию театрального спектакля, может стать и для юного читателя импульсом к собственной интерпретации, к раскрытию современной доминанты в классическом произведении и, может быть, созданию собственной художественной интерпретации.

Иллюстратор как интерпретатор текста классического произведения:

Слово «иллюстрация» происходит от латинского «illustratia» и означает «освещение, наглядное изображение». Иллюстрация дополняет, поясняет и «освещает» текст с помощью наглядных примеров. С другой стороны, иллюстрация – это область изобразительного искусства, в которой художник-иллюстратор выступает и как интерпретатор литературного произведения, и как создатель нового произведения искусства, искусства книжной графики. Такая иллюстрация и может быть названа художественной.

Задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики).

Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.

Сравнительная характеристика худ. произведения Л.Н.Толстого "Война и мир" и отечественного произведения киноискусства "Война и мир" режиссера Сергея Бондарчука.

Толстой:

Произведение «Война и мир» писалось на протяжении пяти лет, с 1863 по 1869 годы. Роман «Война и мир» определяет стремлением познать и отрефлексировать характер русского народа.

- построен на различных уровнях противопоставления: персонажном, сюжетном, идейном, даже понятийном;

- всех персонажей можно поделить на представителей войны и представителей мира, так например, семья Ростовых выступает чем-то естественным и живым, а семья Курагиных выступаем чем-то искусственным и фальшивым;

- главные персонажи, а именно Пьер Безухов, Андрей Болконский и Наташа Ростова находятся в состоянии противоборства войны и мира внутри себя;

- Наташа Ростова – героиня, воплощающая в себе характер и дух всего русского народа, и которая ищет истинную любовь в течение всего романа, причем она метается от любви к любви – это проявление «войны» внутри неё. Мир она обретает только тогда, когда становится матерью, испытывая материнскую любовь, и внедряет себя в круг самой жизни;

- народ в произведении является движущей силой, которая меняет ход событий, тогда как одиночные командиры и военачальники не имеют большого значения в происходящем.

Бондарчук:

С. Бондарчук: «Наша главная забота – сохранить дух романа ивместе с тем посмотреть на него глазами современности».

Для всего советского кинематографа в 1960 годы характерно обращение к литературной классике, в частности к произведениям Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Кроме того, для отечественного кинематографа второй половину 1960-х годов типично обращение к идее Родины. Фильм «Война и мир» С.Бондарчука создавался в 1961-1967 годов. Постановка Бондарчука является государственным заказом, на который государство не жалело средств. Многие современники упрекали режиссера в излишней дидактичности и следованию сюжета.

1) Цвет и свет

В фильме одним и основных цветов, является зеленый. Зеленый цвет – цвет жизни и начало жизненного обновления. произведению. Именно зеленый цвет видит зритель, когда начинает смотреть первую часть произведения, здесь он имеет значение жизни во всех ее проявлениях.

Белый цвет – цвет, несущий в себе божественное происхождение. В каждой части есть белые облака. Особенно значимыми являются облака в сцене смерти Болконского.

2) Оперирование планами

Крупные планы используются в эмоциально и сюжетно важные моменты фильма, а именно крупные планы обычных солдат показываются, как фотографии. Таким образом, рисуется групповой портрет войны.

3) Индексные знаки

Пьер Безухов – развивается качественно от застенчивого и неловкого Пьера в салоне Анны Шерер до сильного пленного, который открывает для познания часть мира.

Андрей Болконский – князь, который преследует только свои интересы, но столкнувшись перевоплощение. В фильме он говорит «Я умер, я проснулся. Смерть – это пробуждение» - это пробуждение от личностного ради всеобщего.

Наташа Ростова – национальный дух, который содержится в каждом русском человеке, т.е. в народе (раскрывается сценой, когда она поет и танцует в русской избе).

4) Посыл и главная тема

Киноверсия подчеркивает чувство единения и любовь к жизни во всех ее проявлениях, стремится объединить людей, так как мир целостен, и нужно объединиться и стать частью целого.

Можно выделить главную тему – патриотизм, поэтому в фильме так важен крупный план лиц безымянных солдат. Именно благодаря патриотизму и русскому духу народ победил войско Наполеона. В фильма Сергея Бондарчука за счет множества кинометафор создается образ целого государства с его народом и идеями. Более того, фильм призывает не только к равенству и братству не только русских людей, но и весь мир.

Вопрос 22. Литературные репутации. Классика и беллетристика, подвижность их границ. Роль критики и массового читателя. Литературные премии. (+ знакомство с лит. репутациями в системе школьного анализа: за и против. Роль критики. статей в шк. анализе).

 

Свое худ. предназначение лит. произведения выполняют по-разному. Поэтому выделяются 1) высокая лит-ра (строгая); 2) массовая («тривиальная») лит-ра («литературный низ») и 3) беллетристика. Четкость и строгость разграничения названных феноменов в современном литературоведении отсутствует.

Высокая лит-ра, классика - совокупность произведений первого ряда, верх верха лит-ры. Она опознается извне, из другой, последующей эпохи. Классич. Лит-ра (в этом ее суть) активно включена в межэпохальные (трансисторичекие) отношения. Не является окаменелостью. Призвана, находясь вне современности читателей, помогать им понять самих себя в широкой перспективе культ. жизни. Канонизированная лит-ра. Репутация писателя-классика возникает стихийно, формируется интересами читающей публики на протяжении длит. времени, ее свободным худ. самоопределением.

Массовая литература (паралитература) – совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного к худ. культуре, не обладающего развитым вкусом. Обслуживает читателя, чьи понятия о жизненных ценностях исчерпываются примитивными стереотипами, тяготеют к общепризнанным стандартам.

Беллетристика - повествовательная проза, рассматривается в качестве звена массовой лит-ры, а то и отождествляется с ней. Это лит-ра «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного «низа» («чтива»), т.е. срединное пространство литературы.

Беллетристика неоднородна. В одних случаях она содержит в себе начала, в других – оказывается подражательной и эпигонской. Беллетристика «по-своему питает корневую систему шедевров»; обыкновенные таланты порой впадают в подражательство и эпигонство, но вместе с тем «нередко нащупывают и открывают для разработки те тематические,

проблемные пласты, которые позднее будут глубоко вспаханы классикой». В ряде случаев беллетристика на какое-то время возводится в ранг классики, например, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Разгром» и «Молодая гвардия» А.А. Фадеева. Их правомерно назвать канонизированной беллетристикой.

Репутации писателей и их произведений отмечены большей или меньшей стабильностью, но порой претерпевают колебания, например, Шекспир, Тютчев. «Перепады» интереса читающей публики к писателям и их созданиям не являются делом случая. Существуют факторы литературного успеха: Соответствие умонастроений авторов духу времени восприятия литературы, громкость и эффектность «заявления» автором собственной оригинальности и новизны, поощрение писателей официальными властями, влиятельными общественными кругами, средствами массовой информации, импульс самоутверждения тех авторов, которые, не обладая талантом, настойчиво добиваются известности, публикаций, признания критиков, сполна реализовавший себя писательский талант, масштаб личности автора, самобытность и оригинальность его произведений, глубина «творческого созерцания» реальности.

Русские литературные премии:

1. "Большая книга".

Особенности произведений, которым присуждается: габариты, биографические книги, документалистика.

Присуждена: Леонид Юзефович "Зимняя дорога" и "Журавли и карлики", Евгений Водолазкин "Лавр" и "Авиатор", Захар Прилепин "Оюитель"(сборник "Грех").

2. "Русский букер".

Присуждена: Андрей Волос "Возвращение в Панджур", Елена Чижова "Время женщин", Елена Колядина "Цветочный крест".

3. "Национальный бестселлер".

Присуждена: Эдуард Кочергин "Крещенные крестами", Алексей Сальников "Петров в гриппе и вокруг него", Анна Козлова "F20".

4. "Книгуру".

Особенности: детская литература.

Присуждена: Эдуард Веркин "Облачный полк", Нина Дашевская "Около музыки", Станислав Востоков "Криволапыч".

Другие: Ясная Поляна, Дебют, Русская премия, Просветитель.

Мировые лит. премии: Нобелевская премия по лит-ре, Пулитцеровская премия, Букеровская премия, Международный букер, Дублинская лит. Премия, Гонкуровская премия.

 

Про лит. критику в школе - Николай Александрович Добролюбов "Луч света в темном царстве". Думаю, все знакомы.

Вопрос 23. Поэтика произведения и возможность целостного/элементарного анализа. Категории содержания и формы (традаиционное понимание). Содержание. Тема, проблематика, идея, конфликт, пафос литературного произведения.

Поэтика - это средство воплощения авторского замысла. П. — “наука о системе средств выражения в лит. произведениях <...> В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном — с одной из областей теоретич. П.. Как область теории лит-ры, П. изучает специфику лит. родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней худож. целого. – ЛЭС, Гаспаров М.Л.»Поэтика».

Структура целостного анализа произведения:

1. Тема

2. Историческая основа

3. Жанровое своеобразие

4. Композиционная структура

5. Система образов

6. Изобразительно-выразительные средства

7. Художественные особенности

8. Идея

*помимо выше перечисленного, стоит использовать цитаты, комментировать назначение представленных тропов, давать краткую характеристику персонажей.

Категории содержания: тема, проблема, идея, конфликт, авторский замысел, идейно-эмоциональная оценка (пафос).

Категории формы: язык, композиция, жанр, стиль.

Содержание - совокупность субъективно-смысловых (идейных) и объективно-предметных (тематических) значений.

Тема - предмет художественного изображения и худ.познания. Фундамент худ.произв., подчиняющий отдельные элементы произведения. Среди них выделяют: I) 1.Вечные темы – онтологические, антропологические; 2.культурно-исторические; 3.человека и его сущ-ние в

мире(Экзистенциальная); 4.творчества и искусства; II) 1.доминантные; 2.побочные (периферийные).

В структуре самого произведения выделяют внешнюю тему (то, что изображено) и внутреннюю тему (ракурс изображения, как это видит автор).

Проблема - аспект содержания произведения, на котором акцентирует внимание автор, идейное осмысление им изображенных социальных характеров.

Идея - единство всех сторон содержания произведения; образная, эмоциональная, обобщающая мысль писателя, проявляющаяся и в отборе, и в осмыслении, и в оценке характеров. Эмоционально-окрашенный центр худ. произв.

Конфликт - тематическое напряжение, возникающее между персонажами или их поступками, на котором основывается сюжет. Выделяют:

1) социальный, 2) внутренний/психологический, 3) природный/физический, 4) профиденциальный (человек Vs законы судьбы, божества);

1) разрешимый, 2) неразрешимый.

Пафос - эмоционально-ценностная ориентация; высокое воодушевление художника, постижение сущности изобр. жизни, ее "истины". Находит воплощение как в произведении искусства, так и в восприятии зрителем. (так Гегель сказал). *не в каждом произведении есть пафос*

Вопрос 24. Пафос и его разновидности. Комический пафос в лит-ре: его связь со смехом и приемы создания (алогизм, комич. несоотв. стиля и смысла, гипербола, гротеск и др.). Сатира, юмор. "Комические жанры в драматургии (и/или лирике, эпосе).

Содержание п. имеет 2 источника: миропонимание художника и объективные св-ва вы явлений жизни.

Все виды п. возникают первоначально в сознании общества, а потом находят выражение в худ. тв-ве.

1. Героический: утверждение величия подвига, всегда предполагает свободное самопожертвование личности.Чаще всего осложняется драматическими или трагическими мотивами.

2. Драматический: порождается противоречиями реальной общественной и частной жизни людей, предполагает угрозу поражения или гибели со стороны независимых внешних сил. Индивидуален. Не предпогалает катарсиса (очищения). Способен углубиться до трагизма.

3. Трагический: трагедия возбуждает у зрителя чувство "сострадания и страха" и приводит к катарсису (так Аристотель сказал); связан с понятиями "рока", "судьбы", "вины" героев, нарушивших какой-либо высший закон (а так сказал Гегель). Трагическое заключается в столкновении естественного влечения сердца с идеею долга, - в проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении (Белинский).

Трагическим субъектом может стать лишь человек с высоким нравственным развитием, способный углубиться до переживаний в своем сознании.

4. Сатирический: наиболее сильное и резкое негодующе-насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни. Ироническая насмешка + обличие, негодование.

Сатирический смех - смех очень глубокий и серьезный. Отличается познавателбным содержанием.

Конфликт социального плана, внешний/внутренний, разрешимый.

Комизм - объективное св-во чел. жизни, вызывающее насмешливое отношение; внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающиеся внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение.

5. Юмор: смех над относительно безобидными комическими противоречиями, соединенный с жалостью; смех иного рода, чем в сатире. Неоправданные претязания на значительность в частной, а не в гражданской жизни, не затрагивающие интересов общества.

Конфликт внешний, разрешимый.

Юмористические герои выызывают к себе насмешливое отношение, соединенное не с негодованием, а с жалостью, грустью о самообманах, об уничтожениях человеческого достоинства.

*Белинский выделял КОМИЧЕСКИЙ ПАФОС. Позже его разделили на юмор и сатирический.

6. П. сентиментальности: (расцвет - середина 18., распад феодально-дворянского общества); дкшевная умиленность, вызванная осознанием нравственных достоинств в характерах людей, соц. униженных или связанных с безнравственной привелегированной средой. имеет идейно-утверждающую направленность.

Конфликт внешний, разрешимый.

7. Романтический: (особый подъем в конце 18 в., после расцвета сентиментальности). Исходит из эмоциональных глубин душевной жизни человека.

Романтика - рефлективная душевная восторженность, обращенная к тому или иному возвышенному"сверхличному" идеалу и его воплощениям.

Конфликт внешний, разрешимый.

 

К комичексому пафосу относятся и сатира, и юмористический пафос, из него произошедшие, а кроме того, ирония.

Комическое восходит к карнавально-самодеятельному смеху (М. Бахтин). В ходе развития культуры обособляется несколько видов комического: ирония, юмор, сатира, лежащие в основе соответствующих видов пафоса. В основе комического всегда лежит противоречие, которое может проявляться в утрировании величины предметов (карикатура), фантастических сочетаниях (гротеск) и сближении далеких понятий (острота).

Сатирический пафос – это пафос, предполагающий уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными. При этом сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции и от эффективности сатирических методов (сарказм, гротеск, гипербола, фарс, пародия и т. д.).

 

Юмористический пафос предполагает одновременно насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В произведениях, основанных на юмористическом пафосе под маской

смешного таится серьезное отношение к предмету смеха, что обеспечивает более целостное отображение существа явления.

 

Иронический пафос предполагает смех, имеющий отчуждающе-насмешливый характер. При этом он предполагает осмеяние и отрицание, притворно облекаемые в форму согласия и одобрения. Этот вид пафоса основан на иносказании, когда истинным смыслом высказывания оказывается противоположный вербализованному смыслу. Иронический пафос стоит особняком, ибо дискредитирует любой пафос (потому что он являет собой реакцию на пафос как таковой, на пафос «как на воодушевление»).

Приемы создания:

1) Сарказм - язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

2) Гротеск - риём, который сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. В нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.

3) Гипербола.

4) Пародия - перлицовка предшествующих лит. фактов. Вышучивание/осмеяние пародируемого. Строится на резком несоответсвии предметно-тематического и речевого планов. Цель: осмеять оригинал.

Виды:

1. Бурлеск - низкий предмет высоким стилем.

2. Травестия - высокий предмет низким стилем.

5) Каламбур - приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию.

6) Травестировка - уничижение, вульгаризация тех явлений, которые считаются достойными, заслуживающими уважения или даже преклонения.

7) Карикатура - изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением неприятных, ужасных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

8) Анахронизм - приурочение события одной эпохи к другой, нарушение хронологического правдоподобия.

и др.

Комические жанры в драматургии:

Основные жанры драматургии подразделяются на более дробные. Так, например, внутри жанра комедии различаются: комедия положений, лирическая и сатирическая комедия, водевиль, фарс и т.д.

Термин «комедия» тесно связан с философской и эстетической категорией комического, в осмыслении которого существуют, по меньшей мере, шесть главных групп теоретических концепций: теории негативного качества; теории деградации; теории контраста; теории противоречия; теории отклонения от нормы; теории социальной регуляции; а также - теории смешанного типа. При этом внутри каждой из групп можно выделить теории объективистские, субъективистские и релятивистские. Уже это простое перечисление дает представление о богатстве и многообразии природы смеха.Стоит упомянуть важнейшую функцию комического (и, соответственно, комедии), которая входит неотъемлемой частью в любую из теорий: эвристическая, познавательная функция в освоении действительности.

Разновидности:

1.Так, исходя из социальной значимости, комедию принято подразделять на «низкую» (основанную на фарсовых ситуациях) и «высокую» (посвященную серьезным общественным и нравственным проблемам). Средневековые французские фарсы Лохань и Адвокат Патлен, а также, к примеру, водевили Ф.Кони относятся к произведениям «низкой» комедии. Классические же образцы «высокой» комедии - произведения Аристофана (Ахарняне, Осы и др.) или Горе от ума А.Грибоедова.

2.Основываясь на тематике и общественной направленности, комедию подразделяют на лирическую (построенную на мягком юморе и исполненную симпатии к своим персонажам) и сатирическую (направленную на уничижительное осмеяние общественных пороков и недостатков).

3.Ставя во главу классификации архитектонику и композицию, различают комедию положений (где комический эффект возникает преимущественно из неожиданных поворотов сюжета) и комедию

характеров (в которой источником комедийного действия становится столкновение взаимоотталкивающих типов личности).

Комические жанры в лирике:

Эпигарамма - короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы А.С. Пушкина на Ф.В. Булгарина).

Комические жанры в эпосе:

Басня - короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл

Вопрос 25. «Внутренний мир художественного произведения» - статья Д.С. Лихачева. Комментарий фрагмента статьи. Анализ произведения в указанных Д.С.Лихачевым аспектах.

В 1968 г. в журнале «Вопросы литературы» (№ 8) была опубликована статья Д.С.Лихачева «Внутренний мир художественного произведения», которая вызвала высокий интерес к заявленной теме. По наблюдениям академика Лихачева, во внутреннем мире художественного произведения, подобно миру реальному, существуют свои особенные законы пространства и времени, свой топос, события, «население» и т.д.ВМХП обладает цельностью. Внутренний мир художественного произведения существует, конечно, и это очень важно, не сам по себе и не для самого себя. Он не автономен. Он зависит от реальности, «отражает» мир действительности, но то художественное преобразование этого мира, которое совершает искусство, имеет целостный и целенаправленный характер. Преобразование действительности связано с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой, Мир художественного произведения — явление не пассивного восприятия действительности, а активного ее преобразования, иногда большего, иногда меньшего. В своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором происходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд стран (в романе путешествий) или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты.

Произведения обладают своей нравственной стороной, психологическим миром, социальным устройством мира, собственной историей (мир истории лит. Произведений)

Каждое художественное произведение (если оно только художественное!) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах. И эти ракурсы подлежат всестороннему изучению в связи со спецификой художественного произведения и прежде всего в их

художественном целом. Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: «верно или неверно» - и восхищаться только верностью, точностью, правильностью. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система.

Мир художественного произведения — результат и верного отображения, и активного преобразования действительности.

(внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не для самого себя. Он не автономен. Он зависит от реальности, «отражает» мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер.)

Психологические миры героев у каждого автора должны рассматриваться как целое.

Мир социальных отношений в художественном произведении также требует изучения в своей цельности и независимости.

Внутренний мир истории. Задача изучения этого мира истории произведения так же отлична от изучения писательских воззрений на историю, как отлично изучение художественного времени от изучения воззрений художника на время

Нравственный мир художественных произведений все время меняется с развитием литературы.

Вопрос 26. Конфликт как важнейшая категория поэтики и анализа. Проявление конфликта в художественном времени и художественном пространстве, сюжетно-композиционном строе, языке. Анализ конфликта во взаимосвязи с другими элементами поэтики в предложенном произведении/тексте.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus — столкновение) - художественный, противоположность, противоречие как принцип взаимоотношений между образами худож. произв. Термин “К.” традиционно применяется к драматич. и эпич. родам лит-ры, к театру и кино, т. е. к изобразительно-динамич. видам иск-ва. Обычно К. выступает в виде коллизии(по терминологии Гегеля,иногда эти термины трактуются как синонимы), т. е. прямого столкновения и противоборства между изображенными в произв. действующими силами — характерами и обстоятельствами, неск. характерами или разными сторонами одного характера. Конфликты в основе эпич. и драм. произведений разнообразны. Чаще всего они обладают общезначимостью и отражают жизненные закономерности. В произв-ях с «пафосом реальноси» (Белинский) конфликты осознаются как порождение конкретно- исторических ситуаций, здесь часто акцентируются противоречия между обществ-ми группами (Борис Годунов, Петр Первый у Пушкина). Иногда конфликт полностью воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий: он обостряется и разрешается в глазах читателей. Но бывает, что в ряде эпич. и драм. произв-ий все события разворачиваются на конфликтном фоне (это присуще бОльшей части

реалистической лит-ры 19-20 века). Конфликт в драм. произв-ях пронизывает их и ложится в основу каждого эпизода, поэтому персонажам свойственна напряженность(Гегель отмечал, что ситуация богатая коллизиями –предмет драм. искусства). В комедии конфликт раскрывает комичность характеров. Сущность трагедии заключается в самом конфликте

Вопрос 27. Персонаж, тип и характер в художественной литературе. Литература как «человековедение».

Персонаж – целостная личность, воплощающая характерные черты жизни и вызывающая к себе определенное отношение читателя. Это понятие является основополагающим при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи образуют предметный мир. В лирике же персонажи, если они есть, изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное – в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта.

Чаще всего литературный персонаж – это человек. Степень конкретности его представления зависит от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения, творческого метода, замысла писателя. Зачастую персонажами могут быть и животные, растения, природные стихии, фантастические существа(«Маугли», «Мастер и Маргарита»).

Образы персонажей создаются при активном участии вымысла и одновременно путем обработки и достраивания их литературных и жизненных прототипов. При этом автор воплощая в произведениях свой взгляд на жизнь, видоизменяет облик традиционного персонажа и жизнеподобного образа своего героя.

Система персонажей раскрывает содержание произведений, но сама являет одну из сторон композиции. Персонажи бывают центральные, главные и второстепенные, существует различия между персонажами главными, центральными и второстепенными, эпизодическими. Во многих произведениях на первый план выдвигается одно лицо, на судьбе которого всецело сосредоточено внимание читателя, в других произвд-ях наоборот- внимание сосредоточено на группе героев.

Эпизодические персонажи в большинстве случаев играют вспомогательную роль(вестники в античных трагедиях, шекспировские шуты). Уяснение и разработка системы персонажей- существенное звено в работе автора. Система персонажей сообщает художественной форме произведения единство. Персонажи, составляющие систему- это сторона литературно-художественной формы.

Характер – второстепенный персонаж, наделенный яркими чертами, создающими полноту образа. Средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр. При этом восприятие персонажа как характера не обязательно нуждается в развернутой структуре образа. Особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои. Своеобразие категории персонажа — в ее завершающей, интегральной функции по отношению ко всем средствам изображения. С формированием личности именно характеры становятся основным предметом художественного познания. Сюжетные функции персонажей — в отвлечении

от их характеров — стали предметом специального анализа в некоторых направлениях литературоведения XX в. (русский формализм: В. Я. Пропп). В структуралистской теории сюжета это связано с задачей построения общих моделей (структур), обнаруживаемых в многообразии повествовательных текстов.

Тип – собирательный образ, всегда наделенный индивидуальными чертами и воплощающий социально-психологические черты представителей данной исторической эпохи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.093 с.)