Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Онтогенез психических процессов и личности человека .Стр 1 из 23Следующая ⇒
Тема 1.1. Психология развития и возрастная психология как отрасль современной психологической науки. Цель лекции: обогатить знания об основных отечественных и зарубежных теориях психического развития человека, раскрывающих базовые законы и закономерности психического развития в онтогенезе. Основные понятия темы: психология развития, возрастная психология, рост, формирование, развитие.
Информационный материал Возрастная психология как более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX века, направлена на исследование особенностей проявления и развития психики человека в различные возрастные периоды. Отличие возрастной психологии от других отраслей психологической науки состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость. Специфика объекта возрастной психологии состоит, прежде всего, в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходит не только рост, но и разнообразные качественные преобразования. И.М. Сеченов впервые в качестве объекта научных исследований стал рассматривать всю жизнь человека от рождения до глубокой старости, считая ее фундаментальной проблемой естествознания. Необходимость интегрального подхода в возрастной психологии, направленного на объединение отдельных фаз и периодов жизни предполагает учет научных данных детской психологии, акмеологии, геронтологии возрастной физиологии, медицины, педагогики, истории и т.п. Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие закономерности индивидуального развития человека и использовать их для решения таких существенных проблем возрастной психологии как: · Научное обоснование возрастных норм психофизиологических функций · Определение эталонов зрелости индивида, личности · Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни · Научное прогнозирование развития человека, развертывание психических "ресурсов" человека · Определение наиболее благоприятных (сензитивных) периодов для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности
· Расширение возрастных границ сохранения активности и творческих способностей пожилых людей К настоящему времени, с учетом сложившейся системы обучения и воспитания, внутри самой возрастной психологии четко обозначились подразделы: · Пренатальное развитие человека · Психология младенца · Психология дошкольника · Психология младшего школьника · Психология подростка · Психология старшего школьника (или ранней юности) · Психология взрослого человека (акмеология) · Психология преклонного возраста (геронтология) Возрастная психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, с другой – является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии. Сегодня, в списке психологических специальностей вместо возрастной психологии значится психология развития. Но это вовсе не говорит о том, что исчезла реальность, изучаемая возрастной психологией. Просто через смену наименования она стала более выпуклой, определенной: предметом исследования являются в ней показатели и закономерности психического развития человека. Именно они и определяют круг проблем, которые выделяют эту сферу знания о человеке из всего объема разнообразной информации, которая накоплена в культуре о человеке и его жизни.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.004 с.) |