Сравнительный анализ периодизаций различных авторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ периодизаций различных авторов



Возрастные периоды Авторы Продолжительность периода

Младенчество

Мухина В.С., Эриксон Э. До 1 года
Бромлей Д.Б. До 18 месяцев
Крайг Г. До 2 лет
Квинн В. До 3 лет

Раннее детство

Мухина В.С., Эриксон Э. От 1 до 3 лет
Бромлей Д.Б. От 18 месяцев до 5 лет
Квинн В. От 3 до 6 лет
Крайг Г. От 2 до 6 лет
Среднее детство Квинн В., Крайг Г. От 6 до 12 лет
Подростковый и юношеский возраст Первая стадия ранний подростковый Райс Ф. Фельдштейн Д.И. Квинн В.   До 14 лет
Вторая стадия старший подростковый возраст Эриксон Э., Крайг Г. До 19 лет

Ранняя взрослость

Бромлей Д.Б. От 21 до 25 лет
Биррен Д. От 17 до 25 лет
Э.Эриксон 20-25 лет
Крайг Г. 20-40 лет

Средняя взрослость

Биррен Д. 25-50 лет
Э.Эриксон 25-60 лет
Фельдштейн Д.И. 35-60 лет
Крайг Г. 40-60 лет
Квинн В. 40-65 лет

Поздняя взрослость(пожилой возраст)

Биррен Д. 50-75 лет
Бромлей Д.Б. 40-65 лет
Э.Эриксон От 65 лет
Крайг Г. От 60 лет
Фельдштейн Д.И. 60-75 лет
Квинн В. От 65 лет

 

 

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Что такое возрастная психология? 2. От чего зависит продолжительность детства? 3. Что такое возраст? 4. В чем отличие возраста хронологического от возраста психологического? 5. Назовите круг задач возрастной психологии. 6. Назовите достоинства и недостатки «продольных» исследований. 7. Каким требованиям должно отвечать наблюдение как метод исследования? 8. Назовите особенности метода формирующего эксперимента. 9. Какие еще методы исследования психики ребенка вы знаете? 10.Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития Вам известны? 11.Почему в истории психологии возникла необходимость в разработке теории конвергенции факторов среды и наследственности в психическом развитии? 12.Каково отношение бихевиористов к роли наследственных факторов в развитии человека? 13.Какие типы научения выделены в бихевиоризме?

Учебные ситуационные задачи.

Задача 1.

Определите,  о каком возрастном кризисе идет речь в данном высказывании?

«Усталость во всем и от всего. Полное равнодушие. Не хочу ни читать, ни учиться. Кажется. Что кто-то из тебя тянет энергию, и у меня ее почти не осталось. Что делать? Как дальше жить? Уже настоящая весна, но в душе моей все мрачнее и мрачнее день ото дня. Чувствую себя никому не нужной, обиженной. Не хочу делиться ни с кем своими проблемами».Определите, о каком возрастном кризисе идет речь?»

 

 

Задача 2.

 Определите,  о каком возрастном кризисе идет речь в данном высказывании?

«После школы возникло ощущение, что тебя выпустили в открытое бесконечне поле, и ты стоишь в самом центре, дует порывистый ветер, а ты должна выстоять. Возникло ноющее чувство незащищенности и даже какой- то отверженности».

Ситуация 3.

Определите,  о каком возрастном кризисе идет речь в данном высказывании?

«Я ничего не жду от будущего, потому что в наше время не знаешь, чего ждать».

«Раньше строила планы на будущее. Теперь нет. Я не знаю, что будет дальше. День прошел и, слава Богу».

Задача 4.

 Сравните позиции ученого - исследователя в области возрастной психологии и практического возрастного психолога с точки зрения специфики их отношения (в постановке задач, выборе методов и пр.) к развивающемуся субъекту (ребенку, взрослому).

 

 

Задача 5.

 Прочитайте отрывок из книги М. Мид «Культура и мир детства». О каких аспектах психического развития заставляет задуматься приведенный пример?

«Следующий шаг в овладении морскими навыками делается тогда, когда ребенок начинает править большими каноэ. Рано утром вид деревни оживляется плывущими каноэ, в которых взрослые спокойно сидят на средних скамьях, а малыши трех лет управляют каноэ, в три-четыре раза большими, чем они....Медленно, являя миру картину скорее энергичных действий, чем реального движения к цели, каноэ плывет через деревню, плывет среди других каноэ, в команде которых точно так же состоят такие же малыши. Это часть целой системы, поощряющей ребенка максимально напрягать свои силы. Отец спешит. В этот день у него много работы.
Может быть, он собрался в далекое плавание или же хочет устроить важное празднество. Управлять каноэ в лагуне — совсем привычное дело для него, для него это легче, чем ходить. Но для того чтобы маленький ребенок почувствовал себя и нужным, и пригодным для условий сложной морской жизни, отец отсаживается на среднюю скамейку, а маленький лоцман ведет каноэ. И здесь снова вы не услышите резких слов, когда ребенок правит лодкой неуклюже. Отец только не обращает никакого внимания. Зато при первом удачном ударе шеста, направляющем лодку на нужный курс, обязательно последует одобрение. Этот тип обучения можно оценить по его результатам. Дети манус чувствуют
себя в воде, как дома. Они не боятся ее и не смотрят на нее как на что-то сложное и опасное. Требования, предъявляемые к ним, сделали их глаза острыми, реакции быстрыми, а тела умелыми, как у их родителей. Среди них нет пятилетнего ребенка, который не умел бы хорошо плавать. Ребенок манус, который не умел бы плавать, был бы таким же отклонением от нормы, насколько патологичным был бы американский ребенок пяти лет, не умеющий ходить» (Мид М. Культура и мир детства. С. 181-182).

Литература:

1.Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник для вузов Гриф Министерства Здравоохранения [Текст]/ Карвасарский Б.Д – Питер: 2013.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. Гриф МО РФ [ Текст]/ И.А.Зимняя: М:2010

 

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. Гриф МО [ Текст]/Л.Ф.Обухова: М:- 2013

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.007 с.)