Деловой (профессиональный) уровень общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деловой (профессиональный) уровень общения.



Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной общей деятельности и имеет целью достижение общего результата. Поэтому на данном уровне общения, конечно же, учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела гораздо более значимы, чем личные (межличностные) отношения, и даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Довольно часто встречающаяся форма общения между людьми.

Творчески-активный уровень общения.

Этот уровень общения характерен, как правило, для творческих групп и коллективов, то есть для людей, связанных какой-то общей творческой деятельностью и коллективно заинтересованных в общем результате работы. Для него характерен открытый, доверительный стиль общения, а также продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями, разработками. Данный уровень является одним из самых интересных и продуктивных при общении, как с коллегами, так и с пациентами.

Дружеский уровень общения.

Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью людей друг другу, искренностью, доверием, расположенностью, эмоциональным сопереживанием другому человеку, сочувствием его проблемам, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Данный уровень более приемлем при общении с коллегами и близкими друзьями.

Доверительный уровень общения.

Это уровень максимальной открытости и близости между людьми, требующий предельной искренности и доверия друг другу. Этот уровень общения требует также ответственности перед другим человеком, так как на таком уровне общения человек допускает партнера в самые сокровенные области своей души. Данный уровень общения возможен только при наличии очень грамотного медицинского персонала, обученного всем тонкостям психологии общения с тяжелобольными пациентами.

Духовный уровень общения.

На данном уровне общения находятся как правило люди, связанные общими высокими нравственными целями и возвышенными гуманистическими идеалами, а также люди, стремящиеся к духовному развитию и самосовершенствованию. Такое общение, как правило, взаимно духовно обогащает людей, но требует предельной честности и требовательности прежде всего к самому себе. Этот уровень общения является наиболее совершенным.

Общение выполняет три главные функции:

1. Коммуникативная -- это обмен информацией в процессе общения.

2. Интерактивная -- это способность людей к взаимодействию друг с другом и обмену действиями, поступками, опытом, мнениями, отношениями и т.п. в процессе общения.

3. Перцептивная -- это способность восприятия и эмоционального переживания проблем каждого из участников процесса общения и как результат -- установление и уточнение характера взаимоотношений и взаимопонимания.

Каждая из этих трех функций чрезвычайно важна и обязательно должна иметь место в каждом акте общения между людьми, так как делает этот процесс максимально полным, целостным и эффективным.

 Вопросы для самоконтроля знаний:

1.Коммуникативное пространство  и психология общения.

2. Общение как ведущая деятельность врача с пациентами. Речь как важнейшее средство общения. Виды речи. Психофизиологические основы речи.

3.Логический       подход к проблеме общения и понимания. Слово как элементарная осмысленная единица языка. Имена и понятия.

4.Логические операции с именами. Причины недоразумений, связанные с употреблением имен в общении. Высказывания и выводы.

5.Общая характеристика диалога. Вопросы и ответы. Аргументация как логико-коммуникативная процедура. Логические требования к ведению диалога

Ситуационные задачи:

Ситуация 1.

Подберите вопросы для проведения клинической беседы (по Пиаже) с подростками, зафиксируйте ее содержание и ход, проанализируйте с точки зрения особенностей мышления.

Ситуация 2.

Когда, при каких, на ваш взгляд, условиях процесс лечения можно назвать врачеванием? Как в этом случае должно измениться общение доктора с пациентом? Какими качествами должен быть наделен врач?

Ситуация 3.

Какие средства построения пространства встречи и общения врача с пациентом вы знаете? Какие из них вы наблюдали в действии: при обращении к вам как к пациенту, в работе врачей – преподавателей, в художественном изображении (в книгах, кинофильмах)?

 

Ситуация 4.

Перечислите дополнительные материалы, которые могут использовать врачи в общении с разными категориями слушателей (пациентами, их родственниками, коллегами, учениками) для передачи специального материала медицинского содержания.

Ситуация 5.

 Как в размышлениях юноши отражается специфика его внутреннего мира, его отношения к себе, к окружающим, к будущему? «— Назови, кем бы тебе хотелось стать. — Ну, ученым, или адвокатом, как папа. К наукам я не способен. Адвокатом, наверное, неплохо, но все равно не нравится, — говорю. — Понимаешь, неплохо, если они спасают жизнь невинным людям и вообще занимаются такими делами, но в том-то и штука, что адвокаты ничем таким не занимаются. Если стать адвокатом, так будешь просто гнать деньги, играть в гольф, в бридж, покупать машины, пить сухие коктейли и ходить этаким франтом. И вообще, даже если бы ты все время спасал бы людям жизнь, откуда бы ты знал, ради чего ты это делаешь — ради того, чтобы на самом деле спасти жизнь человеку, или ради того, чтобы стать знаменитым адвокатом, чтобы тебя все хлопали по плечу и поздравляли, когда ты выиграешь этот треклятый процесс, — словом, как в кино, в дрянных фильмах. Как узнать, делаешь ты все это напоказ или по-настоящему, липа все это или не липа? Нипочем не узнаешь!.. Знаешь, кем бы я хотел быть? — говорю. — Знаешь такую песенку — «Если ты ловил кого-то вечером во ржи...»? Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть... Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, что глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак»
(Сэллинджер Дж.А. Над пропастью во ржи: Повесть. Рассказы. Ростов н/Д, 1999. С. 361-362).

Литература.

1. Холмогорова А.Б. Клиническая психология.: в 4 томах: учебник для студентов высших учебных заведений. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. Т.1: Общая патопсихология [Текст] / Холмогорова А.Б. -  Москва: Академия 2010.

 

 2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник для вузов Гриф Министерства Здравоохранения [Текст]/ Карвасарский Б.Д – Питер: 2013.

 

3.Научно-практические и прикладные аспекты деятельности центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ: Сборник статей. Вып.1 2011г.

 

4.Научно-практические и прикладные аспекты деятельности центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ: Сборник статей. Вып.1 2011г

Тема. 2.2. Об­ще­ние как вос­при­ятие людь­ми друг дру­га.

Цель занятия: способствовать приобретению компетенций в области коммуникаций, при обсуждение с пациентом и его близкими всех возможных проблем, с которыми он может столкнуться вследствие своего заболевания, помощь в их решении, естественно в пределах сестринской компетенции. Общаясь с родственниками больных, внимательно их выслушивая, медицинский работник получает возможность рассеять их страхи, опасения, смягчить напряженность.

  Основные понятия: коммуникация, общение, социальная перцепция, взаимопонимание, коммуникативные барьеры.

 Информационный материал

Структура процесса общения.

Процесс общения имеет следующую структуру:

Первое звено - это отправитель сообщения (информации), то есть человек, инициирующий общение. Второе звено - это само сообщение, то есть передаваемая вербальная (речевая) и невербальная (неречевая) информация. Третье звено - это используемый канал передачи информации (речевой, неречевой, письменный и т.д.). Четвертое звено - это получатель сообщения, информации, то есть партнер по общению, собеседник. Пятое звено - это факт подтверждения или неподтверждения собеседником получения сообщения, то есть обратная связь. Данный фактор является чрезвычайно важным для осуществления эффективного общения между людьми.

Оптимальным считается общение, при котором активно задействованы все пять звеньев. Нарушение в каком-либо звене может привести и к нарушению самого процесса общения в целом и как результат - к взаимному непониманию между собеседниками или даже конфликту.

Механизмы общения

Основными психологическими механизмами, лежащими в основе восприятия и понимания собеседника при межличностном общении, являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником и даже как бы «забвение себя» во время общения. Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он. Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия, то есть способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия и общения является наиболее желательным в медицинской практике как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

Рефлексия -- это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. В социальной психологии рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается своим партнером по общению. Отмечено, что при общении двух человек имеют место следующие шесть процессов, а именно: - то, что я думаю о вас; то, что вы думаете о себе; то, что я думаю о самом себе; то, что вы думаете обо мне; - то, что я думаю, что вы думаете обо мне; - то, что вы думаете, что я думаю о вас.

В общении выделяют вербальные (словесные, речевые) и невербальные (позы, жесты, мимика) средства общения. По данным А.Мейрабиана, в общении только 7% информации предается путем вербальных средств (только слов), 38% -- за счет звуковых средств (включая силу звука, тембр и интонацию голоса) и 55% информации передается за счет невербальных средств. Невербальные сигналы, то есть поза, жесты, мимика, движения глаз, дыхание, интонация и громкость голоса, темп речи и т.п., играют важную роль в определении и оценке психологического состояния собеседника. Распознавание и чтение их требует от человека определенной психической и сенсорной чувствительности, внимательности и настройки на собеседника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.013 с.)