Правила поведения в условиях конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила поведения в условиях конфликта



В общении с конфликтующими рекомендуется соблюдать несколько важных правил. Проявлять выдержку, такт, осторожность. Не дать вовлечь себя в конфликт или усугубить его. Дать возможность собеседнику выговориться, излить все наболевшее, высказаться до конца. Полностью выслушать другую сторону. Не спешить с выводами и обещаниями. Не «рубить сплеча». Проверить все факты и заявления. Осмыслить ситуацию. Проанализировать причины. Оценить расклад сил. Выявить и обсудить все приемлемые варианты конструктивного разрешения проблемы.

Вопросы для самоконтроля знаний:

1.Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка кон­флик­тов.

2.Ти­по­ло­гия кон­флик­тов. Управ­ле­ние кон­фликт­ной си­туа­ци­ей.

3.Стратегии и ал­го­ритм раз­ре­ше­ния кон­флик­тов.

4.Пси­хо­ло­ги­че­ская кор­рек­ция кон­фликт­но­го об­ще­ния.

5.Спо­со­бы предъ­яв­ле­ния пре­тен­зий со­труд­ни­кам и кри­ти­ки под­чи­нен­ных.

 

Ситуационные задачи:

Представленные ситуационные задачи направлены на формирование умений рассуждать и высказывать аргументированную точку зрения. Выскажите, свою точку зрения, решая ситуационные задачи.

Ситуация 1.

«Трудные пациенты» (по Н.А. Магазаннику)

* «Неприятный» больной.

Случается, что некоторые пациенты вызывают у врача раздражение и неприязнь. Как же избавиться от таких чувств? Рассмотрим типичные случаи.

Больной при повторных визитах говорит, что ему не становится лучше. Вы ожидаете благодарности, которая льстит и лишний раз подтверждает ваше мнение о себе как о хорошем враче, но вместо этого возникает неприятное чувство «осечки». Напрасно вы ищете все новые способы лечения – по-прежнему видите унылую физиономию и слышите жалобы. При этом речь идет не о раке в последней стадии или другом неизлечимом заболевании (это особая тема), а о такой болезни, которая обычно поддается терапии. Врач досадно начинает сердиться, больной становится ему неприятен как свидетель его бессилия. «Господи, хоть бы он оставил меня в покое!». Как ни странно, больной продолжает обращаться именно к вам, хотя вроде бы без всякой пользы для себя. Вот это обстоятельство и содержит в себе разгадку. В самом деле, зачем больные обращаются к врачу? Большинство, естественно, что бы вылечиться от болезни. Однако бывают и другие причины.

При трудной, горестной или одинокой жизни человеку нередко хочется облегчить душу, он жаждет хотя бы видимости участия.

Есть другая категория больных. Для них каждый визит к врачу доказывает окружающим, что они серьезно больны и вынуждены постоянно лечиться. Среди них бывают эгоисты и люди, чрезмерно озабоченные своим здоровьем, которые регулярно обращаются к врачу. Однако часто за этим кроется неосознанное желание уйти от трудностей жизни, получить, так сказать, моральный больничный лист.

Иногда больной выводит врача из себя своей чрезмерной обстоятельностью и дотошностью, задает бесконечные вопросы, которые кажутся наивными. Такое поведение отражает его тревогу: он боится остаться наедине со своей болезнью и потому хочет запастись ответами на все возможные случаи. Листок с рекомендациями здесь также успокаивает больного: теперь у него есть спасительное руководство.

Итак, лицемерно скрывать антипатию к больному не стоит: это утомляет и вызывает раздражение, которое невольно проявляется во взглядах, жестах, словах; больной это чувствует, и атмосфера становится еще более тягостной. Гораздо разумнее и благороднее попытаться понять, в чем причина антипатии. Когда причина станет ясной, раздражение уйдет и вы снова обретете тот душевный покой и благожелательность, без которых доктору нельзя работать.

Ситуация 2.

* «Упирающийся» больной (сопротивление выписке из стационара).

Большинство людей тяготится своим пребыванием в больничной обстановке: не говоря уже о собственном недуге и временной потере свободы, это сопряжено с повседневным зрелищем человеческих страданий, а то и смерти. Поэтому сообщение врача о предстоящей выписке обычно воспринимается с радостью. Однако из редко встречаются больные, на которых такая новость производит удручающее впечатление. В ответ они тотчас заявляют, что им вовсе не стало лучше, либо, что улучшение невелико и надо продлить лечение, либо предъявляют какие-то новые жалобы и требуют дополнительного обследования, либо в случае хронического заболевания просят задержать их в больнице до оформления инвалидности или до перевода в дом инвалидов и др.

Рассмотрим сначала причины и мотивы, побуждающие некоторых больных сопротивляться выписке.

 

Ситуация 3.

* Невротические расстройства в общеврачебной практике

«... в процессе обучения в медицинском институте внимание как преподавателей, так и студентов направлено преимущественно на соматические болезни.... Функциональные расстройства и неврозы рассматриваются бегло. У молодого врача невольно складывается впечатление, что, когда он начнет самостоятельную работу, главное – это не пропустить ранние стадии рака, туберкулеза, острого живота – т.е. лечить «настоящего больного».

Однако в повседневной жизни почти все больные оказываются «непонятными». Головная боль не укладывается ни в картину мигрени, ни менингита, ни невралгии тройничного нерва; при болях в животе нет симптомов язвенной болезни, холецистита, колита, непроходимости, перфорации... Английский врач Р. Гордон с юмором писал: «В первую же неделю я обнаружил, что большинство больных страдало от заболеваний, совершенно неизвестных медицинской науке. Меня озадачивали такие симптомы как «подкова давит на голову», «жаворонки в животе», «по спине бегают хорьки».

Ситуация 4.

Какие черты характера и особенности поведения, способствующие возникновению конфликтов, выделяют психологи?

Ситуация 5.

1.Вспомните последний конфликт, участником которого вы были. Какую стратегию вы использовали для его решения и почему? Была ли она эффективной.

2.К какой стратегии вы чаще всего прибегаете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?

Ситуация 6.

Пациент Г. 37 лет на приеме у врача-стоматолога потребовал срочно удалить больной зуб. После осмотра и рентгенологического обследования врач объяснил пациенту, что зуб может быть сохранен при условии еще двух сеансов лечения. Недовольный таким, по его мнению, надуманным промедлением, больной в раздражении покидает кабинет. В регистратуре его несколько успокоили и посоветовали обратиться к другому врачу в этой же клинике. Зная о случившемся конфликте, новый врач, игнорируя стандарты технологии лечения, пошел «на поводу» у пациента и немедленно выполнил просьбу, удалив зуб без каких-либо предложений о лечении:

а) является ли эта ситуация конфликтной? Кого можно считать субъектами этого конфликта? Какие стратегии поведения они выбрали?

б) оцените эту ситуацию и ее возможные последствия с точки зрения конфликтолога и стоматолога-профессионала?

в) как бы вы поступили в подобном случае?


Ситуация 7.
Медсестра должна делать уколы антибиотиков в определенное время (6 ч., 12 ч., 18 ч., 24 ч). Об этом знают пациенты. Но из-за большой загруженности последним пациентам процедура проводилась на полчаса позже. Один из пациентов возмутился и обратился с жалобой к врачу.

Какую стратегию поведения выбрали бы вы на месте врача и почему?

 

                                                           Литература.

1.Ильин Е.П. Психология общения. – СПб.: Питер, 2011-03-18

2.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. П. Ильин.-СПб.: Питер,: 2009.

3.Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

4.Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения: учебное пособие / Г. М. Шеламова.-М.: Академия, 2009.

 

 

РАЗДЕЛ III

ТЕОРИИ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПОДРОСТКОВ В ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ТРИАДЕ «ПОМОЩНИК ФЕЛЬДШЕРА-ПАЦИЕНТ-ВРАЧ».

 

Тема занятия: 3.1. Теоретико-методологические основы  построения взаимоотношений «врач-больной» в лечебном учреждении.

Цель занятия: обогатить знания о ведущих направлениях психологии деятельности как проявление и средство формирования направленности, навыках, умениях, привычках в структуре деятельности и личности.

 

 Основные понятия: Модель психологического сопровождения.  Комплексно-аксиологический подход

Информационный материал.

 

Б.Д.Карвасарский (Клиническая психология – учебник для вузов, 4-е издание, переработанное и дополненное. –Питер.М.:Санкт-Петербург,Нижний новгород,Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киеварьков, Минск – 2010г.)

Основные модели построения взаимоотношений «врач-больной». Взаимоотношения врача и больного в каждом конкретном случае складываются индивидуально, в зависимости от особенностей состояния и личности пациента, от его нозологической принадлежности и от индивидуально-психологических особенностей врача. На формирование взаимоотношений влияют половые и возрастные различия, уровень образования, социальный статус. Тем не менее, обобщая многообразие видов описанного в литературе ролевого поведения врача и пациента, можно выделить три модели их взаимоотношений: руководство, партнерство и контрактную модель.

Руководство. Основной, базовой моделью отношений «врач-больной» в медицине остается руководство — властная, авторитарная модель с жесткой структурой при ведущей роли врача. Врач доминирует в этих взаимоотношениях, занимает активную лидерскую позицию, определяет стратегию и тактику лечения; все решения по ключевым вопросам лечебно-диагностического процесса принимает он сам и берет на себя всю полноту ответственности: как юридическую, так и моральную и психологическую. В случае модели руководства больной остается подчиненным, сравнительно малоактивным, зависимым, пассивным объектом терапии. Сокращение психологической дистанции с пациентом при этом недопустимо: приятельские, дружеские и, тем более, любовные и сексуальные отношения между врачом и больным рассматриваются как нарушения профессиональной этики со стороны врача. Модель руководства — ведущая в клинике внутренних болезней, в акушерстве и гинекологии, стоматологии, хирургии, травматологии.

Партнерство. Партнерская модель взаимоотношений «врач-больной» более демократична. Как модель неавторитарного сотрудничества, терапевтического союза она предполагает активное участие пациента в лечебном процессе. При этом предполагается определенная степень ответственности и самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения. В основе взаимоотношений лежит эмпатический подход к пациенту. Сопереживание определяет большую степень психологической близости, чем при модели руководства. Однако и здесь личные отношения остаются нежелательными. Партнерская модель используется в медицине в ряде особых ситуаций: при решении вопроса об операции, в особенности, при вероятности летального исхода; в случае, когда в роли пациента оказывается врач или лицо с высоким социальным статусом. Подобная модель взаимоотношений широко используется в психотерапии.

Контрактная модель. В условиях платной медицины сложилась контрактная (договорная) модель взаимоотношений «врач-больной». Она позволяет структурировать и контролировать лечебный процесс обоим его участникам. В рамках контрактной модели врач и пациент приступают к лечению на основе соглашения (контракта) относительно общего понимании болезни, ее причин, особенностей течения и прогноза, стратегии лечения. Это соглашение может быть определено уже при первой встрече. Врач, с учетом потребностей и возможностей больного, а также задач терапии, прогнозирует с определенной долей вероятности выраженность эмпатической коммуникации, определяет оптимальный уровень власти в отношении пациента, меру его ответственности за ход и результаты лечения. Юридическую ответственность за результаты лечения в любом случае несет врач, но психологическая ответственность в определенной степени лежит на больном. Оплачивая медицинские услуги, пациент получает право выбирать врача. Он полагает, что, заключая контракт, располагает гарантиями на квалифицированную помощь и ее доступность (установленное совместно расписание посещений), право на прерывание курса лечения и смену врача. Больной ожидает, что врач будет согласовывать с ним важнейшие этапы лечения. Врач же предъявляет к пациенту требования сотрудничества в процессе терапии, выполнения соответствующих врачебных рекомендаций и правил, в частности, требования следовать здоровому образу жизни.

Деонтологические аспекты общения в лечебном учреждении в триаде «помощник фельдшера - пациент-врач».

Термин «деонтология» был введен английским философом И. Бентамом в начале XIX века. И. Бентам определил понятие «деонтология» как науку о должном профессиональном поведении человека (от греческого deon -- должно и logos -- учение). В своей книге «Деонтология, или наука о морали» он изложил основные положения учения о долге применительно к разным профессиям.

В медицинском понимании деонтология - это учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к пациенту. Помимо этого деонтология устанавливает нормы взаимоотношений между медиками и родственниками пациентов, а также между коллегами в медицинском коллективе.

Целый ряд морально-этических норм, касающихся медицинской деятельности, имеет силу закона -- врачебная тайна, присяга врача, оказание первой неотложной медицинской помощи гражданам на улице, в дороге, в иных общественных местах и на дому.

Медицинская тайна является медицинской профессиональной тайной не только для врача, но и для всех других должностных лиц, работающих в системе здравоохранения. Все медицинские работники обязаны сохранять медицинскую тайну -- не разглашать ставшие известными им сведения о заболевании, профессиональной деятельности, интимной и семейной сторонах жизни пациента.

Огромное значение в деятельности медицинского работника имеет уровень профессиональной подготовки.

Для успешного проведения лечебно-диагностического процесса необходимо сочетание глубоких теоретических знаний и практического опыта.

Медицинский работник должен повышать свой профессиональный уровень на протяжении всего периода трудовой деятельности. Наряду с соблюдением этических норм и высоким профессионализмом медицинский работник должен обладать особыми личностными качествами, состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью. Только при неукоснительном соблюдении всех деонтологических принципов возможно добиться высокого качества работы.

Одной из деонтологических норм является индивидуальный подход к каждому пациенту на всех этапах лечебно-диагностического процесса. Для успешного решения этой задачи медицинскому работнику надлежит обладать необходимыми знаниями в области медицинской психологии и умением применять их на практике. Следует понимать, что медицинская деонтология определяет «должное профессиональное поведение» медицинского работника не столько в морально-этическом аспекте, сколько в функционально-должностном и правовом аспектах. Это означает, что невыполнение деонтологических принципов осуждается не только формами морального воздействия (неодобрение, порицание), но также административными и юридическими мерами.

Соблюдение деонтологических требований в равной степени обязательно для медицинских работников всех категорий. Медицинские сестры наряду с другими категориями медицинских работников являются активными участниками лечебного процесса. Осуществляя сестринский процесс, они обеспечивают уход и постоянное наблюдение за больными, контактируя с ними в гораздо большей степени, чем другие представители медицинских профессий. Именно поэтому необходимо отметить особое значение деонтологии в деятельности медицинской сестры.

Среди всего персонала лечебного учреждения медицинская сестра - самое близкое для больного лицо. Своим состраданием, сопереживанием, вниманием и сочувствием она завоевывает доверие вверенных ей пациентов.

В процессе подготовки к профессиональной деятельности, периода адаптации на рабочем месте формируются основные деонтологические принципы поведения медицинской сестры. Процесс адаптации обычно заканчивается, когда медицинская сестра может сказать, что она без страха и с удовольствием приходит на свое рабочее место.

Умение общаться, базирующееся на знании психологических особенностей процесса общения - коммуникативная компетентность, - важное профессиональное качество медицинской сестры.

Медицинская сестра интенсивно и продолжительно общается с пациентами, их родственниками».

Самыми главными качествами медработников считаются любовь к своей профессии, увлеченность ею, уважительное отношение к пациентам и коллегам, внимательность, терпимость, доброта, вежливость, терпеливость, душевность и, конечно, профессионализм, достигающий высокого уровня мастерства, ярко выраженное чувство профессионального долга.

В полной мере все эти качества особенно проявляются в паллиативной медицине у персонала хосписов, больниц и отделений сестринского ухода, госпиталей. Умение грамотно строить общение, «коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний, но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формулировать вопросы». Важно также, чтобы медработник владел, собственными эмоциями, умел сохранять уверенность, «контролировать свои реакции и поведение в целом. Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение. Независимо от того, в каком душевном состоянии находится пациент, испытывает ли он гнев или печаль, беспокойство, тревогу или отчаяние» медик должен уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом, добиваясь при этом решения профессиональных задач.

Важным качеством для медицинского работника является стремление помогать, быть рядом с теми, кому нужна помощь.

Все пациенты со всеми своими бедами, внутренними и внешними проблемами нуждаются в психологической поддержке. Оказывать такую поддержку может только эмоционально стабильный, уверенный в себе медик, для которого недопустимы психологические срывы. Интенсивные эмоциональные реакции разрушают доверие пациента, настораживают, а подчас и пугают, утомляют.

Другое психологическое качество - эмпатия - склонность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, доброжелательному отображению мира переживаний больного. Любую негативную реакцию пациента нужно воспринимать без эмоциональной реакции и спокойно скорректировать свои взаимоотношения с ним. Общее чувство тревоги снижает способность к общению, однако контролируемое чувство беспокойства желательно, ибо оно заставляет более тщательно относиться к выполнению своих обязанностей, не позволяет забывать какие-либо мелкие вопросы, которых, по большому счету, не может быть в лечебном процессе. Кроме того, ощущение беспокойства, как правило, выражается в более внимательном отношении к пациентам, помогает лучше замечать изменения в их состоянии и вовремя принимать все необходимые и возможные меры помощи. Больным такое отношение будет восприниматься как дополнительная психологическая поддержка.

Медработник не должен следовать схеме интровертированного поведения, т.е. быть слишком погруженной в себя, в свой собственный психологический мир. Проявление депрессивности нарушает общение с пациентом (депрессивность - подавленное эмоциональное состояние). Другая опасность, с которой сталкивается медик в своей работе, - «избыточная эмоциональная «включенность» в переживания больного, повышенный уровень тревоги или реакция на ситуацию неопределенности, неуверенность, опасение и настороженность в отношении возможных последствий - приводит к хроническим эмоциональным перегрузкам». В этом случае возникает переутомление с возможным снижением иммунитета, развитием синдрома эмоционального сгорания (выгорания), которое проявляется в чувстве психического истощения, усталости, безразличия, снижения самооценки. По мере накопления опыта медицинский работник получает возможность контролировать степень эмоциональной вовлеченности, однако значительное напряжение эмоций, волнения за пациента сохраняются в течение всей ее профессиональной деятельности.

Наиболее важной в деонтологическом аспекте является первая. встреча с пациентом. Ее успех в психологическом плане значительно повышает, как уже было подчеркнуто неоднократно, успех последующего сотрудничества с пациентом, а следовательно, успех всего лечебного процесса. По наблюдениям психологов, впечатление о человеке формируется в течение первых 18 секунд знакомства. Первая встреча должна вызвать у пациента желание сотрудничества, он должен быть уверен, что ему хотят и могут помочь. Положительный настрой у больного формирует не только общение с врачом, но и с медицинской сестрой. Откровенно доверительная манера поведения медицинской сестры на этапе первого контакта гораздо важнее всех других способов общения. Ощущение психологического контакта дает невербальное взаимодействие - контакт глазами, интонация, жесты, взгляды выражают наиболее значимую для пациента информацию, которой он постоянно жаждет и добивается, и любые промахи в общении он воспринимает как намек на нежелательный прогноз его заболевания.

Очень важен внешний вид медицинского работника - опрятность, аккуратность, манера поведения на всех этапах общения с пациентом. Здесь в полной мере проявляется стремление соответствовать деонтологическому эталону, как в манере носить медицинскую форму, так и во всех деталях туалета, а также в особенностях невербального общения с пациентом. Нельзя выражать нетерпение, торопливость, пренебрежение, брезгливость, что особенно важно при общении с пациентами, получающими паллиативное лечение. Умение понимать невербальные знаки общения и невербальные проявления, отражающие состояние, самочувствие больного, очень важны при наблюдении за пациентом. Следует научиться замечать такие формы невербального поведения, как межличностная дистанция (расстояние между собеседниками, которое стараются занять при разговоре), позы, жесты, мимику, взгляды и действия, сопровождающие речь, - вздохи, стоны, зевота, покашливание, те звуки, которые произносит человек.

Важно обращать внимание на такие значимые при общении факторы, как громкость речи, ее темп, ритм, паузы. Громкая речь, а тем более в высоком темпе, воспринимается как первый признак конфликта и вызывает ответную агрессию. Есть правило, согласно которому для выхода из такой ситуации речь отвечающего должна быть в два раза менее громкой. Темп речи сам по себе также отражает эмоциональный настрой человека, чем нише он, тем более высок темп речи, и наоборот. Речевые характеристики: тон, темп, громкость, ритмичность, паузы и их длительность, используемая лексика (обедненная речь, наличие упрощенных выражений, сленга, псевдопрофессиональных терминов) указывают на особенности характера, уровня образования и культуры, самочувствия пациента и многие другие особенности его личности.

Хорошая, правильная речь, без оговорок, без запинок, без вставок типа «как говорится», «значит», «вот» и т.д. вызывает больше доверия, и наоборот: запинание, неправильно построенное предложение, оговорки, уменьшают доверие к говорящему и порождают тревогу. Пауза в произносимых словах подчеркивает значимость сказанного, заставляет заострить внимание. Медицинская сестра должна помнить эти правила общения.

Особый фактор - «жизненное пространство», или межличностная дистанция. У каждого человека существует свое собственное «жизненное пространство» зона, которую он охраняет от вторжения окружающих. В процессе общения собеседники регулируют эту межличностную дистанцию.

Чем более близкие теплые взаимоотношения между людьми, тем расстояние между ними при общении меньше, и наоборот, чем более холодные, формальные, официальныеотношения, тем больше психологическая дистанция между участниками психологического процесса общения. Чем выше разница в общественном статусе, тем более увеличивается дистанция общения. При общении с пациентом использование жестов, мимики, необычного тона и темпа речи должны быть сведены к минимуму.

Трудный период наступает для больного, когда он начинает понимать свое состояние и в то же время старается отключить свое сознание от понимания ухудшения своего самочувствия и ожидания предстоящей смерти. Часто этот период сопровождается состоянием оцепенения, отрешенности, а иногда и психического расстройства. Как показывает практика, очень часто внешне у окружающих создается впечатление, что больной вообще не понимает и не отдает себе отчета в происходящем. Пациент даже может быть эйфоричным. И тем не менее это только яркое проявление подсознательной психологической защиты.

психологический аспект в работе медицинских работников заключается в умении подойти к каждому больному, найти ключ к его личности, создать контакт с ним. Также психические факторы имеют большое значение в повседневной лечебной деятельности. Целью заботы медицинского персонала является не только физическое здоровье больного, но и его психическая уравновешенность. Забота медицинских работников заключается не только в ее действиях, но и в ее словах. Помимо содержания слов, очень важно как их говорят, эмоциональная окраска речи. Важным фактором в работе медицинского персонала является доверие больных и вера в свое выздоровление. Медицинский персонал способен и должен играть важную роль в лечебном процессе, в деле просвещения и обучения больных самопомощи, искусству жить со своим заболеванием.

Вопросы для самоконтроля знаний:

1.Модель психологического сопровождения взрослого населения и подростков в лечебном учреждении в триаде «помощник фельдшера- пациент-врач».  

2.Модель и ее составляющие модули.

3. Комплексно-аксиологический подход, обеспечивающий взаимодействие мед. персонала - пациентов лечебного учреждения.

Ситуационные задачи:

Ситуационная задача 1.

Наиболее частыми поводами к заявлению претензий к ЛПУ служат:

1.1.высказывания медицинского персонала по заочной оценке качества медицинской помощи у конкретного больного, совершенные по самонадеянности, легкомыслию или умышленно и вводящие больного или родственников в заблуждение; Укажите какие психологические методики следует использовать в практической профессиональной деятельности медицинского персонала?

 

Ситуационная задача 2.

Возникновение напряженности во взаимоотношениях медицинского персонала и пациентов вызвано следующими факторами:

2.1. возникновение непринципиальных дефектов медицинской помощи в сочетании с материальным поощрением от больного, произведенным как официально, так и неофициально;

2.2. непредусмотрительно оптимистичный прогноз, высказанный больному в отношении результатов диагностики, медицинского вмешательства или лечения в целом.

 Ваши практические действия для предупреждения конфликта или его устранения.

 

Ситуационная задача 3.

 Процесс обмена информацией с больным и передачи информации родственникам больного должен получить в ЛПУ конкретное правовое обоснование в рамках ст.ст.30, 31, 48, 61 “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”, зафиксирован в должностных инструкциях с обозначением ответственности. Однако в практике встречаются случаи не соблюдения данного правового документа. Перечислите, какие мероприятия Вы можете порекомендовать, если Вы стали свидетелем данной ситуации.

 

Ситуационная задача 4.

 Особую степень ответственности перед больным и лечащим врачом в случаях смертельного исхода несет прозектор. И не случайно именно на этапе общения родственников с прозектором возникают претензии к ЛПУ. Для обеспечения достоверного, полного и ответственного уведомления родственников умершего меры, указанные в п.3, следует дополнить:

4.1. окончательное заключение о причине смерти может быть выдано только после анализа полного объема информации о патологии клинико-экспертной комиссией в установленные нормативные сроки; до этого момента вся сообщаемая устно информация должна носить подчеркнуто предварительный характер во избежание поспешных заключений при неполной оценке результатов;

4.2. должностной уровень передачи информации в случаях, подозрительных на ятрогению, желательно поднять до заведующего отделением;

4.3. обеспечить особый контроль за оформлением врачебных справок о смерти: без исправлений диагноза и расхождений с диагнозом, сообщаемым родственникам умершего устно.

 Какие психологические техники Вы можете предложить в данной трагической ситуации?

 

Ситуационная задача 5.

 Познакомьтесь с данными мероприятиями, дополните их или внесите коррективы. Организационные меры по эффективному разрешению противоречий между больным и врачом:

5.1. оценивать претензии и разрешать конфликт должно третье лицо (посредник), независимое от врача;

5.2. посредник должен иметь подготовку по медицинской психологии, должен представлять организацию работы в данном ЛПУ и иметь опыт разрешения конфликтов;

5.3. возможность разрешения трудной ситуации должна быть максимально приближена к ее началу, поэтому целесообразно присутствие посредника в самом ЛПУ: короче противодействие — меньше претензий — меньше ущерб — легче возникновение компромисса;

5.4. оппоненты (врач и больной) должны быть связаны единством общей цели — борьбой с болезнью, — которую посредник должен постоянно подчеркивать.

 

Литература.

1.Ильин Е.П. Психология общения. – СПб.: Питер, 2011-03-18

2.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. П. Ильин.-СПб.: Питер,: 2009.

3.Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И.           Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

4.Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения:учебное пособие / Г. М. Шеламова.-М.: Академия, 2009.

 

Тема: 3.2. Психология терапевтического процесса.

                                     

Цель занятия: рассмотреть понятия болезнь как самостоятельная психотравма, сущность психологического воздействия госпитализации, психологический аспект медикаментозной терапии — проблема зависимости от лекарственного препарата.

Основные понятия темы: психотравма, болезнь, тревога, госпитализация, адаптация, эффект «плацебо», синдром госпитализама

 

Информационный материал.

 

  Болезнь как самостоятельная психотравма. Заболевание, особенно тяжелое, связанное с угрозой инвалидизации, становится самостоятельной психической травмой. Под психической травмой понимают жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Колебания самочувствия, особенно в самом начале терапии, часто приводят к сомнениям больного, неуверенности в возможности излечения, в компетентности лечащего врача. Пациент оказывается в ситуации, которая считается одной из самых трудных — в ситуации неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом. Естественной, наиболее частой эмоциональной реакцией является тревога. В такие периоды для больного особенно важна твердая позиция врача, простые, логически ясные объяснения, его уверенность и оптимизм. Пациент ищет во враче «психологическую опору» и успокаивается, если видит с его стороны неизменную заинтересованность, внимательность, эмпатическую позицию. В случае, когда болезнь приобретает хроническое течение, периоды неуверенности и беспокойства появляются все чаще, накладывая своеобразный психологический отпечаток на эмоциональные реакции и поведение больного. Хроническое соматическое заболевание может рассматриваться в качестве самостоятельной психической травмы, приводящей к эмоциональным нарушениям и формированию наслаивающихся на основное заболевание невротических симптомов.

Психологическое воздействие госпитализации. Влияние госпитализации, когда пациент попадает в принципиально новую для него социальную ситуацию, может быть различным. Наступает резкая перемена образа жизни: больной изолирован от работы, от семьи, лишен привычного круга общения, друзей, развлечений, привычной обстановки; у него нет уверенности в отношении характера, прогноза и исхода заболевания, его последствий для дальнейшей жизни, трудоспособности, супружеских и семейных взаимоотношений. В условиях стационара наблюдается самый широкий диапазон адаптивных психологических реакций пациентов в зависимости от пола, возраста, особенностей темперамента, свойств личности, социального положения, профессии, нозологической принадлежности, тяжести состояния, проводимой терапии. Можно выделить несколько основных этапов психологической адаптации больных.

В первые дни пациенты обычно чувствуют себя неуверенно; они могут быть смущены и растеряны, проявлять реакции беспокойства и тревоги. Конечный и Боухал называют этот период «активной адаптацией»: больные начинают осваивать режим и распорядок дня в отделении, активно ищут дополнительной информации, указаний, инструкций, обращаются к персоналу, проявляя поведение зависимости и потребность в эмоциональной поддержке. Меняется ритм и содержание его повседневной жизни: больной терпеливо ждет своей очереди возле кабинетов в ожидании диагностических или терапевтических процедур; легко включается в разговоры других пациентов, обсуждающих темы, касающиеся болезней; привыкает к тому, что в определенное время ему измеряют температуру, артериальное давление, дают лекарства. Темы бесед с посетителями сосредотачиваются вокруг обследований, результатов анализов, перспектив лечения. Меняется круг общения. Появляются индивидуальные внутригрупповые нормы, связанные с отношением к больничному режиму, к персоналу, друг к другу. Вследствие длительной госпитализации под воздействием доминирующей роли «больного» могут нивелироваться индивидуальные различия; пациенты приобретают неуловимые черты сходства в походке, позах, интонациях голоса. В то же время в поведении больных проявляются их индивидуальные особенности. Наиболее активные пациенты чаще вступают в контакт с персоналом, помогают ему следить за выполнением режима, врачебных назначений. Больные так называемого «материнского типа» проявляют заботу о беспомощных и растерянных пациентах, которые или действительно нуждаются в большей помощи и участии, или добиваются ее, намеренно создавая впечатление слабости, например, для того, чтобы вызвать сочувствие холодно относящихся к ним родственников. Пассивные, флегматичные лица привыкают дольше к новым условиям жизни, держатся обособленно, по собственной инициативе в контакт вступают редко, методично выполняя назначения и подчиняясь терапевтическим процедурам. Прочно войдя в роль «больного», пациент испытывает большие или меньшие психологические т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.074 с.)