Варианты диагностического комплекса
Изучаемый параметр | Методика | Источник |
1. Воображение, моторика | Дьяченко О. М. «Дорисовывание фигур» | Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лав-рентьевой. М.. 1996 |
2. Логическое мышление | Бернштейн А. М. «Последовательность событий» | Дубровина И. В. Готовность к школе. М., 2001 |
3. Речь | «Составь рассказ» | Барташникова И. А., Барташни-ков А. А. Учись играя. Харьков, 1997 |
4. Память | Истомина 3. М. «10 слов» | Барташникова И. А., Барташни-ков А. А. Учись играя. Харьков, 1997 |
5. Внимание | Эльконин Д. Б. «Графический ликтант» | Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.. 1995 |
6. Половозрастная идентификация, самосознание | Белопольская Н. Л. Методика исследования детского самосознания | Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. М., 1995 |
7. Самооценка | Хухлаева Л. «Лесенка» | Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль. 1997 |
8. Статус в группе | «Два дома» | Агаева Е. Л., Брофман В. В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998. |
9. Мотивация | Банков С. А Тестовая беседа | Посевина Г. П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 дет к школьной жизни «Радость познания». Ростов-на-Дону, 2001 |
10. Произвольность | Гуткина Н. И. «Домик» | Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.. 1993 |
11. Игра | Эльконин Д. Б. Критерии развития игровой деятельности | Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999 |
12. Коммуникативные навыки | Степанова Г. Б. ' Индивидуальный профиль социального оазвития | Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2002 |
Диагностический минимум
|
Возрастная группа | Изучаемая сфера | ||
Познавательная | Эмоционально-волевая | Деятельностная | |
2-я младшая (3-4 года) | - воображение | - половозрастная идентификация - притязание на признание | -игра - моторика - коммуникативные навыки в общении со взрослыми |
Средняя (4-5 лет) | - воображение | - самосознание | -игра - моторика - коммуникативные навыки в общении со взрослыми |
Старшая (5-6 лет) | - воображение | - самооценка – статус в группе | -игра - моторика - коммуникативные навыки в общении со сверстниками |
Подготовительная | - логическое мышление - воображение - речь - память - внимание | - мотивация - самооценка - произвольность | -игра - моторика - общение со сверстниками и взрослыми |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Показатели
возрастная группа
2-3
3-4
4-5
6-7
Мышление
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Наглядно-образное
Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного
Речь
Словосочетаниями, понимает глаголы
Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные
Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли
Развитие внутренней речи
Произвольность познавательных процессов
Внимание и память непроизвольные
Внимание и память непроизвольные
Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре
|
Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процecc усвоения
Физиологическая чувствительность
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту
Высокая чувствительность к дискомфорту
Уменьшение чувствительности к дискомфорту
Индивидуально, у большинства низкая
Объект познания
Непосредственно окружающие предметы,их внутреннее устройство
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые
Причинно-следственные связи между предметами и явлениями
Способ познания
Манипулирование предметами, их разбирание
Экспериментирова-ние,конструирование
Рассказы взрослого, экспериментирование
Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками,__________
Показатели
Возрастная группа
2-3
3-4
4-5
5-6
Разнообразие развивающей сферы
Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь,
Ситуативно-личностное
Ситуативно-деловое
внеситуативно-деловое
внеситуативно-деловое внеситуативнопичностное,
Мало интересен
Мало интересен
Интересен как партнер по сюжетной игре
Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении
Источник защиты, ласки и помощи
Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству
Источник информации
Источник информации, собеседник
Со взрослыми («Я-сам»)
Со взрослыми как продолжение («Я-сам»)
Отсутствуют
Отсутствуют
Сильной модальности, резкие переходы
Сильной модальности, резкие переключения
Более ровные, старается контролировать
Преобладание ровного оптимистичного на-строения
Предметно-манипулятивная игра «рядом»
Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие
Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация
Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения
Вариативный комплекс методик для определения уровня психологической готовности к школе
Исследуемая функция | Автор, методика |
Мотивационная готовность | М. Р. Гинзбург, И. Ю. Пахомова, Р. В. Ов-чарова. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников Н. Г. Лусканова. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» Н. Г. Лусканова. Анкета А. Н. Венгер, Е. А. Бугрименко. «Отношение ребенка к школе» С. А. Банков. Тестовая беседа Н. Гуткина. Экспериментальная беседа |
Зрительно-моторная координация | Н. И. Гуткина. «Домик» |
Вербальная память | 3. М. Истомина. «10_слов» Л. С. Мучник, В. М. Смирнов. Методика исследования непосредственной и оперативной памяти с помощью «двойного текста» |
Внимание | Б. Бурдон. «Корректурная проба» Модификация теста Рея, Тест переплетенных линий Мюнстенберг. Тест для изучения устойчивости и избирательности внимания |
Мышление | А. Н. Бернштейн. «Последовательность событий» Е.Л. Агаева. «Классификация по заданному принципу» |
Воображение | О. М. Дьяченко. «Художник» |
Примерное распределение времени выполнения отдельных видов работы педагога - психолога (в минутах)
|
|
Возраст детей, лет
3-5 5-6
6-7
1
--—
1.1
1.2 1.3 1.4
Обследование ребенка
Консультирование родителей
Анализ результатов и написание психологического заключения
От 30 до 60 минут
Возраст детей, лет
3-5
5-6
6-7
1.5
Психологическое обследование
До 90 минут
2
Консультационная работа
4.1
Индивидуальное консультирование детей
__
5-10
10-15
4.2
Индивидуальное консультирование родителей
40-60
40-60
40-60
4.3
Индивидуальное консультирование специалистов ДОУ и учителей школ
15-20
До 30
До 30
4.4
Групповая консультация родителей (родительское собрание)
От 15 до 30 минут
4.5
Совместная консультация специалистов ДОУ и учителей школ
20-35
20-35
20-35
3-5
5-6
6-7
5
Экспертная деятельность
5.1
Обсуждение ребенка на консилиуме
До 30
До 30
До 40
5.2
Участие (проведение) ПМПК
60-90 минут
6
Проведение семинаров
8.1
Семинары с родителями
от 60 до 90 минут
8.2
Методические семинары со специалистами
До 60
До 90
Карта психологического изучения ребенка
1. Ф. И. О. ребенка_______________________________
Дата обследования,_________________________________________________
Дата рождения, возраст, адрес________________________________________
|
Кем направлен_____________________________________________________
2. Семья
Условия проживания_______________________________________________
Жалобы родителей_________________________________________________
История раннего развития ребенка
Ситуация в семье __________________________________________________
Оценка семейной ситуации__________________________________________
Взаимоотношения ребенка с родителями ______________________________
Взаимоотношения ребенка с братьями и сестрами
Тип семейного воспитания__________________________________________
Совместные занятия родителей с ребенком_____________________________
Взаимодействие родителей с образовательным учреждением
Ориентировочное распределение рабочего времени педагога - психолога (в месяц)
| I | I I | ||||||
| Один прием мероприятие | Общее время | На 1 подгот. или анализ | Общее время | ||||
Виды работ
Индивидуальное психологическое
обследование
0,5-1 час
10 часов
1-1,5 часа
3 часа
3-3,5 часа
7 часов
1-1,5 часа
15 часов
0,3 часа
З часа
0,5-1,5 часа
15 часов
0,3 часа
3 часа
1-1,5 часа
20 часов
1 час
20 часов
0,5-1,5 часа
4 часа
0,5 часа
2 часа
2,5-3 часа
З часа
0,5 часа
2 часа
7 часов в неделю
28 часов
75 часов
75 часов
Варианты диагностического комплекса
Изучаемый параметр | Методика | Источник |
1. Воображение, моторика | Дьяченко О. М. «Дорисовывание фигур» | Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лав-рентьевой. М.. 1996 |
2. Логическое мышление | Бернштейн А. М. «Последовательность событий» | Дубровина И. В. Готовность к школе. М., 2001 |
3. Речь | «Составь рассказ» | Барташникова И. А., Барташни-ков А. А. Учись играя. Харьков, 1997 |
4. Память | Истомина 3. М. «10 слов» | Барташникова И. А., Барташни-ков А. А. Учись играя. Харьков, 1997 |
5. Внимание | Эльконин Д. Б. «Графический ликтант» | Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.. 1995 |
6. Половозрастная идентификация, самосознание | Белопольская Н. Л. Методика исследования детского самосознания | Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. М., 1995 |
7. Самооценка | Хухлаева Л. «Лесенка» | Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль. 1997 |
8. Статус в группе | «Два дома» | Агаева Е. Л., Брофман В. В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998. |
9. Мотивация | Банков С. А Тестовая беседа | Посевина Г. П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 дет к школьной жизни «Радость познания». Ростов-на-Дону, 2001 |
10. Произвольность | Гуткина Н. И. «Домик» | Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.. 1993 |
11. Игра | Эльконин Д. Б. Критерии развития игровой деятельности | Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999 |
12. Коммуникативные навыки | Степанова Г. Б. ' Индивидуальный профиль социального оазвития | Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2002 |
Диагностический минимум
|
Возрастная группа | Изучаемая сфера | ||
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.131 с.)