Основные особенности и характер развития комедии в Русской литературы 18 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные особенности и характер развития комедии в Русской литературы 18 века.



(греч., от греч. - праздник в честь Диониса и - песня). Вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным наказанием порока и торжеством добродетели в финале; во многих поэтиках (в том числе и в «Поэтическом искусстве» Буало) комедия относилась к группе «низких» жанров (в противоположность «высокому» жанру трагедии). Комедия изображает повседневную жизнь, ее внимание во все времена было обращено на отрицательные явления действительности, а героями были люди нравственно неполноценные. Их ущербность, противоречие с нормой, идеалом раскрывались в комедии с помощью смеха, который мог быть веселым, а мог - беспощадным, в зависимости от того, на какие явления он был направлен. Ставя своих героев в определенные условия, изображая их смешными, комедия стремилась к нравственному воздействию на зрителя. При этом важно помнить, что содержание понятий «идеал», «красота» изменялось в ходе исторического развития. Поэтому взгляд на те или иные явления как «безобразные» соотносился с характерными для каждой конкретной эпохи представлениями о добре и зле. История комедии дает примеры того, как менялось понимание смеха, как смешное в одну эпоху переставало быть смешным в другую, как смех вырастал в общественную силу. Основные признаки комедии были определены уже Аристотелем. Античный теоретик исходил из того, что главным в драматическом произведении является изображение человека, его характера. Люди же «бывают или хорошими, или дурными», «различаются или порочностью, или добродетелью». Поэтому различие между трагедией и комедией он видел в том, что комедия «стремится изображать худших», а трагедия - «лучших людей, нежели существующие». Но, избрав героями «людей негодных», комедия не изображает их целиком порочными. Поэтому смешное, хотя и является частью безобразного, представляет собой, по мнению Аристотеля, только «некоторую ошибку и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное».

Таким образом, понимание смешного Аристотелем сводится по существу к безобидному смеху над частными недостатками человека, не представляющими опасности для общества. Однако суждение Аристотеля, разошлось с художественной практикой античной эпохи. Комедия Аристофана направлялась не на частные недостатки. Она осмеивала общественно опасные явления. Такой характер имела, например, его комедия «Всадники», высмеявшая политическую жизнь Афин в момент кризиса демократии (V век до н. э.). Классицизм сохранил разграничение трагического и комического, свойственное эпохе античности. Трагедия «подражает» «величественному и царственному», комедия - обыденному. Герои первой -цари, принцы, знаменитые полководцы; вторая изображала жизнь рядовых дворян или мещан. Был сохранен и нравственный принцип деления людей на «лучших» и «худших». При этом в литературе классицизма «лучшими» были признаны те, кто управлял государством, «худшими» те, кто жил своими интересами. В понимании «смешного» классицизм остался на уровне античной теории. Он отверг «язвительный», т. е. сатирический, смех комедий Аристофана. Цель комедий, по классицизму, - просвещать, осмеивая недостатки. Недостатки - психологические свойства человека в их бытовом проявлении: чудачество, мотовство, лень, глупость и др. Комедия являлась одним из жанров классицизма и должна рассматриваться в совокупности с другими его жанрами. Идеалом эпохи, ее истинным героем был признан человек общественного склада, для которого интересы государства и нации были выше личных интересов. Такой герой изображался в поэме, оде, трагедии. Комедия призвана была утверждать тот же высокий идеал. Но делала она это путем осмеяния психологических свойств, снижавших общественную значимость человеческой личности (щегольство, расточительность, глупость и др.).


 


13. Идеи Просвещения и русская литература 18 века.

Основная духовная проблематика русской литературы второй половины XVIII в. развивается под знаком идей Просвещения. Просвещение в России было тесно связано в своем развитии с западноевропейским, прежде всего французским. Большое воздействие на русскую просветительскую мысль и литературу оказали и английские философы-просветители, в особенности Дж. Локк. Его сенсуалистические идеи своеобразно сочетались на русской почве с просветительским рационализмом, учением о верховной власти разума и с представлением о естественной, вечной природе человека.

В связи с критикой теории «врожденных идей» и распространением сенсуалистических представлений нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь значительного литературного деятеля России XVIII в., который в той или иной форме не затронул бы тему воспитания. Вслед за Н. Н. Поповским, учеником Ломоносова, профессором Московского университета, написавшим стихотворное «Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества» (1756), с дидактической поэмой «Плоды наук» (1761) выступает М. М. Херасков. Темам воспитания уделяется большое внимание также в комедии и сатире. «Следствиями худого воспитания» объясняют общественные пороки, в то время как идеал человека представлен образом достойного гражданина, строгого блюстителя закона, «истинно честного человека», «друга честных людей».

С обращением к темам воспитания, формирующего нравственный и гражданский облик человека, взаимосвязаны другие проблемы, постановка которых характерна для литературы русского Просвещения — проблемы общественных нравов, законности, политического и гражданского долга. Тема идеального монарха раскрывалась в литературе не только посредством утверждения положительного примера, но и путем доказательств от противного — обличения царей — тиранов и деспотов. В эпоху Ломоносова идеал просвещенного абсолютизма, воплощенный в образе Петра I, служил укреплению новой русской государственности. Теперь же с позиции этой теории прямо или косвенно развенчивалось екатерининское самодержавие.

Особенностью русского просвещения было постоянное пристальное внимание общественной мысли и литературы к крестьянскому вопросу. Оно было вызвано специфическими условиями русской действительности, бесправием крепостного крестьянства, ростом его движения против помещичьего произвола. Этим объясняется то поистине исключительное по своему значению.

Правление Петра I тесно связано с расцветом русского Просвещения. Люди из народа становятся творцами русской художественной культуры. Многогранный талант М.В.Ломоносова приносит ему известность как ученому, поэту, художнику. Идеи просветительского классицизма реализуются в произведениях Г.Р.Державина (стихах и одах). Вершиной русского просветительского реализма является творчество писателя-революционера А.Н.Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"). Большую роль, как писатель и историк, сыграл Н.М.Карамзин.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.056 с.)