Низкие жанры русского классицизма. Герои-комическая поэма, ее особ-сти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Низкие жанры русского классицизма. Герои-комическая поэма, ее особ-сти.



Определяющее место в литературной системе классицизма заняли «высокие» и «низкие» жанры. В них ставились и решались одни и те же задачи – утверждение идеала человека-гражданина и патриота. Разными были только способы его утверждения: в высоких жанрах – при помощи прямого воспевания идеала, в низких – через осмеяние людей недостойных.

Низкие жанры — басня (эпос), фарсовая комедия (драма), элегия, стих (лирика).

Басня - малый эпический жанр,нравоучительный прозаический или стихотворный короткий рассказ. Басня возникла еще в античную эпоху, но не как литературный жанр: она стала им значительно позднее. Рассказ из жизни животных использовался в ораторской речи как «способ убеждения», способ выражения нравственной истины. Такими были прозаические басни Эзопа, а в новейшую эпоху - басни немецкого поэта Лессинга. о басне не говорил Аристотель и о ней не упоминал Буало, а первые определения жанра встречаются лишь в 18 в. В русской поэтике определение басни принадлежит Ломоносову. Но и он смотрел на басню как на одно из возможных (причем очень важных) средств красноречия. И только Сумароков рассмотрел басню как литературный жанр в группе так называемых «низких жанров». Осмеяние недостатков в басне должно носить, по его мнению, шутливый характер, не содержать грубых нападок.

Элегия(греч.)- лирический жанр, стихотворение средней длины эмоционального (обычно печального) характера без отчетливой композиции, чаще всего - от первого лица. Элегия возникла в Греции и первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание, но уже в римской элегии преобладающей становится любовная тематика. По большей части находится на периферии жанровой системы, расцвет элегии наступает в эпоху предромантизма и романтизма, а затем она постепенно утрачивает жанровую отчетливость, сам термин выходит из употребления, фигурируя в отдельных случаях лишь как знак традиции.

Сатира(лат. satira) - литературный жанр. ее целью считалось осмеяние человеческих пороков с целью исправления нравов. Кантемир, например, особенно подчеркивает необходимость сочетать выполнение сатирой «поучительной» функции с «забавной», «веселой» простотой слога. Простота слога более соответствует предмету сатиры, обращенной всегда к изображению человеческих пороков и недостатков, проявляющихся обычно на уровне удовлетворения страстей обыденного, а то и низменного свойства. Что же касается «забавности» слога, то она должна, по мнению Кантемира, обеспечить самый верный путь исправления злонравия, представляя порок на всеобщее обозрение в смешном виде, ибо, как замечает сатирик.

Среди многих жанров поэзии классицизма мы встречаемся с герои-комической поэмой — антиподом поэмы героической.В эстетическом кодексе Буало о поэме подобного рода речь еще не шла. Однако Скаррон издал поэму «Вергилий наизнанку», в которой высмеивал неестественность, условность и надутость героической поэмы.Высоких героев и богов он уподобил современным ему людям низкого звания, заставив их говорить грубым и вульгарным языком.

Буало, защищая принципы героической поэмы, решил предложить читателям другой тип шутливой поэмы, или, как он писал, «новый род бурлеска». В 18 веке:герои-комическая поэма и бурлеск уравнивались как жанр шутки, решавший одну и ту же задачу различными средствами: в одном случае о низком говорилось высоким слогом, в другом — о высоком — низким слогом. Такое уравнение и нашло свое закрепление в «Эпистоле о стихотворстве» Сумарокова, разрешавшей русским поэтам писать оба типа поэм. Назывались они одинаково: «смешными геройческими поэмами».Автор такой поэмы, по мысли Сумарокова, должен был прежде всего смешить читателя. Смешное возникало не из характеров, не из жизненно оправданных ситуаций. Читатель, воспитанный нормативной поэтикой, привык к четкому различению жанров и соблюдению правил. Оттого он и смеялся, когда видел отступление от жанровой чистоты. 

С жанром герои-комической поэмы связана поэма Богдановича «Душенька».Поэт говорит от своего имени, личность его — личность поэта, иронически настроенного человека — проступает в каждом стихе поэмы.Шутливого и иронического рассказчика, введенного Богдановичем, мы встретим позже в поэме Пушкина «Руслан и Людмила».


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.004 с.)