Эпическая поэма как высокий жанр русского классицизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпическая поэма как высокий жанр русского классицизма.



Эпическая поэма

(эпопея; греч. - повествование и - творю)- один из древнейших видов эпических произведений, уже со времен античности сосредоточивший свое внимание на изображении героических событий, взятых главным образом из далекого прошлого. Эти события обычно были значительными, эпохальными, повлиявшими на ход национальной и общей истории. Образцы жанра: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Песнь о Роланде» во Франции, «Песнь о Нибелунгах» в Германии, «Неистовый Роланд» Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Тассо и др. Жанр героической поэмы вызвал особый интерес со стороны писателей и теоретиков классицизма. За его возвышенность, гражданственность, героику он был признан венцом поэзии. В теоретической разработке жанра эпопеи писатели классицизма опирались на традиции античности. Вслед за Аристотелем выбор героя эпопеи определялся не только его нравственными качествами; прежде всего он должен был быть исторической личностью. События, к которым причастен герой, должны иметь общенациональное, общечеловеческое значение. Проявлялся и морализм: герой должен быть примером, образцом человеческого поведения. Классицизм не ставил своей задачей отражение подлинной истории и характеров реальных, исторических лиц. Обращение его высоких жанров к прошлому определялось исключительно необходимостью осмысления настоящего. Это обусловило понимание теоретиками классицизма соотношения в структуре эпопеи исторического и художественного. Отталкиваясь от конкретного исторического факта, события, лица, эпический поэт дает ему новую жизнь. Художественное изображение событий и характеров лишь в самой общей форме должно соотноситься с историческими фактами и лицами. Русский классицизм в целом унаследовал этот взгляд на особенности героической поэмы, хотя и несколько трансформировав его. В частности, наметились два взгляда на вопрос о соотношении в поэме исторического и художественного. Их выразителями были авторы первых эпических поэм Тредиаковский и Ломоносов. Ни «Петр Великий» Ломоносова, ни «Тилемахида» Тредиаковского не разрешили проблемы русской национальной эпопеи, но они вызвали усиленный интерес к ней у поэтов-современников. Эти поэмы поставили русских поэтов перед необходимостью выбрать в работе над эпопеей один из двух путей. Тип поэмы Ломоносова, несмотря на ее незаконченность, был ясен. Это была героическая поэма об одном из важнейших событий русской истории, с установкой на воспроизведение исторической правды, разработанная в канонических, но оригинально примененных формах и приемах эпопеи нового времени, написанная александрийским стихом. Тип поэмы Тредиаковского, несмотря на ее законченность, был значительно менее ясен, если не считать метрической формы, где поэт предложил русифицированный гекзаметр. Тредиаковский отводил истории служебное, подчиненное положение. И чем отдаленнее эпоха, изображаемая в поэме, тем свободнее будет чувствовать себя поэт. И поэтому Тредиаковский отстаивал идею отражения в поэме «времен баснословных или иронических», ориентируясь на эпопеи Гомера, которые, по мнению Тредиаковского, не были и не могли быть созданы по горячим следам событий. Исторические герои, события, прежде чем стать основанием эпопеи, должны откристаллизоваться в народном сознании, получить единую нравственную оценку. «Баснословность» героев, их легендарность предполагала сохранение в народной, человеческой памяти самого общего представления о них, их участии в событиях, их роли в судьбах своего государства, народа, эпохи. Ближайшие шаги в области эпической поэмы были сделаны по пути Ломоносова, а не Тредиаковского. Это незаконченные поэмы «Димитриада» Сумарокова и «Освобожденная Москва» Майкова, а также поэмы Хераскова «Чесменский бой» и «Россиада».


 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.004 с.)