Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа с учебно-методическим комплектом↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Применение УМК как средства наглядности на уроках ручного труда позволит существенно повысить уровень усвоения учебного материала школьниками, а следовательно, и эффективность начального трудового обучения в целом. Ведущей идеей данного УМК для 1—4 классов является развитие личности ребенка в процессе формирования трудовой культуры, что согласуется с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и целью современного специального образования (введение в трудовую культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее). УМК дает возможность усилить информационно-теоретическую часть, дающую доступную для школьников младшего возраста технико-технологическую картину мира и позволяющую организовать работу обучающихся по наблюдению, сравнению, обобщению знаний о материалах, об их видах, свойствах, использовании в разных сферах человеческой деятельности, о приемах обработки и др., тем самым повышая значение интеллектуальной части урока. В этом контексте познавательная часть урока дает школьникам не только знания о конкретном образце, но и доступную широкую информацию о материальной и духовной культуре. Таким образом, изделия становятся для обучающихсяне целью изготовления, а прежде всего средством технологического и культурного познания мира. При создании УМК для 1—4 классов автором ставились задачи рационально спланировать уроки ручного труда в начальной школе; предоставить доступную для восприятия, понимания и запоминанияобучающихсяс интеллектуальными нарушениями техническую информацию о материалах, видах работы и др.; подобрать эстетически значимые объекты труда, соответствующие возможностям детей; создать условия для мотивации к предстоящему труду и осуществления коррекции имеющихся у этих детей недостатков в развитии. Учебники УМК для 1—4 классов предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализуют требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Учебники направлены на формирование технико-технологических знаний, умений и навыков у школьников; выработку у них организационных умений и привычек, необходимых для дальнейшей продуктивной и безопасной деятельности в учебных мастерских; уточнение их потенциальных возможностей, прогнозирование развития способностей каждого ученика и определение соответствующего вида труда для последующего профессионально-трудового обучения в старших классах. Структура учебников включает в себя текст и нетекстовые компоненты. Тексты представлены в следующем жанровом разнообразии: тексты-описания, тексты-повествования, стихи, рассказы. Аппарат ориентировки, организации и усвоения учебного материала включает в себя такие рубрики, как «Вопросы», «Подсказки», «Задания», «Практическая работа», «Игра», «Экскурсии в школьные мастерские». В учебниках используются шрифтовые выделения, приведены таблицы, подписи к иллюстративным материалам. Иллюстративные материалы представлены в виде фотографий, рисунков, предметно-операционных и графических планов, схем, чертежей. Тексты и иллюстрации в учебниках подобраны с учетом возможностей восприятия, понимания и читательских способностей школьников с интеллектуальными нарушениями. Отбор и систематизация учебного материала произведены с учетом предусмотренных программой видов труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с текстильными материалами», «Работа с древесными материалами», «Работа с металлом»,«Работа сметаллоконструктором», «Ремонт одежды», «Картонажно-переплетные работы», «Ручные швейные работы». В содержании учебников отражены темы: «Человек и труд» (определение роли человека как созидателя окружающего предметного мира); «Правила работы на уроках труда» (подготовка рабочего места, правила безопасной работы инструментами, правила обращения с материалами, санитарно-гигиенические требования); «Материалы и инструменты, используемые на уроках труда»; «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с текстильными материалами», «Работа с древесиной», «Работа с металлом» (применение, свойства, изделия, инструменты, операции и приемы работы), «Ремонт одежды» (пришивание пуговиц, отделка изделий пуговицами, пришивание вешалки), «Картонажно-переплетные работы» (изделия, материалы, инструменты, приемы работы), «Ручные швейные работы» (соединение деталей строчкой);включены материалы по ознакомлению школьников с профессиями швеи, столяра, плотника, слесаря и др. Для формирования практических умений и навыков все разделы учебников предусматривают практические задания, в процессе выполнения которых дети изготавливают своими руками аппликации, изделия и игрушки из бумаги, пластилина, металла,природных, древесных и текстильных материалов (ниток, ткани) и проводят несложный ремонт. Задания построены по определенной системе, в основе которой лежит дидактический принцип от простого к сложному. Отбор и систематизация заданий произведены с учетом имеющихся у этих заданий общих черт и сходных приемов обработки того или иного материала. В целях правильной организации деятельности обучающихся, развития у них способности к планированию и умения соблюдать технологию изготовления изделий в учебниках предлагаются предметно-операционные, графические планы, схемы и чертежи, учитывающие специфику восприятия школьников с интеллектуальными нарушениями. Материал в учебниках излагается с учетом знаний, которые обучающиеся приобретают на уроках русского языка; математики (разметка по линейке и с помощью циркуля, меры длины: миллиметр, сантиметр); чтения (чтение отдельных слов, текстов); изобразительного искусства (композиционное расположение изображения на плоскости, подбор гармоничного сочетания цветов, украшение изделий и др.). Это обеспечивает лучшее усвоение учебного материала, коррекционную направленность трудового обучения и прочную связь уроков ручного труда с другими учебными дисциплинами. Созданы условия для формирования положительной мотивации учения. Включен игровой и занимательный материал («лото», «лишний предмет», «что перепутал художник», «орнамент-загадка», «составление слов из букв, сделанных из проволоки», игры «Помоги Буратино попасть к папе Карло», «Геометрическая фигура-раскладка», «Геометрический конструктор» и др.). В учебниках реализуется идея преемственности в обучении школьников с 1 по 4 класс. Материалы учебников спланированы с учетом их повторения с целью закрепления знаний и умений, полученных обучающимися в предыдущих классах. Созданы условия для коррекции и развития познавательной, умственной деятельности, эмоциональной и физической сферы. Так, уделено внимание развитию умений рассматривать и проводить анализ объектов, определять ихформу, конструкцию, пространственное положение, цвет; сравнивать признаки одного предмета с признаками другого; самостоятельно планировать ход работы, рационально организовывать свою трудовую деятельность; самостоятельно выполнять работу, осуществлять контроль в ходе работы, сравнивать свое изделие с изображаемым предметом, самостоятельно давать словесный отчет о проделанной работе, делать подробный анализ своего изделия, отмечая в работе достоинства и недостатки.Кроме этого, осуществляется работа по развитию мелкой моторики, аккуратного, точного выполнения практических действий при обработке поделочного материала и др. Значительным дополнением к учебникам является методические рекомендации для учителей и родителей, в которых представлены материалы к организации и проведению уроков технологии (перечень типового оборудования для уроков труда; содержание ведущих умений и навыков, которые необходимо сформировать у школьников в том или ином классе; примерное планирование уроков на год, индивидуальная карта обучающихся для оценивания динамики развития их трудовых способностей; словарь терминов; литература). Для подготовки детей к выполнению практических заданий предусмотрены рабочие тетради, которые соотносятся с содержанием учебников и включают в себя сопутствующие текстовые материалы (загадки, пословицы, кроссворды, схемы для контроля, шаблоны изделий). Задачами УМК для 1 класса являются формирование у обучающихся представлений об окружающем рукотворном предметном мире как результате трудовой деятельности человека; ознакомление с доступными видами ручного труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками»); овладение первоначальными техническими сведениями о глине, пластилине, бумаге, природных материалах и обучение элементарным приемам работы с ними. Учебник предназначен для работы в классе и для чтения взрослыми детям. Содержание УМК для 2 класса является логическим продолжением обучения школьников в 1 классе, оно составлено в соответствии с предусмотренными программой видами труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками», «Работа с тканью»). Материал учебника спланирован с учетом его повторения с целью закрепления знаний и умений, полученных школьниками в 1 классе, и расширения знаний о свойствах материалов, усложнения приемов обработки данных материалов, а также получения сведений о новых материалах (ткани). В учебнике реализуется идея комплексного подхода к решению задач развития речи ребенка, формирования его читательских способностей. С этой целью в учебник включены слова для чтения, которые разбиты по слогам. Материал УМК для 3 класса спланирован с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во 2 классе. Особенностью обучения в 3классе является расширение спектра видов работы. Включены такие виды работ, как «Работа с проволокой», «Работа с древесиной», «Работа с металлом и металлоконструктором». Учебный материал УМК направлен на формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями представлений о видах труда, близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи. Содержание УМК для 4 класса направлено на подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению доступных для школьников видов работ и заданий как в мастерской ручного труда, так и в учебных мастерских.Таким образом, решение поставленных задач происходит в условиях, близких к профессиональному обучению. В учебнике излагаются новые технические сведения, которые направлены на углубление знаний школьников о таких видах работ, как «Работа с металлом», «Ремонт одежды», «Картонажно-переплетные работы», «Ручные швейные работы». Более широко изучаются свойства металла, древесины. Усложняются технологические операции разметки деталей, выделения деталей из заготовки, формообразования, сборки и отделки изделий. В целомв 4 классе подытоживаются, обобщаются и добавляются новые технические сведения и углубляются знания о видах и свойствах материалов, о действиях, производимых с помощью различных инструментов. Продолжается и расширяется применение на практике знаний, приобретенных детьми на уроках математики,чтения, изобразительного искусства. Обучающиеся получают первоначальные представления, которыезатем послужат основой для работы на уроках профессионально-трудового обучения (разметка заготовок с помощью угольника, циркуля и т. д.). Активно ведетсяработа по автоматизации у школьников умственных действий, которых требует технология изготовления изделия, а также операционных рабочих навыков. Основноевнимание уделяется правильности трудовых действий, а не наращиванию темпа работы, которое происходит на последующих этапах обучения. Завершается работапоокончательному установлению трудовых возможностей отстающих обучающихся путемпедагогической оценки особенностей их трудовой деятельности на занятиях ручного труда и выявления интегральных качеств детей (особенности поведения, привычки, черты характера, настрой и т. д.). Учитываются также медицинские показатели.Выбираются виды профессионального труда с опорой на данные, которые были получены в ходе изучения сформированности у четвероклассников тех или иных трудовых навыков при выполнении технологических операций (например, при разметке заготовок, выделении деталей из заготовки, формообразовании, сборке изделияи отделке его). Оценивается при этом умение работать с информацией и качествовыполнения работы. Это осуществляет учитель начальных классов, который проводил трудовое обучение в 1—3 классах. Результаты наблюдений учитель заносит в индивидуальную карту обучающегося (см. Приложение 2), чтопозволяет регулярно фиксировать уровень выработки у четвероклассника трудовыхнавыков и корректировать индивидуальный план работы. Некоторые особенности процесса ручного труда детей отражаются в их работах, поэтому большинство изделийобучающихся4 класса должны сохранятьсяв течение учебного года. Особую ценность для диагностики при этом имеют испорченные детьми заготовки, в которых наиболее четко видны проблемы школьниковпри освоении программного материала. Не менее важно проводить наблюдения за личностным развитием обучающихся (личностные качества, коммуникабельность), данные о котором также заносятсяв индивидуальную карту обучающегося (см. Приложение 3). После сравнения результатов наблюдений, проведенных на разных этапах, учитель оценивает динамику развития трудовых способностей школьника и составляетхарактеристику. Полученный материал используется при подборе видов профессионального труда в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.007 с.) |