Основные средства выразительности в ораторской речи. Риторические фигуры и тропы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные средства выразительности в ораторской речи. Риторические фигуры и тропы.



«Троп» в переводе с греческого «tropos»обозначает поворот, т.е. употребление слова или выражения в переносном смысле. При этом в сознании говорящего и адресата речи одновременно присутствуют два смысла, два значения — прямое и переносное.

Риторические тропы — это важнейшее средство создания выразительности речи.

Они делают речь привлекательной, доставляют удовольствие слушателю, т.к. содержат

элемент загадки.

Метонимия — замена одного слова другим на основании близости

выражаемых ими понятий. Пример: любить Пушкина (любить стихи Пушкина)

Синекдоха (разновидность метонимии) — употребление названия большего в

значении меньшего, целого в значении части и наоборот. Например: все флаги в гости

будут к нам или мастер золотые руки.

Аллегория — иносказания, выражение отвлеченного понятия при помощи

конкретного образа. Например, в баснях лиса — «хитрость».

Антомасия — замена имён собственных на нарицательные (или наоборот).

Пример: Время от времени он просто Цицерон.

Перефразис — троп, посредствам которого одно понятие представляется через

несколько понятий, т.е. описывается, а не называется.

Эпитет — образное определение. Пример: воздушный почерк.

Гипербола — образное преувеличение. Пример: ждать целую вечность.

Оксюморон — подчёркнутое соединение противоположностей, несоединимых

слов. Пример: живой труп.

Антифразис — слово берётся в значении, контрастном по отношению к

обычно присущему ему.

 

Фигуры речи это особые формы синтаксических конструкций, с помощью

которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила

её воздействия на адресата.

Антитеза — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко

противопоставляются противоположные понятия. Пример: Жизнь коротка — искусство вечно.

Градация — такое расположение слов, при котором каждое последующее

превосходит предыдущее по интенсивности.Пример: Время летит: минута, век, эра.

Анафора — повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз,

следующих одна за другой.Пример: Суров закон. Суров, но справедлив.

Эпифора — повтор заключительных элементов последовательных фраз.

Пример: Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто в любом случае потом

получит по шапке, если не мэр?

Анадиплозис — последующая фраза начинает с повтора элемента,

завершающего фразу предыдущую.Пример: Он не прав. Не прав любой, кто сердится.

Параллелизм — однотипность синтаксических конструкции в смежных или

отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения.

Риторический вопрос — утверждение или отрицание, облеченное в форму

вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать

внимание и интерес слушателей. Пример: Есть ли где народ, есть ли город такой, как

наш?

Риторическое восклицание — особо эмоциональное утверждение или

отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение

оратора. Пример: О времена! О нравы!

29) Основные требования к использованию юмора в ораторской речи

Творческий вопрос

Основные фазы ораторского искусства

Существуют 3 основные фазы ораторского искусства:

 

· Докоммуникативная (подготовка речи) – включает в себя выбор темы, определение цели и вида речи, подбор материалов к речи, логическую организацию речи, доказательство и аргументацию, работу над языком и стилем выступления.

· Коммуникативная (произнесение речи) – поведение на трибуне, управление аудиторией, техника произнесения речи, ведение спора и ответы на вопросы.

· Посткоммуникативная (оценка речи) – анализ проведенного выступления, совершенствование подбора материалов к выступлению, прогнозирование вопросов аудитории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.005 с.)