Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риторическое учение Квинтилиана

Поиск

Основа риторики Квинтилиана — изучение классических писателей;

Главный труд - «Наставление в ораторском искусстве» или «Образование оратора» в 12 томах представляет собой обобщение выводов классической риторики и собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.

Квинтилиановский идеал оратора – муж, одаренный умом от природы, обогащенный изящными и разнообразными знаниями, высоконравственный, оратор – стилист. Оратор должен владеть определенным запасом знаний и слов, которые он может использовать в случае необходимости.

Квинтилиан считает, что ораторское мастерство нужно развивать с детства. Учение в это время должно быть забавою, ребенок сознательно должен запоминать материал, заниматься чистописанием и читать вслух. Речь должна быть правильной, ясной и красивой. Для этого необходимо изучать грамматику и произведения образцовых ораторов, поэтов, прозаиков, затем переходить к собственным сочинениям.

Вершина ораторского мастерства – это способность говорить. Не готовясь, а для этого необходимо огромные знания и разнообразные навыки.

20) Развитие ораторского искусства в России.

В Древней Руси практика устного публичного выступления не была широко распространена, произведения ораторского искусства были рассчитаны прежде всего на чтение и обдумывание, распространение. Важнейшей целью слова в Древней Руси было объединение разрозненных людей и княжеств в целостный мир. Эта задача объединения определяла и пафос слова и требования к нему. В древнерусском красноречии преобладают следующие жанры: "Слово", "Поучение", "Панегирики", "Плачи". Развивается военное красноречие, религиозно-духовное красноречие. Роль слова резко возрастает в Смутное время.

В XII в. широкую известность получил крупнейший мыслитель Древней Руси

Кирилл Туровский. Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по

популярности и авторитету ему не было равных среди современников. Его называли

«Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси». Наибольшей популярностью

пользовались «слова» Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни

религиозных праздников. В них автор проявляет себя как настоящий оратор, в

совершенстве владеющий ораторским искусством: он то обращается к слушателям, то

описывает евангельский сюжет или сложную богословскую концепцию с помощью

красочных аллегорий, то вопрошает и отвечает сам себе, сам с собою спорит на глазах у

слушателей, сам себе доказывает. Творчество Туровского свидетельствует о том, что

древнерусские ораторы свободно владели всем многообразием приемов, выработанных

античной риторикой. Это повлияло на распространение соответствующих знаний в

светской среде.

Первая русская риторика (1620) представляет собой перевод с латинского риторики одного из вождей Реформации Филиппа Меланхтона (издана в Франкфурте в 1577 году).

Петр I

Новый шаг в развитие риторики. Видными ораторами были Феофан Прокопович и Стефан Яворский. Яворский выступал против реформ Петра; его проповеди носили оттенок театральности. Прокопович был убежденным сторонником реформ. Славу ему принесла торжественная проповедь при встрече с Петра – победителя в Полтавской битве.

В 1724 году Петр издает указ, в котором категорически запрещал чтение доклада по тексту.

Но все-таки ораторское искусство в то время не развивалось, так как Россия была лишена парламентских форм правления демократии, столь обычных для Западной Европы.

В становлении русской риторики огромную роль сыграл М. Ломоносов. Он положил начало русской научной риторике, написав «Краткое руководство к красноречию» (1748). Ученый рассматривал красноречие как искусство убеждения, где все аспекты воздействия речи оратора на слушателя важны и значимы. В своем труде он выделял собственно риторику, то есть учение о красноречии вообще, ораторию – наставление к сочинению речей и поэзию – наставление к сочинению поэтических произведений. 

По мнению Ломоносова, оратору присущи пять основных качеств:

· Природные дарования

· Наука

· Изучение образцов выступлений ораторов прошлого

· Упражнения в сочинении речей

· Знание других наук

21) Использование различных знаковых систем в ораторской речи.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.10 (0.007 с.)