Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы становления науки о речи↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Основные этапы становления науки о речи Красноречие и ораторское мастерство, их сущность и особенности взаимодействия. Инициатором ввода слова «красноречие» в русскую науку был М.В.Ломоносов. В своих работах он ясно различал термины риторика и красноречие: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать…”, а “красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению”. Таким образом, риторика – это “наука”, “учение”, правила, а красноречие – это “искусство, способность, умение говорить и писать“.
Риторика - это теория ораторского искусства, красноречие - умение говорить красиво.
Ораторское искусство воспринимается не столько как наука о красноречии, а как наука о языковой целесообразности, о осмысленной и корректной языковой деятельностью. Ораторское искусство означает не просто «говорение», мастерство произнесения речи, а язык как социальное действие, более того - как взаимодействие между вещателями.
4) Эффективная речь. Это такая речь обладающая следующими признаками: · Целесообразностью (соответствием выступления речевому намерению оратора) · Воздействующим характером (не оставляющей равнодушным) · Гармонией (обеспечивающей наилучшее взаимопонимание между субъектами общения) Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности. 5) Структура современной риторики Риторика подразделяется на общую и частную. Общая: предмет- теория аргументации (связанная с искусством ведения спора), знания о речевом поведении и нац.-культурных традициях его речевого поведения. Частная: изучает законы эффективной речи, действующие в областях «повышенной речевой ответственности» (дипломатия, медицина. юристпруденция). Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную. Теоретическая – дедуктивным способом риторика исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики. Практическая риторика исследует правило пользы речи. Основные этапы развития классической риторики - Древнегреческая риторика - Древнеримская риторика - Средневековая европейская риторика - Новые европейские риторики (XVI-XIX) - Новейшие риторика - Неориторика (2 половина XX в) Риторический канон Риторический канон— это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)? Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное в ыражени е. 8) Категории риторики Этнос Условия речи, которые слушатель ставит перед оратором. Пафос способность сформировать у слушателей нужные эмоции, связанные с замыслом и целью речи. Логос Словесные средства, используемые оратором в данной речи при реализации ее замысла. Частные риторики, их особенности и причины появления Изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др. Риторический идеал Сократа Риторический идеал Сократа можно определить как: 1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли — вот цель речевого общения и деятельности говорящего, 2) гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога — не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения, 3) смысловой: цель разговора между людьми, цель речи — поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи и может быть обнаружена». Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Философ Основные рычаги Сократа- это ирония и майевтика (рождение истины). Сократ умел остроумной системой вопросов и кратких ответов загнать противника в логический тупик, где затем подключалась майевтика, где ответы и вопросы анализировались, и потом с помощью логики и диалектики рождалась истина. *Использовал диалектический метод. Все строится на внутренних противоречиях и так познается мир. Риторика Аристотеля Принадлежит авторитетный античный трактат «Риторика» (IV в. до н. э.). Этот труд сохранил свое значение до наших дней. Аристотель считал, что «риторика — искусство, соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика Аристотеля — это наука и мастерство доказательной речи. Однако, по мнению Аристотеля, для риторики важны далеко не все способы доказательства. То, что убеждает само по себе, то, что очевидно,- не слишком интересно и важно для риторики. Книги Аристотеля дают представление о том, как строить идеальную, с его точки зрения, речь, — динамичную, логически безупречную и столь же безукоризненную и строгую по форме. В первой книге рассказывается о месте риторики среди других наук и выделяются роды речей; вторая книга посвящена страстям, нравам и общим способам доказательства; третья книга - проблемам стиля и построения речи. Труд Аристотеля обобщил достижения риторики в период политической независимости Эллады и послужил основой большинства позднейших риторических руководств — античных, затем европейских, в том числе и русских. 16) Проведите сравнительный анализ риторических идеалов софистов и Сократа См. предыдущие вопросы Виды речевой деятельности Виды речевой деятельности могут быть различными. В зависимости от формы выражения они делятся на:
В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает ее, виды речевой деятельности делятся на:
В зависимости от количества участников виды деятельности делятся на:
Требования к процессу формулирования темы Выбрав тему, необходимо подумать над ее формулировке. Название должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Длинные формулировки названия, включающие неизвестные слова, отталкивают слушателей. Название должно привлекать внимание слушателей, соответствовать основной идее и содержанию текста. Тема может непосредственно выражать главную идею речи, иногда название темы дается в виде вопроса, на который следует дать ответ. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию речи. 34) Целевая установка, ее структура и роль в подготовке публичной речи Любое выступление произносится с определенной целью. Цель выступления нельзя отожествлять с нельзя отождествлять с темой. Цель содержит желаемый от выступления результат. Целевая установка речи складывается из двух компонентов: задачи, направленной на разъяснение, оценку тех или иных фактов, аргументов, позиций, и сверхзадачи, имеющей эмотивно-побудительный характер. Задача как бы предъявляется слушателям, а сверхзадача скрыта от прямого воздействия и действует подспудно. Это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание. 35) Роль, виды и цели планов в подготовке публичной речи План – это модель, прообраз проектируемого произведения, основа композиции, взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи, где определяются вопросы, которые будут освещены в речи. По мере изучения литературы, продумывания темы, отбора материала составляется рабочий план, помогающий лучше продумать структуру выступления. Таким образом, можно легче определить, какие разделы оказались перегружены материалом, какие, наоборот, не имеют достаточно фактического материала и т д. На основе рабочего плана составляется основной план, называющийвопросы, которые будут освещаться в выступлении. Именно эти вопросы оратор и сообщает слушателям, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. По структуре планы бывают: - простые (из несколько пунктов) - сложные (пункты простого плана делятся на подпункты)
Заключение и его задачи Задачи: 1) дать возможность слушателям припомнить, о чем и что оратор говорил. Здесь надо еще раз сказать главную мысль, причем с усилением. 2) усилить впечатление, произведенное выступлением, и закрепить его главные аспекты 3) поставить перед слушателем конкретные задачи и создать психологическую платформу для их выполнения 4) закруглить речь, связав ее с началом, активизировать аудиторию Никаких дополнительных сведений звучать не должно. Заключение должно завершиться бодро, оптимистично. Оно должно быть подготовлено всем предыдущим изложением, в его частях не должно быть противоречий. Концовка и ее функции Может содержать этикетные формулы призыва, пожелания, сообщения о чем-либо. Заключение и концовка могут иметь различную структуру. Форма заключения зависит от цели речи. Основные правила убеждения Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный (слабыми аргументами вообще не пользуйтесь, они приносят вред, а не пользу). Сила (слабость) аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения лица, принимающего решение. Правило Сократа. Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он наверняка без затруднения ответит вам «да». Собеседник подсознательно настраивается благожелательно и ему психологически легче сказать «да», чем «нет». Правило Паскаля. Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо», сохранить достоинство. Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции. 48) Требования к поведению оратора( См. 49) Требования к поведению аудитории во время публичного выступления Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели - это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором. Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями. Основные этапы становления науки о речи
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.19 (0.008 с.) |