Поведения в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведения в современном мире



Терроризм – это стратегия и тактика политических насильственных действий, систематического преднамеренного устрашения общества путем влияния на принятие решений органами государственной власти, международными организациями. Терроризм можно определить как средство реализации политических установок, как тактику субъектов политики, как метод разрешения общественных проблем путём убийств, шантажа, нагнетания страха, посягательства на интересы, права и свободы граждан. Терроризм является механизмом давления на общество и государство для достижения противоправных политических интересов. Цель террористов – устрашить насилием и принудить к действию / бездействию, заставить подчиниться себе политическую власть.

Основными чертами терроризма как феномена в современных обществах выступают:

– идеологически мотивированное и организованное насилие;

– систематическое преднамеренное устрашение общества и государства (метод);

– достижение противоправных политических интересов путем нелегитимного влияния на принятие политических решений (цель);

– повышенный уровень опасности вследствие возросшей возможности террористов использовать достижения техногенной цивилизации (биотехнологии, информационные технологии, современные средства вооружения и связи, средства массового поражения). Современный терроризм характеризуется активным использованием суицидального терроризма, преимущественным нападением на символическую цель и стремлением к массовости жертв.

Современный терроризм превратился в метод борьбы политических элит за власть и влияние, в инструмент транснациональных преступных групп для воздействия на власть или для захвата власти, вплоть до смещения правительств и изменения политических режимов.

Терроризм как негативный фактор политических процессов приобрел ряд новых черт, связанных с изменениями в субъектах и объектах террористической деятельности, в средствах и масштабах нападения, способах организации и исполнения террористических актов. Среди черт современного терроризма: возросшая интернационализация связей; диффузный характер нападений по нонкомбатантам; бóльшая ориентация на зрелищный эффект с использованием СМИ; активное использование смертников («суицидный терроризм»); появление сети террористических организаций, связанных между собой; активное использование достижений в области науки и техники, возможность влиять на демократические свободы в сторону их уменьшения в планетарном масштабе.

Критерии политической мотивации и идеологии позволяют выделить виды терроризма: этнополитический, религиозно-политический, классовый, расовый, левый, правый и т.д.

Причины развития международного терроризма в современном мире надо видеть в противоречии однополюсного мира, установившегося после распада СССР, в котором власть принадлежит узкой группе международных акторов. В эпоху глобализации субъекты терроризма имеют возможность выступить на международном уровне. Субъектами международного терроризма являются интернациональные террористические группировки или субъекты внутреннего терроризма, совершающие террористические акты за пределами своей страны, на территории иностранных государств, т. е. вышедшие на международный уровень. Характерные черты международного терроризма: посягательство на мирное развитие международных отношений и основополагающие принципы международного права, когда создаются угрозы миру, жизни политических и государственных лидеров, должностных лиц и больших масс людей, которые посредством устрашения принуждаются идти на уступки. Международный терроризм все больше приобретает черты организаций с единым центром управления.

Основной тенденцией развития террористических организаций в начале XXI в. остается вытеснение левоэкстремистских организаций, действию которых содействовала поддержка социалистических стран, праворадикальными и религиозно-экстремистскими группировками. Среди террористических группировок, которые поддерживали левоэкстремистские идеи, наиболее известны «Фракция Красной армии» (РАФ), провозглашавшая целью борьбу с режимом ФРГ и содействие «пролетарской коммунистической» революции, итальянские «Красные бригады», «Прямое действие» во Франции, «Красная Армия Японии», «Сендеро луминосо» в Перу и др. Продолжается активность леворадикальных организаций: Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК), маоистов в странах Юго-Восточной Азии.

Сравнительный анализ терроризма в современном мире подтверждает преобладание религиозно-политических и этнополитических проявлений, которые в ряде случаев (Косово, Индонезия, Таиланд, Индия) имеют высокую степень корреляции. Субъекты этнополитического терроризма чаще всего преследуют сепаратистские цели, что предполагает территориальный конфликт. Этносепаратистский терроризм представлен такими организациями, как Ирландская республиканская армия, «Фронт национального освобождения Корсики» (Франция), «Эускади та аскатасуна» (ЭТА) в Стране Басков и др. Борьба за территорию и повышение статуса своей общности (автономия, федерализм, независимое государство) является наиболее долгосрочным фактором террористического насилия, затрудняют поиск компромиссов сторонами конфликта. Терроризм не имеет ничего общего с национальным равноправием, не поддерживается большинством этнических групп, самоопределение которых террористы провозглашают целью.

Ряд террористических организаций в качестве мобилизующей идеологемы используют превратно истолкованные религиозные положения ислама. Радикальное крыло, реформаторский и традиционный ислам находятся в конфликте. Главный вектор террористической активности на Северном Кавказе направлен против сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, представителей органов государственной власти, официального мусульманского духовенства. Причина кроется в попытке террористических организаций легитимизировать в глазах общественности насилие и, используя наличие социальных проблем, привлечь в свои ряды новых сторонников.

К основным внешним условиям, влияющим на сохранение угрозы терроризма на российском Кавказе, относятся: наличие зарубежных военно-политических и финансово-экономических центров, стремящихся дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе с целью отторжения его от России; проникновение в страну участников международных террористических организаций; деятельность агентов зарубежных спецслужб; амбиции ряда стран Ближнего и Среднего Востока.

К основным внутренним условиям, влияющим на активность международного терроризма на Юге России и представляющим собой сложный комплекс, относятся:

1. Политические: наличие нелегальной оппозиции и преступных формирований, способствующих насаждению идеологии экстремизма и терроризма на территории Северного Кавказа; распространение идей этнонациональной исключительности и превосходства; сепаратистские настроения; коррупция в органах власти; отчужденность между властью и частью населения.

2. Экономические: крайне неравномерное распределение доходов, что приводит к распространению бездуховности и вседозволенности; рост безработицы; криминализация экономики.

3. Социальные: рост преступности; отсутствие эффективной системы социальных гарантий; резкое снижение социальной защищенности населения; демографическое перенапряжение; неконтролируемая миграция.

4. Социокультурные: крайне недостаточное использование потенциала СМИ для воспитания патриотизма и общероссийской идентичности; завуалированная пропаганда этнофобии, расизма, насилия, культа силы; снижение образовательного, культурного и правового уровня населения; слабость традиционных религий в идеологическом противостоянии экстремизму и терроризму.

Религиозный экстремизм за последние 30 лет весомо проявился в Афганистане, ставшем плацдармом для идеологической, политической и территориальной экспансии салафизма, в Боснии и Герцеговине, в Косово, регионах России, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Синьцзяне (Китай), Индии и т.д. Преобладающую часть салафитских организаций, в том числе на Северном Кавказе, можно квалифицировать как политизированное экстремистское движение. О экстремизме свидетельствуют важнейшие признаки: резко отрицательное отношение к секулярной власти; стремление к политическому господству; проповедь идеологии теократического устройства политической системы; насильственная политическая активность; тоталитарный агитационный механизм и средства пропаганды; политико-идейная аргументация.

Особую тревогу вызывает использование Интернета как в пропагандистских целях, так и для распространения учебных пособий по организации террористической деятельности. По сведениям, приведенным представителем Национального антитеррористического комитета России в 2008 г., если в 1998 г. в Интернете в мировом масштабе действовали только 12 сайтов, активно используемых террористами, то на сегодняшний день их около 5 тыс. В настоящее время в русскоязычной части Интернета действует до 40 сайтов экстремистской направленности, каждый четвертый из них располагается на ресурсах российских провайдеров. Подрывная экстремистская литература, содержащая прямые или завуалированные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, возбуждающая межрелигиозную и межнациональную рознь, попадает в страну не только из-за рубежа, значительная ее часть публикуется на территории России.

Связывая терроризм с политическими целями акторов, можно выделить широкий спектр внутренних социальных противоречий и вытекающих из них явлений, детерминирующих возникновение и развитие современного терроризма в России. Инициаторы и организаторы терроризма используют национальные и религиозные чувства для манипулирования поведением, направления агрессивности в русло экстремизма и терроризма.

Террористические группировки на Северном Кавказе объединяются на идеологической основе, разработанной в зарубежных исламистских центрах и дополненной собственными лозунгами. Салафизм представляет собой не просто набор лозунгов, а систему положений. Речь идет о пристрастном искажении ряда положений ислама в виде мобилизующей идеологии, о целенаправленном внедрении конфессионального фактора в идеологическое противоборство. Радикальное салафитское движение остается серьезной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Сегодня можно говорить о становлении во многих регионах России «джамаатов» – подпольных группировок, адепты которых трактуют положения ислама в радикальном ключе. Особую опасность вызывает трактовка «такфира» – обвинения в неверии, допускающая террористические методы борьбы, в том числе и против мусульман, несогласных с нововведениями в исламе. Террористические сети «джамаатов» в конце 1990-х – начале 2000-х гг. были связаны друг с другом на уровне руководителей и рядовых участников, а ныне автономные сетевые структуры взаимодействуют опосредованно, преимущественно идеологически. Организационные структуры экстремистов копируются с ближневосточных: жесткое единоначалие, сплоченность, благотворительность и взаимопомощь (как у палестинского «Движения исламского сопротивления» ХАМАС).

Степень успеха антитеррористической политики зависит от интересов ведущих геополитических акторов, установок и ориентаций сознания депривированных групп населения – социальной базы терроризма, регулирования экономических и социальных проблем.

Антитеррористическая политика Российской Федерации может быть определена как целостная совокупность принципов, направлений, методов и мер государственных органов власти по устранению угроз терроризма, пресечению террористической деятельности. Это – часть государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, а также мер национальной политики и внешней политики РФ (в области международного сотрудничества по борьбе с терроризмом).

Принятие в 2009 г. «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года» усовершенствовало нормативно-правовую базу в сфере регулирования деятельности правоохранительных органов и вооруженных сил. Борьба с терроризмом неэффективна без комплекса мер по повышению качества жизни в республиках Северного Кавказа, по адресному регулированию миграции, воспитанию в обществе ценностей этноконфессиональной толерантности, взаимодействию государства с конфессиями на основе принципов секулярности и свободы совести, выработки стратегии идеологического противостояния религиозному радикализму. Приоритетное значение имеет формирование общероссийской идентичности.

В программе профилактических мер, предусмотренных комплексным планом информационного противодействия терроризму в РФ на 2008–2012 гг. отмечено, что одним из приоритетных направлений государственной политики в области предупреждения терроризма должна стать идеологическая компонента. Для противодействия информационной агрессии террористов целесообразно поддерживать умеренные исламские организации, изолировать экстремистское движение от традиционной для российского общества исламской общины. Необходимо создать в общественном мнении прочное понимание того, что постулаты религиозного экстремизма не имеют ничего общего с интересами народов России.

Таким образом, современный терроризм как сложный политический феномен, меняя свои формы, средства и масштабы, но не свою античеловеческую сущность, требует глубокого социологического анализа с целью экспертного обеспечения эффективной антитеррористической политики.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Чем политическое поведение отличается от политического участия?

2. В каких формах граждане принимают участие в политике?

3. Какие факторы способствуют (препятствуют) участию граждан в политике?

4. Какие формы может принимать протестное поведение?

5. Каково соотношение различных форм политического участия в странах представительной демократии?

6. В чем заключается специфика политического участия в современной России?

7. Какое влияние оказывают пол, возраст, образование и доход на политический выбор?

8. Что такое терроризм? Какую роль он играет в современных обществах?

Рекомендуемая литература

Волков В.В. Политический радикализм: попытка концептуального анализа // Вестн. МГУ. Сер. 12: Политические науки. 2002. № 4. С. 61–72.

Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб., 2005.

Гончаров В.А. Бедность и факторы, влияющие на социально-политическую активность населения // Политэкс. СПб., 2005. Вып. 3. С. 232–245.

Деметрадзе М.Р. Политико-правовые аспекты гражданского неповиновения // Полис. 2007. № 4. С. 83–99.

Добаев И.П. Современный терроризм: региональное измерение. Ростов н/Д, 2009.

Косова Л.Б. Отношение к реформам как линия размежевания // Политическая наука. 2004. № 4. С. 192–203.

Липсет С., Роккан С. Структуры размежеваний, партийные системы и предпочтения избирателей: Предварительные замечания // Политическая наука. 2004. № 4. С. 204–234.

Мелешкина Е.Ю. Концепция социально-политических размежеваний: Проблема универсальности // Политическая наука. 2004. № 4. С. 11–29.

Ожиганов Э.Н. Профиль терроризма: природа, цель и мотивация // Социс. 2006. № 2. С. 52–57.

Патрушев С.В. Гражданская активность: институциональный подход // Полис. 2009. № 6. С. 24–32.

Поликанов Д.В. Российское общественное мнение о проблеме терроризма // Социс. 2006. № 2. С. 57–61.

Пушкарева Г.В. Политическое поведение: теоретико-методологические проблемы политологического анализа. М., 2003.

Сериков А.В. Профилактика политического экстремизма молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4. С. 198–207.

Тарасов А.Н. Экстремисты по вызову // Свободная мысль-XXI. 2003. № 7. С. 62–75.

Эванс Д., Уайтфилд С. Социально-классовый фактор политического поведения россиян // Социс. 2000. № 2. С. 39–51.

Библиографический список

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.025 с.)