Какой из приведенных ниже симптомов не является признаком помутнения сознания: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какой из приведенных ниже симптомов не является признаком помутнения сознания:



а) отсутствие чёткого восприятия действительности; б) отсутствие желания общаться;

в) нарушения ориентации во времени и пространстве; г) нарушение логического мышления.

5. Какое из нарушений сознания называют еще состоянием сновидения:  

а) состояние оглушения;                     б) делириозное состояние;

 в) сумеречное состояние;                   г) онейроидное состояние.

6. Нарушение сознания, подобно видению, которое сопровождается состояниями «заколдованности» или эйфории, называется:

а) онейроидом;                    в) аменцией; 

б) делирием;                         г) ступором;      д) сумеречным расстройством сознания.

7. Какое из нарушений сознания возникает при алкогольном опьянении:

а) состояние оглушения;                   б) делириозное состояние;

 в) сумеречное состояние;                 г) онейроидное состояние.

8. Патопсихолог в своей практической деятельности имеет право:

 а) самостоятельно устанавливать диагноз;          б) подтверждать диагноз;

 в) отрицать диагноз;                                              г) назначать лечение.

ІІІ. Соотнесите правую часть с левой:

9. Виды помрачения сознания:

1) аменция                   А) характеризуется наплывом ярких, преимущественно       зрительных,                                                галлюцинаций и иллюзий, затрудненной ориентацией в                                                      окружающем мире, дезориентацией во времени.

2) делирий                    Б) острая спутанность сознания, нарушение синтетической деятельности при частичном сохранении анализа, поэтому речь бессвязна, осмысление окружающей среды отсутствует, наблюдается инкогеренция. 3) онейроид                В) наплыв подобных сну фантастических галлюцинаций, причём    псевдогаллюцинаций (события происходят, будто, в мыслительном пространстве, а не в реальности).

          Стратегия самостоятельного изучения и закрепления материала

1. Составьте психологический портрет больного в состоянии алкогольного делирия.

2. Опишите психологические характеристики, которые свойственны больным, страдающим от дереализационных расстройств.

3. Изучите основные особенности проявления сумеречного расстройства сознания.

4. Дайте общую характеристику психическому состоянию «дежавю» и сравните его с аналогичными состояниями: déjà vécu (уже пережитое), déjà entendu (уже слышанное).

 

   Ойген Блейлер              

        

   Тема № 4. Нарушения мышления

                      План

1. Нарушение операционной стороны мышления.

2.  Снижение уровня обобщений.

3. Перекручивание процессов обобщения.

4. Нарушение личностного компонента мышления.

5.   Нарушение динамики мышления.

Ключевые понятия: мышление, болезненно ускоренное и замедленное мышление, аутистическое мышление, символическое мышление, шперрунг, разорванное мышление, персеверация, ментизм, вербигерация, шизофазия, символизм, инкогерентное мышление, лабильность мышления, инертность мышления.

                                                 Литература

1. Блейхер В. М. Практическая патопсихология: [руководство для врачей и медицинских психологов] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – Ростов – н/Д.: «Феникс», 1996. ­– 448 с.

2. Воропаева С. В. Основы общей психопатологии / С. В. Воропаева. – М.: МПГУ, 2012. – 161 с.

3. Зейгарник Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник – [издание 2-е, переработанное и дополненное] – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 286 с.

4. Клиническая психология: в 4 т: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А.Б.Холмогоровой. Т.1. Общая патопсихология / А.Б.Холмогорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.

5. Максимова Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: [учебное пособие]/ Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

6. Мягков И. Ф. Медицинская психология: пропедевтический курс [учебник для вузов]/ Мягков И. Ф., Боков С. Н., Чаева С. И. – [изд.второе, перераб. и доп.]. – М.: Логос, 2002. – 320 с.: ил.

7. Немов Р. С. Психология: [учебн. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн.]./ Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Кн. 1. Общие основы психологии. – 1997. – 688 с.

                               Дополнительная литература

1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Лубовский В. И. – М.: Педагогика,1989. – 104с.: ил.

2. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. – М.: Изд-во Моск. Ун-та,1980. – 169с.

3. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / Соловьев И. М. – М.: Просвещение, 1966. – 223с.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Дайте общую характеристику процессу мышления.

2. Назовите количественные и качественные нарушения памяти.

3. Дайте характеристику патопсихологической структуры нарушений мышления при психических заболеваниях.

4.  Что такое шперрунг, приведите примеры данного расстройства мышления?

5. Дайте характеристику инкогерентному мышлению.

6. Расскажите о клинической и психологической феноменологии нарушений мышления, назовите основные критерии их дифференциации.

7. Что такое лабильность и инертность мышления?

8.  Приведите примеры психического состояния, которое характеризуется

частым повторением какого-нибудь слова, мысли, мелодии, действия.

9.  Что такое бред?

10. Дайте характеристику символическому мышлению?

11. Что такое ментизм, приведите примеры.

 

 

Тестовые задания для самоконтроля

І. Закончите предложение:

1. Мышление, которое характеризуется отсутствием не только логической, но и грамматической связи между словами, называется ______________.

2. Эпизодически возникающий, ускоренный поток неконтролированных и, как правило, несвязных мыслей, воспоминаний, представлений – это __________________.

3. Мышление, которое опирается не на факты из реальной жизни, а на переживание, обусловленное внутренним миром человека, называется ____________________________.

ІІ. Выберите правильный ответ:

4. Персеверация – это невозможность:

а) переключиться с одного действия на другое;       в) выполнять действия без внешней команды;

б) планировать свои действия;                                  г) вспоминать недавно выполненные действия.

5. Разорванность мышления проявляется в:

а) незаконченных предложениях;                         в) неполных словах; 

б) чрезмерной детализации;                          г) непродуктивных многословных выражениях.

6. Идеаторное и психическое возбуждение в виде ускорения мышления и речи - это:

а) тахипсихия;                в) шперрунг;

б) брадипсихия;             г) ментизм.

7. Мышление, при котором больные способны формировать новые слова (неологизмы), называется:

а) аутистическое мышление;   в) разорванное мышление;

б) символическое мышление;   г) резонерское мышление.

8. При объяснении переносного значения пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает» испытуемый сказал, что «яблоко всегда падает рядом с веткой, на которой висело». Определите тип мышления:

а) наглядно-образный;             в) конкретный;

б) абстрактный;                     г) паралогический.

9. В процессе исследования с использованием методики «Исключение лишнего» испытуемый из группы предметов (термометр, часы, очки, весы) исключил термометр, объясняя этот тем, что тот нужен «только больным». Определите тип мышления:

а) наглядно-образный;             в) конкретный;

б) абстрактный;                        г) паралогический.

Человек, который ведет себя горделиво, но, в то же время весело улыбается, подмаргивает, шутит. В беседу с врачом вступает с удовольствием, говорит очень быстро, глотая окончания. Рассказывая о своей жизни, сразу придумывает разные невероятные события, а потом со смехом заявляет, что пошутил. Сам чувствует, как мысли в голове стремительно сменяют друг друга. Больным себя не считает. Определите характер нарушения мышления:

а) тахипсихия;                в) шперрунг;               д) резонерство.

б) брадипсихия;             г) ментизм;

ІІІ. Соотнесите правую часть с левой:

11. Виды мышления:

1. Вербигерация                         А) пустое, бесполезное мышление, которое           сопровождается большими и витиеватыми формулированиями;

2. Резонерство                                Б) повторение одной мысли, ее части в речи;

3. Ментизм                                  В) непроизвольный, часто насильный наплыв мыслей, которые носят для больного отчужденный характер.

                 Стратегия самостоятельного изучения и закрепления материала

1. Дайте общую характеристику обсессивно-компульсивному синдрому.

2. Составьте таблицу и опишите все виды бредовых идей по содержанию.

3. Опишите основные проявления задержки речевого развития, в основе которого лежит вторичное недоразвитие речи.

4. Систематизируйте и обобщите в виде таблицы отличия между видами афазий.

Эмиль Крепелин

Тема №5. Нарушение эмоциональной сферы. Понятие шизофрении

                              План

1. Классификация эмоций и чувств. Основные эмоциональные состояния.

2. Патология силы эмоций, основные синдромы нарушения эмоций.

      3. Патология волевой сферы: абулия, гипербулия, гипобулия,              парабулия, нарушение влечений (дипсомания, пиромания, дромомания, ониомания, копролалия, дисморфофобия и т.д.).

4. Шизофрения: онтогенез и патогенез заболевания, виды шизофрении, риск заболевания для родственников, исследование близнецов, исследование усыновленных детей, поиск генетических моделей.

Ключевые понятия: абулия, гипербулия, гипобулия, парабулия, нарушение влечений, дипсомания, пиромания, дромомания, ониомания, копролалия, клептомания, дисморфофобия, маниакальний и депрессивный синдромы, эхолалия, эхопраксия, аффект, фобии, эмоциональная ригидность и лабильность, апатия, ангедония, эмоциональная тупость, амбивалентность, гипертимия, гипотимия, эйфория, дисфория, экстаз, мория, тревога, мания, психопатия.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что такое эмоциональная сфера человека?

2. Дайте определение понятий: «чувства», «эмоции», «настроение», «аффект».

3. Дайте характеристику таким эмоциональным свойствам, как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная ригидность, эмоциональная реактивность.

4. В чём разница между физиологическим и патологическим аффектом?

5. Какие существуют виды нарушений эмоциональной сферы?

6. Дайте определение понятию «эмоциональной амбивалентности».

7. Что такое дисморфомания и нервная анорексия?

8. Какие нарушения влечений наблюдаются в подростковом возрасте?

9. Охарактеризуйте психастенический, астено-невротический, шизоидный, истероидный, эпилептоидный, конформный типы акцентуаций характера.

10. Какие способы компенсации возможны при каждом виде психопатии?

11. Что такое гипербулия, гипобулия и абулия?

12. Какие синдромы, связанные с нарушением эмоционального состояния, вы знаете?

13. Опишите выразительные случаи расстройства привычек и влечений из

литературы и жизненных наблюдений.         

14. Охарактеризуйте расстройства пищевых инстинктов.       

15.  Охарактеризуйте расстройства инстинкта самосохранения.

16.  Охарактеризуйте расстройства полового инстинкта.

17. Охарактеризуйте целенаправленную деятельность по типу замедления.

18.  Охарактеризуйте расстройства целенаправленного действия по типу усиления.

19. Назовите швейцарского психиатра, который впервые использовал термин «шизофрения».

20. Раскройте понятие шизофрении и дайте характеристику её клиническим формам.

21. В чем суть дифференциальной диагностики шизофрении и шизофреноподобных состояний? Опишите соматическую и неврологическую симптоматику шизофрении.

                                              Литература

1. Блейхер В. М. Практическая патопсихология: [руководство для врачей и медицинских психологов] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – Ростов – н/Д.: «Феникс», 1996. ­– 448 с.

2. Воропаева С. В. Основы общей психопатологии / С. В. Воропаева. – М.: МПГУ, 2012. – 161 с.

3. Зейгарник Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник – [издание 2-е, переработанное и дополненное] – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 286 с.

4. Клиническая психология: в 4 т: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А. Б. Холмогоровой. Т.1. Общая патопсихология /                                 А. Б. Холмогорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.

5. Максимова Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: [учебное пособие] / Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

6. Мягков И. Ф. Медицинская психология: пропедевтический курс [учебник для вузов]/ Мягков И. Ф., Боков С. Н., Чаева С. И. – [изд. второе, перераб. и доп.]. – М.: Логос, 2002. – 320 с.: ил.

7. Немов Р. С. Психология: [учебн. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн.]./ Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Кн. 1. Общие основы психологии. – 1997. – 688 с.

Дополнительная литература

1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Лубовский В. И. – М.: Педагогика,1989. – 104с.: ил.

2. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. – М.: Изд-воМоск. Ун-та,1980. – 169с.

3. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / Соловьев И. М. – М.: Просвещение, 1966. – 223с.

Тестовые задания для самоконтроля

І. Закончите предложения:

1. Хроническое душевное заболевание, которое имеет эндогенную природу, в основе которого лежат расщепление мыслей, чувств, действий человека, имеет название _____________________.

2. Врожденный дефект личности, дефект ЦНС, который сохраняется всю жизнь, независимо от того, спокоен ли человек, или находится под влиянием стресса, аномальное, дисгармоничное развитие личности с общей нестойкостью, часто сопровождается расстройствами эмоций и воли, называется __________________________.

3. Крайняя мера гипобулии, которая характеризуется потерей желаний, полным безразличием и бездеятельностью, почти полным ограничением общения, называется __________________.

ІІ. Выберите правильный ответ:

4. Термин «шизофрения» впервые использовал

а) Э. Блейлер;                     б) Э. Крепелин;                  

в) Б.В. Зейгарник;             г) С.Я. Рубинштейн.

5. Болезненное понижение воли - это:

а) гипобулия;                      б) парабулия;

в) абулия;                            г) гипербулия.

6. Дромомания - это:

а) страсть к покупкам;           б) стремление к бродяжничеству;

в) стремление к воровству;    г) страсть к запоям.

7. Веселое возбуждение з дурашливостью, детскостью, паясничанием, склонностью к плоским и грубым шуткам:

а) экстаз;                           б) эйфория;

в) тревога;                        г) мория.

8. Повышенная эмоциональная возбудимость, при которой легко возникает переживание досады, гнева, вплоть до ярости, с агрессивными поступками, - это:

а) эксплозивность;              б) амбивалентность;

в) аффективность;                      г) аддиктивность.

9. Сниженное настроение, которое сопровождается тоскливым, а иногда и злостным настроением, - это:

а) экстаз;                             б) эйфория;

в) дисфория;                        г) мория.

ІІІ. Соотнесите правую часть с левой:

10. Виды нарушения воли:

1) Гипобулия                           А) состояние психики, для которого характерно          значительное повышение активности больного, что проявляется в прожектерстве, подвижности, необычной для того или иного человека;

2) Гипербулия                         Б) состояние психики, которое проявляется в снижении желаний и повелений к действию, такие больные всегда пассивны, двигательная активность слабая, внимание тоже;

3) Абулия                               В) патологическое нарушение психической регуляции действий; проявляется в отсутствии стремлений к действию, в неспособности принимать решения и выполнять нужное действие, хотя его необходимость и осознаётся.

 

                 Стратегия самостоятельного изучения и закрепления материала

1. Составьте таблицу отличий этиологии и патогенеза между маниакально-депрессивным психозом и шизофренией.

2. Составьте список фобий и дайте им характеристику.

3. Дайте общую характеристику разным невротическим проявлениям и сравните их.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АБСТИНЕНЦИЯ состояние, которое возникает от прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приёме или уменьшении дозировки, характеризуется неприятными, иногда опасными реакциями со стороны организма.

АБУЛИЯ – заболевание, которое проявляется отсутствием стимулов к деятельности, неспособностью осуществлять какое-либо действие, значимость которого осознаётся; отсутствие волевой активности, часто соединяется с моторной заторможенностью (ступором), или мутизмом (полной немотой). АГНОЗИЯ – нарушение процессов узнавания при сохранении сознания и сохранении элементарной чувствительности. Наступает вследствие нарушения высших отделов головного мозга, главным образом теменной и затылочно-теменной части левого полушария; затруднения при узнавании предметов, звуков. АГОРАФОБИЯ – сильный и стойкий страх перед необходимостью появляться одному в людных местах.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – одна из форм девиантного поведения связанная бегству от реальности путём искусственной замены своего психического состояния из-за приёма некоторых веществ или постойной фиксации внимания на определенных видах деятельности, которые направлены на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

АКВАФОБИЯ – страх воды, влаги, жидкости.

АЛАЛИЯ – 1) отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;

2) отсутствие речи у детей вследствие недоразвития или повреждения речевых зон коры больших полушарий головного мозга.

АЛЕКСИЯ – потеря способности читать и понимать прочитанное в результате нарушения лобно-теменно-затылочной части левого полушария. АЛЕКСИТИМИЯ – затруднение или неспособность точно описать собственные эмоциональные переживания (человек пытается объяснить своё состояние на примерах и сравнениях, но адекватно сформулировать не может).

АЛЕТИЯ – неспособность человека забывать определенные состояния и события.

АЛКОГОЛИЗМ – хроническое заболевание, обусловленное систематичным употреблением алкогольных напитков.

АЛКОГОЛЬНЫЙ ДЕЛИРИЙ – абстинентная реакция крайней степени, которая возникает у людей, страдающих алкогольной зависимостью; проявляется в виде болезненного бреда, который сопровождается сильными зрительными галлюцинациями.

АЛОДОКСАФОБИЯ – страх собственных мыслей, что приводит к неуверенности в себе.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЭМОЦИЙ – расстройство эмоции, которое проявляется в одновременном существовании противоположных чувств.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – нарушение целенаправленности в формировании суждений, исходя из разных принципов, сосуществовании мыслей и ассоциаций, которые взаимно исключаются.

АМНЕЗИЯ – нарушение памяти, которое состоит в потере способности сохранять в памяти новую информацию; частичная или полная неспособность вспоминать или идентифицировать прошлое переживание.

АНГЕДОНИЯ – потеря человеком чувства радости, удовольствия.

АНЕСТЕЗИЯ – потеря способности чувствовать разные виды раздражений; распространяется, как правило, на тактильную, болевую, температурную чувствительность.

АНОРЕКСИЯ – потеря желания употреблять пищу, отказ от еды.

АНТЕРОГРАДНАЯ АМНЕЗИЯ – расстройство памяти, при котором трудности воспроизведения касаются времени после эпизода нарушения сознания.

АНТЕРОРЕТРОГРАДНА АМНЕЗИЯ – нарушение памяти, при котором невозможно воспроизводить информацию, приобретенную до и после эпизода нарушения сознания.

АНТРОПОФОБИЯ – вид невроза, который характеризуется патологическим страхом перед людьми и толпой.

АПАТИЯ – болезненное безразличие, отсутствие эмоций; при этом эмоциональные реакции или не возникают, или слабо; соединены с обычной потерей активности, инициативы, полной бездеятельностью.

АПРАКСИЯ – более лёгкая степень расстройства целенаправленности деятельности.

АСТАЗИЯ – нарушение способности стоять, вызванное нарушением координации мышц тела.

АСТЕНИЯ – состояние повышенной утомляемости, потеря способности длительное время заниматься физическим и умственным трудом.

АУТИЗМ ДЕТСКИЙ – 1) одно из наиболее сложных нарушений развития, тяжелая форма патологии, для которой характерны значительные недостатки социальных и коммуникативных навыков, а также стереотипные интересы, занятия и паттерны поведения. Термин был введен для обозначения психических нарушений, связанных со снижением возможностей субъекта произвольно управлять своим мышлением, проявляется в попытках избегания любые контакты и отсутствие потребности в совместной деятельности. Состояние психологического отчуждения, которое выражается в отстранении, побеге индивида от контактов с действительностью и погружение в замкнутый мир собственных переживаний.

2) неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функций общения.

АУТОАГРЕСИЯ – агрессия, направленная на себя (физическая и вербальная); может проявляться как суицидальное поведение или парасуицидальные действия (нанесение вреда самому себе).

АФАЗИЯ – полная или частичная потеря речи; речевое нарушение, которое возникает при локальных нарушениях коры головного мозга. Это распад речи из-за поражения речевых и других зон, касающихся формирования и регулирования речевой функции.

АФФЕКТ – интенсивное, кратковременное, эмоциональное состояние, для которого характерно быстрое, бурное начало, выразительные вегетативные симптомы, сопровождается существенными изменениями в поведении; может приводить к дезорганизации поведения и немотивированным поступкам. БАЗИСТАФОБИЯ (из греч.. Basis «хождение», stasis – «стояние» и phobos «страх») – навязчивый страх, боязнь стояния и хождения.

БАКТЕРИОФОБИЯ (від грец. bacteria – «палочка», phobos – «страх») – навязчивый страх, боязнь заражения бактериями через прикосновениях «инфицированным» предметам. Часто наблюдается при истерии.

БАТОФОБИЯ (від грец. bathes – «глубина», phobos – «страх») – навязчивый страх глубоких водоёмов.

БЛЕЙЛЕРОВА БОЛЕЗНЬ – первое название шизофрении. Описывая шизофрению, Э. Блейлер увеличил границы этой болезни по сравнению с                    Э. Крепелином.

БУЛИМИЯ – расстройство пищевого поведения, которое характеризуется регулярными приступами неконтролируемого переедания, после которого наступает сознательный вызов рвотного рефлекса или другие виды компенсаторного поведения.

ВЕНЕРОФОБИЯ – психическое состояние зависимости человека от собственных страхов заболеть венерическим заболеванием.

ВЕРБАЛЬНАЯ ПАРАФАЗИЯ – патология человека, болезнь, при которой нарушено слуховое восприятие и реакция на слуховые раздражения, вследствие чего больной заменяет нужное слово другим, близким по значению. ВЕРБИГЕРАЦИЯ – расстройство мышления, которое проявляется стереотипным повторением отдельных слов или слогов.

ВИКАФОБИЯ – страх встречи с колдунами и ведьмами.

ВУАЙЕРИЗМ – парафилия, при которой человек овладевает навязчивым желанием подсматривать за людьми, которые раздеваются или занимаются сексом. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ – расстройство восприятия, которое характеризуется ложным возникновением образов, предметов, звуков, запахов без наличия раздражителя.

ГАЛЛЮЦИНАТОРНО-ПАРАНОЯЛЬНЫЙ СИНДРОМ – разновидность психопатологических синдромов, которые характеризуются нарушениями психической деятельности, и проявляется в разных формах зависимости от конкретных особенностей психики человека, его возраста, стадии болезни. ГЕБЕФРЕНИЯ (с греч. hebe – «юность», phren – ум) – психическое расстройство, которое характеризуется паясничанием, двигательным и речевым возбуждением, разорванностью мышления, приподнятым настроением. Юношеская форма шизофрении.

ГИПЕРБУЛИЯ – болезненное усиление волевой активности, бывает у наркоманов при поисках наркотиков, у маниакальных больных, психопатических особах. ГИПЕРЕСТЕЗИЯ – повышение способности ощущать разные виды раздражений.

ГИПЕРКИНЕЗИЯ – нарушение психомоторики, которое проявляется двигательным возбуждением, непроизвольными движениями отдельных мышц или группы мышц.

ГИПЕРМНЕЗИЯ (с греч. hyper – «над», mnesi – «воспоминания») – увеличение объёма запоминания информации; неожиданное и необычное усиление способностей к воспоминаниям.

ГИПЕРПАТИЯ (с греч. hyper –«над», pathos – «страдания») – повышение чувствительности, которое характеризуется появлением ряда болезненных ощущений как реакции на невредные и безопасные для других раздражители.

ГИПЕРТИПИЯ – чрезмерная эмоциональность, возбудимость.

ГИПОБУЛИЯ – ослабление активности, которое наблюдается при депрессиях и других формах подавленного состояния.

ГИПОЕСТЕЗИЯ – снижение способности ощущать действие раздражителей.

ГИПОКИНЕЗИЯ – нарушение психомоторики, которое проявляется уменьшением действий и произвольности движений.

ГИПОМНЕЗИЯ – нарушение способности к запоминанию любой этиологии.

ГИПОТИМИЯ – особенное состояние, при котором наблюдается снижение общей активности как психической, так и физической, медленное протекание процессов мышления, сонливость, снижение настроения, меланхолия.

ГИПОФОБИЯ – чувство страха, возникающее при стрессах, временных психических расстройствах, алкогольном и наркотическом опьянении. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ – сексуальное влечение людьми одного пола.

ДЕБИЛЬНОСТЬ – 1) легкая умственная отсталость, которая характеризуется конкретностью мышления, неспособностью к творческому поведению, примитивностью интересов и чувств;

 2) легкая степень олигофрении, его основа – неспособность к понятийному мышлению, преимущественно конкретно-образное мышление, больные с ранних лет отстают в развитии, позже начинают ходить, говорить, к 4-6 годам это отставание сглаживается, дети своевременно идут в школу, но учатся плохо. Старательные спокойные дети благодаря усидчивости под контролем родителей удовлетворительно учатся в нормальной школе, заканчивают младшее звено, однако позже вынуждены переходить в спецшколы.

ДЕЛИРИЙ – это синдром, который характеризуется быстрым началом широкой дезорганизации высших психических процессов. Его вызывают общие нарушения метаболизма головного мозга. Может развиваться вследствие травм головы, токсического влияния, кислородного голодания, недостаточного поступления крови в ткани мозга;

2) состояние сознания, которое характеризуется наплывом ярких представлений, которые непрерывно возникают отрывками воспоминаний, появлением обманчивого ориентирования во времени и пространстве.

ДЕМЕНЦИИ – 1) нарушения памяти, вызванные физиологическими причинами, которые влияют и на память, и на другие когнитивные функции, например, абстрактное мышление или речь. 

2) – стойкое обеднение психической деятельности, её упрощение и упадок, проявляется в ослаблении познавательных процессов за счет снижения памяти, способности к обобщению, абстракции и т.д.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ – нарушение сознания, которое характеризуется ощущением отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего «Я», которое будто воспринимаются со стороны. Частым является нарушение «схемы тела» – неправильное восприятие основных характеристик и способов функционирования собственного тела, его частей и органов.

ДЕПРЕССИЯ – подавленное состояние, которое характеризуется грустью, упадком сил, низкой самооценкой, чувством вины.

ДЕПРЕССИВНЫЙ СИНДРОМ – синдром расстройства эмоций, что представляет собой триаду симптомов: настроение подавленное, замедленное мышление и двигательная активность.

ДЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАССТРОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ – расстройства, при которых существенно изменяется восприятие объектов, (микропсия, макропсия).

ДИЗАРТРИЯ – это нарушение воспроизводящей стороны речи из-за нарушения артикуляционного праксиса, вследствие органического поражения центральной и периферийной иннервации органов речи – травматического, сосудистого, инфекционного, врожденного характера.

ДИСЛАЛИЯ – нарушение произношения звуков, при этом слух нормальный, сохранена иннервация речевого аппарата.

ДИСЛЕКСИЯ – частичное специфическое нарушение усвоения процесса чтения, которое обусловлено несформированностью или нарушением высших психических функций и проявляется в повторении стойких ошибок на письме. ДИСМОРФОФОБИЯ – соматоформное расстройство, которое характеризуется исключительно обеспокоенностью по поводу недостатков или неприятных для окружающих особенностей внешности

ДИСФОРИЯ – состояние хмурого, угнетенного настроения с оттенком недовольства, раздражительности, которое возникает неожиданно, без причины и длится от нескольких минут до нескольких дней.

ЭЙФОРИЯ – приподнятое настроение с оттенком благодушия, удовольствия, радости, которое не соответствует ситуации и обстоятельствам жизни больного.

ЭКСГИБИЦИОНИЗМ – 1) парафилия, при которой человек переживает импульсы возбуждения или фантазирует о том, что покажет свои гениталии другому человеку; 2) демонстрация гениталий другим людям (как правило незнакомым) в необычных ситуациях и без получения на это согласия. ЭПИЛЕПСИЯ – хроническое нервно-психическое заболевание, которое характеризуется судорожными расстройствами, психическими отклонениями и изменениями свойств личности. Заболевание может привести к эпилептическому недоумию. Возникновение может быть вызвано наследственной предрасположенностью или органическими поражениями головного мозга.

 Признаки эпилепсии: наличие судорог с потерей сознания, которые не обусловленные внешними обстоятельствами. Так же характерны кратковременные отключения сознания, судороги мышц лица, кистей рук, временные расстройства речи; непроизвольные жевательные и сосательные движения и т.д.

ЭХОЛАЛИЯ – нарушение психомоторики, которое проявляется повторением слов.

ЭХОПРАКСИЯ – нарушение психомоторики, которое проявляется повторением движений собеседника.

ЗАИКАНИЕ – 1) нарушение нормального темпа речи, которое выражается в многоразовом повторении первых букв или слогов некоторых слов; 2) нарушение процесса речи: его темпа, ритма и коммуникативной функции; как правило, из-за судорог, которые возникают в артикуляционном и дыхательном аппарате.

ЗАКОН ФОРМИРОВАНИЯ МНЕСТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ РИБО – нарушение памяти, как и ее восстановление, происходит в хронологическом порядке: сначала теряется память о наиболее сложных и недавних впечатлениях, потом – о старых. Восстановление происходит в обратном порядке.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) – 1) частичное недоразвитие высших психических функций, которое может быть вызвано соматическими заболеваниями, органическим поражением ЦНС или физическими дефектами;

2) замедление темпов развития, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости, мышления, быстрой насыщаемости в интеллектуальной деятельности.

ИДОТИЯ – глубочайшая степень психического недоразвития, характеризуется практическим отсутствием мышления. У таких больных в основном отсутствуют навыки опрятности, тяжело формируются навыки ходьбы, речь отсутствует, есть лишь отдельные звуки.

ИЛЛЮЗИИ – это искривленное восприятие реальности.

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ – 1) степень олигофрении, которая характеризуется средней степенью недоразвития психики, элементарным мышлением, наличием недоразвития речи; такие люди неспособны работать самостоятельно, лишь под присмотром могут выполнять простые функции.

ИНКОГЕРЕНЦИЯ – расстройство мышления, которое проявляется нарушением связи между слогами в словах.

ИНФАНТИЛИЗМ – частичное замедление темпа формирования эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Поведение ребенка, страдающего инфантилизмом, отличается большей детскостью.

ИПОХОНДРИЯ – соматоформное расстройство, при котором человек ошибочно подозревает, что незначительные изменения его организма могут быть признаками серьёзного заболевания.

ИСТЕРИКА – нервный приступ, который выражается в неожиданных переходах от смеха к слезам.

ИСТЕРИЯ – вид невроза, который характеризуется многочисленными нарушениями психики, моторной сферы, чувствительности и функций внутренних органов; проявляется своеобразными истерическими приступами, нарушением сознания и функций внутренних органов.

КАНДИНСКОГО-КЛЕРАМБО СИНДРОМ – симптомокомплекс, который включает в себя такие обязательные компоненты, как псевдогаллюцинации, манию преследования и влияния, психические автоматизмы (моторные, сенсорные, идеаторные).

КАНЦЕРОФОБИЯ – навязчивый страх заболеть злокачественным новообразованием, который является одним из проявлений невроза навязчивых состояний.

КАТАРСИС – 1) повторное переживание прошлых вытесненных чувств с целью решения внутренних проблем; 2) душевная разрядка, очищение духа при помощи «страха и сопереживания».

КАТАТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – психическое расстройство с преимущественными нарушениями двигательной функции.

КВЕРУЛЯНТСТВО – сверхценное патопсихологическое увлечение, которое проявляется как стремление добиться правды даже в незначительном, причем человек не понимает негативных последствий данного цели.

КЕСАРЕВО СУМАСШЕСТВИЕ (с лат.. caesar – «титул императора») – психоз, который возникает на основе вседозволенности и безграничной власти и проявляется патологической жесто



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.123 с.)