Донецкая народная республика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкая народная республика



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Горловский институт иностранных языков»

                                              Кафедра психологии

 

                                                              Ψ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ

для студентов 1 курса

ОУ «Магистр» по направлению подготовки 37.04.01 Психология.

 

                                       

 

                                                               

 

 

Горловка – 2017

  

   


УДК 159.99

ББК 88.53

      Рецензенты:

Андреева И. А. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Горловского института иностранных языков

Чечель Е. О., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специального дефектологического образования ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

 

 

Учебное пособие по патопсихологии для студентов 1 курса ОУ «Магистр» по направлению подготовки 37.04.01 Психология / сост. А. В. Машинистов. - Горловка: Изд-во ГИИЯ, 2017. – 62 с.

 

 

Учебное пособие по патопсихологии для студентов 1 курса ОУ «Магистр» по направлению подготовки 37.04.01 Психология содержит планы семинарских занятий, ключевые слова, вопросы для самоконтроля, тестовые задания по основным темам курса и необходимый тезаурус. Практикум оснащен необходимым списком основной и дополнительной литературы.

 

Учебное пособие по патопсихологии адресовано преподавателям, аспирантам, бакалаврам и студентам психологических факультетов.

 

 

                                                                                                                                        

 

   УДК 159.99

                                                                                                                                            ББК 88.53

                                                                                              Издательство ГИИЯ, 2017

 

 

Содержание

Тематический план семинарских занятий…………………………………………4                   Введение……………………………………………………………...………………5

          Критерии оценки и нормы знаний………………………………………………...7

Задания к семинарским занятиям…………………………………….…………...11

Семинарское занятие № 1…………………………………………………………11

Семинарское занятие № 2………………………………………………………….16

Семинарское занятие № 3….………………………………………………………22

Семинарское занятие № 4…………………….……………………………………28

Семинарское занятие № 5……………………….…………………………………33

Глоссарий………….………………...……………………………………………...39

Ключи-ответы к тестовым заданиям………………………………….…………….………………………...…58

Список литературы………………………………………………………………...60

 

 

Тематический план семинарских занятий по дисциплине «Патопсихология»

  Тематический план дисциплины   Прогнозируемая учебная нагрузка
Семинарское занятие № 1. Предмет и задачи патопсихологии.       Методы патопсихологии. Расстройства восприятия и ощущений. Предмет и задачи патопсихологии. История развития патопсихологии. Патопсихологический эксперимент. Беседа патопсихолога с больным и наблюдение за его поведением во время исследования (по Б. В. Зейгарник). Нарушения ощущений. Изменение интенсивности ощущений: гипестезия, гиперестезия, анестезия. Качественные расстройства ощущений: парестезии и сенестопатии. Нарушения личностного компонента восприятия. Нарушение константности восприятия, иллюзии, галлюцинации, классификация галлюцинаций по анализаторам, псевдогаллюцинации, расстройства восприятия времени. Нарушение самовосприятия. Деперсонализация. Соотношение измененного самовосприятия и бреда. 2
Семинарское занятие № 2. Нарушения памяти и интеллекта. Непосредственная и опосредованная память и нарушение памяти при разных болезнях. Фиксационная амнезия, прогрессирующая амнезия, гипомнезия, гипермнезия, ретроградная амнезия, антероградная амнезия, конфабуляции, псевдореминисценции. Нарушения динамики мнемической деятельности. Нарушения мотивационного компонента памяти. Нарушения интеллекта. Олигофрении и деменции. 2
Семинарское занятие № 3. Нарушения сознания. Психологическая характеристика сознания и самосознания. Психологическая характеристика отдельных видов нарушения сознания. Две группы нарушения сознания: выключение и помрачение сознания. Методы исследования нарушений сознания и самосознания в патопсихологии. Нарушения самосознания: представление о структуре этих нарушений, их место в общей картине нарушений психической деятельности. Проблема бессознательного в патопсихологии. 2
Семинарское занятие № 4. Нарушения мышления. Нарушение операционной стороны мышления. Снижение уровня обобщений. Перекручивание процессов обобщения. Нарушение личностного компонента мышления.    Нарушение динамики мышления.       2
Семинарское занятие № 5. Нарушение эмоциональной сферы. Понятие шизофрении. Классификация эмоций и чувств. Основные эмоциональные состояния. Патология силы эмоций, основные синдромы нарушения эмоций. Патология волевой сферы: абулия, гипербулия, гипобулия, парабулия, нарушение влечений (дипсомания, пиромания, дромомания, ониомания, копролалия, дисморфофобия и т.д.). Шизофрения: онтогенез и патогенез заболевания, виды шизофрении, риск заболевания для родственников, исследование близнецов, исследование усыновленных детей, поиск генетических моделей. 2
Итоговый контроль: экзамен  
Всего часов 10

 

 

Уважаемые студенты!

Важной составляющей теоретической подготовки практических психологов является курс «Патопсихология». Изучение патопсихологии способствует глубокому пониманию структуры и закономерностей психической деятельности, даёт возможность индивидуализировать систему диагностических, лечебных, психопрофилактических и экспертных мероприятий. Патопсихология – это отрасль психологической науки, данные которой, имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. Данная дисциплина занимается изучением протекания расстройств психической деятельности человека, сопоставляя с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Патопсихология как отрасль психологической науки начала развиваться в конце 19 века, её возникновение и развитие связаны с организацией в 1879 году             В. Вундтом в г. Лейпциге первой в мире экспериментально-психологической лаборатории. Также на формирование принципов отечественной и зарубежной патопсихологии значительное влияние оказала работа И. М. Сеченова «Рефлексы мозга», которая сблизила физиологию и психологию. Последователем                              И. М. Сеченова в сфере разработки медицинской психологии и основ патопсихологии стал В. М. Бехтерев, психиатр по образованию, родоначальник экспериментальной психологии и основоположник отечественного патопсихологического направления. Не менее важную роль в становлении патопсихологии как определенной отрасли знаний сыграли идеи о предметной деятельности известного советского психолога        Л. С. Выготского, идеи которого были развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками. Среди них А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин,                           Л. И. Божович, А. В. Запорожец и другие.

 Весомый вклад в становление современной патопсихологии внесла Блюма Вульфовна Зейгарник. Она разработала теоретические основы патопсихологии, описала характер патологического протекания отдельных психических процессов, сформулировала важные принципы работы патопсихолога. Ей принадлежит известное исследование проблемы запоминания завершенных и незавершенных действий, которые получили название «эффект, или феномен Зейгарник» Его сущность заключается в том, что незавершённые действия запоминаются человеком гораздо лучше, чем завершённые.

Целью учебного пособия является организация самостоятельной и аудиторной деятельности студентов при подготовке к семинарским занятиям, формирование навыков самостоятельной работы с литературой, умение критически оценивать разные источники знаний, а также развивать у будущих психологов умения анализировать психологические факты и объяснять те или иные проявления личности. Пособие содержит планы семинарских занятий, ключевые понятия, вопросы и задания для самоконтроля, тестовые задания по каждой теме курса, стратегии самостоятельного изучения и закрепления материала, словарь терминов и необходимую литературу для подготовки к практическим занятиям. На предпоследней странице предоставлены ответы на тестовые задания для самоконтроля знаний.

По 100-бальной шкале

По государственной шкале

По шкале ECTS

Оценка Определение
90-100 «Отлично» (5) A Отличное выполнение с незначительным количеством неточностей
82-89

«Хорошо» (4)

B В целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%)
75-81 C В целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%)
67-74

«Удовлетворительно» (3)

D Неплохо, но со значительным количеством ошибок
60-66 E Выполнение удовлетворяет минимальным критериям
35-59

«Неудовлетворительно» (2)

FX Надо поработать над тем, как получить положительную оценку
1-34 F Необходим повторный курс обучения

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины - формирование понятия о норме и патологии психических состояний и развития человека, понимание истории развития и структуры современных знаний в отрасли данной науки.

Задачи дисциплины:

- раскрыть основные понятия патопсихологии;

- сформировать представление о месте патопсихологии в контексте других психологических дисциплин, о связи с другими смежными дисциплинами (возрастной психологией, клинической психологией, педагогикой, физиологией);

- сформировать практические навыки и умения при применении патопсихологических диагностических методик, научиться интерпретировать полученные данные в соответствии с задачей, делать вывод на основе полученных результатов;

- сформировать понятие о норме, её границе и патологии;

- рассмотреть разные виды аномалий и нарушений психического развития человека;

- научить студентов применять конкретные методические приёмы диагностики отклонений психического состояния и развития человека; 

- помочь студентам с ориентацией в литературе по данной дисциплине, активизировать самостоятельный поиск студентов в этих направлениях.

Требования к знаниям и умениям студентов

В результате изучения теоретического курса «Патопсихология» студенты должны:

Знать:

·  знать предмет и задачи патопсихологии, основные патопсихологические симптомы и синдромы;

· понимать взаимосвязь патопсихологических синдромов и психических заболеваний;

· методы клинико-психологического обследования клиентов с аномалиями развития (основные методики диагностики нарушений познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы и личности);

·  методы диагностики и интерпретации детско-родительских отношений.

У меть:

·  ориентироваться в современных научных патопсихологических концепциях;

·  самостоятельно разработать стратегию патопсихологического обследования;

·  провести анализ выявленных расстройств (выявить структуру дефекта);

·   проводить патопсихологическую диагностику особенностей познавательной и личностной сферы и интерпретировать результаты;

·  планировать и проводить диагностические беседы, а также беседы по результатам диагностики.

Владеть:

· навыками составления психологического заключения по результатам обследования (учитывая поврежденные, недоразвитые и сохранные звенья);

· применять на практике классические и новые методы диагностики особенностей и нарушений познавательных процессов и эмоциональной сферы.

Преподавание патопсихологии требует первостепенного получения студентами знаний по «Анатомии и физиологии ЦНС», «Психологии девиантного поведения», «Психологии семьи» и «Психодиагностике».

В результате изучения учебной дисциплины «Патопсихология» у обучающихся должны сформироваться следующие компетенции:

Общекультурные компетенции (ОК):

- готовность к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, к проявлению уважения к людям, готовность нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-6);

- владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение филологических, общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-8);

- способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);

- способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ОПК-4);

- способность представлять специфику русской и иноязычной научной картины мира, основные особенности научного дискурса в русском и изучаемых иностранных языках (ОПК-8);

- владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-7);

- способность разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-11);

Рекомендации к работе с пособием

Готовясь к семинару, студенты должны ознакомиться с темой семинара, ключевыми понятиями, внимательно прочитать рекомендованную литературу по теме семинара. Опираясь на стратегию самостоятельного изучения и закрепления материала, студент может в систематизированном виде получать знания по определенным темам. Проверить готовность к семинарскому занятию помогут контрольные вопросы и тестовые задания, которые составлены в соответствии с содержанием темы.

  

Тема № 1. Предмет и задачи патопсихологии.                                             Методы патопсихологии. Расстройства восприятия и ощущений

                              

План

1. Предмет и задачи патопсихологии.

2. История развития патопсихологии.

3. Патопсихологический эксперимент. Общая характеристика методов патопсихологического исследования.

4. Нарушения ощущений. Изменение интенсивности ощущений: гипестезия, гиперестезия, анестезия. Качественные расстройства ощущений: парестезии и сенестопатии.

5. Нарушения личностного компонента восприятия. Нарушение константности восприятия, иллюзии, галлюцинации, классификация галлюцинаций по анализаторам, псевдогаллюцинации, расстройства восприятия времени.

6. Нарушение самовосприятия. Деперсонализация. Соотношение измененного самовосприятия и бреда.

 

Ключевые понятия: патопсихология, синдром, симптом, патогенез, онтогенез, этиология, восприятие, ощущение, самовосприятие, иллюзии, галлюцинации, классификация галлюцинаций по анализаторам, псевдогаллюцинации, расстройства восприятия времени, нарушения самовосприятия, деперсонализация, дежавю, жамевю, гипостезия, гиперстезия, анестезия, парастезия, сенестопатия, астенический и кататонический синдромы.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что изучает патопсихология как наука?

2. Какие отличия существуют между патопсихологией и психопатологией?

3. Назовите основные исторические этапы развития патопсихологии.

4. Кого и почему считают основателем патопсихологии в отечественной науке?

5. Какие этапы включает в себя патопсихологический эксперимент?

6. В чём состоит разница между симптомом и синдромом? Какие основные синдромы патопсихологии вы знаете?

7. Назовите расстройства ощущений, при которых происходит отсутствие чувствительности (например, температурной или болевой). Какие расстройства встречаются при неврологических заболеваниях, при кататоническом синдроме? 

8. Что такое астенический и кататонический синдромы?

9. О каком расстройстве идет речь, когда горячее кажется тёплым, яркое – блеклым, громкое – тихим и так далее? Дайте характеристику качественным расстройствам ощущений, таким как «парестезии» и «сенестопатии». Приведите примеры таких расстройств.

10.  Назовите расстройство восприятия, при котором больной не может объяснить значение и название воспринимаемого объекта.

11.  О каком расстройстве восприятия идёт речь, когда существует чувство изменения окружающей среды, живых и неживых предметов, явлений природы, времени? 

12.  Что такое деперсонализация? Приведите примеры.

13.  Как называется процесс, при котором человек не способен испытывать радость?

14.  Объясните процессы дежавю и жамевю. Что такое иллюзии?

15.  Что такое галлюцинации? Приведите классификацию галлюцинаций по анализаторам.

Литература

1. Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: учебное пособие / А. П. Бизюк; под ред.                Л. М. Шипицыной. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. ­–  415 с.

2. Блейхер В. М. Практическая патопсихология: [руководство для врачей и медицинских психологов] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – Ростов – н/Д.: «Феникс», 1996. ­– 448 с.

3. Воропаева С. В. Основы общей психопатологии / С. В. Воропаева. – М.: МПГУ, 2012. – 161 с.

4. Зейгарник Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник – [издание 2-е, переработанное и дополненное] – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 286 с.

5. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – М.: Апрель-ПРЕСС: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.  

6. Максимова Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: [учебное пособие]/ Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

7. Мягков И. Ф. Медицинская психология: пропедевтический курс [учебник для вузов] / Мягков И. Ф., Боков С. Н., Чаева С. И. – [изд.второе, перераб. и доп.]. – М.: Логос, 2002. – 320 с.

8. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методы патопсихологии и опыт применения их в клинике / С. Я. Рубинштейн. – М.: Апрель-Пресс: Психотерапия, 2007. – 224 с. 

9. Справочник по психиатрии / под ред. А. В. Снежневского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1985. – 416 с.

Дополнительная литература

1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Лубовский В. И. – М.: Педагогика,1989. – 104 с.: ил.

2. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. – М.: Изд-во Моск. Ун-та,1980. – 169 с.

3. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / Соловьев И. М. – М.: Просвещение, 1966. – 223 с.

 

 

Тестовые задания для самоконтроля

І. Закончите предложение:

1. Неправильное восприятие предметов, которые реально существуют в данный момент – это __________________.

2. Искаженное восприятие размеров (макро- и микропсия), формы взаимного расположения окружающих предметов или пространства. Встречается при органических заболеваниях головного мозга, инфекциях, интоксикациях, называется ________________.

3. Патологическое состояние, которое характеризуется быстро наступающей усталостью, наступающей быстро после обычной активности - ________________________?

ІІ. Выберите правильный ответ:

  4. Нарушение ощущения, связанное с потерей чувствительности, называется:

 а) гипестезией;                             в) анестезией; 

 б) амнезией;                                г) гиперестезией.   

5. Расстройства восприятия, при которых происходит нарушение при познании предметов – это:

а) галлюцинации;               в) агнозии; 

б) иллюзии;                         г) деперсонализация.

6. Расстройство восприятия частей собственного тела называется:

 а) соматоагнозией;                                     в) симптомом Фреголи;                     

б) синдромом Капгра.                              г) дисморфоманией.

План

1. Непосредственная и опосредованная память и нарушение соотношений при разных болезнях.

2.  Фиксационная амнезия, прогрессирующая амнезия, гипомнезия, гипермнезия, ретроградная амнезия, антероградная амнезия, конфабуляции, псевдореминисценции.

3. Нарушения динамики мнемической деятельности.

4. Нарушение мотивационного компонента памяти

5. Нарушения интеллекта. Олигофрении и деменции.

Ключевые понятия: память, амнезия, гипомнезия, гипермнезия, ретроградная амнезия, антероградная амнезия, конфабуляции, псевдореминисценции, закон Рибо, Корсаковский синдром, олигофрении, деменции, дебилизм, имбецильность, идиотия, понятие аутизма, сенильные деменции, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика.

 

    Выделяют следующие формы олигофрений:

Дебильность (легкая умственная отсталость; IQ = 69-50). Больные не способны абстрактно мыслить, у них преимущественно конкретно-описательный тип мышления, непонимание ситуации в целом. Они не справляются со сложной работой, нуждаются в помощи взрослых. Такие дети легко попадают под влияние окружающих.

Имбецильность (умеренная умственная отсталость; IQ = 49-35 и тяжелая умственная отсталость; IQ = 34-20). Такие дети не могут формулировать понятия, абстрактно мыслить, имеют только навыки по самообслуживанию (одевание, элементарная аккуратность). Понимают несложную речь, имеют словарный запас в размере 300 слов. Полноценно и самостоятельно мыслить не могут из-за неспособности к обобщениям. Требуют присмотра, имеют примитивные интересы. Лёгкие имбецилы способны обучаться в специальных школах, тяжёлые – не способны обучаться.             

Идиотия (глубокая умственная отсталость; IQ = 19-0). Характеризуется неспособностью к познавательной деятельности. У таких больных ограничено восприятие, они не могут мыслить, говорить. Произносят лишь отдельные звуки, не понимают окружающих, не узнают родных, не различают съедобное от несъедобного. Имеют глупое выражение лица, поздно начинают ходить, иногда ползают, не имеют привычек по самообслуживанию, неопрятны, неспособны к познавательной деятельности.

Существует 3 критерия диагностики умственной отсталости:

а) школьный – дети с легкой степенью умственной отсталости, плохо учатся, до 9 лет отстают от ровесников на 2года, после 9 лет – на 3.

б) социальный – особы с легкой умственной отсталостью, могут работать самостоятельно (физический труд). Лица с умеренной умственной отсталостью могут выполнять несложную работу под контролем. Требуют присмотра и опеки.

в) психометрический – определяется IQ (при помощи метода Векслера).

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Память как психический процесс фиксации, ретенции и репродукции информации.

2. Назовите количественные и качественные расстройства памяти.  

3. Назовите виды нарушений памяти.

4. Что вы знаете о законе обратного хода памяти Рибо?

5.  Опишите Корсаковский синдром.

6. Какой комплекс признаков характерен для прогрессирующей амнезии?

7.   Может ли нарушение динамики мнемической деятельности выступать как следствие аффективно-эмоциональной стойкости?

8. В чём заключается разница между олигофрениями и деменциями?

9. Классификация деменций по возрасту.

10.  В чем заключается нарушение мотивационного компонента памяти?

11.  Дайте определение антероградной и ретроградной амнезий.

12.   Дайте характеристику расстройству памяти при конфабуляциях и псевдореминисценциях.

13.   Причины олигофрении и классификация по этиологическим признакам. Принципы терапии, коррекции, экспертизы, реабилитации при олигофрениях. Как организовывается учебно-воспитательный и трудовой процесс при олигофрении?

14.  Клинические формы олигофрении. Соматоневрологические проявления олигофрении.

15.  Психофизический инфантилизм. В чём состоит приграничная умственная отсталость?

                                             Литература

1. Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: учебное пособие / А. П. Бизюк; под ред. Л. М. Шипицыной. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. ­–  415 с.

2. Блейхер В. М. Практическая патопсихология: [руководство для врачей и медицинских психологов] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – Ростов – н/Д.: «Феникс», 1996. ­– 448 с.

3. Воропаева С. В. Основы общей психопатологии / С. В. Воропаева. – М.: МПГУ, 2012. – 161 с.

4. Зейгарник Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник – [издание 2-е, переработанное и дополненное] – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 286 с.

5. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – М.: Апрель-ПРЕСС: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.  

6. Максимова Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: [учебное пособие]/ Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

7. Мягков И. Ф. Медицинская психология: пропедевтический курс [учебник для вузов]/ Мягков И. Ф., Боков С. Н., Чаева С. И. – [изд. второе, перераб. и доп.]. – М.: Логос, 2002. – 320 с.: ил.

8. Немов Р. С. Психология: [учебн. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн.]./ Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Кн. 1. Общие основы психологии. – 1997. – 688 с.

Дополнительная литература

1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Лубовский В. И. – М.: Педагогика,1989. – 104с.: ил.

2. Зейгарник Б. В.Очерки по психологии аномального развития личности / Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. – М.: Изд-во Моск. Ун-та,1980. – 169 с.

3. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / Соловьев И. М. – М.: Просвещение, 1966. – 223 с.

Тестовые задания для самоконтроля

І. Закончите предложение:

1. Ошибочное воспоминания событий, которые были или могли быть в жизни человека, но в другое, не настоящее время, - это ______________________.

2. Нарушение памяти, которое характеризуется заполнением пробелов памяти придуманными воспоминаниями и переживаниями фантастического содержания, - это __________.

3. Группа разных по этиологии и патогенеза непрогредиентных болезненных состояний психики, связанных с нарушением онтогенеза, общим признаком которых является наличие врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте общей психической неполноценности с недостаточностью интеллектуальных функций, называется - ______________________.

ІІ. Выберите правильный ответ:

 4. Легкой формой олигофрении считается:

а) идиотия;                                      в) дебильность;

б) имбецильность;                         г) кретинизм.

5. Расстройство памяти, которое характеризуется нарушением сохранения полученной человеком информации и резко ускоренным процессом забывания, называется:

а) антероградной амнезией;       в) фиксационной амнезией;

 б) ретроградной амнезией;          г) антероретроградной амнезией;                                              

д) Корсаковским амнестическим синдромом.

6. Врождённая умственная отсталость - это:  

а) олигофрении;    в) агнозии; 

б) деменции;         г) шизофрения.

7. Резкое обострение памяти - это:     

а) гипермнезии;          в) амнезии;

б) гипомнезии;         г) криптомнезии.  

8. З акон обратного хода памяти имеет название:

а) закон Рибо;                  б) закон Зейгарник;

в) закон Эббингауза;       г) закон Вебера.  

  ІІІ. Соотнесите правую часть с левой:

9. Формы олигофрений:

1. Имбецильность                          А) легкая форма умственной отсталости;

2. Дебильность                               Б) умеренная умственная отсталость;

3. Идиотия                                      В) глубокая умственная отсталость.

     Стратегия самостоятельного изучения и закрепления материала

1. Изучите и проанализируйте основные особенности проявления Корсаковского амнестического синдрома.

2. Составьте обобщённую характеристику деменций позднего возраста.

3. Изучите своеобразие проявления псевдоагнозий у больных с органической деменцией.

4. Систематизируйте и обобщите в виде таблицы отличия между стадиями олигофрении.

 

 

                        

План

1. Психологическая характеристика сознания и самосознания.

2. Психологическая характеристика отдельных видов нарушения сознания.

3. Две группы нарушения сознания: выключение и помрачение сознания.

4. Методы исследования нарушений сознания и самосознания в патопсихологии.

5. Нарушения самосознания: представление о структуре этих нарушений, их место в общей картине нарушений психической деятельности. 

6. Проблема бессознательного в патопсихологии.

Ключевые понятия: сознание, самосознание, сопор, кома, оглушение сознания, обнубиляция, сомнолентность, д елирий, аменция, онейроид, псевдодеменции, деперсонализация, дежавю, жамевю, дереализационные расстройства, помрачения.

                                           

Литература

1. Блейхер В. М. Практическая патопсихология: [руководство для врачей и медицинских психологов] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – Ростов – н/Д.: «Феникс», 1996. ­– 448 с.

2. Воропаева С. В. Основы общей психопатологии / С. В. Воропаева. – М.: МПГУ, 2012. – 161 с.

3. Зейгарник Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник – [издание 2-е, переработанное и дополненное] – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 286 с.

Клиническая психология: в 4 т: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А.Б.Холмогоровой. Т.1. Общая патопсихология /                                    А. Б. Холмогорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.

5. Максимова Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: [учебное пособие]/ Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

6. Мягков И. Ф. Медицинская психология: пропедевтический курс [учебник для вузов] / Мягков И. Ф., Боков С. Н., Чаева С. И. – [изд. второе, перераб. и доп.]. – М.: Логос, 2002. – 320 с.: ил.

7. Немов Р. С. Психология: [учебн. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн.]./ Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Кн. 1. Общие основы психологии. – 1997. – 688 с.

                   Дополнительная литература

1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Лубовский В. И. – М.: Педагогика,1989. – 104с.: ил.

2. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. – М.: Изд-во Моск. Ун-та,1980. – 169с.

3. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / Соловьев И. М. – М.: Просвещение, 1966. – 223с.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Дать общую характеристику процессам сознания и самосознания.

2.  Назовите состояния нарушения сознания.

3.  Назовите группы нарушений сознания.

4.  Что такое приглушенное состояние сознания?

5.  Дайте характеристику делириозному синдрому расстройства сознания.

6.  Назовите основные признаки нарушения сознания при аменции.

7.  О каком состоянии идет речь, когда больные забывают названия предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители, формирование новых связей затруднено, временами можно заметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством?

8.  Что такое онейроидное состояние сознания?

9.  Охарактеризуйте сумеречное состояние сознания.

10. Назовите состояние, при котором больной может утверждать, что он находится в психиатрической больнице, что с ним разговаривает врач. Наблюдается сосуществование реального и фантастического.

11. Назовите расстройства самосознания.

12.  Охарактеризуйте псевдодеменцию и деперсонализацию.

Тестовые задания для самоконтроля

І. Закончите предложения:

1. Своеобразная форма нарушения самопознания, которая характеризуется ощущением отчужденности собственных мыслей, аффектов, действий, своего Я, которые воспринимаются будто со стороны, - это ____________________.

2. Отключение сознания, которое характеризуется сохранением координированных защитных реакций, открыванием глаз в ответ на болевые, звуковые и другие раздражители, эпизодическим кратковременным минимальным словесным контактом – больной по просьбе врача открывает глаза, поднимает руку и т.д., называется ___________________.

3. Когда у больного нарушена ориентация в окружении, возникают яркие представления, обрывки воспоминаний, возникает ошибочная ориентация во времени и пространстве, могут возникать галлюцинации, иллюзии, бредовые идеи – это ________________________________.

ІІ. Выберите правильный ответ:

Человек, который ведет себя горделиво, но, в то же время весело улыбается, подмаргивает, шутит. В беседу с врачом вступает с удовольствием, говорит очень быстро, глотая окончания. Рассказывая о своей жизни, сразу придумывает разные невероятные события, а потом со смехом заявляет, что пошутил. Сам чувствует, как мысли в голове стремительно сменяют друг друга. Больным себя не считает. Определите характер нарушения мышления:

а) тахипсихия;                в) шперрунг;               д) резонерство.

б) брадипсихия;             г) ментизм;

ІІІ. Соотнесите правую часть с левой:

11. Виды мышления:

1. Вербигерация                         А) пустое, бесполезное мышление, которое           сопровождается большими и витиеватыми формулированиями;

2. Резонерство                                Б) повторение одной мысли, ее части в речи;

3. Ментизм                                  В) непроизвольный, часто насильный наплыв мыслей, которые носят для больного отчужденный характер.

                 Стратегия самостоятельного изучения и закрепления материала

1. Дайте общую характеристику обсессивно-компульсивному синдрому.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.37 (0.178 с.)