Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. История как наука: теория и методология.↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос 2. Особенности российского исторического процесса. Факторы, обусловившие специфику российской государственности. Природные и геополитические условия А) Равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных границ - основные географические особенности России Они не позволяли национальной общности быть защищенной от нашествий, набегов, вторжений, воин. Эти особенности подчеркивали крупнейшие русские дореволюционные историки России: С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие. Б) Было чрезвычайно мало пахотных земель относительно площади всей территории страны (в %). Преобладающим типом почв в России были пахотные подзолистые, глинистые, болотистые и песчаные, скудно обеспеченные естественными питательными веществами. Сибирь же с ее потенциально неистощимым запасом пахотной земли по большей части была не пригодна для земледелия. (Это объяснялось тем, что производимый Гольфстримом теплый воздух охлаждался по мере удаления от Атлантического побережья и продвижения вглубь материка) Один акр (4047кв.м.) пшеницы в России приносил лишь одну седьмую урожая, получаемого в Англии и менее половины французского и австрийского. В) Был необычайно короткий цикл сельскохозяйственных работ 125-130 рабочих дней - это примерно с апреля по сентябрь Г) Слабая база животноводства. Срок заготовки кормов был крайне ограничен (всего 20-30 суток) Д) Россия стояла далеко от важнейших внешних торговых путей До середины XIX века не могла сбывать зерно за границу. Российских крестьянин находился, таким образом, в тяжелых производственных условиях: худородные почвы неизбежно требовали качественной питательной обработки, а достаточного времени на сельскохозяйственные работы не было. Тяжелые сельскохозяйственные условия, перенапряжение и включение в работу всех, от мала до велика, предопределили специфический уклад жизни российского землевладельца. В отличие от российского, европейскому крестьянину ни в Средние века, ни в Новое время не требовалось такого напряжения сил, ибо сезон сельскохозяйственных работ был намного дольше. Е) Россия располагалась и в Европе и в Азии, имея, соответственно, границы со странами той и другой частью света и взаимодействуя с ними. Россия развивалась во взаимодействии и в борьбе то с Европой, то с Азией. И восточные и западные элементы присутствуют в русской жизни, в русской истории. Экстенсивный тип развития - Всегда оставалась возможность переселиться на новые места, освоить новые земли, поэтому у российского населения не было острой необходимости переходить от традиционного хозяйствования к более эффективному - Большие расстояния, труднодоступность многих населенных пунктов не способствовали эффективному, выгодному хозяйствованию. С этим во многом связаны дороговизна транспорта, плохие дороги, слабое развитие торговли и связи. Малочисленность слоя людей, живущих за счет так называемых «услуг общества» – ученых, педагогов, художников, актеров и пр. Это предопределяла бедность общества. Отсюда и поздний генезис светской культуры в России. Церковь здесь гораздо дольше, чем в Западной Европе, осуществляла культурные и идеологические функции. Не случайно первые университеты в Европе появились в XII – XIII вв., а в России – в XVIII в. РЕФОРМЫ 1) В 1549 г первый Земский собор.Это был новый орган власти, на котором обсуждались важные вопросы. На первом Земском соборе было принято решение создать новый судебник. 2) В 1550 году Иван Грозный провел реформу Судебника, изданного еще его дедом Иваном III. В основном, реформы касались ограничения власти чиновников на местах, централизации власти царя и размеров пошлин. 3) Реформирование системы центрального управления. Появилось множество органов государственного управления – приказов. Например, Земский приказ занимался охраной порядка, Посольский приказ – внешней политикой, Печатный приказ был аналогом нотариальной конторы, Челобитный приказ занимался обращениями к царю (челобитными) и т.д. 4) В 1551 году состоялся Стоглавый собор. Было принято несколько решений: 5)В 1556 году Избранная Рада приняла новое Уложение о службе в рамках военной реформы. Этот законодательный акт содержал правила и порядок военной службы, образование регулярного государственного войска – пушкарей (артиллеристов), стрельцов и т.д. 6) В 1556 году было проведено реформирование органов местного самоуправления. На местах теперь назначались головы и целовальники (которые такое название они получили за то, что во время клятвы целовали крест). (В 1560 году Иван IV разогнал Избранную Раду из-за разногласий и в дальнейшем проводил политику единолично.) ОПРИЧНИНА В 1565 году в рамках очередной реформы царь создал Опричнину (опричное войско, личная гвардия Ивана Грозного). Главная суть опричнины заключалась в конфискации имущества или земель в пользу царского двора и опричников. На деле все свелось к тому, что опричники попросту грабили мирное население. Кроме того, они разгромили Новгород в 1569 году во время похода против новгородских заговорщиков, желавших присоединиться к Польше. Иван Грозный долго боролся с этой болезнью, было проведено множество казней, но, когда в 1571 году крымский хан напал на Москву, а большая часть опричников на войну не явились, царь ликвидировал опричнину (естественно казнив всех представителей руководящих должностей). Период опричнины на Руси считается первым из трех этапов смутного времени или просто смуты. Причины введения опричнины: Последствия опричнины: Результаты этой войны окончательно закрепил «вечный мир» с Речью Посполитой 1686 г., который положил начало военному союзу стран, направленному против Турции. Но попытки выйти на берега Черного моря в ходе Крымских походов 1687 и 1689 гг. оказались неудачными, так же как война со Швецией 1656-1658 гг. Россия осталась закрытой сухопутной страной, что серьезно сдерживало ее дальнейшее развитие. Усилия Петра I дали блестящие результаты, хотя достигнуты они были путем насилия и эксплуатации народа. Их главным итогом стало превращение страны в морскую державу, что позволило значительно ускорить ее развитие, обеспечить достойное место среди европейских государств.
Вопрос 1. История как наука: теория и методология. История - наука о развитии общества и природы Или История – наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его прошлого, настоящего и будущего. Предмет изучения истории – конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами. Принципы исторической науки Принципами исторической науки, познания и исследования признаются следующие требования: — принцип истины — высшей целью и ценностью исторического познания признается истина; — принцип конкретности — любой предмет исторического исследования должен изучаться в его конкретности, с учётом неповторимости его содержания, определённости места и времени развития; — принцип историзма — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться в развитии; — принцип объективности — историк-исследователь в процессе исследования должен стремиться к объективности, преодолению субъективных ошибок и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины; — принцип всесторонности — историческое познание должно стремится всесторонне познать предмет своего исследования; — принцип системности — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях; — принцип опоры на исторические источники — информацию об историческом процессе историк-исследователь должен извлекать из источников исторической информации (исторических источников); — принцип историографической традиции — изучение всякого предмета исторического исследования должно осуществляться с учётом результатов его предшествующего научного изучения. Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая. Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.
Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов. Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера. Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития. Методы истории: 1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития; 2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей; 3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни; 4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных. План ответа:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.008 с.) |