Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 18. Внутренняя политика России при Николае I.

Поиск

  Ко­ди­фи­ка­ция за­ко­нов М.М. Спе­ран­ско­го (1826–1832):

31 ян­ва­ря 1826 г. в рам­ках Им­пе­ра­тор­ской Кан­це­ля­рии было со­зда­но II От­де­ле­ние, на ко­то­рое была воз­ло­же­на за­да­ча по ре­фор­ме всего за­ко­но­да­тель­ства. Офи­ци­аль­ным гла­вой От­де­ле­ния был на­зна­чен про­фес­сор Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та М.А. Ба­лу­гьян­ский, пре­по­да­вав­ший бу­ду­ще­му им­пе­ра­то­ру юри­ди­че­ские науки, но всю ре­аль­ную ра­бо­ту по ко­ди­фи­ка­ции за­ко­но­да­тель­ства осу­ще­ствил его за­ме­сти­тель, М. Спе­ран­ский.

Летом 1826 г. М. Спе­ран­ский на­пра­вил им­пе­ра­то­ру че­ты­ре слу­жеб­ных за­пис­ки со сво­и­ми пред­ло­же­ни­я­ми по со­став­ле­ния но­во­го Свода За­ко­нов. По этому плану ко­ди­фи­ка­ция долж­на была прой­ти в три этапа: 1. Вна­ча­ле пред­по­ла­га­лось со­брать и из­дать в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке все за­ко­но­да­тель­ные акты, на­чи­ная с «Со­бор­но­го Уло­же­ния» царя Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча до конца цар­ство­ва­ния Алек­сандра I.

2. На вто­ром этапе пла­ни­ро­ва­лось из­дать Свод дей­ству­ю­щих за­ко­нов, рас­по­ло­жен­ных в пред­мет­но-си­сте­ма­ти­че­ском по­ряд­ке.

 3. На тре­тьем этапе преду­смат­ри­ва­лось со­став­ле­ние и из­да­ние но­во­го си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­но­го по пра­во­вым от­рас­лям Свода За­ко­нов.

19 ян­ва­ря 1833 г. «Свод за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии» был офи­ци­аль­но одоб­рен на за­се­да­нии Го­су­дар­ствен­но­го Со­ве­та и всту­пил в за­кон­ную силу.

Со­слов­ная ре­фор­ма Ни­ко­лая I (1832–1845):

После за­вер­ше­ния ра­бо­ты над ко­ди­фи­ка­ци­ей за­ко­нов Ни­ко­лай I вер­нул­ся к со­слов­ным про­ек­там Сек­рет­но­го Ко­ми­те­та графа В. Ко­чу­бея. Пер­во­на­чаль­но, в 1832 г., был издан им­пе­ра­тор­ский Указ, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым учре­жда­лось сред­нее со­сло­вие «по­чет­ных граж­дан» двух сте­пе­ней – «потом­ствен­ных по­чет­ных граж­дан», куда за­чис­ля­лись по­том­ки лич­ных дво­рян и гиль­дей­ское ку­пе­че­ство, и «лич­ных по­чет­ных граж­дан» для чи­нов­ни­ков IV–X клас­сов и вы­пуск­ни­ков выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний.

Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, на­пря­мую свя­зан­ный с про­ек­том со­слов­ной ре­фор­мы Сек­рет­но­го Ко­ми­те­та. Ни­ко­лай I так и не ре­шил­ся от­ме­нить пет­ров­ский «Та­бель о ран­гах», но, в со­от­вет­ствии с его Ука­зом, были су­ще­ствен­но по­вы­ше­ны чины, ко­то­рые тре­бо­ва­лись для по­лу­че­ния дво­рян­ства по вы­слу­ге лет. Те­перь потом­ствен­ное дво­рян­ство предо­став­ля­лось граж­дан­ским чинам с V (стат­ский со­вет­ник), а не с VIII (кол­леж­ский асес­сор) клас­са, а во­ен­ным, со­от­вет­ствен­но, с VI (пол­ков­ник), а не с XIV(пра­пор­щик) клас­са. Лич­ное дво­рян­ство и для граж­дан­ских и для во­ен­ных чинов уста­нав­ли­ва­лось с IX (ти­ту­ляр­ный со­вет­ник, ка­пи­тан), а не с XIV клас­са, как ранее.

Кре­стьян­ский во­прос и ре­фор­ма П.Д. Ки­се­ле­ва (1837–1841):

Во вто­рой чет­вер­ти XIX в. кре­стьян­ский во­прос по-преж­не­му оста­вал­ся го­лов­ной болью цар­ско­го пра­ви­тель­ства. При­зна­вая, что кре­пост­ное право яв­ля­ет­ся по­ро­хо­вым по­гре­бом всего го­су­дар­ства, Ни­ко­лай I счи­тал, что его от­ме­на может при­ве­сти к еще более опас­ным об­ще­ствен­ным ка­та­клиз­мам, чем те, ко­то­рые по­тря­са­ли Рос­сию во вре­ме­на его цар­ство­ва­ния. По­это­му в кре­стьян­ском во­про­се ни­ко­ла­ев­ская ад­ми­ни­стра­ция огра­ни­чи­ва­лась лишь пал­ли­а­тив­ны­ми ме­ра­ми, на­прав­лен­ны­ми на то, чтобы несколь­ко смяг­чить остро­ту со­ци­аль­ных от­но­ше­ний в де­ревне.

Для об­суж­де­ния кре­стьян­ско­го во­про­са в 1828–1849 гг. было со­зда­но де­вять Сек­рет­ных Ко­ми­те­тов, в нед­рах ко­то­рых было об­суж­де­но и при­ня­то более 100 за­ко­но­да­тель­ных актов по огра­ни­че­нию вла­сти по­ме­щи­ков над кре­пост­ны­ми кре­стья­на­ми. На­при­мер, в со­от­вет­ствии с этими Ука­за­ми по­ме­щи­кам за­пре­ща­лось от­да­вать своих кре­стьян на за­во­ды (1827 г.), ссы­лать их в Си­бирь (1828 г.), пе­ре­во­дить кре­пост­ных кре­стьян в ка­те­го­рию дво­ро­вых и рас­пла­чи­вать­ся ими за долги (1833 г.), про­да­вать кре­стьян в роз­ни­цу (1841 г.) и т. д. Од­на­ко ре­аль­ное зна­че­ние этих Ука­зов и кон­крет­ные ре­зуль­та­ты их при­ме­не­ния ока­за­лись ни­чтож­ны: по­ме­щи­ки про­сто-на­про­сто иг­но­ри­ро­ва­ли эти за­ко­но­да­тель­ные акты, мно­гие из ко­то­рых но­си­ли ре­ко­мен­да­тель­ный ха­рак­тер.

Един­ствен­ной по­пыт­кой се­рьез­но­го ре­ше­ния кре­стьян­ско­го во­про­са стала ре­фор­ма го­су­дар­ствен­ной де­рев­ни, про­ве­ден­ная ге­не­ра­лом П.Д. Ки­се­ле­вым в 1837–1841 гг.

Для под­го­тов­ки про­ек­та ре­фор­мы го­су­дар­ствен­ной де­рев­ни в ап­ре­ле 1836 г. в нед­рах Соб­ствен­ной Е.И. В. Кан­це­ля­рии было со­зда­но спе­ци­аль­ное V От­де­ле­ние, ко­то­рое воз­гла­вил ге­не­рал-адъ­ютант П. Ки­се­лев. Со­гла­су­ясь с лич­ны­ми ука­за­ни­я­ми Ни­ко­лая I и соб­ствен­ным ви­де­ни­ем дан­но­го во­про­са, он по­счи­тал, что для ис­це­ле­ния неду­гов ка­зен­ной де­рев­ни до­ста­точ­но со­здать хо­ро­шую ад­ми­ни­стра­цию, ко­то­рая могла бы ак­ку­рат­но и ра­чи­тель­но управ­лять ею. Имен­но по­это­му на пер­вом этапе ре­фор­мы, в 1837 г., ка­зен­ная де­рев­ня была изъ­ята из ве­де­ния Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов и пе­ре­да­на в управ­ле­ние Ми­ни­стер­ству го­су­дар­ствен­ных иму­ществ, пер­вым ру­ко­во­ди­те­лем ко­то­ро­го стал сам ге­не­рал П. Ки­се­лев, про­быв­ший на этом посту до 1856 г.

Затем, в 1838–1839 гг., для управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной де­рев­ней на ме­стах были со­зда­ны ка­зен­ные па­ла­ты в гу­бер­ни­ях и ка­зен­ные окруж­ные управ­ле­ния в уез­дах. И толь­ко после этого, в 1840–1841 гг., ре­фор­ма до­ка­ти­лась до во­ло­стей и сел, где были со­зда­ны сразу несколь­ко ор­га­нов управ­ле­ния: во­лост­ные и сель­ские сходы, прав­ле­ния и рас­пра­вы.

После за­вер­ше­ния этой ре­фор­мы пра­ви­тель­ство в оче­ред­ной раз за­ня­лось про­бле­мой вла­дель­че­ских (по­ме­щи­чьих) кре­стьян, и вско­ре на свет по­явил­ся Указ «Об обя­зан­ных кре­стья­нах» (ап­рель 1842 г.), раз­ра­бо­тан­ный­ та­к­же ­по ини­ци­а­ти­ве П. Ки­се­ле­ва.

Суть этого Указа со­сто­я­ла в сле­ду­ю­щем: каж­дый по­ме­щик по лич­но­му усмот­ре­нию мог да­ро­вать воль­ную своим кре­пост­ным кре­стья­нам, но без права про­да­жи им в соб­ствен­ность их же на­де­лов земли. Вся земля оста­ва­лась соб­ствен­но­стью по­ме­щи­ков, а кре­стьяне по­лу­ча­ли толь­ко право поль­зо­ва­ния этой зем­лей на усло­ви­ях арен­ды. За об­ла­да­ние сво­и­ми же на­де­ла­ми земли они обя­за­ны были, как и рань­ше, нести бар­щи­ну и оброк. Од­на­ко по со­гла­ше­нию, ко­то­рый кре­стья­нин за­клю­чал с по­ме­щи­ком, по­след­ний не имел права: а) уве­ли­чи­вать раз­мер бар­щи­ны и об­ро­ка и б) от­би­рать или со­кра­щать ого­во­рен­ный по вза­им­но­му со­гла­ше­нию зе­мель­ный надел.

По мне­нию ряда ис­то­ри­ков (Н. Тро­иц­кий, В. Фе­до­ров),Указ «Об обя­зан­ных кре­стья­нах» был шагом назад по срав­не­нию с Ука­зом «О воль­ных хле­бо­паш­цах», по­сколь­ку тот за­ко­но­да­тель­ный акт раз­ры­вал фе­о­даль­ные от­но­ше­ния между по­ме­щи­ка­ми и кре­пост­ны­ми кре­стья­на­ми, а новый закон со­хра­нял их.

Фи­нан­со­вая ре­фор­ма Е.Ф. Кан­кри­на (1839–1843):

Ак­тив­ная внеш­няя по­ли­ти­ка и по­сто­ян­ный рост го­су­дар­ствен­ных рас­хо­дов на со­дер­жа­ние го­су­дар­ствен­но­го ап­па­ра­та и армии стали при­чи­ной ост­рей­ше­го фи­нан­со­во­го кри­зи­са в стране: рас­ход­ная часть го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та почти в пол­то­ра раза пре­вы­ша­ла его до­ход­ную часть. Ре­зуль­та­том такой по­ли­ти­ки стала по­сто­ян­ная де­валь­ва­ция ас­сиг­на­ци­он­но­го рубля по от­но­ше­нию к се­реб­ря­но­му рублю, и к концу 1830-х гг. его ре­аль­ная сто­и­мость со­став­ля­ла всего 25% от сто­и­мо­сти се­реб­ря­но­го рубля.

С тем чтобы предот­вра­тить фи­нан­со­вый крах го­су­дар­ства, по пред­ло­же­нию мно­го­лет­не­го ми­ни­стра фи­нан­сов Егора Фран­це­ви­ча Кан­кри­на, было ре­ше­но про­ве­сти де­неж­ную ре­фор­му. На пер­вом этапе ре­фор­мы, в 1839 г., были вве­де­ны го­су­дар­ствен­ные кре­дит­ные би­ле­ты (рис. 5), ко­то­рые были при­рав­не­ны к се­реб­ря­но­му рублю и могли сво­бод­но об­ме­ни­вать­ся на него. Затем, после на­коп­ле­ния необ­хо­ди­мых за­па­сов бла­го­род­ных ме­тал­лов, был про­ве­ден вто­рой этап ре­фор­мы. С июня 1843 г. на­чал­ся­ об­мен всех на­хо­дя­щих­ся в об­ра­ще­нии ас­сиг­на­ций на го­су­дар­ствен­ные кре­дит­ные би­ле­ты из рас­че­та один кре­дит­ный рубль за три с по­ло­ви­ной ас­сиг­на­ци­он­ных руб­лей. Таким об­ра­зом, де­неж­ная ре­фор­ма Е. Кан­кри­на су­ще­ствен­но укре­пи­ла фи­нан­со­вую си­сте­му стра­ны, но пол­но­стью пре­одо­леть фи­нан­со­вый кри­зис не уда­лось, по­сколь­ку пра­ви­тель­ство про­дол­жа­ло про­во­дить преж­нюю бюд­жет­ную по­ли­ти­ку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.012 с.)