МДК.05.02 Сертификация информационных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МДК.05.02 Сертификация информационных систем



МДК.05.02 Сертификация информационных систем

Тема 2.1. Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий

Оглавление

§1 Основные понятия сертификации.. 2

§2 Основные функции сертификации.. 3

§3 Правовые основы сертификации.. 3

§4 Цели и принципы сертификации.. 4

§5 Понятие о системе сертификации.. 5

§6 Обязательная сертификация. 6

§7 Участники и формы обязательной сертификации.. 6

§8 Добровольная сертификация. 7

§9 Функции, выполняемые руководящим органом и органом по добровольной сертификации и испытательной лаборатории.. 8

§10 Аккредитация органов по сертификации и испытательных. 9

лабораторий.. 9

§11 Качество продукции. Основные термины и определения, относящиеся к качеству. 10

§11.1 Показатели качества продукции.. 12

§11.2 Методы определения показателей качества. 14

§11.3 Методы оценки качества продукции в целом.. 15

§12 Понятие о системе качества. 16

1. Основополагающие стандарты Единой системы программной документации (ЕСПД) и их применение. 18

2. ГОСТы ЕСПД и их применение. 18

3. Документация сопровождения и эксплуатационная документация. 18

4. ГОСТы ЕСПД и комплекс стандартов на автоматизированные системы.. 29

5. Сертификация программного обеспечения. 32

6. Понятие рынка программных средств. 35

7. Оценка качественных и количественных характеристик программного обеспечения. 43

Практическая работа №1 «Жизненный цикл программного средства». 52

Практическая работа №2 «Качество программного средства». 58

Практическая работа №3 «ГОСТы ЕСПД и их применение». 65

Практическая работа №4 «Требования к программной документации». 66

 


Основные понятия сертификации

Сертификация – процедура подтверждения соответствия результатов производственной деятельности, товаров, услуг нормативным требованиям на основании которой третья сторона удостоверяет документально, что данная продукция соответствует заданным требованиям.

Под первой стороной понимается производитель или продавец.

В качестве второй стороны выступает покупатель или потребитель.

Под третьей стороной в процедуре сертификации подразумевается независимо компетентная организация, осуществляющая оценку качества продукции.

Для подтверждения своей компетентности третья сторона проходит процедуру аккредитации, то есть официальное подтверждение ее возможностей осуществлять соответствующие виды контроля.

Сертификация базируется на стандартах и в ее основе лежат испытания по нормам сертификации.

Базовым понятием сертификации является сертификация соответствия (определение дано выше).

Система сертификации – система, имеющая свои правила, процедуры проведения сертификации и соответствия, то есть сертификация в пределах одной системы должна проводиться по единым правилам.

Схема сертификации – система сертификации, применяемая к конкретной продукции (конкретному технологическому процессу, товару, услуге).

Сертификат соответствия – документ, выданный согласно правилам системы сертификации указывающий, что данная продукция соответствует определенным стандартам или каким-либо другим требованиям, предъявляемым к данной продукции.

Знак соответствия – охраняемый законом знак (сочетание букв, цифр, графических символов) подтверждающих, что данная продукция находится в соответствии с определенными стандартами или другими требованиями, предъявляемыми к ней.

Декларация о соответствии – документ, в котором изготовитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует заданным требованиям.

Обязательная сертификация

Распространяется на продукцию и услуги связанные с обеспечением безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также имущества людей.

Закрепленные законом требования к товарам, подлежащим обязательной сертификации должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке России и импортёрами при ввозе продукции по импорту на территорию страны.

Объектами обязательной сертификации являются следующие виды продукции:

а) товары машиностроительной, электротехнической, электронной и приборостроительной отраслей промышленности;

б) товары с/х;

в) товары вещевой промышленности; г) медицинская техника;

д) товары сырьевых отраслей;

е) средства защиты органов дыхания (СИЗ);

ж) изделия пиротехники; з) тара;

и) ветеринарные и биологические препараты.

Услуги, подлежащие обязательной сертификации:

а) бытовые услуги;

б) услуги пассажирского транспорта; в) услуги связи;

г) эксплуатационные услуги; д) туристические;

е) услуги общественного питания и другое.

Добровольная сертификация

Проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение существующих стандартов на продукцию (услуги) не предусмотрено, то есть когда стандарты не касаются требований безопасности окружающей среды, жизни и здоровья людей, и их имущества. К объектам добровольной сертификации относятся научно-техническая продукция, с/х, промышленная, продукция социально бытового назначения, объекты строительства и другое. Необходимость добровольной сертификации объясняется, как правило, не критериями безопасности как в обязательной сертификации, а теми показателями продукции, которые интересуют потребителя (качество продукции является двигателем добровольной сертификации). Для производителя добровольная сертификация его продукции означает, что вероятность покупки этой продукции будет выше, то есть продукция становится конкурентно способной, таким образом, добровольная сертификация является рыночным инструментом выгодным как потребителю, так и производителю. В настоящее время в нашей стране действует порядка 90 систем по добровольной сертификации.

Имеются системы добровольной сертификации, подтверждающие одно или несколько свойств продукции.

Добровольной сертификации подвергается не только продукция и услуги, но также сертификация системы качества и производства и проверяются на соответствие международным стандартам.

Добровольная сертификация осуществляется органами по сертификации входящими в систему добровольной сертификации, такая система может быть образована юридическим лицом разработавшим и зарегистрировавшим ее.

Участниками добровольной сертификации могут быть юридические лица, независимо от форм собственности выполняющие правила данной системы.

Структура системы по добровольной сертификации предусматривает следующий состав участников:

а) руководящий орган системы;

б) орган по добровольной сертификации; в) испытательная лаборатория;

г) эксперты;

д) заявители.

Лабораторий

Главная цель обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их компетентности.

В соответствии с ГОСТом аккредитации органы должны отвечать следующим требованиям:

а) иметь соответствующий юридический статус;

б) располагать финансовыми средствами для своего функционирования; в) располагать штатным персоналом;

г) располагать необходимыми помещениями и средствами труда.

Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий включает в себя 6 этапов:

1) Представление организацией заявителем, заявки на аккредитацию.

2) Экспертиза документов и назначение экспертов по аккредитации. Результаты экспертизы должны быть отражены в экспертном заключении, содержащем оценку соответствия предоставленной вместе с заявкой информацией условиям аккредитации, эту информацию используют для проведения аттестации испытательной лаборатории.

3) Аттестация органа по сертификации или испытательной лаборатории.

4) Анализ материалов и принятие решения об аккредитации.

5) Оформление и выдача аттестата аккредитации. При положительном решении аккредитующий орган регистрирует, оформляет и выдает заявителю аттестат с указанием области аккредитации и срока действия не более чем 5 лет.

6) Контроль за аккредитованным органом по сертификации или испытательной лаборатории. Этот контроль предусматривает внутренние проверки, которые проводятся самой аккредитованной организацией и инспекционный, контроль, который осуществляется аккредитующим органом.

При нарушении условий аккредитации аккредитующий орган принимает решение о приостановлении действия аттестата аккредитации или о его досрочной отмене.

При расширении своей области деятельности испытательная лаборатория или орган по сертификации должны пройти доаккредитацию.

Доаккредитация – аккредитация в дополнительной сфере деятельности.

§11 Качество продукции. Основные термины и определения, относящиеся к качеству

Продукцией называется результаты производственной деятельности человека, которые имеют материальную ценность и предназначены для удовлетворения его потребностей.

Продукция может быть изделиями или продуктами.

Изделия – результат работы производственного предприятия, который характеризуется величиной, исчисляемой в различных единицах счета (шт.).

Продукты – результат работы производственного предприятия, характеризуемые величиной, измеряемой в килограммах, метрах, м3 и т.д.

Продукция может разделяться на 2 класса (по способу использования):

Потребляемая продукция – продукция, которая в процессе использования расходуется (электричество, топливо).

Эксплуатируемая продукция – расходует свой ресурс, а ее масса остается практически не изменой в процессе эксплуатации.

Продукция представляемая этими 2-мя классами может быть подразделена на 5    групп:

1) сырье и природное топливо

2) материалы и продукты (ткани, пластмассы, искусственное топливо, пищевые продукты)

3) расходные изделия (относятся все упакованные изделия – топливо в бочках, консервы и т.д.)

4) не ремонтируемые изделия (ремни ременной передачи, полупроводниковые элементы приборов, крепежные изделия и т.д.)

5) ремонтируемые изделия (оборудование длительного использования - машины).

Каждый вид продукции обладает рядом специфических свойств, благодаря которым данную продукцию можно отличить от продукции какого-либо другого вида.

Свойство продукции – объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании.

Признак продукции – качественная или количественная характеристика свойств продукции.

Качество продукции – совокупность свойств продукции способных удовлетворять ее пригодность для потребления в соответствующей ей сфере.

Для оценки качества продукции разработана система показателей качества, а также разработаны методы, позволяющие определять эти показатели.

Отрасль практической деятельности, которая занимается разработкой теоретических основ и разработкой методов, количественные оценки качества называется квалиметрией.

Комплексный метод

Он предусматривает использование обобщенных показателей качества в отличие от дифференциального метода его можно использовать для получения однозначной числовой оценки качества.

Обобщенный показатель качества определяется по формуле:

где Ti–единичный показатель качества, выраженный в баллах. Каждому такому показателю соответствует коэффициент весомости;

Ki – коэффициент весомости;

n – число единичных показателей (рассмотренных).

 

Смешанный метод

Применяется в тех случаях, когда обобщенный показатель качества, используемый в комплексном методе, не достаточно полно учитывает все существующие свойства продукции. Он заключается: единичные показатели качества объединяют в группы, определяют соответствующий им комплексный показатель, а наиболее важные показатели качества, как правило, в группы не сводят и используют как единичный показатель качества.

Понятие о системе качества

Система качества – такой способ организации производства, который позволяет поставлять потребителю продукцию, отвечающую его требованиям.

Термин система качества означает совокупность организационной структуры, методик, процессов необходимых для общего руководства качеством на всех этапах его формирования. Для потребителя система качества, которую выбрало предприятие, может являться аргументом доверия и гарантом того, что он получит продукцию желаемого качества. В настоящее время используются различные системы управления качеством, которые реализуют основные принципы системного подхода к управлению системой качества. Являются основой для готовящихся обновлений стандартов по управлению качеством ИСО серии 9000.

Всего 8 принципов:

1  Ориентация на потребителя

2  Роль руководства в реализации всех принципов управления качеством является определяющей

3  Вовлечение работников в деятельность по управлению качеством

4  Процессный подход в совокупности с системным подходом к управлению рассматривается в сочетании взаимосвязанных процессов

5  Системный подход

6  Постоянное улучшение

7  Принятие решений, основанных на фактах

8  Взаимно выгодные отношения с поставщиками.

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.

Процессный подход трактует управление как постоянную серию взаимозависимых управленческих функций (действий), каждая из которых тоже представляет процесс, состоящий из множества взаимосвязанных действий.

В 1995 году была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая получила название «Регистр систем качества» это система добровольной сертификации, однако она является частью государственной системы сертификации ГОСТ–Р, которая является системой обязательной сертификации.

Основополагающие стандарты Единой системы программной документации (ЕСПД) и их применение

https://docs.cntd.ru/document/1200007416

ГОСТы ЕСПД и их применение

https://www.hse.ru/data/2018/11/28/1144395257/ГОСТы%20и%20ЕСПД%202018-2019.pdf

ЕСКД

В соответствии с ГОСТ 2.102-2003 (Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Виды и комплектность конструкторских документов), эксплуатационная документация - это документы, предназначенные для использования при эксплуатации, обслуживании и ремонте изделия в процессе эксплуатации. Разрабатываются такие документы на этапе рабочего проектирования. Номенклатуру и обязательность разработки определяет ГОСТ 2.601-2013 (ЕСКД. Эксплуатационные документы). Правила выполнения определенных ЭД приведены в ГОСТ 2.610-2006 (ЕСКД. Правила выполнения эксплуатационных документов). Общие требования к оформлению документации - по ГОСТ 2.105-95 (ЕСКД. Общие требования к текстовым документам).

В ГОСТ 2.601 приведено определение эксплуатационного документа:

Эксплуатационный документ – конструкторский документ, который в отдельности или в совокупности с другими документами определяет правила эксплуатации (например, руководство по эксплуатации) изделия и/или отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, гарантии и сведения по его эксплуатации в течение установленного срока службы (например, формуляр).

Где эксплуатация изделия – это стадия жизненного цикла изделия с момента принятия его потребителем от предприятия-изготовителя или ремонтного предприятия до отправки в ремонт или списания.

Сведения об изделии, помещаемые в ЭД, должны быть достаточными для обеспечения правильной и безопасной эксплуатации изделий в течение установленного срока службы. При необходимости, в ЭД приводят указания о требуемом уровне подготовке обслуживающего персонала.

Виды, комплектность и выполнение (электронное или бумажное) ЭД устанавливает разработчик, опираясь на требования ТЗ и ЕСКД.

Ниже представлена таблица, где определены виды и номенклатура эксплуатационных документов в соответствии с ЕСКД.

Условные обозначения:

+ – документ обязательный;

о – необходимость разработки документа устанавливает разработчик (по согласованию с заказчиком).

Примечание – В зависимости от назначения изделия, условий эксплуатации и объёма помещаемых сведений в обязательном порядке разрабатывают либо ФО, либо ПС, либо ЭТ, либо включают один из этих документов в объединённый ЭД.

В зависимости от особенностей изделия и объёма сведений о нём, допускается разделять документ на части или разрабатывать объединённый ЭД.


Вид документа Код вида документа Определение

Степень обязательности
разработки документа

Дополнительное указание

 
Руководство по эксплуатации РЭ

Документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия и его составных частей

о

Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия ИМ

Документ, содержащий сведения, необходимые для монтажа, наладки, пуска, регулирования, обкатки и сдачи изделия и его составных частей в эксплуатацию на месте его применения

о

ИМ составляют на монтаж, пуск, регулирование и обкатку изделия на месте его применения и в случае, если эти требования нецелесообразно или невозможно изложить в РЭ

Формуляр ФО

Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения, отражающие техническое состояние данного изделия, сведения о сертификации и утилизации изделия, а также сведения, которые вносят в период его эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и другие данные)

+

Документ составляют на изделия, в период эксплуатации которых необходимо вносить сведения о значениях основных параметров и характеристиках (свойствах) изделия, отражающих техническое состояние данного изделия и/или данные о процессе эксплуатации (длительности и условиях работы, данные о проведении технического обслуживания, ремонта и другие данные)

 

Паспорт ПС

Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, а также сведения о сертификации и утилизации изделия

+

ПС составляют на изделия, для которых объем необходимых для эксплуатации данных и основных показателей незначителен и в период эксплуатации которого нет необходимости вносить сведения о значениях и/или подтверждении этих показателей

Этикетка ЭТ

Документ, содержащий гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения о сертификации изделия

+

ЭТ составляют на изделия, для которых данные, необходимые для эксплуатации, не превышают пяти-шести основных показателей, когда для подтверждения этих показателей нет необходимости составлять ФО (ПС) и технически их невозможно и/или нецелесообразно маркировать на изделии

Каталог изделий КИ

Документ, содержащий перечень деталей, сборочных единиц и комплексов изделия с иллюстрациями и сведения об их количестве, расположении в изделии, взаимозаменяемости, конструктивных особенностях, материалах и др.

о

КИ составляют на изделия, для которых в течение времени эксплуатации предусмотрены неоднократный ремонт и замены составных частей

Нормы расхода запасных частей НЗЧ

Документ, содержащий номенклатуру запасных частей изделия и их количество, расходуемое на нормируемое количество изделий за период их эксплуатации

о

Под НЗЧ на период эксплуатации одного изделия понимают среднее ожидаемое за этот период количество замен составных частей из-за отказов и выработки ресурсов

Нормы расхода материалов НМ

Документ, содержащий номенклатуру материалов и их количество, расходуемое на нормированное количество изделий за период их эксплуатации

о

Под НМ на период эксплуатации понимают среднее ожидаемое за этот период количество расходуемых материалов

Ведомость комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей ЗИ

Документ, содержащий номенклатуру, назначение, количество и места укладки запасных частей, инструментов, принадлежностей и материалов, расходуемых за срок службы изделия

о

ЗИ поставляют на изделия, с которыми совместно поставляют прилагаемые к ним комплекты ЗИП, а также наборы ЗИП, поставляемые отдельно от изделия, для эксплуатации которых предназначается ЗИП. Если количество наименований изделий и материалов незначительно, то ЗИ допускается не разрабатывать, а их номенклатуру перечислять в ФО или ПС

Учебно-технические плакаты УП

Документы, содержащие сведения о конструкции изделия, принципах действия, приемах использования, техническом обслуживании, областях технических знаний с необходимыми иллюстрациями

о

УП выпускают по ГОСТ 2.605 (ЕСКД. Плакаты учебно-технические. Общие технические требования)

Инструкции эксплуатационные специальные ИС

Документы, содержащие специальные требования, относящиеся к использованию по назначению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, хранению, транспортированию и утилизации, оформленные в виде самостоятельных частей ЭД или в виде приложений к ним

о

 

Документы составляют на изделия, для которых в течение времени эксплуатации следует выполнять специальные требования, относящиеся к использованию по назначению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, хранению, транспортированию и утилизации

Ведомость эксплуатационных документов ВЭ

Документ, устанавливающий комплект эксплуатационных документов и места укладки документов, поставляемых с изделием и

+

ВЭ составляют на изделия, в комплект эксплуатационных документов которых входят два и более самостоятельных эксплуатационных документа

               

Автоматизированные системы

При разработке решений в области информационных технологий стандарты ЕСКД применяются к документации на технические средства. Документация на автоматизированные системы разрабатывается по Комплексу стандартов на автоматизированные системы (КСАС, ГОСТ 34. *).

В соответствии с определением по ГОСТ 34.003-90 (Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы (КСАС). Автоматизированные системы. Термины и определения) эксплуатационная документация на автоматизированную систему (АС) – это часть рабочей документации на АС, предназначенная для использования при эксплуатации системы, определяющая правила действия персонала и пользователей системы при ее функционировании, проверке и обеспечении ее работоспособности. Перечень наименований разрабатываемых документов и их комплектность на систему и ее части должен быть определен в техническом задании на создание автоматизированной системы (подсистемы). Ниже приведена таблица, в которой приведены виды и номенклатура эксплуатационных документов в соответствии с КСАС.

Требования к содержанию документов приведены в РД 50-34.698-90 (Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы требования к содержанию документов).

Содержание документов является общим для всех видов АС и, при необходимости, может дополняться разработчиком документов в зависимости от особенностей создаваемой АС. Допускается включать в документы дополнительные разделы и сведения, объединять и исключать разделы.

Общие требования к изложению текста документов – по ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.


Вид документа Код вида документа Часть проекта Дополнительные указания
Чертеж формы документа (видеокадра) С9 ИО В документе должно быть приведено изображение формы документа или видеокадра в соответствии с требованиями государственных стандартов унифицированной системы документации, Р 50-77 и необходимые пояснения. На стадии ТП допускается включать в документы Описание постановки задач (комплекса задач) Описание информационного обеспечения системы
Ведомость эксплуатационных документов ЭД ОР Документ содержит перечень эксплуатационных документов согласно ГОСТ 34.201. Ведомость заполняют по разделам - частям проекта АС
Ведомость машинных носителей информации ВМ ИО Ведомость машинных носителей информации содержит обозначения, наименования документов, выполненных на машинных носителях. Запись документов осуществляется в порядке возрастания присвоенных обозначений
Массив входных данных В6 ИО Документ содержит перечень входных данных с указанием их наименований, кодовых обозначений и значности реквизитов, а также наименований и кодовых обозначений документов или сообщений, содержащих эти данные
Каталог базы данных В7 ИО Каталог базы данных содержит перечень объектов предметной области АС, информация о которых включена в базу данных
Состав выходных данных (сообщений) В8 ИО Документ содержит перечень выходных данных с указанием их наименований, кодовых обозначений и значности реквизитов, а также наименований и кодовых обозначений документов или сообщений, содержащих эти данные
Методика (технология) автоматизированного проектирования И1 ОО Документ описывает выбранные математические методы, используемые при проектировании, указывают состав и назначение проектных процедур, порядок взаимодействия проектных процедур в процессе выполнения
Технологическая инструкция И2 ОО Документ "Технологическая инструкция" разрабатывают на операцию или комплекс операций технологического процесса обработки данных. В документе указывают наименование технологической операции (операций), на которую разработан документ, и приводят сведения о порядке и правилах выполнения операций (операции) технологического процесса обработки данных. В инструкции приводят перечень должностей персонала, на которые распространяется данная инструкция. Номенклатуру технологических инструкций определяют, исходя из принятого процесса обработки данных. Структуру документа устанавливает разработчик в зависимости от содержания
Руководство пользователя И3 ОО Документ содержит полное описание системы, указания пользователю по подготовке к работе, освоению, эксплуатации системы, действиях при возникновении проблем в работе системы.
Инструкция по формированию и ведению базы данных (набора данных) И4 ИО Документ описывает правила подготовки данных, порядок и средства заполнения, процедуры изменения, порядок и средства восстановления базы данных
Инструкция по эксплуатации КТС ИЭ ТО Документ содержит указания о порядок работы, проверке правильности функционирования, меры безопасности, действиях в разных режимах при работе с комплексом технических средств системы
Описание технологического процесса обработки данных (включая телеобработку) ПГ ОО Документ описывает технологический процесс сбора и обработки данных на периферийных устройствах при децентрализованной обработки данных и технологический процесс обработки данных на вычислительном центре
Общее описание системы ПД ОР Документ содержит сведения о системе, ее архитектуре, принципах функционирования и необходимых ресурсах
Формуляр ФО ОР

Определения – по ГОСТ 2.601

Паспорт ПС ОР

ЕСПД

Сведения для обеспечения функционирования и эксплуатации программ (компонентов, комплексов) приводятся в эксплуатационной программной документации. Комплектность эксплуатационной документации на программные средства определяется по ГОСТ 19.101-77 (Единая система программной документации (ЕСПД). Виды программ и программных документов). Состав комплекта ЭД на программу зависит от её архитектуры, назначения и особенностей целевой аудитории. Необходимость составления того или иного документа определяется на этапе разработки и утверждения технического задания на программу. Ниже приведена таблица, в которой приведён перечень ЭД на программы.

Правила оформления программных документов для печатного способа выполнения установлены ГОСТ 19.106-78 (ЕСПД. Требования к программным документам, выполненным печатным способом).

В стандартах ЕСПД отсутствуют методические указания о том, как разработать документацию, они дают только перечень типов документов со списком разделов первого уровня для каждого и указания о том, какие сведения должны быть в нем изложены. Среди стандартов ИСО/МЭК есть ряд документов, касающихся процессов документирования при разработках в сфере информационных технологий. В отличие от ЕСПД, они содержат минимум требований к составу и структуре документов, при этом в них дано множество указаний, направленных на получение документов высокого качества. Возможно, комплексное применение указанных нормативных документов при разработке эксплуатационной документации на программы позволит повысить качество, информативность и полезность таких документов.

Еще ниже приведена таблица, в которую включены стандарты ИСО/МЭК, касающиеся процессов разработки программной и системной документации.


Вид эксплуатационного документа Код вида документа Дополнительные указания
Ведомость эксплуатационных документов 20 В документе приводят перечень эксплуатационных документов на программу. Выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 19.507-79
Формуляр 30 В документе указывают основные характеристики программы, комплектность и общие сведения об эксплуатации программы. Выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 19.501-78
Описание применения 31 В документе приводят сведения о назначении программы, области применения, применяемых методах, классе решаемых задач, ограничениях для применения, минимальной конфигурации технических средств, входных и выходных данных. Выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 19.502-78
Руководство системного программиста 32 В документе приводят сведения для установки, проверки, обеспечения функционирования, интеграции в систему и настройки программы в определённых условиях применения ее, устранения аварийных ситуаций. Требования к содержанию и оформлению – по ГОСТ 19.503-79
Руководство программиста 33 В документе приводят сведения по эксплуатации (сопровождению) программы. Выполняется по ГОСТ 19.504-79
Руководство оператора 34 Документ содержит сведения о порядке действий оператора при использовании программы. Требования к содержанию и оформлению – по ГОСТ 19.505-79
Описание языка 35 Документ содержит описание синтаксиса и семантики языка, элементов и конструкций, встроенных функций. Выполняется по ГОСТ 19.506-79
Руководство по техническому обслуживанию 46 В документе приводят сведения для применения тестовых и диагностических программ при обслуживании технических средств.

Обозначение Наименование
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002 Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 Процессы жизненного цикла программных средств
ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910-2002 Информационная технология. Процесс создания документации пользователя программного средства
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294-93 Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
ISO/IEC 15289 Системная и программная инженерия. Содержание информационных продуктов (документации) процессов жизненного цикла систем и программных средств
ISO/IEC 26514 Системная и программная инженерия. Требования для проектировщиков и разработчиков документации пользователя
ISO/IEC 26513 Системная и программная инженерия. Требования по экспертизе и тестированию документации пользователя
ГОСТ Р 51904-2002 Программное обеспечение встроенных систем. Общие требования к разработке и документированию
ISO/IEC 18019:2004 Программная инженерия. Руководство по разработке и подготовке пользовательской документации на прикладные программные средства
ISO 6592:2000 Обработка информации. Руководство по документации для вычислительных систем
ГОСТ Р ИСО 9127-94 Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов.

 

Система ГОСТ ЕСПД

Основу нормативной базы в области документирования программных средств в РФ составляет комплекс стандартов Единой системы программной документации (ЕСПД), разработанный в 70-е и 80-е годы.

На данный момент ЕСПД представляет собой систему межгосударственных стандартов стран СНГ (ГОСТ), действующих на территории Российской Федерации на основе межгосударственного соглашения по стандартизации.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.086 с.)