Правовые аспекты: лицензирование ПО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые аспекты: лицензирование ПО



Программы для ЭВМ в практике мирового права номинально, регулируются нормами авторского права. В нашей стране, основные законы, регулирующие этот рынок – «Об авторском праве и смежных правах» и «О правовой охране программ ЭВМ и баз данных». Однако, на практике, эта область права мало применима к программным продуктам. Решающее значение приобрели так называемые программные лицензии, или лицензии на программные продукты. Программная лицензия – публичный договор присоединения, обычно установка ПО означает согласие пользователя с условиями этого договора. Как правило, такой договор содержит условия распространения и регистрации программного продукта, выбор применимого права, авторские права охраны, ограничения использования продукта, отказ производителя от каких бы то ни было гарантий и прочие условия использования.

Построенное в интересах крупных фирм-производителей ПО, законодательство выводит распространение компьютерных программ из сферы товарного обращения. «Приобретение программного продукта – это приобретение лицензии на его использование … Продукт предоставляется в пользование (лицензируется), а не продается».

Лицензия на программный продукт – стандартизированные наборы условий, определяющих правомочия по использованию экземпляра программы, предлагаемые неопределенному кругу лиц. Сделки, связанные с использованием программ на условиях стандартных лицензий, по сути своей являются договорами присоединения (ст. 428 ГК РФ), так как пользователь не имеет возможности изменять условия такой лицензии, а может либо согласиться с ее условиями в целом, либо отказаться от совершения сделки. Также, поскольку приобрести программный продукт на предлагаемых условиях может любое обратившееся лицо (либо определенный в условиях поставки класс лиц, например, образовательные учреждения), стандартные лицензии можно признать публичными договорами (ст. 426 ГК РФ).

Условно, можно выделить следующие типы лицензий:

· открытые (свободные) – не ограничивают свободу использования, модификации и распространения продукта. Могут накладывать ограничение на коммерческое распространение производных продуктов.

· для бесплатного использования – продукт доступен для бесплатного использования, либо при возможной материальной помощи, либо обязательной регистрации. Ограничивает права пользователя на модификацию и использование продукта.

· для пробного использования – бесплатно предоставляется ограниченная по функционалу либо по времени версия программы. Полная версия доступна после оплаты, либо регистрации.

Коммерческие (платные) – доступны либо только после оплаты, либо бесплатно доступна демонстрационная версия с удаленными ключевыми возможностями, либо предварительная бета-версия.

Режим охраны программ по так называемым коммерческим лицензиям неоправданно жесток, и это не связано с ценой продукта. Так типичное коммерческое лицензионное соглашение содержит следующие ограничения:

· Запрет на какое бы то ни было копирование продукта, передачу оригинала для временного пользования другому лицу, перепродажу и тому подобные ограничения имущественного характера

· Запрет на выяснение принципов работы программ, дизассемблирование, выявление и исправление любых, даже явных, ошибок в работе программы.

Вывод сделки из-под юрисдикции товарных отношений, в частности, Закона о защите прав потребителя.

Лишение права производить любые действия, связанные с функционированием программы в соответствии с ее назначением. «Данное право также ставится в зависимость от воли автора, прописанной в лицензионном соглашении, как и права владельца экземпляра программы на исправление явных ошибок и внесение в нее любых изменений, в том числе «осуществляемых исключительно в целях ее функционирования на технических средствах владельца»

Снятие в производителей и распространителей любой ответственности за риск, связанный с использованием данного продукта, а также за вред, причиненный явно или косвенно вследствие использования программы, в том числе и упущенную выгоду.

Отказ производителя от любых гарантий, в том числе, от гарантий отсутствия ошибок, соответствия программы ее указанному предназначению.

Выбор применимого права, то есть указание законодательством какой территории следует руководствоваться при решении спорных вопросов, связанных с применением данного продукта. Стоит ли говорить, что данный вопрос решается также не в пользу потребителя.

«Произвести копирование диска, содержащего компьютерную программу, для личного использования нельзя. Более того, не допускается даже дать приятелю поработать с программой, как, например, с книгой или видеокассетой. Замечу, что книги, компакт-диски и видеокассеты покупают в основном частные лица, а вот ПО обычно приобретают юридические лица и предприниматели, использующие программы в коммерческих целях. Значит, наибольший доход производители программ, в отличие от издателей книг и звукозаписывающих компаний, получают не от частных лиц, а от коммерческих организаций, хотя свободно распоряжаться книгами и аудиозаписями разрешено, а программами — запрещено. Кстати, многие программные продукты так популярны именно потому, что их можно купить по «пиратским» ценам. На мой взгляд, если бы люди не могли пользоваться некоторыми нелегально добытыми продуктами, например, Microsoft Office или CorelDraw, то последние не получили бы столь широкого распространения. Бесплатная реклама, обеспечиваемая пиратами, гораздо действенней рекламных щитов и обзоров в прессе. Не будь пиратов, количество легально приобретенных копий резко бы сократилось. Не исключено, что многие бы перешли на свободное ПО вроде Linux. Поэтому «пиратство» в определенном смысле выгодно крупным компаниям. Поддерживая абсурдное положение вещей с охраной программ, они создают благодатную почву для существования пиратов. Таким образом, корпорации ведут недобросовестную конкурентную борьбу с теми производителями, которые могли бы занять их место на рынке».

Конкуренция

Среди прочих, общих для любого рынка, на рынке ПО можно выделить ряд специфических методов, с помощью которых, компании-производители ведут конкурентную борьбу. Как уже отмечалось выше, эта специфика обусловлена техническими и правовыми особенностями данного рынка.

Теневой рынок в определенной степени играет на руку производителям как средство адаптации рядового пользователя к высоким ценам на продукцию. Так однопользовательская лицензия на Microsoft Windows XP Professional Edition стоит около семи с половиной тысяч рублей. Немногие пользователи способны оплачивать все ПО, которое они используют по ценам производителя. Именно существование широкого выбора программ по «пиратским» ценам и обуславливает популярность, в частности программ Windows и Office. С другой стороны, основную прибыль компании-производители ПО получают от корпоративного рынка, где преобладает лицензионное ПО, и пиратство не сказывается пагубно на их финансовом состоянии

Для привлечения клиентов, многие фирмы инвестируют в область свободного ПО. Это действует на сообщество пользователей как эффективная реклама. Так действует, например, корпорация IBM. Особенно эффективна данная политика в отношении компаний-производителей оборудования.

Для расширения рынков компании часто заключают сделки с производителями оборудования и операционных систем. Интеграция продуктов в комплексные платформенные решения повышают прибыли и круг потребителей.

Специфичным и в последнее время, увы, часто используемым методом борьбы стали судебные иски о правомерности лицензирования или использовании в программном продукте чужого кода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.234 (0.01 с.)