Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация управления Индиями.
Даже если бы договор в Санта-Фе и выполнялся точно, все же он оставлял широчайшее поле деятельности для короны Объяснялось это не только тем, что все более и более укреплялась власть короны над «морями-океанами». Экономические и политические интересы королей намного превосходили интересы Колумба, и лишь корона с ее мощными органами центральной власти могла обеспечить замещение должностей в административном и судебном аппарате колоний. Это понимали Изабелла и Фердинанд, и, независимо от выполнения условий договора, они, начиная со второго путешествия Колумба, проявляли заботу об эксплуатации и организации новых земель. И следует отметить, что они стремились с самого же начала собрать как можно больше сведений об этих странах и их обитателях, для того чтобы определить, что требуется для управления ими. Таким образом, в инструкциях, данных Николасу де Овандо в 1501 г., Колумбу в 1502 г., Хуану де ла Коса в 1504 г. и в договорах, заключенных с другими мореплавателями и исследователями в 1508, 1512 и 1514 гп, предлагается и предписывается присылать донесения, которые могли бы послужить для составления «переписи (padron) всех земель и островов Индий». В грамоте 1508 г., в которой Фердинанд определял права своего «главного пилота» Веспуччи, он приказывает «всем пилотам, которые ныне и впредь будут посещать земли Индий, как уже открытые, так и те, что предстоит открыть, тотчас же по возвращении в Кастилию доставлять сведения о новых землях или островах, или бухтах, или гаванях, или обо всем прочем, достойном быть помещенным в указанную королевскую перепись». Для разрешения всех вопросов, как научных, так и административных и экономических, связанных с Индиями, в Кастилии были созданы два учреждения: «Торговая Палата» (Casa de Contractacion) в Севилье (10 января 1503 г.) и «Совет по делам Индий» (Consejo de Indias). Торговая Палата была вначале, как указывает само ее название, учреждением в основном торговым. Торговая Палата хранила на своих складах все товары, которые вывозились в Индию или привозились оттуда, и руководила их покупкой, продажей и перевозкой. В ее функции входило также все относящееся к торговле на африканском побережье («Малое Море» и Берберия) и на Канарских островах. Ее штат сперва ограничивался казначеем, счетчиком и фактором1. В 1505 г. устав был расширен. В компетенцию Торговой Палаты вошли дела, касающиеся эмиграции в Индии и найма кораблей, туда посылаемых. Позднее (а может быть, и с самого начала, так как Торговая Палата унаследовала функции старинного трибунала адмиралтейства) должностным лицам этого ведомства было пожаловано право разбора уголовных дел, о чем свидетельствуют конфликты с севильскими судьями, и текст одной грамоты от 14 ноября 1509 г. В уставе 1510 г. определяются права юрисдикции Торговой Палаты.
Но хотя с момента ее создания в деятельности этого учреждения принимают участие технические служащие, пилоты и космографы (Хуан де ла Коса в 1503 г., Висенте Яньес Пинсон и другие), которые ведают подготовкой экспедиций и составлением карт, все же до 1508 г. не получают достаточного развития исследовательские функции Палаты. В 1508 г. создается должность главного пилота (piloto mayor), обязанного обучать пилотов, отбывающих службу на кораблях, которые совершают рейсы в Индии, и составлять и хранить карты новооткрытых земель, на основании которых составлялась общая перепись. Первыми главными пилотами были Америго Веспуччи (1508—1512) и Хуан Диас де Солис (1512— 1516 гг.). К этим чисто техническим функциям пилотов глава 7 устава 1510 г. добавляет, что они должны «исследовать положение открытых, но еще не заселенных земель и вести переговоры с частными лицами, которые желают направиться туда и давать отчет королю о намерениях этих лиц». В том же документе подробнейшим образом регламентируется навигационная практика и учреждается особый орган — своего рода центральная экспедиция, которая регистрирует все депеши, идущие из Кастилии в Индии и обратно. Наконец, в грамоте от 26 сентября 1511 г. определяются судебные функции Торговой Палаты. Судьям этого учреждения «надлежит разбирать споры и тяжбы, возникающие между купцами и их агентами,- капитанами, боцманами, конопатчиками, моряками и иными лицами в связи с их совместной деятельностью в Индиях и по поводу грузов, которые находятся там и туда прибывают, найма судов и контрактов по страхованию кораблей».
Совет по делам Индий был создан в 1511 г., но расширение его функций относится уже к следующему периоду. В дополнение к Торговой Палате в Севильи были созданы подчиненные этому учреждению торговые дома на Антильских островах, где уже в 1493 г. появляются факторы, казначеи и счетчики. Корона стремилась заселить новооткрытые земли испанцами, чтобы обеспечить господство над этими владениями и торговлю с ними. Поэтому эмиграция в Индии поощрялась — колонистам предоставлялись земли (mercedes), ввозившиеся туда товары освобождались от пошлин; в новооткрытые земли высылались лица, из гнанные из Испании, и преступники, не осужденные на смертную казнь и чьи «преступления были таковы, что по справедливости заслуживали высылки в Индии» (указ от 22 июня 1497 г.). Категорически воспрещалась иммиграция иностранцев. Исключение было допущено лишь для лиц, которые осели на Эспаньоле в первые годы освоения острова (всего насчитывалось лишь пятнадцать таких им-. мигрантов). В Америку были перенесены формы кастильского муниципального строя, отразившиеся и на организации управления индейскими селениями (pueblos). Любопытно отметить, что уже к началу XVI в. относятся собрания делегатов городов и селений, которые в дальнейшем приобретают известное значение как совещательные органы, в компетенцию которых входит разбор местных дел. Наиболее важным районом в пределах новооткрытых земель в то время был остров Эспаньола, на северном берегу которого Колумб основал город Изабеллу. Он же заложил на южном берегу второй город — Санто-Доминго, который впоследствии стал столицей Эспаньолы1. Вскоре был заселен остров Пуэрто-Рико и началась колонизация Кубы и Ямайки. Законодательство. Все эти нововведения и реформы предполагают, естественно, значительное развитие законодательства. Уже отмечалось, что в эту эпоху большая часть законодательных актов и распоряжений провозглашалась и подписывалась королями в форме грамот, указов, посланий, инструкций, соглашений и т. п.; при всем своем значении, решения кортесов играли меньшую роль, чем акты, исходящие непосредственно от короля и королевы. Ввиду крайней разнородности и запутанности кастильского законодательства была проведена работа по его кодификации, предпринятая, по-видимому, по поручению Изабеллы двумя законоведами — Альфонсом Диасом де Монтальво и Галиндесом де Карвахалем. Опубликован был только свод, составленный Монтальво. Этот свод известен под названиями «Королевские распоряжения Кастилии» и «Устав доктора Монтальво». Он состоит из восьми книг и включает решения кортесов (начиная с кортесов в Алькала, 1348 г.), различные распоряжения королей (от Альфонса X) и законы, заимствованные в более древних источниках. Всего «Устав доктора Монтальво» содержит 1163 закона, относящихся к сфере политического, административного, гражданского и уголовного права и к процедуре ведения процесса, причем 230 законов этого свода принадлежат Фердинанду и Изабелле. Неизвестно, получил ли этот свод законную силу или остался лишь проектом, формально не утвержденным королем и королевой. По-видимому, справедливо первое предположение, если принять во внимание, что в протокольных книгах различных городских советов были обнаружены ссылки на королевские решения, согласно которым предписывалось руководствоваться «Уставом» при разборе дел. Бесспорно, «Устав» широко применялся на практике, о чем свидетельствует тот факт, что к 1513 г. появилось не менее 13 его изданий. Свод этот был, однако, несовершенным и неполным. Одни и те же законы в нем часто повторяются. У некоторых искажен текст или точно не фиксируется сфера их применения; кроме того, «Устав» содержит не все указы и решения королей и кортесов. В виде отдельных выпусков были опубликованы и позднее напечатаны «Инструкция для коррехидоров» (Севилья, 1500 г.), «Устав эрмандады», «Указы об алькабале» (1499 г.), «Указ об адвокатах» (1496), «Законы о сроках и порядке судопроизводства» (1499 г.), «Законы Торо» (1505 т.), некоторые городские уставы (Мадрида, 1494 г.; Севильи, 1502—1512 гг. и др.), цеховые статуты (Санта-Фе и Алькала) и новый сборник, названный «Сводом Хуана Рамиреса» (по имени его издателя, нотариуса королевского совета), в котором содержатся различные «буллы пап о королевской юрисдикции и иные грамоты и законы королевства, обнародованные для лучшего управления и охраны правосудия» (1503 г.). Судя по указу, которым разрешено было опубликование этого свода, он был составлен королевским советником по поручению Фердинанда и Изабеллы.
Однако потребность в ясном и составленном в соответствии с принципом хронологической последовательности кодексом кастильских законов не была удовлетворена в силу противоречий в нормах действующего законодательства. Устав Алькала 1348 г. и «Законы Торо» 1505 г. свидетельствуют, что в XIV, XV и в начале XVI в. применялись в повседневной практике самые различные своды. Наряду с «Фуэро Хузго» и «Фуэро Реаль» сохраняли действенную силу городские фуэрос, «Партиды», уставы, утвержденные преемниками Альфонса X. Но уже с XIII в. короли и кортесы предпринимают попытки унификации и пересмотра существующего законодательства и тенденция эта находит выражение в завещании Изабеллы, один из пунктов которого гласит: «...далее, поскольку я всегда имела намерение свести все законы "Фуэро Реаль", а также уставы и грамоты в единый свод, в котором кратко и в добром порядке оные законы были бы изложены, с изъятием утративших силу актов и с указанием на те из них, каковые представляются сомнительными, во избежание имеющих место споров и противоречивых мнений относительно возможности применения оных... прошу я короля, моего повелителя, и повелеваю и поручаю принцессе, моей дочери Хуане...чтобы созвано было, под руководством сведущего и достойного доверия прелата, совещание особ ученых и искушенных и имеющих опыт в вопросах права и чтобы эти лица пересмотрели все вышеуказанные фуэрос, уставы и грамоты и свели их в единый кодекс, в каковом помещены были бы законы в более краткой форме и в последовательном порядке... А что касается законов "Партид", то да будут они сохранять свою действенную силу...»
Указания королевы не были выполнены, и продолжал существовать не только обычный разнобой в законодательстве (каких он достигал размеров — фактически было неизвестно), но также и путаница в применении большей части законов, которых Монтальво не удалось как следует согласовать. В Арагоне и в Наварре ощущалась та же потребность в унификации законодательства, хотя.здесь и применялись кодексы, подобные Генеральным Фуэрос Арагона, Обсерванциям (с. 396) и своду каталонского права (с. 416). Этот последний сборник был напечатан при Фердинанде. Но уже спустя некоторое время каталонские кортесы возбудили вопрос о кодификации капитулов и своих собственных актов. В Валенсии были составлены частные сборники; свод фуэрос (1482 г.), данных за период времени от Хайме I до Альфонса V, и кодекс привилегий (1515 г.) под названием Aureum opus regaliutn privilegiorum civitatis et regni Valentine. В баскских провинциях существенное значение имели лишь «Указы лиценциата Чинчильи», опубликованные в Бильбао в 1484 г. и вызванные необходимостью положить конец смуте, учиненной вследствие борьбы различных партий и группировок. Так как было решено распространить их на всю провинцию, то города оказали сопротивление. Но короли навязали свою волю и заставили Генеральную Хунту под председательством Чинчильи опубликовать эти законы. Они сохраняли действенную силу в течение нескольких лет и вышли из употребления, когда удалось подавить мятежи. В «Указах», среди прочих установлений, имеются два важных решения: о допуске депутатов городов в хунты сельских местностей и об ограничении права поединков. В Гипускоа и Алаве лишь подтверждаются старые фуэрос и опубликовывается несколько новых распоряжений по частным вопросам. В Арагоне и на Майорке за это время не были созданы новые своды, несмотря на то что количество законодательных актов возросло за счет королевских указов и решений кортесов. Законы, касающиеся Америки, были сведены в общий кодекс лишь в конце XVII в.1 Государство и церковь . Несмотря на религиозное рвение, благодаря которому Фердинанд и Изабелла (с большим основанием последняя) получили прозвище «католических королей», они всегда различали в отношениях между государством и церковью стороны духовную и светскую. Король и королева стремились обеспечить верховенство государства над церковью или по крайней мере сохранить для короны полную свободу действий. Эти тенденции проявились в первоначальном проекте учреждения инквизиции и в мерах, которые были приняты для пресечения злоупотреблений, чинимых духовенством, и актов узурпации и произвола со стороны клириков (с. 539).
Церковь продолжала сохранять часть своих феодальных привилегий. Частной властью в пределах своих диоцезов и сеньорий обладали все аббаты, архиепископ Сантьяго, епископы Луго и Жероны и т. д. В округе Толедо церковь владела селениями и городами, имела свои войска, которыми командовали светские особь (сперва брат кардинала Мендосы, а затем племянник Сиснероса), и назначала дву^ окружных судей (аделантадо) — в Гранаду и Касорлу. Однако как Изабелла, та! и Фердинанд стремились ограничить феодальные привилегии церкви, которые про^ тиворечили принципам их абсолютистской политики. Короли желали сохранить за собой право замещения церковных должностей которое освящено было древними обычаями страны (с. 376—378). Поэтому xotj и считалось, что назначение епископов является неотъемлемой привилегией пап Фердинанд и Изабелла неизменно подчеркивали, что им принадлежит право наме чать кандидатуры епископов. При этом они добивались, чтобы папы назначали на должности епископов только испанцев. Так, когда в 1482 г. папа Сикст IV назначил епископом Куэнки иностранца — кардинала Сан Джорджи, акт этот был признан прямым нарушением закона, утвержденного на кортесах в Мадригале. Фердинанд и Изабелла заявили папе протест, и когда последний не удовлетворил их требования, приказали всем испанским подданным покинуть Рим. При этом король и королева угрожали папе и иными мерами. В результате вскоре было достигнуто соглашение, и папа предоставил королю и королеве право «ходатайствовать» в пользу тех кандидатур, которые они признают достойными, т. е. подтвердил привилегию, уже ранее присвоенную короне (о том, что подобной привилегией короли располагали до конфликта 1482 г., свидетельствует один закон, принятый на кортесах в Толедо в 1480 г.). Как правило, кандидатуры, выдвинутые королем и королевой, утверждались папой. Впрочем, в 1485 г. между Римом и Испанией снова возникли трения в связи с замещением вакантной епископской кафедры в Севилье. Но и на этот раз папа уступил требованиям королей. Оставался открытым вопрос о праве пожалования бенефициев, которое папа удержал за собой по соглашению 1482 г. Короли пытались его присвоить косвенным путем, то захватывая доходы бенефициев, то добиваясь от папы права назначать тех или иных лиц на церковные должности. Королям принадлежало право назначения священников в приходах горныхшестностей, как о том свидетельствуют решения кортесов в Толедо. Наконец, папа пожаловал королю и королеве право патроната над всеми церквами гранадского королевства, а позднее — и над церквами Америки. Патронат над церковью в новооткрытых землях позволял короне руководить всей миссионерской деятельностью, которой придавалось большое значение, и основывать церкви, которые поддерживались и контролировались государством. Так, буллой от 16 ноября 1501 г. папа Александр VI отдал навечно церковную десятину в Индиях королям Испании, но с условием содержать все церкви, основанные на этой территории. Таким образом, экономическое положение американского духовенства и его взаимоотношения с гражданской властью были иными, чем у духовенства метрополии, где церковь имела свои собственные владения и особые доходные статьи. Государство приобрело в колониях большее влияние на церковь, чем в Испании. Несмотря на это, в связи с правом патроната нередко возникали конфликты между королями и папским престолом. Подобный конфликт вызван был папской буллой от 15 ноября 1504 г., которой создавалось на Эспаньоле одно архиепископство и два ему подчиненных епископства. Фердинанд счел, что этот акт наносит ущерб его правам патрона. В инструкции, данной своему послу в Риме Франсиско де Рохас, он потребовал, чтобы последний довел до сведения папы, что «должности, каноникаты и бенефиции могут учреждаться в Индиях лишь с согласия короля, как патрона, и что в данном случае выбор кандидатов должен быть предоставлен севильскому архиепископу, решение коего король утвердит». Фердинанд обещал уступить на содержание церквей в заморских владениях десятину, право на сбор которой было ему предоставлено буллой 1501 г., но он отмечал при этом, что корона должна сохранить за собой «треть десятины» и все золото, серебро, металлы, красящее дерево, драгоценные камни и жемчуг, добываемые в Новом Свете. Долгие переговоры с папой завершились соглашением, которым удовлетворены были требования короля. В то же время следует отметить, что Фердинанд и Изабелла проявляли заботу об охране интересов церкви и духовенства. Последнее через своих представителей при короле и особенно при королеве — их духовников оказывало влияние (и при этом возрастающее) на политику Фердинанда и Изабеллы, что проявилось в преследованиях, которым подверглись мориски в Гранаде и «иудействующие», в деле Колумба, в отмене прежних привилегий знати и т. д. Законы, принятые на кортесах в Толедо, решительно запрещают захваты доходных статей церкви, предписывая вернуть ей все, что незаконно было присвоено некоторыми сеньорами. Изабелла, в своем завещании поручая составить новый свод законов, указывает: «И если будут в этот свод помещены законы, нарушающие церковные вольности и привилегии, то следует их изъять, дабы они более не применялись». Наконец, касаясь вопроса о всемирной политической власти пап, отстаиваемой столькими церковными писателями того времени, нельзя не отметить, что Фердинанд, когда это ему было выгодно, основывался в своих действиях на доктрине папской супрематии. Так, отстаивая свое «право» на захват Наварры, он в своем сообщении на кортесах в Бургосе о присоединении этого королевства отмечал, что «папа Юлий... передал ему королевство Наварру, потому что его святейшество лишил права владения королей Хуана де Лабри и его супругу Каталину, поскольку они заключили союз и помогали королю Людовику Французскому, который наносит вред церкви оружием и раскольническими действиями; посему королевство это папа передал его высочеству (т. е. Фердинанду), каковой может располагать им полностью, по собственному желанию». Однако преемники Фердинанда предпочитали не считаться с правом супрематии, когда в политической борьбе с папским престолом эта доктрина обернулась против них.
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ Покровительство промышленности. Фердинанд и Изабелла проявляли интерес не только к политическим и социальным, но и к экономическим проблемам, при разрешении которых ни они, ни их приближенные не могли избежать влияния общепринятых идей того времени. Основной порок экономической политики короля и королевы заключался в переоценке роли и значения законодательных актов и во вмешательстве во все области экономической жизни страны. Обнародовалось огромное количество грамот, постановлений и распоряжений, касающихся торговли, сельского хозяйства и ремесла, проникнутые духом протекционизма. Короли старались закрыть доступ в Испанию тем иностранным товарам, которые могли конкурировать с национальны ми, например: сукнам, ввоз которых вредил сукновалам Мурсии и скотоводам этой области (1486—1487 гг.); шелка из Неаполя, Каликута, Турции и других мест, поскольку импорт шелковых тканей доводил до разорения гранадских ткачей шелка (1500 г.). Понимая в то же время, что необходимо поднять технический уровень испанской промышленности, короли привлекали в Испанию рабочих из Италии и Фландрии, жалуя им различные привилегии, в частности освобождая их от всех податей на десять лет (1484 г.). Главными объектами вывоза из Кастилии и из других областей были обычно не промышленные товары (за исключением шелковых тканей, которые в большом количестве производились маврами в Гранаде), а сырье, причем за границей изделия изготовлялись из испанского сырья, а затем ввозились в Кастилию и Арагон. Так, экспортировалась шерсть, которая в 1512 г. была вывезена на сумму в 250 тыс. дукатов (что соответствует примерно 50 тыс. кинталам1), железо, вино, оливковое масло, мясо и кожи и ввозились через все порты (по данным 1477, 1491 гг. и других) главным образом ткани, в особенности тонкие, которые ценились гораздо дороже, чем шерсть. «Католические короли» стремились поощрением старых предприятий и созданием новых уравновесить торговый баланс. И по мере роста испанского производства короли все более и более ограничивали ввоз (кортесы 1515 г.). Таким образом, уже в 1512 г., по свидетельству путешественников, определенное значение приобрело производство тканей (в том числе и дорогих сортов) в Толедо, Севилье, Валенсии и иных городах. Ткачи шелка в 1504 г. только в восьми городах Андалусии уплатили в казну податей на сумму около 9 млн. мараведи. Короли также стремились устранить препятствия к развитию производства, которые ставились законодательством, обычаями и злоупотреблениями. Они запрещали сбор незаконных налогов, отменяли привилегии и монополии, которые были выгодны только немногим представителям знати. Так, в 1480 г. было аннулировано пожалование, данное Энрике IV нескольким рыцарям, по которому «все кожи, продаваемые в некоторых архиепископствах, должны были свозиться в точно определенное место и там продаваться в установленный день только теми лицами, которые издавна имеют эту привилегию, причем любые другие лица не могли закупать кожи под страхом сурового наказания Скотоводство продолжало быть одной из крупнейших отраслей экономики страны, о чем свидетельствуют приведенные выше цифры вывоза шерсти. Впрочем, в некоторых областях (Мурсия) произошло значительное уменьшение поголовья скота (до 1480 г. было более 50 тыс. овец, а в 1486 г — только 10 тыс.). Фердинанд и Изабелла оказывали большое покровительство Месте во избежание дальнейшего упадка скотоводства и регулярного снабжения сукновален сырьем. Они подтвердили и даже увеличили все привилегии, которые в 1347 г. пожаловал Месте Альфонс XI, несмотря на вполне обоснованные жалобы земледельцев. Но корона обложила Месту особым налогом и подчинила ее в известной степени своей власти, назначив специального советника, который вошел в состав совета Месты (в 1500 г.). Сборник привилегий Месты был составлен и опубликован в 1511 г. В этот же период появляется множество законов и статутов цехов и братств, которые свидетельствуют о чрезмерной регламентации ремесла, но вместе с тем указывают и на необычайное развитие цехов и на все возрастающее вмешательство (с наилучшими намерениями, впрочем) государства в технику производства. Примерами такой регламентации могут служить следующие данные — с 1494-го по 1501 г. было дано восемь распоряжений, касающихся производства сукон, а в 1511 г. — общий свод, включающий 120 законов, в 1494 г. принят указ о вышивальщиках тканей, в 1496 г. — об оружейниках Овьедо, в 1499 г. — о башмачниках, в 1491, 1499 и 1515 гг. — уставы торговцев платьем в Кордове, в 1481 и 1500 гг. — уставы башмачников, изготовителей деревянных башмаков, литейщиков и портных Бургоса. Но не все эти постановления исходили от короля, так как городские советы имели право утверждать уставы и издавать их даже по собственной инициативе, как и происходило, например, в Бургосе. Но короли, со своей стороны, утверждали законы общего характера (указы о ремесленниках, подобные указам, данным в XIV в.) и поощряли создание городских уставов в форме кодексов, причем в подобные уставы входили и распоряжения, касающиеся цехового регламента. Известно, что Севилья, Кордова, Толедо, Сеговия, Аеон, Гранада и другие города были центрами высокоразвитого ремесленного производства. В Севилье заслуженной славой пользовались мастера керамических изделий, которые вырабатывали эмалированные изразцовые плитки, гончары, ювелиры, которые изготовляли драгоценные украшения и серебрили, золотили и украшали лошадиную упряжь, шпоры и шпаги, кожевники или изготовители различных изделий из кожи, ткачи бархата, прядильщики шелка, оружейники и т. п. В Толедо было развито (особенно в начале XVI в.) производство шелка, сукон, шляп, оружия, в частности знаменитых шпаг, и керамических изделий. Всюду наблюдается зарождение и рост промышленности, которая, казалось, должна была успешно развиваться и впредь. В Арагоне и близлежащих областях также продолжает развиваться цеховое производство. Сарагоса, Барселона и Валенсия идут во главе, как крупные промышленные центры. В последних двух городах редко случалось, чтобы ремесленники не входили в какой-нибудь цех, и возрастающее число цеховых статутов указывает на дальнейший рост этих корпораций. То же происходит и в менее крупных городах, например в Альсире, где с давних пор было развито производство сукон. Но в Барселоне уже появляются признаки упадка, которые отмечают местные ткачи («цех и ремесло ткачей этого города — самое важное в нем... и нет здесь иных цехов и ремесла, которые приносили бы больше пользы») в петициях Фердинанду от 1493 г. Одной из причин упадка было то обстоятельство, что каталонское ткацкое производство не могло выдержать конкуренции с иностранным, потому что в стране производились главным образом грубые ткани, а иные отрасли производства (например, выделка бархата), несмотря на покровительственные мероприятия, не прививались с должным успехом. В одном документе 1481 г. содержится перечень тканей, производившихся в Барселоне: «Сукна, окрашенные кошенилью, лилово-красные, светлые и темные, кроваво-красные, пепельно-серые, синие, розовые. Сукна из чесаной шерсти, сукна тонкие и узкие, саржа узкая, этамин, бумазея, полушерстяные ткани, льняные ткани, тонкие льняные ткани, вышитые ткани, холст, хлопчатобумажные ткани, ткани из льна и хлопка и тому подобные». Ткани, шитые золотом и серебром, вышитые ткани, бархат, камлот, тафта, тонкие ткани, камка, а также и другие ткани ввозились из-за границы. Из цехов наиболее значительными были следующие пять: шорников, портных, ткачей, башмачников и ювелиров. В числе других 33, упомянутых при реформе муниципалитета, проведенной Фердинандом (с. 534-535), не встречаются красильщики, крутильщики шелка, канительщики золота, свечники и изготовители бархата, которые объединились только спустя много лет, что показывает, какое ничтожное значение имели эти виды ремесла в изучаемый период. Однако, по свидетельств 'одного современного автора, за вывезенные в 1481 г. в Ломбардию каталонские сукна было выручено 120 тыс. венецианских эскудо прибыли. Но спустя десять лет (в 1491 г.) уже замечается упадок, потому что городской совет обсуждает вопрос о предоставлении денежной субсидии ткачам, «дабы они могли закупить хорошую шерсть для выделки сукна "доброго и тонкого", — что сам цех не мог предпринять, ибо ныне денег у ткачей мало». Это признание подтверждается упомянутым прошением 1493 г. и привилегией, которую дал ткачам Фердинанд, отметив при этом, что цех «из-за плохих времен пришел в большой упадок и ослаб». Несмотря на все это, Барселона в 1491 г. была, по свидетельству современников, городом весьма населенным и занимала почти такую же площадь, как Неаполь. Прекрасные каменные дома, трех- или четырехэтажные, приводили в восторг приезжих и иностранцев; в городе имелась довольно значительная система канализации, что было тогда редкостью в Испании. В 1491 г. доходы городского совета были оценены в 55 050 ливров. Но общая численность населения Барселоны (включая и ее пригороды) уменьшилась по сравнению с 1463 г. на одну пятую и составляла, согласно переписи, 38 тыс. человек К 1516 г. оно достигло, однако, уровня 60-х годов XV в. На Майорке данные, относящиеся к 1500 г., свидетельствуют о значительном производстве шерсти (в Пальме, Манакоре, Арте и Польенсе) и вин. Наконец, расцвет изящных искусств доказывает наличие художественных ремесел, которые имели существенное значение. Цеховая регламентация. В общих чертах цеховая регламентация сохраняеттот же характер, что и в предшествующий период. В бургосских статутах 1481 и 1500 гг. имеются указания об испытаниях, без которых никто не мог получить право заниматься тем или иным видом ремесла. Четко определяются положения о мастерах и детально разрабатывается как в Кастилии, так и в других областях цеховая иерархия (разделение на мастеров, подмастерьев и учеников). Экономическое значение цехов определялось теми капиталами, доходными статьями и ценностями, которыми они владели. Так, цехи Бургоса имели постоянную ренту, барселонские и валенсийские — недвижимость, капиталы, драгоценности. Чтобы оценить роль цехов в системе управления и общественной жизни, следует напомнить, что они принимали участие в деятельности муниципиев (с. 535). Цехи имели, кроме того, привилегии, которые предоставляли им исключительное право на пользование часовнями для проведения традиционных празднеств и погребальных цере моний и на особые гербы, порой даже с королевскими девизами (такая привилегия была пожалована чесальщикам шерсти в Сагунто Фердинандом в 1493 г.). Члены цеховых объединений имели право ношения оружия для самозащиты и в этом отношении были, таким образом, приравнены к рыцарям. Но заботы королей и городских советов о цеховой регламентации чреваты были гибельными последствиями для ремесленного производства, на что уже указывалось выше (с. 467). Действительно, возрастает стремление к мелочной регламентации и громоздким техническим предписаниям (инициатива регламентации исходит порой от самих ремесленников, представленных особыми консулами и надсмотрщиками), что все более и более связывает производство. Например, в уставе 1481 г. предписывается, чтобы башмаки имели не больше одной подметки; в другом уставе 1500 г. запрещается кроить одежду поперек, оторачивать куртки мехом и т. д.; в уставе 1511 г. было строго регламентировано разделение труда между ремесленниками —было запрещено рабочим, занятым в одной операции, принимать участие в другой, а продукция подвергалась стольким осмотрам, что любые изделия, поступающие на продажу, имели три печати мастерской и четыре печати органов общественного надзора. Правда, порой эта мелочная регламентация предпринималась в целях гигиены или предотвращения фальсификаций, и подделок. Так, например, запрещали изготовлять овчины из просоленных шкур, чтобы не пострадали спящие на них дети, или же затрудняли возможность подделок в ювелирном производстве. Но часто ограничения не только не приносили пользы, но препятствовали проявлению личной инициативы и замедляли ход производства. Следует отметить также тенденцию цеховых статутов к наивозможному уравнению условий работы различных мастеров; выражалась эта тенденция в том, что сырье распределялось поровну между мастерами и строго преследовались нарушения подобных правил (статуты кожевников и скорняков Барселоны, 1431—1490 гг.). Но больше всего вреда причиняло широко применявшееся регулирование цен. Несомненно, подобные меры порой вызывались необходимостью борьбы с злоупотреблениями; в этом смысле вполне оправдано установление твердых цен на съестные припасы, продаваемые трактирщиками (кортесы Толедо, 1480 г.). Однако чаще всего таксация цен приводила к отрицательным результатам, что имело место при попытках регулирования цен на зерно во избежание его скупки и при нормировании цен на изделия различных цехов, что обуславливалось статутами. Касаясь прочих особенностей регламентации (порой еще более вредных), необходимо отметить, что, как и прежде, устанавливались таксы поденной и сдельной оплаты, ограничивалась продолжительность рабочего дня и т. д. Любопытно, что христианам запрещено было давать деньги в рост, и этот запрет вновь был подтвержден кортесами в Толедо в 1480 г. Угрозу для грядущего развития представляли королевские монополии. Немалый вред причиняли и превратные представления о значении драгоценных металлов и денег. Пренебрежение к земледелию. В конечном счете исключительное внимание, уделяемое ремесленному производству и скотоводству, пагубно отражалось на земледелии. Особенный ущерб причинялся земледелию привилегиями, предоставлен ными Месте. Положение, в котором сельское хозяйство находилось в конце XV и в начале XVI в., было далеко не блестящим. Документальные свидетельства, относящиеся к этому времени, позволяют утверждать, что в Кастилии имелось множество заброшенных полей и пустошей, что население относилось с глубоким безразличием к агрикультуре и что продукция основных видов сельского хозяйства была незначительна (и при этом не только в Кастилии, но и в Арагоне, Каталонии и Валенсии). Правда, некоторые культуры давали обильные сборы, и продукция их вывозилась за пределы страны. Так, в Сеговии, Саламанке, Куэнке и Саморе вырабатывалось немало вина (следует отметить, что виноделие поощрялось в этих районах особыми привилегиями). В Андалусии производилось много оливкового масла, а различные области севера и юга Кастилии славились своими фруктами. Фердинанд и Изабелла стремились поощрить возделывание ряда культур и оказывали поддержку земледельцам в той мере, в какой подобное покровительство согласовывалось с принципами наибольшего благоприятствования скотоводству и мануфактуре. Был подтвержден закон Хуана II, по которому воспрещалась продажа за долги сельскохозяйственного инвентаря и рабочих волов (в случае если крестьянин владел не более чем парой этих животных). Особой грамотой 1496 г. всем городским советам предписывалось охранять в пределах подведомственных им территорий леса, сады, виноградники, посадки. Облегчены были условия межобластной торговли сельскохозяйственными продуктами. Но в то же время во избежание роста цен проведена была таксация цен на зерно (мера, которая вызывала сокращение посевных площадей) и точно фиксировались пункты, где разрешалась его продажа (хлебные рынки, общественные площади), чтобы контролировать все торговые сделки (указ 1491 г.). При этом, намечая твердые цены, корона не снизила ставок алькабалы, хотя города после введения системы подушной раскладки этой подати освободили от уплаты ее продавцов сельскохозяйственных продуктов и в первую очередь — торговцев зерном. Такса на зерно была отменена в 1504 г. Но сельское хозяйство постиг ряд неудач, и хотя в течение нескольких лет в Кастилии сеяли ржи достаточно для местного потребления и даже для вывоза, а в Мурсии земледелие за короткий срок стало давать больше продукции, чем скотоводство, но с 1503 г. потянулась полоса неурожайных лет, в силу чего все более и более хирело сельское хозяйство. Уже к концу XVI в. северные районы Кастилии настолько оскудели, что хлеб здесь стали выпекать с примесью различных суррогатов, заменяя ими невероятно дорогую муку, или кормились хлебом из желудей.
Торговля в Кастилии.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.05 с.) |