Формирование рыночного механизма. Основные принципы его 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование рыночного механизма. Основные принципы его



   функционирования.

Рынок – это достижение человеческой цивилизации. Об этом свидетельствует наглядный успех рыночной экономики в различных обществах от  Западной Европы до Северной Америки и Азии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Рынок – это система экономических отношений между  людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денеж-ных и финансово-кредитных отношений.

Рынок можно рассматривать, как механизм, обеспечивающий совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи благ и услуг.

Рыночная экономика по своей природе является децентрализованной, гибкой, практичной, восприимчивой к достижениям НТП, переменам в общественном производстве и системе потребностей, ориентированной не на производство, а на потребителя.

Рынок – это продукт развития общественного разделения труда и товарного хозяйства. Разделение производителей по видам трудовой деятельности в рамках общественного разделения труда порождает экономическую обособленность товаропроизводителей, которые становятся хозяйствующими субъектами. С другой стороны совместное участие в едином экономическом процессе создания, распределения, обмена и потребления благ связывает отдельные хозяйствующие субъекты в единое целое. В результате разнообразные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами принимают форму рыночных отношений.

Формирование российского рынка нацелено на создание высокоэффективной экономики с развитой системой социальной защиты.

Одним из основных принципов функционирования рыночной экономики является свобода экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности в рамках соблюдения законности. То есть это свобода потребителя выбирать из многих конкурирующих благ; свобода производителя открыть или расширить дело и, таким образом, взять на себя связанный с этим риск и получить вознаграждение в случае успеха; свобода работника выбирать себе работу или карьеру, вступать в профсоюз или поменять работу. 

Не следует идеализировать рыночную экономику, которая тоже имеет свои недостатки – порой достаточно серьезные, например, концентрация и ограничение конкуренции, колебание экономической активности (экономические кризисы), неравномерное распределение доходов и имущества и т.д.. Однако мировой опыт показывает, что именно рынок создает наилучшие перспективы и самые широкие возможности для создания высокоэффективной экономики и роста благосостояния людей.

       

2.4. Сущность, структура и функции рынка.

  Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Основными функциями рынка являются:

     1. Координирующая функция. Спрос и предложение на рынке приводятся в соответствие благодаря механизму цен – «невидимой руки» рынка, которая вынуждает хозяйствующих субъектов, преследующих личную выгоду, действовать в интересах общества.

  2. Распределительная функция. Рынок выполняет функцию распределения ресурсов, денежных средств, продукции.

     3. Стимулирующая функция. Через рыночную конкуренцию рынок определяет объем производства и предложения, стимулирует научно-технический прогресс и улучшение качества товаров, в конечном счете – экономический рост.

        4. Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макро- пропорции в экономике.

 5. Ценообразующая (или эквивалентная) функция. Рынок выявляет общественную значимость произведенного продукта и затрат труда.

     6. Информационная функция. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объемы информации и выдает обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

      Рынок имеет сложную структуру. Существуют различные подходы к классификации структурных элементов рынка:

  1. по степени конкуренции: совершенная и несовершенная;

  2.  по форме продажи: оптовая, розничная;

  3.  по характеру сделок: свободные, регулируемые;

     4. по географическому признаку: внутрирегиональные, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские, международные (мировые);

     5. в зависимости от соблюдения законности: легальные, официальные и теневые, «черные».

     Основные виды рынков можно классифицировать следующим образом:

1. Рынки товаров и услуг:

- рынки потребительских товаров;

- рынки инвестиционных товаров;

- рынки услуг – бытовые, транспортные, коммунальные;

- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

2. Рынки факторов производства:

- рынки труда;

- недвижимости;

- орудий труда;

- сырья и материалов;

- энергетических ресурсов;

- полезных ископаемых;

- рынки информации.

3. Финансовые рынки:

- денежные рынки;

- рынки капиталов, то есть инвестиционные рынки;

- кредитные рынки;

- рынки ценных бумаг;

- валютные рынки.

С появлением такого развитого рыночного пространства резко возросла его активная экономическая роль. Поэтому в настоящее время все отрасли испытывают на себе зависимость от специализированного рыночного воздействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.022 с.)