Тема 1. Собственность и модели организации экономических систем 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Собственность и модели организации экономических систем



 

      1.1. Экономическое содержание собственности

 Экономическая деятельность всегда совершается в определенной общественной форме, то есть включает в себя не только отношения человека к природе, но и отношения человека к другому человеку. Эта вторая сторона отношений, то есть отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, определяется отношениями собственности.

Рассматривая экономическое содержание собственности надо иметь в виду сложность и противоречивость данной категории. Это является следствием

двух противоположных тенденций, имеющих место в экономике. С одной стороны, действует тенденция к объединению в процессе кооперации труда, укреплению единства экономики. С другой стороны, разделение труда способствует формированию относительно самостоятельных хозяйствующих звеньев. Именно вторая тенденция является материальной основой для малого и среднего предпринимательства. Действие противоположных, но равно значимых тенденций ведет к тому, что собственность приобретает богатое содержание, включает в себя многогранную систему отношений по использованию факторов и результатов производства, а также целую гамму экономических интересов. Определенный тип отношений собственности зависит от конкретных исторических условий, в которых он складывается, и составляет основу социально-экономических отношений между людьми, определяет характер этих отношений и поведение людей. 

     В экономической теории рассматриваются два наиболее известных способа происхождения прав собственности: захват и трудовое происхождение. Согласно известному выражению основателя анархизма П.Ж. Продуна любая крупная собственность – это кража. Второй способ происхождение прав собственности был хорошо описан английским философом и политиком Дж. Локком.

С точки зрения реализации прав собственности следует отметить, что чем более полноценными они являются, тем выше ценность объекта собственности; чем ниже степень защищенности права собственности, тем ниже вероятность их эффективного использования; чем выше эффективность реализации прав собственности, тем выше общественное благосостояние.

 

    1.2. Общественная и частная собственность и их формы

     Критерием выделения различных форм собственности является реальное социальное положение лиц в зависимости от способа присвоения условий и результатов труда. Этот критерий позволяет разграничить собственность на два основных вида: общественную (народную или государственную) и частную. Кроме того, существуют различные формы собственности, которые можно классифицировать следующим образом: индивидуальная, коллективная и государственная.

      Индивидуальная собственность имеет, прежде всего, потребительский характер ─ это присвоение предметов личного потребления, предназначенных для удовлетворения индивидуальных или семейных потребностей, это собственность отдельных граждан[1] или их семей, например, семейное предприятие. Следовательно, сюда же относится индивидуальная частная собственность.

При частной собственности правами располагает отдельное лицо. Частная собственность, с одной стороны, предполагает эффективное распределение и использование ресурсов, но с другой стороны, порождает проблему внешних эффектов.

     Основной чертой коллективной собственности является коллективный характер присвоения, когда экономическая деятельность осуществляется в интересах определенного коллектива на началах самоуправления[2]. Это могут быть различного рода добровольные объединения.

При коллективной форме собственности правами собственности располагает коллектив без четкого разделения индивидуальных прав. Коллективная собственность, хотя и обеспечивает приоритет коллективных интересов и способствует совместному выживанию, но порождает проблему сверхпотребления, эффект «безбилетника».

При государственной собственности правами собственности располагает государство, которое принимает решения от имени всего общества. Государственная собственность, с одной стороны обеспечивает производство общественных благ, но в то же время порождает проблему рентоориентированного поведения чиновников.

     Государственная собственность может быть общегосударственной (федеральной), региональной и муниципальной. Она направлена на реализацию интересов всего общества. При этом должен быть создан такой механизм, который бы обеспечивал сочетание индивидуальных и коллективных интересов с интересами общества в целом и становление общественных форм присвоения национального богатства.

 

    1.3.Эволюция форм собственности. Право собственности

 

     История человеческой цивилизации демонстрирует эволюцию форм собственности от самых простейших до более сложных. Для ранних стадий развития была характерна коллективная (общинная) собственность, основанная на совместной экономической деятельности и совместном присвоении орудий и результатов труда.С появлением частной собственности, сначала рабовладельцев, затем феодалов и крестьян, а в последствии и собственности капиталистов, происходит лишь трансформация различных форм частной собственности. Этот процесс продолжается и в современных условиях.

      Экономические отношения собственности находят свое выражение в правовых формах. Право собственности, как право конкретных субъектов собственности (собственников) на определенные объекты собственности (имущество). Право собственности включает в себя правовые нормы, определяющие имущественную ответственность собственника и защищающие его собственность. В российском праве обычно выделяют три основных правомочия: право владеть, право пользоваться и право распоряжаться имуществом.

       Владение – предоставленное законом право фактического обладания имуществом и удержание его в собственном владении.

       Пользование – предоставленное законом право эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств или доходов.

       Распоряжение – предоставленное законом право собственника по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

       Все эти правомочия взаимосвязаны и определяют юридическое содержание собственности.

 

      1.4. Модели организации экономических систем

       Экономическая деятельность людей в зависимости от типа собственности и соответствующего уклада подчиняется определенным правилам и законам. Совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ составляют понятие экономической системы. Экономическая система является, в свою очередь, составной частью социальной системы, которая включает в себя культурные, социальные, политические и экономические отношения в обществе. Задача экономической системы состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся у общества ограниченные ресурсы с целью удовлетворения потребностей всех членов общества.

     Обычно выделяют следующие модели организации экономических систем: рыночная система; административно-командная экономика; смешанные системы; традиционная экономика.

   Рыночная система – это экономическая система, хозяйствующие субъекты которой осуществляют свободный выбор, руководствуясь личной выгодой. Все решения принимаются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

      В условиях рыночной системы преобладает частная собственность, каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход, роль правительства ограничивается защитой права частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

       Административно- командная экономика – полярная альтернатива рыночной системе. В ее основе лежит общественная собственность практически на все ресурсы, коллективное принятие решений посредством централизованного планирования. Централизованно принимаются решения по организации производства, объемам используемых ресурсов, структуры и распределения продукции. Государство может быть основным хозяйствующим субъектом. Преобладают административные методы руководства. Функционирование административно-командной экономики подчинено реализации общественных интересов в ущерб коллективным и личным. Административно-командная система имеет много общего с традиционным хозяйством. Основными чертами этой системы можно считать: подчинение потребителя производителю, слабая система экономического стимулирования; товарный дефицит и т.д..

      Смешанные системы – это такие экономические системы, которые, как правило, находятся между крайностями рыночной и административно-командной экономики, то есть в той или иной мере содержат элементы обеих систем. Они наиболее часто встречаются в реальной действительности. Эти элементы не конфликтуют друг с другом и даже взаимно дополняют, а сама система находятся в относительно устойчивом равновесии. Однако каждая из них имеет свои отличительные особенности. В некоторых случаях экономика может больше напоминать рыночную систему, в других – административно-командную экономику. Частная собственность и опора на рынок, так же, как и общественная собственность и централизованное планирование не всегда существуют параллельно, одновременно друг с другом. Возможны варианты, при которых частная собственность существует вместе с весьма развитым централизованным планированием. Такая ситуация, например, имела место в фашистской Германии, во Франции, после второй мировой войны, и Японии. С другой стороны в Югославии общественная собственность в условиях «рыночного социализма» вполне «уживалась» со свободным рынком.

      Традиционная экономика – существует в различных видах, так как основывается на традициях, обычаях, то есть выбор осуществляется согласно традициям и обычаям, присущим данной стране. Традиционная экономика преобладала в натуральных хозяйствах древних народов. Следует отметить, что черты данного типа хозяйствования свойственны любому замкнутому натуральному хозяйству. Техника производства, обмен, распределение доходов базируются на обычаях. Наследственность и касты диктуют экономические роли индивидов. НТП и введение инноваций резко ограничены. Религиозные и культурные ценности здесь первичны по сравнению с экономическими. Традиционная экономика весьма устойчива и трудно поддается реформированию. Вместе с тем, элементы традиционной экономики можно обнаружить практически в любой системе.

 

      1.5. Место собственности в реформировании экономики

 

    Создание рыночной экономики в России и других социалистических странах в конце 80-х годов прошлого столетия потребовало коренных преобразований всей системы экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности. Без резкого увеличения доли частного сектора в экономике этих стран невозможно было повысить эффективность и конкурентоспособность отдельных предприятий и экономики в целом.

     Возрождение различных форм частной собственности стало осуществляться путем разгосударствления и приватизации. Эти понятия часто употребляются как синонимы, хотя между ними есть определенные различия. Разгосударствление – это преодоление монополизма государственной собственности, создание условий для конкуренции товаропроизводителей. В этом случае часть государственной собственности на добровольной основе преобразовывается в коллективную или индивидуальную форму. Разгосударствление может осуществляться и путем передачи производственных фондов предприятий в распоряжение советов директоров региональных и межрегиональных ассоциаций предприятий, союзов и т.п.

      Приватизация – это передача (продажа) принадлежащих государству предприятий, транспортных средств, жилых зданий и т.п. в частную собственность отдельных граждан, коллективов, юридических лиц или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. В результате субъектами собственности становятся частное лицо, трудовой коллектив, акционерные общества, холдинги и т. д.

    Парадокс экономических реформ в России заключается в том, что они одновременно были и слишком, и недостаточно радикальны. Слишком радикальны они были потому, что разрушили существующую экономическую систему, но не создали соответствующую ей замену. Административно-командная система, основанная на зависимости предприятий от министерств, со строгой отчетностью и централизованным распределением сырья, товаров и трудовых ресурсов – была уничтожена. Сложная система связей между предприятиями в пределах России и бывших советских республик была разрушена. Процесс приватизации происходил одновременно с созданием концепции приватизации. В результате «приватизировались», прежде всего, государственные финансовые ресурсы, а, по сути, произошло разграбление государственной собственности. В экономике утвердилось господство естественных монополий. Государственный контроль над экономикой был значительно ослаблен. В условиях системного кризиса произошел глубокий, длительный экономический спад, повлекший за собой снижение реальных доходов населения, падение уровня жизни значительной части населения.

     Таким образом, нынешняя экономическая система, существующая в России, также нуждается в постепенной трансформации в более эффективную, социально ориентированную систему.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.005 с.)