ЭКОНОМИКА (теоретические основы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭКОНОМИКА (теоретические основы)



С.А.Рамазанов

ЭКОНОМИКА (теоретические основы)

Комплекс учебно-методических материалов

Рекомендовано Ученым советом Нижегородского государственного

 технического университета в качестве учебно-методического

пособия для студентов безотрывных форм обучения

 всех технических специальностей

 

Н.Новгород 2008

УДК 330

 

С.А. Рамазанов. Экономика (теоретические основы): комплекс учебно-методических материалов для студентов технических специальностей безотрывных форм обучения / НГТУ. Нижний Новгород, 2008. − 121 с.

 

 

    Представлены базовый курс лекций, методические материалы к практическим занятиям, рабочая программа дисциплины, тематика контрольных работ, вопросы к экзаменам, глоссарий и литература.

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ВВАГС А.М. Озина;

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория» финансового факультета НГУ им. Н.И. Лобачевского А.С. Воронина

 

 

 Редактор Э.А. Жирнова

 

 

 

 

Подписано к печати          Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8. Уч.-изд. л. 6,6. Тираж 500 экз. Заказ

____________________________________________________________________

 

Нижегородский государственный технический университет.

Типография НГТУ. 603950, Нижний Новгород, ул. Минина, 24.

 

 

 

 

                                                                   ©Нижегородский государственный

                                                                      технический университет, 2008

                                                                   © Рамазанов С.А., 2008

 


ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ                                       

Ограниченность ресурсов, выбор и задачи экономики

Главной проблемой, с которой постоянно сталкивается каждый человек и любое общество, является проблема ограниченности ресурсов. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех индивидуальных и коллективных потребностей людей. Именно поэтому люди стремятся рационально использовать имеющиеся у них ресурсы.

Отсюда возникает другая проблема: проблема выбора, т. е. каждый от-дельный человек и общество в целом решают, как лучше использовать ограни-ченные ресурсы, чтобы повысить свое благосостояние, благосостояние своей семьи и своих граждан. В процессе выбора сравниваются различные альтерна-тивные варианты, т. е. возможные затраты (издержки) и предполагаемые выго-ды в каждом из этих вариантов. Выбор одного из возможных вариантов влечет за собой появление альтернативной стоимости, или издержек упущенных возможностей, или вмененных издержек. Вмененныеиздержки - это то коли-чество одного блага, от которого необходимо отказаться, чтобы увеличить про-изводство другого блага.

Проблема выбора в условиях ограниченности наличных ресурсов ставит общество перед необходимостью решения трех фундаментальных задач. Что,   т. е. какие товары, услуги и в каком количестве производить? Как,т. е. с помощью каких ограниченных ресурсов и технологий, производить данные товары и услуги? Для кого производить эти блага? Методы решения этих задач и составляют предмет исследования экономической теории.

 

Хозяйственный кругооборот

    Хозяйственная деятельность предполагает многообразие отношений между различными экономическими субъектами. Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Одним из субъектов хозяйственной деятельности становится государство. Государственные бюджетные организации взимают налоги и удовлетворяют коллективные интересы.

     Это множество отношений можно представить в виде модели экономического кругооборота (рис. 1.1). Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

       При рассмотрении этой модели необходимо иметь в виду, что она слишком упрощает реальную действительность. Предполагается, что население, общественный продукт и капитал остаются неизменными, а, следовательно, во-первых, в модели не учитывается накопление, как экономических благ, так и денежных ресурсов, которые могут выпадать из процесса оборота. Во-вторых, схема в полной мере не учитывает роль государства в рыночной экономике. В-третьих, в данной модели не учитывается роль международной торговли.

      При всей условности, модель экономического кругооборота имеет большое значение не только для понимания механизма функционирования рыноч-

ной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.

 

           Расходы                                                                  Выручка фирм

                                           Рынки товаров и услуг

                  

              Приобретаемые                                                  Реализуемые товары

                    товары и услуги   Спрос         Предложение              и услуги

 


  Домашние      Налоги                                                 Налоги

    Хозяйства                                     Государство                                            Фирмы

                          Трансферты                                  Субсидии

         
 


                                 Предложение       Спрос

              Труд, земля, капитал                                        Вводимые факторы

                                                                                      производства

                                                Рынки факторов          

                                                  производства

    Доходы дом. хозяйств                                             Заработная плата, рента, прибыль

   

Рис.1.1. Простая модель хозяйственного кругооборота

       

Спрос и функция спроса

 

Экономические субъекты имеют различные потребности. Их платежеспособность прямо связана со спросом на определенный товар, товарный набор. Спросом на какой-либо товар называется количество этого товара, которое желают приобрести покупатели на рынке при определенных условиях в единицу времени. Традиционно к числу факторов, определяющих объем спроса, относятся: цена данного товара (PA); цены других товаров(Pb … Pz), как заменяющих, так и дополняющих данное благо; денежные доходы покупателя, выделяемые им для покупки данного товара (J); вкусы и предпочтения потребителя (Z); накопленное богатство (W); ожидания потребителей (E) и другие. Используя вышеизложенные факторы, мы можем написать функцию спроса в общем виде следующим образом:

 

                    QDA=f (PA, Pb…Pz, J, Z, W, E...).                                   (3.1)

Функция спроса – это зависимость объема спроса на данный товар от определяющих его факторов.

Когда все факторы, определяющие объем спроса, постоянны, кроме цены данного товара, то уравнение (3.1) примет вид QDA = f (PA), и мы имеем дело с                                         

функцией спроса от цены. Функцию спроса от цены можно легко определить с помощью различных способов: табличного, аналитического и графического. Рассмотрим эти способы более подробно.

 

1. Табличный способ:

Таблица 3.1

Объем спроса (Qd) 1000 1200 1300 1400
Цена товара (P) 100 80 70 60

 

В табл. 3.1 мы наблюдаем обратную зависимость между ценой и объемом спроса.

 

2. Аналитический способ.

 Аналитически обратную зависимость между ценой и объемом спроса можно выразить следующим образом: QDA = a - b × PA.                            

 

3. Графический способ.

Зная табличный или аналитический способы интерпретации функции спроса, можно построить ее график (рис. 3.1). Если по оси абсцисс отложить количество благ, а по оси ординат – цену, то график спроса в большинстве случаев будет представлять линию с отрицательным наклоном.   

 

      

При снижении цены с P 1 до P 2 объем спроса увеличивается с Q 1 до Q 2, а на графике мы перемещаемся из точки А в точку В. При повышении цены направление стрелок изменится в противоположную сторону. В данном случае мы имеем дело с изменением объема спроса.

Следует различать изменение объема спроса от изменения функции спроса. Если меняются другие факторы, определяющие объем спроса, то мы имеем дело с изменением функции спроса, а на графике произойдет сдвиг линии спроса вверх и вправо или вниз и влево. При положительном влиянии фактора сдвиг линии произойдет вверх и вправо (рис.3.2), а при отрицательном влиянии, наоборот, сдвиг произойдет вниз и влево (рис.3.3).

 

                   

 

Из рис. 3.2 видно, что при сдвиге линии спроса вверх и вправо, объем спроса увеличивается при прежней цене P 1 c Q 1 до Q 2. Во втором случае (рис.3.3) видно, что сдвиг линии спроса происходит вниз и влево, и объем спроса при цене P 1 уменьшается с Q 1 до Q 2.

Для большинства товаров существует обратная зависимость между ценой и объемом спроса, называемая законом спроса.

Однако закон спроса не всегда выполняется даже по отношению к качественным (нормальным) товарам. Поэтому рассмотрим основные исключения из закона спроса.

1)   Цена – показатель качества. Когда у покупателя нет точных методов определения цены, он склонен рассуждать следующим образом: чем выше цена, тем выше качество, - что не всегда соответствует действительности.

2)   Эффект Веблена. Чем выше цена на престижные товары, тем выше спрос на них.

3)   Эффект ожидаемой динамики цен. Когда потребитель ожидает повышение цены, то он увеличивает объем спроса и наоборот.

 

Таблица 3.2

Цена товара PA 70 90 110 130
Количество товара (QS) 700 850 1000 1100

 

Из табл. 3.2 видно, что между ценой и количеством предлагаемых товаров существует прямая зависимость.

 

2. Аналитический способ.

QSA = - a + b × PA , где «а» и «b» параметры связи цены и предложения, определяемые с помощью эмпирических и статистических методов, а знак перед параметром «b» показывает, что кривая предложения имеет положительный наклон.

Например, QSA = -7 + 5× PA. .

        

     3. Графический способ.

Зная один из способов интерпретации функции предложения от цены (аналитический  или   табличный),   можно  построить  график  предложения

(рис. 3.4).

 

 

При повышении цены товара, как правило, увеличивается объем предложения, а на графике мы перемещаемся из точки А в точку В. При снижении цены происходит обратный процесс. В данном случае мы имеем дело с изменением объема предложения, который зависит только от изменения цены данного товара. Если изменяются другие факторы, определяющие функцию предложения (кроме цены данного товара), то имеет место изменение функции предложения. При положительном влиянии факторов линия предложения на графике сдвигается вниз и вправо (рис.3.5),  а  при  отрицательном  ─  вверх  и  влево (рис. 3.6).

 

 

Из графиков 3.5 и 3.6 видно, что при сдвиге линии предложения вправо, объем предложения увеличивается (с Q 1 до Q 2), а при сдвиге влево – сокращается (с Q 1 до Q 2).

 

Тема 4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ

 

Понятие эластичности

До сих пор мы знали, что с изменением какого-то фактора функции спроса или предложения, изменится объем спроса или объем предложения. Первоначально мы представили функцию спроса в общем виде следующим образом (см. формулу 3.1): QDA = f (PA, PB... P Z, J, Z, W,E,..). Коэффициенты эластичности позволяют рассчитать эти изменения более точно.

Если изменится цена данного товара, то насколько уменьшится или увеличится объем спроса, можно определить с помощью коэффициента прямой эластичности спроса по цене (l A). При изменении цен других товаров, уменьшение или увеличение спроса на данный товар можно рассчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности спроса (l AB). Влияние роста или снижение дохода покупателя на объем спроса можно определить с помощью коэффициента эластичности спроса по доходу (lAJ). Эластичность спроса или предложения по какому-либо фактору – это их чувствительность к изменению данного фактора.

 

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены на этот товар. Коэффициентом прямой эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения объема спроса в процентах (∆ Q / Q) к относительному изменению цены в процентах (∆ P / P):

                              .                                                (4.1)

 

Рис. 4.1 Графическая интерпретация эластичности спроса

                                                                 

Так как между ценой и объемом спроса зависимость обратная, то

∆ Q /∆ P < 0. Во избежание отрицательных чисел экономисты часто игнорируют знак минус перед правой частью. Традиционно различают два способа определения эластичности спроса по цене: точечную и дуговую. Точечная эластичность применяется при бесконечно малых изменениях цены:

 

                                          .                                                        (4.2)

Если в данном уравнении использовать аналитическую функцию спроса, то уравнение примет вид: l A= - b × (P / Q), так как 

 

                                         (4.3)

Используя теорему подобия треугольников, можно выяснить, что эластичность в любой точке линии спроса можно определить как отношение нижестоящего отрезка к вышестоящему, т.е.

                                                                                                            (4.4)

Если точка Е0 делит отрезок | AB | пополам, то в этой точке lA =1. Выше этой точки – lA >1, а ниже – lA <1. Изложенное свидетельствует о том, что коэффициент точечной эластичности принимает любое значение от нуля до бесконечности (0≤ lA ≤∞).

Дуговую эластичность можно описать как эластичность в середине хорды АВ (точка Е0 на рис. 4.2).

Рис. 4.2. Дуговая эластичность спроса       

  

Дуговая эластичность математически определяется по формуле:

                                                                               (4.5)

 

 

Перекрестная эластичность

Перекрестная эластичность (l AB) характеризует изменение объема спроса на товар А (QDA) при изменении цены другого товара В (РВ). Математически коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене определяется как отношение относительного изменения объема спроса на один товар к относительному изменению цены другого товара:

                                           (4.6)

При бесконечно малых изменениях цены lAB принимает вид:

                                                                                          (4.7)

Этот коэффициент может принимать любые значения: нулевое, отрицательное или положительное. При l AB=0 товары А и В можно считать независимыми в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде цены всех товаров взаимосвязаны. Если l AB<0, то товары А и В являются взаимодополняющими. Снижение цены товара В сопровождается увеличением объема спроса товара А. Когда l AB>0, в этом случае мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами А и В. Как правило, коэффициенты перекрестной эластичности можно использовать при небольших отклонениях цены.

 

4.5. Эластичность спроса по доходу (lAJ)

Эластичность спроса по доходухарактеризует чувствительность спроса на какой-либо товар А к изменению дохода потребителя. Коэффициент эластичности спроса по доходу представляет собой отношение относительного изменения объема спроса на какой-либо товар к относительному изменению дохода. Математическое значение данного коэффициента определяется следующим образом:

                                               (4.8)

где J – денежный доход потребителя.

При бесконечно малых изменениях формула (4.8) принимает вид:

                                                                                            (4.9)

Товар называется нормальным ( качественным ), если спрос на него увеличивается с увеличением дохода, т.е., если lAJ >0. В зависимости от значения коэффициента эластичности спроса по доходу нормальные товары можно разделить на три группы:

1) если 0< lAJ <1, то товар А – товар первой необходимости. Изменение дохода на 1% сопровождается изменением объема спроса менее чем на 1%, т.к. эти товары имеют предельное насыщение.

2) Для товаров второй необходимости lAJ =1;

3) если lAJ >1, то говорят, что товар А является предметом роскоши, спрос на него растет более быстрыми темпами, чем рост дохода. С коэффициентом эластичности спроса по доходу связан закон Энгеля, который гласит, что для каждого товара с эластичностью спроса по доходу меньше единицы (lAJ <1) существует товар с эластичностью спроса по доходу больше единицы (l В J >1);

Товар называется товаром низкого качества, если с увеличением дохода уменьшается спрос на этот товар. Для таких товаров lAJ <0.

 

ЭКОНОМИКЕ

Постоянные издержки

FC –  постоянные издержки. Их величина в

краткосрочном периоде не изменяется с умень-

шением или увеличением объема производства.

Постоянные издержки – затраты, связанные с ис- 

пользованием зданий, сооружений, машин и про-

изводственного оборудования, а также арендой,

Рис. 6.1. Постоянные издержки
капитальнымремонтом и административными

                                               расходами.

Постоянными издержками являются затраты, которые переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции без изменений, постепенно, по мере износа, но участвуют в процессе производства целиком и полностью.

На рис. 6.1 показано, что график постоянных издержек представляет собой линию FC, параллельную оси абсцисс. При этом объем выпускаемой продукции (Q) увеличивается, а постоянные издержки нет.                                                                                       

 
Если поделим постоянные издержки на количество выпускаемой продукции, то получим средние постоянные издержки (AFC): AFC = FC / Q.   

Q1
Средние постоянные издержки показывают на долю постоянных затрат в структуре цены продукции. С увеличением объема выпускаемой продукции с Q 1 до Q 2 величина среднепостоянных издержек уменьшится с AFC 1 до AFC 2. Последнее обстоятельство, в

Рис. 6.2. Кривая средних постоянных издержек
                                                       основном, приводит к увеличению прибыли.

 

 

Переменные издержки

Переменные издержки (VC) – это затраты, величина которых изменяется в зависимости от уменьшения или увеличения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, зарплату и др. Принято считать, что переменные издержки переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции в течение одного оборота с изменением на величину прибыли.

Q 1
Q
AVC
Q
C 0
C 1
C 2
VC
Q 1
Q
AVC
Q
C 0
C 1
C 2
VC
Для первоначального периода организации

Q 0
Q 2
Q 1
 
Q 0
Q 2
Q 1
 
производства характерен более высокий темп роста переменных издержек по сравнению с объемом выпускаемой продукции. Экономия переменных издержек достигается тогда, когда объем выпуска находится между двумя точками перегиба линии VC, т.е. на отрезке | Q 0 Q 2 |. Если объем выпуска будет больше, чем Q 2, переменные издержки снова начнут расти более быстрыми темпами, чем объем производства. Оптимальный объем выпуска, который соответствует минимальным средне-переменным издержкам, делит отрезок | Q 0 Q 2 | пополам. Средние переменные издержки определяются по формуле: AVC = VC / Q. Снижение AVC не является целью фирмы.

 

 

Рис. 6.3.  Переменные издержки,

средние издержки и их взаимосвязь

 

При минимальном AVC, который достигается при условии AVC = MC, не всегда прибыль фирмы достигает своего максимума. Понятие AVC необходимо для оценки эффективности хозяйственной деятельности фирмы.

 

Общие издержки

Общие издержки обозначаются через TC. Общие издержки – это сумма постоянных и переменных затрат фирмы в связи с производством продукции в краткосрочном периоде:    TC = FC + VC.

Q 2
Q 1
ATC
AVC
Min ATC
Min AVC
Q 2
Q 1
ATC
AVC
Min ATC
Min AVC
                            

 

Рис. 6.4. Общие издержки                                 Рис. 6.5. Средние общие издержки

 

Графически общие издержки – это линия переменных затрат, смещенная вверх на величину постоянных издержек (см. рис. 6.4). На рис. 6.5 изображен график средних общих издержек, причем точка их минимума находится правее и выше (Q 2; min ATC), чем точка минимума средних переменных издержек.

Важно отметить, что кривые ATC и AVC не пересекаются, хотя расстояние между ними уменьшается по мере роста объема выпуска продукции.

 

Средние общие издержки: . Величина ATC имеет большое значение для хозяйственной деятельности фирмы. Сопоставляя средние общие издержки (ATC) с уровнем цены товара, можно определить величину прибыли на единицу продукции. Прибыль определяется как разность между общим доходом и общими издержками.

                                                                           (6.1)

Из уравнения (6.1) видно, что прибыль можно увеличить двумя способами: во-первых, путем увеличения разности между ценой товара и средними общими издержками; во-вторых, путем увеличения объема производимой продукции при постоянстве других компонентов уравнения (6.1).

 

Предельные издержки

 

Предельные издержки обозначаются через MC. Предельные издержки – это приращение общих издержек, связанное с выпуском дополнительной единицы продукции. Предельные издержки – это отношение приращения общих издержек к приращению объема выпускаемой продукции:

При бесконечно малых приращениях

 

                                                                       (6.2)

 

 Из формулы (6.2) видно, что на  величину предельных издержек влияют только переменные издержки. График предельных издержек показан на рисунке 6.6.   

                               

                          

 

                Рис. 6.6. Предельные, средние общие, средние постоянные

                               и средние переменные издержки

 

Когда средние издержки MC < ATC, то производство дополнительной единицы продукции уменьшает общие средние издержки до тех пор, пока это неравенство не превратится в равенство.

Когда MC = ATC, то ATC достигает своего минимума при объеме выпуска, равном Q 2. График MC пересекает графики ATC и AVC в точках их минимума.

 

Тема 7. ПРОИЗВОДСТВО

Производственная функция

 

Традиционно в теории производства используется упрощенная производственная функция Q = f (L, K), где L – количество труда; K – количество капитала.

Принято считать, что процесс производства – это процесс потребления (использования) факторов производства. Производственная функция отражает зависимость выпуска продукции от количества применяемых ресурсов. Она характеризует различные эффективные способы производства, каждый из которых представляет определенную комбинацию ресурсов.

График производственной функции внешне ничем не отличается от кривой безразличия в теории потребительского поведения. Изокванта – это линия равного выпуска, графически отображающая множество всех комбинаций ресурсов, соответствующих различным эффективным способам производства данного объема выпуска (рис. 7.1).

 

Рис. 7.1 Изокванта и карта изоквант

 

На рис. 7.1. способ А (K 1, L 1) и способ B (K 2, L 2) представляют одинаковый объем производства (Q = 100 ед.), хотя они предполагают разную структуру затрат. Причем способ А является более капиталоемким, чем способ В, но менее трудоемким.

Совокупность изоквант представляет собой карту изоквант. Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска она представляет (Свойства изоквант такие же, как и свойства кривых безразличия).

Базовым понятием теории производства является предельная норма технического замещения MRTSLK, которая характеризуется наклоном изоквант:

                                  Q - const                                                (7.1)

 

или при бесконечно малых изменениях

 

                                      Q-const                                            (7.2)

 

MRTSLK показывает, какое количество одного ресурса (K), может заменить единицу другого ресурса (L) при условии, что объем производства остается неизменным.

Предельную норму технического замещения легко анализировать с помощью предельного продукта переменного ресурса MPL и предельного продукта постоянного ресурса. Под предельным продуктом труда подразумевается приращение выпуска Δ Q, вызванное увеличением этого ресурса на единицу:

 

                                                                                                      (7.3)

Изменение выпуска, вызванное изменением количества применяемого капитала, представляет собой предельный продукт капитала

 

                                                                                                    (7.4)

 

                                                                                                         (7.5)

где APL – средний продукт переменного ресурса.

Следует отметить, что при переходе от способа А к способу В (рис.7.1), объем выпускаемой продукции не меняется, то есть

 

                            Δ Q = MPK × ΔK − MPL × ΔL =0,               

отсюда следует, что

                                                                                  (7.6) 

                                                 

Выражение (7.6) показывает, что факторы производства замещают друг друга в соотношении, обратно пропорциональном отношению их предельных продуктов.

От значения MRTSLK зависит конфигурация изоквант. Если MRTSLK величина постоянная, то мы имеем линейную изокванту, а если равна нулю (MRTSLK =0), то – изокванту жесткой дополняемости. На рис. 7.1. отображена непрерывная изокванта, причем значение MRTSLK меня



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.232 с.)