Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задача № 9. Ни одной, Потому что все улетели.

Поиск

Задача № 10. Это вопрос: «Как читаются буквы Д – А?».

Задача № 11. Первое, что приходит на ум – дочке 6 лет. Но тогда маме – 22 года. И она старше дочери всего на 16 лет. На самом деле маме 25 лет. А дочке 3 года.

Задача № 12. 70 минут и 1 час 10 минут – это одно и то же.

Задача № 13. Это вопрос: «Ты спишь?».

Задача № 14. На корабле было 6 кошек.

Задача № 15. Твое имя.

Задача № 16. Себе подобного.

Задача № 17. Маленькая девочка предложила шоферу выпустить немного воздуха из шин. Он выпустил его ровно столько, сколько требовалось для того, чтобы грузовик прошел под мостом.

Задача № 18. Один час (будильник не разбирает, где утро, а где вечер).

Задача № 19. Поскольку человек, продающий машину, каждый раз снижал ее цену на 20%, окончательная стоимость машины составила 563 доллара 20 центов.

Задача № 20. Девять.

Задача № 21. Одинаково (в момент встречи они находятся в одной точке).

Задача № 22. Летели один за другим три гуся.

Задача № 23. 50 пальцев.

Задача № 24. Буквы В.

Задача № 25. Три (три погасли, а остальные сгорели).

Задача № 26. Взгляд.

Задача № 27. О смородине.

Задача № 28. Скорость движения до поля боя от количества солдат не зависит.

Задача № 29. Все камни мокрые.

Задача № 30. Имя гражданина Владимир Николаевич.

Задача № 31. Дети подошли к разным берегам реки, поэтому переправились.

Задача № 32. Два мальчика переправляются на противоположный берег. Один остается, а другой возвращается к солдатам. Сам остается на этом берегу, а один солдат переправляется на противоположный берег. Другой мальчик перегоняет лодку обратно, забирает второго мальчика и возвращаются на противоположный берег. Один мальчик остается на этом берегу, другой возвращается к солдатам и отдает лодку следующему солдату, который переправляется на противоположный берег и т. п.

Задача № 33. Обозначим условно джентельменов буквами А, Б, В, Г. Первым переправляется на другой берег джентельмен А со своей женой, оставляет ее одну на берегу, а сам перегоняет лодку назад и отдает ее джентельмену Б. Джентельмен Б переправляется на другой берег со своей женой и оставляет ее в обществе жены джентельмена А, а сам перегоняет лодку назад и отдает ее джентельмену В. Джентельмен В переправляется на другой берег со своей женой и оставляет ее в обществе жен джентельменов А и Б, а сам перегоняет лодку назад и отдает ее джентельмену Г. Джентельмен Г переправляется на другой берег со своей женой и оставляет ее в обществе жен джентельменов А, Б и В, а сам перегоняет лодку назад и поочередно перевозит на лодке джентельменов А, Б и В.

Задача № 34. Сначала перевез козу, потом капусту, а козу отвез обратно. Затем перевез волка и снова козу.

Задача № 35. Обозначим философов условно А, Б и В.

А рассуждал так: «Каждый из нас может думать, что его собственное лицо чистое. Б уверен, что его лицо чистое, и смеется над измазанным лбом мудреца В. Но если бы Б видел, что мое лицо чистое, то он был бы удивлен смеху В, так как в этом случае у В не было бы повода для смеха. Однако Б не удивлен, значит, он может думать, что В смеется надо мной. Следовательно, мое лицо черное.

Задача № 36. Имеется три утверждения:

- Вадим изучает китайский;

- Сергей не изучает китайский;

- Михаил не изучает арабский.

Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно.

Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно.

Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе – ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей.

Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил – японский, Вадим – арабский.

Задача № 37. Все множество 40 студентов. С помощью кругов Эйлера можно обозначить элементы множества, то есть спектакли по пьесам русских писателей Чехова, Островского и Булгакова. В условии задачи отмечено, что студенты смотрели либо один спектакль, либо все три. Это означает, что круги наглядно показывают отношения пересечения, а то, что нужно определить, находится в центре пересечения кругов.

 


 

Для того, чтобы определить сколько человек посмотрели все три спектакля, надо из общего количества студентов вычесть то число студентов, которые смотрели только один спектакль. Можно составить уравнение, приняв за х количество студентов, смотревших все три спектакля:

х + (19 – х) + (13 – х) + (16 – х) = 40

19 + 13 – х + 16 – х = 40

2х = 8

х = 4

Ответ: все три спектакля смотрели 4 студента.

Задача № 38. Обозначим участников условно буквами А, Б и С. А рассуждал так (1 вариант): «Бумажки у моих товарищей белые, значит, у меня бумажка может быть белой, а может быть и черной. Предположим, она черная. Тогда Б имеет основания достоверно заявить о цвете своей бумажки, так как он может сказать себе: «Я вижу, что у А бумажка черная, а у С – белая, значит, у меня может быть или белая, или черная, но она не может быть черная, так как тогда С, зная, что черных бумажек только две и, видя, что у меня и А черные бумажки, немедленно заявил бы о цвете своей бумажки. Но С не заявил об этом немедленно, следовательно, он думает, не черная ли у него бумажка, но тогда, значит, он у меня видит белую бумажку». Но Б тоже молчит, следовательно, моя бумажка – не черная. Но если она не черная, значит, – белая».

Так рассуждал А, уверенный в способности своих товарищей столь же логично мыслить. По условию все трое одновременно дали правильный ответ, значит, аналогично рассуждали и остальные два товарища.

Впрочем все трое могли рассуждать и так (2 вариант): «Чтобы выяснить, кто из нас быстрее соображает, надо поставить нас в равные условия, то есть предложить нам задачу одинаковой трудности. Мы не были бы в равных условиях (и, следовательно, кто-то из нас мог бы протестовать), если бы одному или двум из нас были бы наклеены черные бумажки. Следовательно, у каждого из нас бумажка белая».

Задача № 39. Профессор Знатоков заплатил 30 долларов.

Задача № 40. Он должен был услышать, куда ей надо ехать, иначе как бы он доставил ее на место назначения?

Задача № 41. Ответом была фраза – «себе подобного». Возможны также ответы о родителях или высшем существе.

Задача № 42. Исчезнувший гость – это второй гость, который был незаметно пропущен при распределении стульев: после 1-го и 11-го гостя мы сразу перешли к 3-му и следующим, миновав 2-го. Оттого-то нам и удалось разместить 11 гостей на 10 стульях, по одному человеку на каждом.

Задача № 43. Основная идея решения состоит в том, что бутылки из средних отделений нужно перекладывать в угловые. Слуга из среднего отделения берет две бутылки, одну кладет себе в карман, а другую – в угловое отделение и т. д. Схемы расположения бутылок будут такими:

1
 
10
1
10
1
10
1
10
7
 
7
7
7
7
7
7
7
5
 
8
5
8
5
8
5
8
3
 
9
3
9
3
9
3
9

 

                          После 1-ой   После 2-ой    После 3-ой  После 4-ой

                            кражи           кражи             кражи          кражи

После четырех краж уже ничего нельзя украсть, не нарушив условия: на каждой стороне должно быть по 21 бутылке. Таким образом, слуге удалось украсть всего 16 бутылок.

Задача № 44. Два взвешивания. Сначала таможенник кладет по три пачки на обе чашки весов. Из той пачки, которая окажется легче, он берет любые две пачки и на обе чаши весов кладет по одной пачке. Если чаши уравновешиваются, то значит фальшивые монеты остались в третьей пачке, если не уравновешиваются, то фальшивые монеты в той пачке, которая находится в поднятой чаше.

Задача № 45. Сначала надо взять по одной монете из каждого мешка и положить их на одну чашу весов. Все три монеты будут весить 1 + 2 + 3 = 6 г. Затем взять три монеты из выбранного мешка и положить их в другую чашу. Если эта чаша перевесит, значит в нашем мешке фальшивые монеты по 3 г каждая, если будет легче, то фальшивые монеты по 1 г весом, если же уравновесятся, то в этом мешке настоящие монеты.

Задача № 46. Рассуждения могут быть проведены, например, в такой последовательности. Если (3) верно, тогда (10) и (12) – ложь, а это невозможно по условию. Следовательно, (3) – ложь (т. е. кошелек украл не Тео). Так как (3) – ложь, то и (9) – ложь. Так как (9) – ложь, то (8) верно. Так как (8) верно, то (15) – ложь. Если (15) – ложь, то (14) верно. Следовательно, виновна Джуди.

Задача № 47. Окно разбил Толя.

Задача № 48. Слева стоял бог Дипломатии, в центре – бог Лжи, справа – бог Правды.

Задача № 49. Младший брат, пойдя назад по движению, увидел идущий навстречу вагон и вскочил в него. Когда этот вагон дошел до места, где ожидал старший брат, последний вскочил в него. Немного спустя тот же вагон догнал идущего впереди среднего брата и принял его. Все три брата очутились в одном и том же вагоне – и, конечно, приехали домой одновременно.

Однако благоразумнее всего поступил старший брат: спокойно ожидая на одном месте, он устал меньше других.

Задача № 50. И Косоглаз, и Борода являются жителями деревни Лгуново, Курнос – чередовец, Алощёк – лгуновец, Длинноух – правдовец.

Задача № 51. Слуга догадывался, что королева постарается пойти на хитрость. Поэтому он достал из короны один листок бумаги, разорвал его на мелкие клочки и засунул их себе в карман. После этого вытащил второй, развернул его и дал заглянуть всем желающим. Поскольку на листке было написано: «Убраться вон!», присутствовавшие на церемонии решили, что на первом листке значилось: «Остаться». Естественно, королева не могла сознаться в жульничестве, поэтому слуга благополучно остался во дворце и еще много лет достойно нес свою службу.

Задача № 52. Валя отправлялась в Эстонию из аэропорта Шереметьево-1. Лиза летела в Канаду из Шереметьева-2. Сергей летел в Симферополь из Внуково, а Мария – в Хабаровск из Домодедова.

Задача № 53. Окно разбил Денис. Неправду сказал только Митя.

Задача № 54. Проводник был аборигеном.

Задача № 55. Молоко – в кувшине, квас – в банке, лимонад – в бутылке, вода – в стакане.

Задача № 56. Для решения следует составить таблицу и отразить в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки знаками «—» и «+» в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание. Так как музыкантов трoе, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют.

Из условия 4 следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий 3 и 5, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое. Следовательно, инструменты Брауна - альт и кларнет. Занесем это в таблицу, а оставшиеся клетки столбцов «альт» и «кларнет» заполним знаком «—»:

  скрипка флейта альт кларнет гобой труба
Браун + +
Смит      
Вессон        

 

Из таблицы видно, что на трубе может играть только Вессон. Из условий 1 и 2 следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Браун, ни Смит, то скрипачом является Вессон. Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки «Вессон» можно заполнить знаком «—»:

  скрипка флейта альт кларнет гобой труба
Браун + +
Смит    
Вессон + +

 

Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может только Смит.

  скрипка флейта альт кларнет гобой труба
Браун + +
Смит + +
Вессон + +

Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит – на флейте и гобое, Вессон – на скрипке и трубе.

Задача № 57. Исходные данные разбиваются на тройки (имя – профессия – увлечение). Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист.

Имя Юра Тимур Влад
Профессия   врач  
Увлечение   туризм  

Буква «а», наличествующая в слове «врач», указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач – Тимур. В его имени есть буквы «т» и «р», встречающиеся в слове «туризм», следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени – Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы «ю» и «р».

Следовательно, окончательно имеем:

Имя Юра Тимур Влад
Профессия Физик врач юрист
Увлечение бег туризм регби

Ответ. Влад – юрист и регбист, Тимур – врач и турист, Юра – физик и бегун.

Задача № 58. Андрей – банкир, Борис – врач, Григорий – метрдотель, Дмитрий – актер, Виктор – учитель.

Задача № 59.

ИМЯ КОМАНДА С Ф
Поль «Макларен» 2 1
Михаэль «Вильямс» 3 2
Алан «Феррари» 1 3
Жак «Мицубиси» 5 4
Деймон «Мерседес» 4 5

 

Задача № 60.

Фамилия Имя Ресторан Первое блюдо Мясное блюдо Кондит. изделие Имя жены Ресторан жены
Кузнецов Игорь Субм. Бульон Лангет Пирож. Анна Амбиц
Рудаков Алек. Оплот Окр. Плов Печен. Вера Аллиг.
Краснов Петр Негоц. Щи Бифшт. Пирог Оля Рад. ж.
Силаев Сергей Альт. Расс. Ростбиф Кекс Света В. иск.
Прохоров Николай Канон Харчо Бефст. Пончики Катя Терем.
Новоселов Олег Отм. вк. Гр. суп Ромшт. Ватр. Тамара М. Авр
Петухов Василий Ностер. Борщ Шашл. Торт Ира Ш. усп.

 

Задача № 61. Леня – сын Григория Аркадьевича, катался с Алексеем Ивановичем; Андрей – сын Валентина Петровича, катался с Федором Семеновичем; Тима – сын Алексея Ивановича, катался с Валентином Петровичем; Коля – сын Федора Семеновича, катался с Григорием Аркадьевичем.

Задача № 62. Евгений отдыхал в первый год в июне.

Задача № 63. Мальчики стоят в очереди в следующем порядке: Олег, Юра, Володя, Миша и Саша.

Задача № 64. Это был четверг. В этот день Петр правдиво сказал, что вчера (то есть в среду) он лгал, а Иван солгал насчет того, что вчера (то есть в среду) он лгал, ведь по условию в среду он говорит правду.

Задача № 65. Кондратьев – столяр.

                  Давыдов – водопроводчик.

                  Федоров – маляр.

Задача № 66. Бренди.

Задача № 67. Иванов – парикмахер.

                  Сидорчук – почтальон.

Петренко – мельник.

Гришин – плотник.

Альтман – маляр.

Задача № 68. Бризетти выиграл гонку на «Форде».

Ренар на «Порше» пришел вторым.

Шернер за рулем «Рено» занял третье место.

Джонсон на «Феррари» пришел последним.

Задача № 69. Ольга – первая.

Маша – вторая.

Полина – третья.

Наташа – четвертая.

Задача № 70. Михаил – в понедельник.

Геннадий – во вторник.

Владимир – в среду.

Иван – в четверг.

Петр – в пятницу.

Степан – в субботу.

Алексей – в воскресенье.

Задача № 71. Мы знаем, что два студента предпочитают философию, а два – логику, поэтому из четырех гипотез две окажутся правильными, а две – нет.

Предположим, что верно первое утверждение, и Михаил предпочитает философию, тогда Виктору и Анатолию больше нравится логика. Но если это верно, то из гипотезы 4 (Борис предпочитает философию) должно следовать то же самое, но у нас получается, что Анатолий и Михаил предпочитают логику.

К одному и тому же выводу приводят только гипотезы, соответствующие утверждениям 2 и 4. Это и есть правильный ответ.

имя наука Михаил Виктор Анатолий Борис
Философия + +
Логика + +

 

Ответ: Виктор и Борис предпочитают философию, а Михаил и Анатолий – логику.

Задача № 72. Валерий играет на контрабасе и учится на историческом факультете.

Задача № 73. Щедрин – штурман.

Коновалов – бортмеханик.

Семенов – пилот.

Самойлов – синоптик.

Потапов – радист.

Задача № 74. Миша – сын десантника, стал моряком.

Гриша – сын ракетчика, стал десантником.

Игорь – сын моряка, стал ракетчиком.

Задача № 75. Андрея любит Зина.

Задача № 76. Решение задачи осуществляется методом исключения. Вначале перечислим факты, содержащиеся в условии:

1. А и москвич – врачи.

2. Д и волгоградец – учителя.

3. В и туляк – инженеры.

4. Б и Е – участники Великой Отечественной войны, а туляк в армии не служил.

5. Харьковчанин старше А.

6. Одессит старше В.

7. Б и москвич сошли в Киеве.

8. В и харьковчанин сошли в Виннице.

Из этих фактов как логические следствия выявляются скрытые факты. Например, из фактов 1 и 2 следует, что А – не москвич (1), но А – и не волгоградец (1-2); Д – не волгоградец (2), но Д – и не москвич (1-2) и т. п.

Составим таблицу всех основных и выведенных фактов, относящихся к нашим пассажирам, помещая в соответствующих клетках таблицы номера условий, из которых следует исключение возможности данного сочетания.

Фамилия город А Б В Г Д Е
Москвич 1 7 7-8; 1-3 1-2 *
Волгоградец 1-2 * 2-3 2
Киевлянин *
Туляк 1-3 4 3 * 2-3 4
Одессит * 6
Харьковчанин 5 7-8 8 *

 

Из таблицы сразу следует, что В – киевлянин (отмечаем звездочкой). Остальные пассажиры – не киевляне (ставим «минусы» в свободных клетках строки «Киевлянин»).

Тотчас выясняется местожительство А. Пассажир А – одессит. Ставим в соответствующей клетке таблицы звездочку; в остальных свободных клетках этой строки проставляем «минусы». Продолжая применять этот прием, устанавливаем окончательно:

А – одессит; Б – волгоградец; В – киевлянин; Г – туляк; Д – харьковчанин; Е – москвич.

Теперь легко определяются и специальности пассажиров: А и Е – врачи, Б и Д – учителя, В и Г – инженеры.

Задача № 77. Вере 5 лет, Боре 8 лет, Ане 13 лет, Гале 15 лет.

Задача № 78. Машинист – Сидоров, помощник машиниста – Иванов, бригадир поезда – Петров.

Задача № 79. Физик владеет французским и итальянским языками; историк – русским и итальянским; биолог – английским и французским; математик – английским и итальянским.

Задача № 80. Полковник – связист, майор – артиллерист, капитан – летчик, лейтенант – десантник, старшина – минометчик, сержант – сапер, ефрейтор – танкист, рядовой – пехотинец.

Задача № 81. Выигрышную стратегию имеет начинающий. Он первым называет число 1, а в дальнейшем, после того, как соперник назовет число k (не больше 10), называет число 11 – k.

Задача № 82. Существуют две возможные выигрышные ситуации, потому что две пары цифр взаимозаменяемы:

39571 или 39 × 57 – 1 = 2222

57391 или 57 × 39 – 1 = 2222

Задача № 83. Рыбка принадлежит немцу.

Задача № 84. На каждом обороте педалей Крис Бордмен проезжал минимум 9 метров. Все остальные утверждения ложны: трек велодрома никогда не имеет уклонов (не считая наклонов виражей) и надежно защищен от ветра. Велосипед может двигаться только на круглых колесах, и в данном случае он имеел только один педальный привод. Бордмен достиг рекорда в одиночку, в группе велосипедисты двигались медленнее. Наконец нехватка кислорода на большой высоте, как, например, в Мехико, где был установлен знаменитый рекорд Меркса в 1972 году (49,43 км/ч), напротив ухудшает спортивные показатели.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аленков Ю. А. 650 головоломок и задач на сообразительность. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

2. Анашина Н. Ю., Курбанов Г. С., Мельниченко И. В. Гимнастика для ума. Книга для будущих миллионеров. Сборник оригинальных логических, словесных, числовых и комбинаторных задач, интеллектуальных игр и головоломок. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

3. Байиф Ж.-К. Логические задачи. М.: Мир, 1983.

4. Бизам Д.Е. Игра и логика: 85 логических задач. М.: Мир, 1975.

5. Бизам Д.Е., Герцег Я. Многоцветная логика (175 логических задач). М.: Мир, 1978.

6. Большая книга веселого досуга. М.: ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2004.

7. Брэгдон А., Феллоуз Л. Игры для ума. М.: Изд-во Эксмо, 2004.

8. Бэйфэнг Л. Игры на логику. М.: Изд-во Эксмо, 2004.

9. Володкович В.А. Сборник логических задач. М.: Дом педагогики, 1998.

10. Вчерашний Р. И. Пошевели мозгами! Головоломки, ро­зыгрыши, причуды, фокусы. Кострома: «Кострома», РИО, 1999.

11. Вьюжек Т. Логические игры, тесты и упражнения. М.: Изд-во Эксмо, 2003.

12. Гусев Д. А. Тестовые задания и занимательные задачи по логике. Учебное пособие. М.: МПСИ, 2003.

13. Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. М.: Наука, 1978.

14. Игошин В.И. Тетрадь по математической логике. Саратов, 1996.

15. Казанский А.А., Ларин Л.В. Применение алгебры логики для решения комбинаторных задач // Информатика. №14. 2000.

16. Кузина Е.Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснением способов решения. М.: Изд-во «Триада, Лтд», 1996.

17. Кузьмин О.В. Комбинаторные методы решения логических задач. М.: Дрофа, 2006 и др.

18. Лихтарников Л. М. Занимательные логические задачи. СПб.: Лань, МИК, 1996.

19. Логические головоломки / Авт.-сост. Н. В. Белов. Мн.: Харвест, 2004.

20. Мельников В.Н. Логические задачи. Киев-Одесса: Выща шк., 1989.

21. Норман Д. Виллис. Коварные головоломки: Логический анализ. М.: Астрель, 2006.

22. Перельман Я. Веселые задачи. М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ»; ООО «Транзиткнига», 2003.

23. Рассел К., Картер Ф. 400 заданий на развитие интеллекта / Пер. с англ. Н. Ю. Чехонадской. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

24. Сухин И. Г. 800 новых логических и математических головоломок. М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.

25. 1000 заданий для умников и умниц. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

26. Уиллис Н. Занимательные логические задачи / пер. с англ. Е. Гупало. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

27. Шапиро С.И. Решение логических и игровых задач (логико-психологические этюды). М.: Радио и связь, 1984.

28. Шевченко В.Е. Некоторые способы решения логических задач. Киев: Вища школа, 1979.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие ……………………………………………………………….. 3

 

Раздел I. Сущность логических задач и их виды ……………………… 5

 

Раздел II. Основные способы решения логических задач …………….. 8

 

Раздел III. Содержание логических задач ………………………………. 17

 

Заключение ………………………………………………………………… 45

 

Ответы и комментарии ……………………………………………………. 46

 

Литература …………………………………… …………………………… 61

 

 

Игорь Владимирович Демидов

 

 

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 


[1] Цит. по: Иванов Е.А. Логика. Практические задания. Учебное пособие. М.: РИО РТА, 1998. С. 4.

[2] Цит. по: Балашов Л.Е. Занимательная философия: Учебное пособие. М.: ИТК «Дашков и Кº», 2005. С.107.

[3] См. например: Иванов Е.А. Логика. Практические задания. Учебное пособие. М.: РИО РТА, 1998; Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. М.: Просвещение, 1996; Ивлев Ю.В. Логика: Сборник упражнений. М.: Дело, 2004; Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: Учебное пособие. М.: Проспект, 2007; Кузина Е.Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснением способов решения. М.: Изд-во «Триада, Лтд», 1996; Кузина С.А., Дегтярев М.Г. Сборник вопросов, задач и упражнений по логике. М., 1990; Упражнения по логике. Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. М.: «Юрист», 1998; Упражнения по логике /Т.А. Башилова, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина и др. М.: Высш. шк., 1990 и др.

[4] Множеством называется коллекция, собрание объектов, объединенных по некоторому признаку. Предметы, входящие в множество, называются его элементами.

 

[5] Подробнее решение логических задач средствами алгебры логики см.: Игошин В.И. Тетрадь по математической логике. Саратов, 1996; Казанский А.А., Ларин Л.В. Применение алгебры логики для решения комбинаторных задач // Информатика. №14. 2000; Кузьмин О.В. Комбинаторные методы решения логических задач. М.: Дрофа, 2006; http://circ.mgpu.ru/works/64/MaksimovaNA/sposobi-recheniya/htm и др.

[6] См.: Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. СПб.: Лань, МИК, 1996. С.32-34.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.017 с.)