Теоретический материал для ознакомления по теме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический материал для ознакомления по теме



Несобственно-прямая речь возникла и развилась в недрах художественной литературы и является её спе­цифическим средством. Первым в русской литерату­ре широко использовал эту форму речи       А.С. Пушкин.

Сущность несобственно-прямой речи заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика.

Несобственно-прямая речь — это непрямой способ передачи чужого высказывания, близкий к самому этому высказыванию, позволяющий тонко, как бы изнутри характеризовать героя, проникать в его внутренний мир, косвенно оценивать его поступки, поведение, речевую манеру героя и т.д. Речь персонажа как бы облекается авторской речью и воспроизводится в формах последней. Используя несобственно-прямую речь, автор словно перевоплощается в героя, оставаясь в то же время в рамках своей авторской речи. Поэтому очень часто несобственно-прямая речь естественно и незаметно переходит в прямую речь персонажа.

Несобственно-прямая речь занимает промежуточное положение между прямой и косвенной речью. Несобственно-прямая речь принадлежит автору, все местоимения и формы лица глагола оформлены в ней с точки зрения автора, т. е. как в косвенной речи. Но в то же время несобственно-прямая речь имеет яркие лексико-синтаксические и стилистические особенности прямой речи персонажа. В отличие от косвенной речи несобственно-прямая речь оформляется не как придаточная часть при глаголе речи, а как самостоятельное предложение.

Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос.

Шипит фитиль лампы... Стеша сейчас на кухне, войдет — только что от печи, все лицо в румянце, если прижаться — кожа горячая... Что-то долго она там? Хорошо дома!

В трех последних предложениях этого отрывка передается чужая речь как несобственно-прямая.

Несобственно-прямая речь не имеет специальных синтаксических форм. С косвенной речью её сближает употребление местоимений, с прямой речью — сравнительная свобода в передаче особенностей чужой речи: в несобственно-прямой речи могут передаваться различные интонационные типы речи, в том числе различные конструкции вопросительных и восклицательных предложений; междометные предложения, обращения, различные частицы, характерные для живой разговорной речи, которые в косвенной речи переданы быть не могут.

Гораздо свободнее, чем в косвенной, передаются в несобственно-прямой речи и различные фразеологические обороты и несвободные синтаксические модели, характерные для живой разговорной речи.

Несобственно-прямая речь – это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Она широко используется в художественной литературе как приём сближения авторского повествования с речью героев. Такой способ подачи чужой речи позволяет сохранить естественные интонации и нюансы речи прямой и вместе с тем дает возможность не отграничивать резко эту речь от авторского повествования.

Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи — форма вопросительных и восклицательных предложений, выделяющихся в эмоциональном и интонационном отношении на фоне авторского повествования. Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой).

 

 

Дата Тема урока Цели и задачи урока
28.04. 2020 Прямая речь и способы оформления прямой речи на письме. создать условия для знакомства учащихся с понятием прямая речь, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях;

Выполнение заданий к уроку:

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом в § 67 с.227

2. Ознакомьтесь с материалом видеоурока по теме

https://www.youtube.com/watch?v=zx4-ugyjKF4

3. Устно с.227 сравните предложения с прямой и косвенной речью. Сделайте вывод

4. Познакомьтесь с опорной таблицей

 

 

5. Выполните задание письменно в тетради

 

6. Выполните задание. Записывайте сразу готовые предложения

7. Выполните письменно упр. 404. С.228. Выпишите в тетрадь только предложения с прямой речью. Составьте их схемы

 

 

Дата Тема урока Цели и задачи урока
29.04. 2020 Косвенная речь в составе сложноподчинённых предложений; косвенный вопрос, изменение личных и притяжательных местоимений и глагольных форм при передаче косвенной речи, синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. обобщить сведения о предложениях с прямой и косвенной речью, формировать умение различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, умение выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания при прямой и косвенной речи.  

 

Выполнение заданий к уроку:

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом в § 68 с.228

2. В тетрадь записываете дату и тему

Двадцать девятое апреля

Косвенная речь

3. Читаете дальше материал, где будет указано, те задания выполняете письменно

С новой строки ставите в столбик 7 цифр и рядом знак «+», если сказанное мною верно, и  знак «–», если утверждение неправильно

Утверждения

1. Существует только два способа передачи чужой речи.

2. Прямая речь – речь какого-либо лица, передаваемая дословно.

3. Своё собственное высказывание не может быть чужой речью.

4. Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.

5. Предложения с косвенной речью – это сложносочинённые предложения.

6. Слова автора, стоящие в середине прямой речи, с обеих сторон выделяются тире.

7. В предложении «Детствоэто когда изо всех сил пытаешься научиться прыгать по лестнице через одну ступеньку», – сказала моя мама. слова автора стоят после прямой речи.

4. Приём «Ассоциативный ряд» Задание. Давайте подберём ассоциации к слову «экзамен». Слова-ассоциации должны быть одной частью речи – именами существительными. Записываете слово ЭКЗАМЕН - и слова синонимы через запятую.

 

Пример:  

Экзамен, школа, учитель, билет, вопрос, волнение, ответ, ручка, шпаргалка, испытание, стресс и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.006 с.)