Продолжаете выполнять работу в ваших тетрадях 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продолжаете выполнять работу в ваших тетрадях



РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАСС

Дистанционное задание

27.04.2020 – 30.04.2020

Продолжаете выполнять работу в ваших тетрадях

2. Образец оформления работы:

Записываете теперь только дату   и сразу выполняете задания и упражнения

            Писать классная или домашняя работаНЕ НУЖНО!!!!!                                 

3. Обязательно выполнять все задания, которые предусмотрены в упражнении. Подчеркивать аккуратно, пользуясь линейкой и карандашом.

Вопросы можно задать на электронную почту:

nastya150285@mail.ru – Залыпская А.А ил на страничке в ВК https://vk.com/id60073315  

Дата Тема урока Цели и задачи урока
27.04. 2020 Понятие о чужой речи. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи. · актуализировать знания по темам «Речь», «Чужая речь», «Способы передачи чужой речи»; · овладеть понятиями прямая, косвенная, несобственно-прямая речь; различать предложения с прямой, косвенной, несобственно-прямой речью; · разработать алгоритм действий для выбора способа передачи чужой речи; освоить способ выбора прямой, косвенной и несобственно-прямой речи;  

Выполнение заданий к уроку:

 

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом в § 65, 66 с.223-226

2. Ознакомьтесь с материалом видеоурока по теме

https://www.youtube.com/watch?v=U0m1CMrkvb4

Скажите, что такое речь? (Речь – многозначное понятие. В своем первичном значении оно определяется как способность говорить, сам процесс говорения. В иных значениях речь – это стиль языка; ведение разговора, беседы; публичное выступление).

Давайте составим кластер, вспоминая значения слова «речь».

В тетрадь записываете дату, готовый кластер

ЗАПИШИТЕ КЛАСТЕР В ТЕТРАДЬ

 


ЗАПИСЫВАЕТЕ В ТЕРАДЬ

Лексический тренинг

Родная -

широкая -

мягкая -                                           

пассивная - 

бледная -

Запишите к этим словам  через тире антонимы.

Какое слово мы получим, если прочитаем первые буквы слов второй колонки? (Чужая. Чужая речь) А что значит чужая речь? Подберите контекстуальные синонимы.

Чья-то; речь, принадлежащая кому-то…

5. Работа с учебником (§ 66, с.224) – знакомство с понятием «чужая речь»

6. Запись темы урока

Способы передачи чужой речи

7. Литературная разминка

Задание. Вспомните, из какого произведения данные предложения? Назовите автора и жанр. (Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль») Кому из героев принадлежат реплики? Установите соответствие. (Устно)

1. Правдин А. Так разве надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
2. Г-н Простаков Б. Я отроду ничего не читывал, сестрица!
3. Г-жа Простакова В. При твоих глазах мои ничего не видят.
4. Скотинин Г. Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа.
5. Митрофанушка Д. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
6. Стародум Е. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться.

Ключ для проверки: 1 – Г, 2 – В, 3 – А, 4 – Б, 5 – Е, 6 – Д.

 

Скажите, ребята, а тема нашего урока для вас совершенно новая? Верно, вы знаете некоторые способы передачи чужой речи. Попробуем вместе воскресить их в памяти.

8. Заполните таблицу, приведенными ниже примерами. В тетрадь пишете цифру и подходящее к ней предложение

Способы передачи чужой речи Примеры
1. Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (тематическая речь)  
2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения  
3. Предложения с прямой речью  
4. Предложения с косвенной речью  
5.  

Но прежде скажите, в основе какого художественного произведении, прочитанного в этом году, лежит история Пугачёвского бунта? Назовите автора и жанр. (А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»).

Предложения для колонки «Примеры»

1. «А что за человек этот Пугачёв?» спросила комендантша.

По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая.

Меня спросили о моём имени и звании.

Продуктивный диалог

Кто узнал цитату? И что связывает её с предыдущими примерами таблицы?

(Автор – А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама»)

Как вы думаете, почему этот способ передачи чужой речи получил такое название?

Какие знаки препинания преобладают в отрывке из «Пиковой Дамы»?

Для какого стиля речи, судя по всему, характерна несобственно-прямая речь? (Для художественного)

Способы передачи чужой речи


                                         

         

 

 

           
 

 


10. Задание. Опираясь на алгоритм, определить способ передачи чужой речи- КР, НПР или ПР. (Записываете предложение, а после него в скобках указывает способ передачи чужой речи - КР, НПР или ПР)

1) Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.

2) Витя взволнованно смотрел на Мишу, державшего в руке книгу. Уж очень хотелось ему прочитать эту книгу!

3) Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».

Игра «Шифровальщики»

Ребята, давайте поиграем в шифровальщиков: зашифруем предложения. Как? Каждому способу передачи чужой речи мы дадим свой номер:

прямая речь – 1

косвенная речь – 2

несобственно-прямая – 3

Записываете посередине

Игра «Шифровальщики»

А ниже с новой строки у вас будут записаны только цифры. Например – 2 3 1 3 2 …

Примеры:

ü «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные»», – думал я… (Л.Н.Толстой)

ü Я сказал, что не я её кавалер. (Л.Н.Толстой)

ü Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать. (Л.Н.Толстой)

ü «Подать свежих шпицрутенов!» крикнул он, оглядываясь, и увидал меня. (Л.Н.Толстой)

ü Не прошло трех недель с той поры, как она в первый раз увидела в окошко молодого человека, — и уже она была с ним в переписке, — и он успел вытребовать от нее ночное свидание! Она знала имя его потому только, что некоторые из его писем были им подписаны; никогда с ним не говорила, не слыхала его голоса, никогда о нем не слыхала... до самого сего вечера. Странное дело! (А.С.Пушкин)

ü «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю», думал он про полковника. (Л.Н.Толстой)

ü Она вышла и взглянула на часы: было без пяти минут шесть. Н она удивилась, что время идет так медленно, и ужаснулась, что до полуночи, когда разъедутся гости, осталось еще шесть часов. Куда убить эти шесть часов? Какие фразы говорить? Как держать себя с мужем? (Чехов).

Напомните себе, из какого произведения взята большая часть примеров для игры? (Л.Н.Толстой. «После бала»)

Двадцать девятое апреля

Косвенная речь

3. Читаете дальше материал, где будет указано, те задания выполняете письменно

С новой строки ставите в столбик 7 цифр и рядом знак «+», если сказанное мною верно, и  знак «–», если утверждение неправильно

Утверждения

1. Существует только два способа передачи чужой речи.

2. Прямая речь – речь какого-либо лица, передаваемая дословно.

3. Своё собственное высказывание не может быть чужой речью.

4. Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.

5. Предложения с косвенной речью – это сложносочинённые предложения.

6. Слова автора, стоящие в середине прямой речи, с обеих сторон выделяются тире.

7. В предложении «Детствоэто когда изо всех сил пытаешься научиться прыгать по лестнице через одну ступеньку», – сказала моя мама. слова автора стоят после прямой речи.

4. Приём «Ассоциативный ряд» Задание. Давайте подберём ассоциации к слову «экзамен». Слова-ассоциации должны быть одной частью речи – именами существительными. Записываете слово ЭКЗАМЕН - и слова синонимы через запятую.

 

Пример:  

Экзамен, школа, учитель, билет, вопрос, волнение, ответ, ручка, шпаргалка, испытание, стресс и т.д.

Продуктивный диалог

– Давайте-ка чётко и внятно озвучим, что такое косвенная речь?

– Чем косвенная речь отличается от прямой?

Итак, мы выяснили, что косвенная речь – это сложное предложение. А что вы помните о сложном предложении?

Составление кластера (записываем в тетрадь)

 

 

 


         
 

 



Какова главная особенность сложноподчинённого предложения? (Части предложения неравноправны, одна часть подчиняется другой)

8. Ознакомьтесь  с теоретическим материалом

Памятка 1

В косвенной речи обычно меняются местоимения. Так, «я», «мы» заменяют на «он/она» и «они» соответственно, потому что тот, чью речь передают, уже не будет активным субъектом разговора. А вот «вы» и «ты/Вы», наоборот, заменяют на «мы» и «я». «Он/она» и «они» иногда тоже подлежат замене. Если человек сказал что-то о ком-то, а потом его слова передают этому человеку или этим людям, то используют «ты/Вы» или «вы».

Памятка 2

Запомните! Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

Памятка 3

Это важно! Если в прямой речи имеются междометия, обращения, частицы, то в косвенной речи все эти слова опускаются. Оттен­ки, выраженные ими, лишь приблизительно передаются в кос­венной речи какими-нибудь другими подходящими словами — получается отдалённый пересказ прямой речи.

9. Запишите таблицу - опорный  конспект в тетрадь!!!

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Чужое высказывание, переданное не точно, а пересказанное

ОСОБЕННОСТИ

=

сложноподчинённое предложение (СПП)

Я часть СПП – слова автора

(как в прямой речи)

2-я часть – придаточная часть (косвенная речь) «»

Между 1-й и 2-й частью

союзы                              что, чтобы, будто

местоимения и наречия кто, что, как, какой, где, когда, почему и др.

частица                           ли

Слова автора предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой Учитель сказал нам, что быстрое чтение – очень важный фактор.

После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится

РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАСС

Дистанционное задание

27.04.2020 – 30.04.2020

Продолжаете выполнять работу в ваших тетрадях

2. Образец оформления работы:

Записываете теперь только дату   и сразу выполняете задания и упражнения

            Писать классная или домашняя работаНЕ НУЖНО!!!!!                                 

3. Обязательно выполнять все задания, которые предусмотрены в упражнении. Подчеркивать аккуратно, пользуясь линейкой и карандашом.

Вопросы можно задать на электронную почту:

nastya150285@mail.ru – Залыпская А.А ил на страничке в ВК https://vk.com/id60073315  

Дата Тема урока Цели и задачи урока
27.04. 2020 Понятие о чужой речи. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи. · актуализировать знания по темам «Речь», «Чужая речь», «Способы передачи чужой речи»; · овладеть понятиями прямая, косвенная, несобственно-прямая речь; различать предложения с прямой, косвенной, несобственно-прямой речью; · разработать алгоритм действий для выбора способа передачи чужой речи; освоить способ выбора прямой, косвенной и несобственно-прямой речи;  

Выполнение заданий к уроку:

 

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом в § 65, 66 с.223-226

2. Ознакомьтесь с материалом видеоурока по теме

https://www.youtube.com/watch?v=U0m1CMrkvb4

Скажите, что такое речь? (Речь – многозначное понятие. В своем первичном значении оно определяется как способность говорить, сам процесс говорения. В иных значениях речь – это стиль языка; ведение разговора, беседы; публичное выступление).

Давайте составим кластер, вспоминая значения слова «речь».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.005 с.)