Тема 18:танцы XVII - XVIII  веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18:танцы XVII - XVIII  веков



Менуэт (франц.- мелкий шаг) – придворный французский танец. Изысканный, темп умеренный, размер 3/4. Шаги менуэта изящны, танцующие как будто скользят, едва касаясь пола. Поклоны, реверансы, кавалер изящным движением снимает шляпу, дама церемонно приседает.

Из бального зала менуэт проник на оперную сцену, а затем вошел в сонату, квартет, симфонию. Музыку менуэта создавала многие композиторы (первым – Ж.-Б. Люлли – 1673г.) В России менуэт появился в начале XVIII века. До появления вальса менуэт был «королем» бальных танцев.

 

Слушание: И.С.Бах Менуэт из сюиты №3

               Л. Боккерини Менуэт

               Й. Гайдн Менуэт из симфонии №45

  Гавот (франц. – от гавотов – жителей области Овернь во Франции) - французский танец грациозного и жеманного характера. Размер 2/4, 4/4, умеренный темп, четкий ритм. Характерная особенность – широкий двухдольный затакт.

 

Слушание: Ж.-Б.Люлли Гавот

                С.Прокофьев гавот из симфонии №1

 

Экосез - старинный шотландский танец. Первоначально сопровождался волынкой. Веселый, парно-групповой, размер 2/4, быстрый темп.

 

Слушание: Л.Бетховен Экосез

 

Задание: Ответь на вопросы.

1. Назовите танцевальные движения менуэта: ______________________________________________________

2. Французский танец в размере 2/4 или 4/4 с затактом называется:________________________________________________

Тема 19:ТАНЦЫ XVIII ВЕКА

Полонез (от франц. – польский) - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленными правилами геометрическим фигурам. 

В старину полонез называли «великим пешим танцем». Рассказывают, что появился он на свет в старой польской столице Кракове в 1574 г. При церемонии вступления на престол короля Генриха III Анжуйского, в то самый момент, когда польские шляхтичи-дворяне торжественно и чинно прошлись под звуки музыки перед новым королем. Сначала его танцевали только мужчины. Под горделивое, величественно звучание полонеза в 3-дольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта. Темп умеренный.

 

В России полонез обрел вторую родину. Сначала он появился как бальный танец на Петровских ассамблеях, где его танцевал Петр Великий с Екатериной I.

Польский композитор Михал Клеоф Огиньский – автор знаменитого полонеза для ф-но «Прощание с родиной».

 

Слушание: Глинка Полонез из оперы «Иван Сусанин»

              Огиньский Полонез «Прощание с родиной»

              Шопен Полонез ля мажор.

 

Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии - мазуры, у которых впервые появился этот танец. Размер - 3/4, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В шляхетской дворянской мазурке больше блеска, ее движения символизируют военную удаль. Движения решительные, с вызовом. Особенно типичны удары каблуком о каблук и резкое движение ступней ног (т.н. ключ) в конце каждой фигуры.

Слушание: Глинка Мазурка из оперы «Иван Сусанин»

                Шопен Мазурка С-dur

Задание: Ответь на вопросы.

1. Торжественный польский танец-шествие называется: ______________________________________________

2.  Назовите размер мазурки:___________________________

Тема 20: ТАНЦЫ XIX ВЕКА

Лендлер  (нем. – деревенский) - австрийский и немецкий парный круговой танец. Происхождение вероятно связано с названием местности в Австрии – Ландль. Размер ¾, темп умеренный, мелодия строилась обычно по аккордовым звукам и имела ровный ритмический рисунок, движения с прыжками. В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и германии. Его стали танцевать на балах. И постепенно он превратился во всем известный и любимый вальс. Мелодии, напоминающие лендлер, встречаются у Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта и И.Штрауса-отца.

 

  Слушание: Ф. Шуберт Лендлер.

  

Вальс ( нем. Walzer - кружиться) – один из самых популярных танцев XIX века. Более подвижный и легкий, чем лендлер. Размер ¾, плавный, как бы летящий. Характерная фактурная формула аккомпанемента: бас-аккорд, аккорд, с акцентом на первую долю такта.

Вальсы композиторов Ланнера и Иоганна Штрауса-отца звучали повсюду. Вальсы же Иоганна Штауса-сына покорили не только Вену, но и весь мир. Недаром Штрауса называли «КОРОЛЕМ ВАЛЬСОВ». В творчестве Штрауса вальс вырос в самостоятельный концертный жанр. Им написано 168 вальсов, среди них «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса». В них окончательно закрепилась форма венского вальса из 5 танцев, обрамленным развернутым вступлением и кодой.

XIX век прошел по символом вальса, его танцевали везде во всех кругах общества, он проник в другие жанры профессиональной музыки – оперу, симфонию, его музыка приобрела самостоятельное значение. Таковы вальсы Шопена, Чайковского, Вальс-фантазия Глинки, вальс Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» вальс Свиридова (муз. Иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

 

  Слушание: И.Штраус «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае».

 

 Задание: Нарисовать рисунок.

 

 Тема 21: СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ВАЛЬСЫ

 

 В прежние времена существовала прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Особую прелесть таким концертам придавали так называемые «старинные русские вальсы: «Дунайские волны» И. Ивановичи, «Амурские волны» М. Кюсса, «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова.

«На сопках Маньчжурии» написал военный дирижер Илья Алексеевич Шатров (1885 – 1952). После окончания Варшавской консерватории его назначили капельмейстером Мокшанского стрелкового полка. В 1904 -1905 г.г. этот полк находился на фронтах русско-японской войны.

Именно тогда и написал шатров свой вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный памяти павших. Позднее Шатров обработал вальс для сольного пения, сочинив к его мелодиям стихи:

Тихо вокруг,

Лишь ветер на сопках рыдает.

Порой выплывает луна из-за туч,

Могилы солдат озаряет….

«Березка» Е.М. Дрейзина (1878-1932) написана в 1911г. В 1943 г. Хоровую обработку вальса сделал Е.Шац, стихи написал А.Безыменский, взявший темой красоту и поэтичность березы:

Средь сосен суровых,

Меж темных ракит

В серебряном платье

Березка стоит.

Склонились деревья,

Цветы и кусты

Пред гордым величьем ее красоты…

 И.Иванович «Дунайские волны».

Этот вальс был написан в 1893 годуВ скором времени он обрел у нас вторую родину, став популярным на долгие годы. Величаво-торжественный и в тоже время, очень лирический, он пришелся по вкусу современникам, став гвоздем репертуара духовых и струнных оркестров.

 Дунай голубой, чудо – река
В воды твои смотрят века
Нет на Земле, ты так и знай
Краше тебя Дунай!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.1.51 (0.012 с.)