Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
При этом гамма всегда называется по ее первому звуку.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мелодия: Певучая Напевная Выразительная гибкая рельефная широкого дыхания вдохновенная лирическая жалобные вздохи причудливая порхающая Интонации: мягкие ласковые повествовательные вкрадчивые умоляющие стонущие рельефные разговорные речевые настойчивые повелительные призывные Тема 2: РИТМ Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму - и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм - организатор музыкальных звуков. Благодаря ритму, мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения. -ритм польки -ритм вальса -ритм мазурки Метр, метрическая пульсация (греч. - мера, размер)- равномерное чередование долей. Доля – шаг в музыке. Размер показывает сколько долей в такте и какими длительностями производится счет. Слушание: Дагестанская лезгинка М.Равель Болеро И. Брамс Венгерский танец №5 Задание: сочинить ритмический аккомпанемент к собственной мелодии: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарик. Четкий чеканный волевой властный настойчивый упругий танцевальный пульсирующий зажигательный капризный изменчивый прихотливый отрывистый
Тема 3: ГАРМОНИЯ Основа музыки – мелодия, или, как выразился Глинка «главная жила музыкального искусства». И все же одной мелодией не исчерпывается многообразный и мощный арсенал средств. Очень важным элементом музыки является гармония. Гармония -греч. Harmonia - созвучие, стройность, соразмерность. Это выразительное средство основано на объединении звуков в созвучия и последовательности созвучий. Общий порядок, определенный звуковой строй. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны. Неожиданные и резкие смены гармонии создают впечатление чего-то необычного, загадочного. Например: в опере Римского – Корсакова «Садко» чудо превращения лебедушек в девушек сопровождается красочными переливами аккордов, которые придают звучанию таинственный колорит. Аккорды можно разделить на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – спокойное, приятное на слух созвучие, основанное на терциях, квинтах, октавах. Диссонанс – «колючее», резкое созвучие. Основу диссонансов составляют секунды, септимы, тритоны. Кластер – гармоническое «шумовое пятно» - одновременное звучание нескольких соседних звуков.
Задание: Определите какой из этих примеров имеет название «Баба-Яга».
Признаком строгой, благозвучной музыки обычно считают ясную гармонию. Однако в классической музыке есть моменты, когда композиторы применяют и остро диссонирующие аккорды. Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы.
Слушание: Бах ХТК прелюдия До мажор. Задание: 1) в пьесах, которые вы играете, найдите а) мелодию и гармонию б) консонансы и диссонансы. 2) Попробуйте подобрать подходящие аккорды к какой-либо известной песне. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема 4: ЛАД Лад - это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу, называется ладом. Основной звук лада - самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, называется тоника. Аккорд из трех звуков, нижний из которых тоника, называется тоническим трезвучием. Лады бывают разные. Наиболее распространены в европейской музыке лады, которые называются мажор и минор. Мажор – (лат. - твердый) – светлый, веселый, бодрый, радостный. В основе мажора - тоническое трезвучие, в котором сначала, снизу - большая терция, а над ней малая. Мажорная музыка чаще торжественно-празднична, либо весела и радостна, либо спокойна. Минор - (лат. - мягкий) – темный, грустный, печальный.. В его основе минорное трезвучие, в котором терции расположены так: снизу малая, а над ней большая. В миноре большей частью звучит музыка печальная, горестная, элегическая или драматичная. Задание: Послушайте пьесу Г.Свиридова «Весна и Осень». Каким ладом композитор показывает весну, а каким – осень?
Последовательное звучание нот в пределах октавы называется гаммой. Задание: 1) в пьесах, которые вы играете, определите лад (мажор или минор). 2) Нарисуйте рисунок – портрет мажора и минора.
Тема 5: ФАКТУРА Фактура (лат. «facturo» означает обработка, делание, устройство) - это музыкальная ткань произведения, его звуковая одежда, склад, устройство. Элементы фактуры - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Виды фактур: Одноголосная:
Многоголосная: а) аккордовая – музыкальная ткань складывается из аккордов (слушание: Ф.Шопен Прелюдия №20, c-moll):
б) гомофонно-гармоническая – музыкальная ткань состоит из мелодии и аккомпанемента. (слушание: В. Моцарт симфония №40):
в) подголосочная (слушание: А.Бородин Хор поселян из оперы»Князь Игорь»: г) полифоническая – музыкальная ткань складывается из нескольких, достаточно самостоятельных мелодических голосов (слушание: И.Бах ХТК фуга c-moll): Задание: в пьесах, которые вы играете, определите тип фактуры, найдите ее элементы (мелодия, аккомпанемент, бас подголоски). Словарик: Аккомпанемент: шелестящий грузный колышащийся фон монотонное сопровождение застылые аккорды глухо рокочущий тяжеловесный мощные аккорды
Фактура: легкая воздушная прозрачная хрупкая трепетная плотная Тема 6: ТЕМП Темп - это скорость движения. При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят характер, настроение пьесы. Медленные темпы: Largo (ларго) – широко Lento (ленто) – медленно, протяжно Adagio(адажио) - медленно Grave (граве) – тяжеловесно, важно Слушание: Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», (adagio) Бетховен «Лунная соната» (adagio) Умеренные темпы: Andante (анданте) – не торопясь, спокойно Sostenuto (состенуто) – сдержанно Moderato (модерато) – умеренно Слушание: Хачатурян «Андантино» Быстрые темпы Allegro (аллегро) – скоро Vivo (виво) – живо Vivace (виваче) – живо Presto (престо) – очень скоро Слушание: Моцарт «Маленькая ночная серенада» (allegro) Мошковский Этюд (presto) Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие итальянские слова, как molto или assai – очень; poco - немного; non troppo - не слишком. Метроном - прибор, снабженный заводным механизмом, который точно отсчитывает длительности, притом в нужной -заданной скорости. Изобрел его венский механик И. Н. Мельцель. Задание: 1.в пьесах, которые вы играете, определите темпы. 2. Соедините стрелочками:
Тема 7: ДИНАМИКА Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греч. dynamikos – сила звука).
Динамические оттенки
Слушание: А.Бородин Монастырские ворота. Д.Шостакович Симфония №7, I часть, эпизод нашествия.
Задание: в пьесах, которые вы играете, найти и определить динамические оттенки. ШТРИХИ Музыкальные штрихи - способ извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте. Главные штрихи: Staccato (стаккато) - отрывисто Legato (легато) - связно. Non legato (нон легато) – не связно Marcato (маркато) – подчеркивая
Слушание: П.Чайковский «Детский альбом», «Игра в лошадки», «Мама» - определить штихи.
Исполнители на струнных инструментах знают много специальных штрихов, таких как: Detashe (деташе) - исполнение каждой ноты отдельным движением смычка col legno (коль леньо) - древком смычка по струн pizzicato (пиццикато) – щипком
Слушание: Штраус «Полька – пиццикато».
Есть свои, специальные штрихи, и у духовых, и у ударных инструментов. Регистр Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть - в музыке - через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Отдельные участки диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково. Так, например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие подобны звонким маленьким колокольчикам. Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами. Обычно различают три регистра - нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр. Задание: 1) в пьесах которые вы играете, определите штрихи, регистр. 2) определите, в каком регистре должны звучать пьесы «Медведь», «Жаворонок».
«Медведь» ____________________________________
«Жаворонок»____________________________________
Тема 8: ТЕМБР Тембр (франц. Timbre -колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак) - это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента. Певческие голоса. Мужские голоса: 1) Бас - самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso - низкий). (Ф.Шаляпин, А.Пирогов, М. Михайлов, И. Петров, Б. Гмыря, Е. Нестеренко). 2 ) Баритон - мужской голос, среднего по регистру между басом и тенором. Греческое слово barytonos означает тяжелый. (Георг Отс, Муслим Магомаев). Диапазон баритона ля-бемоль большой октавы - ля-бемоль первой октавы. 3) Тенор – высокий мужской голос, отличается светлым, звонким и в то же время мягким тембром (Энрико Карузо. Леонид Собинов. Сергей Лемешев и Иван Козловский). Женские голоса: 1) Контральто - самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра. Раньше он назывался альтом, по аналогии со струнным инструментом. В некоторых операх контральто исполняет партии юношей. Диапазон контральто фа малой октавы - фа второй октавы. (Тамара Синявская). 2) Меццо-сопрано - красивый женский голос - глубокое, грудное, бархатистое. (Н, А. Обухова, М. П. Максакова, И. Архипова, Е.Образцова. Диапазон меццо-сопрано ля малой октавы - ля второй октавы. Сопрано - высокий женский голос. Колоратурное сопрано - самый высокий и подвижный женский голос. Колоратурным он называется потому, что легко исполняет разные вокальные украшения - колоратуры. Лирическое сопрано - нежный, легкий голос. Драматическое сопрано - сильное и яркое. (А. Нежданова, М. Каллас, Г.Вишневская). Диапазон сопрано до первой октавы - до третьей октавы. А у детских певческих голосов только две группы - сопрано и альт (в хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами).
Тема 9: ОРКЕСТР В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. Самый полный и совершенный по звучанию среди них - симфонический оркестр. Оркестры бывают духовые и эстрадные, оркестры русских народных инструментов. Основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые - деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестрвключаются арфа, рояль, орган. Тема 10: Арфа Это один из самых красивых струнных щипковых инструментов, придуманных человеком в глубокой древности. Она была известна в Древнем Египте, в Древней Греции, в Китае, Средней Азии и на Ближнем Востоке, Строение: 47 струн, натянутых вертикально на раме. Резонатор усиливает звук, издаваемый вибрирующей струной. Семь педалей, позволяющая перестраивать струны на полтона выше или ниже, —Басовые струны у арфы металлические, а остальные — жильные. Арфа применяется как оркестровый, сольный и ансамблевый инструмент.
Лютня Она была известна еще 2000 лет до нашей эры. Играли на ней в Индии и Китае, в Египте, Древней Греции и Риме, в странах Древнего Востока. В XV—XVIII вв. она заняла господствующее положение среди всех музыкальных инструментов Европы. Мягкое нежное звучание лютни сделало ее прекрасным аккомпанирующим инструментом. Строение: небольшой округлый корпус, широкий гриф, на который натягивалось от шести до шестнадцати струн. Играли на ней плектром.
Гитара Она идеально аккомпанирует, а в руках у мастера прекрасный солист. Возникла скорее всего в др.Греции. В Испании гитара поистине народный инструмент. Самые великие гитаристы — испанцы (Андрес Сеговия, Пако де Лусия). Были у нас и свои замечательные исполнители на гитаре — например, А. М. Иванов-Крамской. У гитары много предшественниц — можно назвать арфу, лютню, кифару, лиру, или итальянскую виолу. Начиная с XVIII в. популярность гитары все росла. Тогда же инструмент и сформировался окончательно. Гитару любили многие композиторы — на ней превосходно играли Л. Боккерини и Ф. Шуберт, К. М. Вебер и Н. Паганини и, естественно, сочиняли для нее музыку. Современные гитары делятся в основном на шестиструнные и семиструнные. Настраиваются они по-разному. Семиструнная гитара получила наибольшее распространение в России — она более удобна для вокального аккомпанемента, испанцы же предпочитают шестиструнку. А в 30-е годы появилось целое семейство электрогитар.
Контрольная работа по теме: Тема 11: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ Жанр (франц. - genre) - род произведений в пределах одного какого-то искусства. В литературе, живописи и др. искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе - это роман, повесть, рассказ; в поэзии - сонет и баллада; в живописи - пейзаж и портрет; в музыке - вокальная, камерная, симфоническая музыка и т.д. К одному жанру мы можем отнести произведения, написанные для определённого состава исполнителей, сходных логикой построения, способностью передать характерные черты эпохи, времени своего возникновения, с типичным кругом образов и жизненным предназначением. В каждом жанре складывается своё, определенное сочетание выразительных средств, комплекс художественных приёмов, которые легко узнаются и запоминаются. Виды жанров: вокальная и инструментальная музыка. Вокальные жанры: песня, романс, ария, серенада и т.д. Инструментальные жанры: симфония, соната, квартет, этюд и т.д. Театральные жанры: опера, балет, мюзикл. Первичные жанры: песня, танец, марш. Задание: определите жанры произведений, которые вы играете. Тема 12: МАРШ Марш ( франц.- marche - ходьба, шествие, движение вперед)- музыка, сопровождающая ходьбу, шествие. Музыкальный жанр, служащий обычно для синхронного движения большого числа людей (движение войск в строю, различного рода шествия). Черты марша: 1) строго размеренный темп 2) четкий ритм и характерная ритмическая фигура, как бы подталкивающая движение музыки (пунктирный ритм) 3) Размер 4/4, 2/4 4) квадратное строение мелодии (8+8 или 4+4 такта) 5) простая четкая фактура аккомпанемента, аккордовое сопровождение 6) в оркестре использование медных духовых и ударных инструментов (военные марши пишут специально для духового оркестра). 7) особый тип интонаций: ходы по трезвучиям, акценты на устойчивых звуках (фанфарные интонации). Виды маршей: · торжественный - во время праздников и парадов, военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей, спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях, П ОХОДНЫЕ МАРШИ Марш «Прощание славянки». Его сочинил военный дирижер Василий Иванович Агапкин. В 1912 г. Шла война между Турцией и славянскими странами на Балканах. Многие славянские женщины провожали своих близких на фронт. Этот марш посвящен им. Один из первых русских маршей - Марш Преображенского полка Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». Он появился в эпоху Петра 1 (нач. 18 века).
Рассмотрим черты марша на конкретном примере.
Ф. Шуберт Военный марш (для ф-но в 4 руки) Размер:___________________________________ Темп: _____________________________________ Ритм: ____________________________________ Характер:__________________________________
Тема 13: СКАЗОЧНЫЕ МАРШИ Марш Черномора из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Размер:___________________________________ Темп: _____________________________________ Ритм: ____________________________________ Характер:__________________________________
П.И.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик» Марш из балета Чайковского "Щелкунчик" совершенно иного рода. Он сопровождает веселый детский праздник в первом действии балета — новогоднюю елку. К девочке Маше и ее брату пришли в гости дети. Они резвятся, танцуют, а затем маршируют вокруг елки. Размер:___________________________________ Темп: _____________________________________ Ритм: ____________________________________ Характер:__________________________________
Траурный марш Ф. Шопена Эта музыка – третья часть сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Вот что писал об этой музыке В. Стасов: «Знаменитый в целом мире «похоронный марш» этой сонаты, совершенно единственный в своем роде, явно изображает шествие целого народа, убитого горем, при трагическом перезвоне колоколов…». Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого Шопена. Черты марша: Лад:______________________________ Темп:_____________________________ Ритм:______________________________ Характер:___________________________ Кроссворд: По горизонтали: 1. Композитор, автор «Свадебного марша». 2. Композитор, автор «Марша гладиаторов» 3. Автор марша «Прощание славянки»
По вертикали: 1.Жанр, ходьба под музыку 2. Опера Д.Верди 3. Балет Чайковского 4. Композитор, автор Траурного марша
Тема 15: НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ
Танец- вид искусства, в котором мысли и чувства передаются при помощи движений под музыку. Танцы возникли в глубокой древности. Сначала они были частью обрядов и ритуалов. Каждый народ выражал в своих танцах то, что ему наиболее близко и знакомо. Из древних обрядовых танцев произошли народные танцы. Барыня Барыня - русская народная пляска, исполняемая в живом, задорном темпе, с постепенным ускорением, размер двудольный. Трепак Трепак – русская мужская пляска, в которой танцоры как бы состязаются в ловкости и быстроте, стремясь перещеголять друг друга в различных виртуозных фигурах этого танца – присядке, «мельнице», частом дробном притоптывании. Он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, размер2/4.
П. И. Чайковский. ТРЕПАК из балета «Щелкунчик»
Слушание: П.И. Чайковский балет «Щелкунчик» Трепак. Камаринская Камаринской присущ веселый задорный характер. Она имеет быстрый темп, мажорный лад, двудольный размер. Плясовой наигрыш Камаринской получил новую жизнь в творчестве композиторов-классиков – М.И. Глинка – симфоническая фантазия «Камаринская», П.И.Чайковский – пьеса для ф-но «Камаринская» - из сборника «Детский альбом». М. И. Глинка. КАМАРИНСКАЯ
Гопак Гопак - украинский народный танец. Для него характерны присядочные и пржковые движение (гопать (укр.) – прыгать). Он имеет подвижный темп, размер2/4. Гопак неоднократно встречается в русской классической музыке: М.П.Мусорский опера «Сорочинская ярмарка», Н.А.Римский – Корсаков опера «Майская ночь», П.И.Чайковский опера «Мазепа».
Бульба Бульба(картошка) – белорусский народный танец-песня. Быстрый темп, размер 2/4, острый ритм, задорная мелодия, в мажорный лад. Форма танца – куплетная.
Лезгинка Танец народов Кавказа. Лезгинка отличается быстротой, стремительностью. Размер 2/4 или 6/8. Движения на пальцах ног сочетаются в ней резкими и порывистыми движениями рук и корпуса. В лезгинке передаются характерные черты народов Кавказа, их смелость, ловкость. Слушание: дагестанская лезгинка А.И. Хачатурян» Лезгинка из балета «Гаянэ» М.И. Глинка Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила»
Тарантелла Тарантелла - итальянский танец. Характер живой и страстный, быстрый темп, четкий ритм, размер 6/8.
Слушание: Россини Тарантелла В. Гаврилин Тарантелла из балета «Анюта» С Прокофьев «Детская Музыка» Тарантелла.
Тема 16: СТАРИННЫЕ ТАНЦЫ XVI век Бальные танцы значительно отличаются от народных, хотя и произошли от них. Бальные танцы постепенно распространились по всей Европе. Как правило, бальные танцы объединялись в пары, включавшие медленный и быстрый танец. В XVI веке самой распространенной была пара, включавшая в себя павану и гальярду.
Павана – (pavo –павлин) – испанский танец - шествие, медленный, величавый. Движения – шаги, повороты, поклоны, размер 4/4.
Слушание: М.Равель «Павана на смерть инфанты».
Гальярда - (gagliarda (ит.) - веселая, бодрая) итальянский танец, быстрый с легкими прыжками, размер 3/4.
Слушание: Галилеи Павана и гальярда (лютневая музыка).
Чакона - народный танец, известный в Испании с конца XVI века, темп живой размер 3/4, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем, чакона стала медленным танцем величавого характера, в миноре, с акцентом на второй доле. В музыке этого танца есть одна традиционная особенность: в басовом голосе повторяется одна и та же последовательность звуков – это как бы фундамент, на котором выстраивается вся музыкальная постройка. Так возникла форма вариации на постоянный бас (basso-ostinato)
Cлушание: И.С.Бах чакона для скрипки соло.
Пассакалья – (от испан. – проходить, улица) танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества. В дальнейшем претерпел большие изменения. Черты: торжественный, траурный характер, медленный темп, размер 3/4, минор, форма – basso-ostinato.
Слушание: Г.Ф.Гендель Пассакалья. Задание: Ответь на вопросы. 1. Назовите, из каких стран произошли танцы XVI века. ___________________________________________________________ 2. Перечислите танцы, которые исполнялись в медленном темпе ___________________________________________________________
Тема 19:ТАНЦЫ XVIII ВЕКА Полонез (от франц. – польский) - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленными правилами геометрическим фигурам. В старину полонез называли «великим пешим танцем». Рассказывают, что появился он на свет в старой польской столице Кракове в 1574 г. При церемонии вступления на престол короля Генриха III Анжуйского, в то самый момент, когда польские шляхтичи-дворяне торжественно и чинно прошлись под звуки музыки перед новым королем. Сначала его танцевали только мужчины. Под горделивое, величественно звучание полонеза в 3-дольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта. Темп умеренный.
В России полонез обрел вторую родину. Сначала он появился как бальный танец на Петровских ассамблеях, где его танцевал Петр Великий с Екатериной I. Польский композитор Михал Клеоф Огиньский – автор знаменитого полонеза для ф-но «Прощание с родиной».
Слушание: Глинка Полонез из оперы «Иван Сусанин» Огиньский Полонез «Прощание с родиной» Шопен Полонез ля мажор.
Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии - мазуры, у которых впервые появился этот танец. Размер - 3/4, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В шляхетской дворянской мазурке больше блеска, ее движения символизируют военную удаль. Движения решительные, с вызовом. Особенно типичны удары каблуком о каблук и резкое движение ступней ног (т.н. ключ) в конце каждой фигуры. Слушание: Глинка Мазурка из оперы «Иван Сусанин» Шопен Мазурка С-dur Задание: Ответь на вопросы. 1. Торжественный польский танец-шествие называется: ______________________________________________ 2. Назовите размер мазурки:___________________________ Тема 20: ТАНЦЫ XIX ВЕКА Лендлер (нем. – деревенский) - австрийский и немецкий парный круговой танец. Происхождение вероятно связано с названием местности в Австрии – Ландль. Размер ¾, темп умеренный, мелодия строилась обычно по аккордовым звукам и имела ровный ритмический рисунок, движения с прыжками. В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и германии. Его стали танцевать на балах. И постепенно он превратился во всем известный и любимый вальс. Мелодии, напоминающие лендлер, встречаются у Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта и И.Штрауса-отца.
Слушание: Ф. Шуберт Лендлер.
Вальс ( нем. Walzer - кружиться) – один из самых популярных танцев XIX века. Более подвижный и легкий, чем лендлер. Размер ¾, плавный, как бы летящий. Характерная фактурная формула аккомпанемента: бас-аккорд, аккорд, с акцентом на первую долю такта. Вальсы композиторов Ланнера и Иоганна Штрауса-отца звучали повсюду. Вальсы же Иоганна Штауса-сына покорили не только Вену, но и весь мир. Недаром Штрауса называли «КОРОЛЕМ ВАЛЬСОВ». В творчестве Штрауса вальс вырос в самостоятельный концертный жанр. Им написано 168 вальсов, среди них «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса». В них окончательно закрепилась форма венского вальса из 5 танцев, обрамленным развернутым вступлением и кодой. XIX век прошел по символом вальса, его танцевали везде во всех кругах общества, он проник в другие жанры профессиональной музыки – оперу, симфонию, его музыка приобрела самостоятельное значение. Таковы вальсы Шопена, Чайковского, Вальс-фантазия Глинки, вальс Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» вальс Свиридова (муз. Иллюстрации к повести Пушкина «Метель».
Слушание: И.Штраус «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае».
Задание: Нарисовать рисунок.
Тема 21: СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ВАЛЬСЫ
В прежние времена существовала прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Особую прелесть таким концертам придавали так называемые «старинные русские вальсы: «Дунайские волны» И. Ивановичи, «Амурские волны» М. Кюсса, «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова. «На сопках Маньчжурии» написал военный дирижер Илья Алексеевич Шатров (1885 – 1952). После окончания Варшавской консерватории его назначили капельмейстером Мокшанского стрелкового полка. В 1904 -1905 г.г. этот полк находился на фронтах русско-японской войны. Именно тогда и написал шатров свой вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный памяти павших. Позднее Шатров обработал вальс для сольного пения, сочинив к его мелодиям стихи: Тихо вокруг, Лишь ветер на сопках рыдает. Порой выплывает луна из-за туч, Могилы солдат озаряет…. «Березка» Е.М. Дрейзина (1878-1932) написана в 1911г. В 1943 г. Хоровую обработку вальса сделал Е.Шац, стихи написал А.Безыменский, взявший темой красоту и поэтичность березы: Средь сосен суровых, Меж темных ракит В серебряном платье Березка стоит. Склонились деревья, Цветы и кусты Пред гордым величьем ее красоты… И.Иванович «Дунайские волны». Этот вальс был написан в 1893 годуВ скором времени он обрел у нас вторую родину, став популярным на долгие годы. Величаво-торжественный и в тоже время, очень лирический, он пришелся по вкусу современникам, став гвоздем репертуара духовых и струнных оркестров. Дунай голубой, чудо – река
Тема 23: ТАНЦЫ XIX ВЕКА Полька Чешский танец (pulka – полшага), в быстром темпе, двудольном размере. Возник ок. 1830. Полька обычно начинается с сильной доли, и для ее ритма особенно характерна отрывистость. Танец быстро распространился из Чехии по всей Европе, с триумфальным успехом был принят в бальных залах Нью-Йорка. Б.Сметана ввел этот танец в профессиональную музыку, сочинив несколько известных фортепианных полек. Польки писали А.Дворжак, Йозеф Лабицкий, И.Штраус и др.
Слушание: И.Штраус Полька-пиццикато, «Гром и молния», Глинка Полька, Рахманинов Итальянская полька.
Галоп (от фр. alloper – скакать)Быстрый круговой танец 19 в. В двудольном размере, состоит из стремительных скачкообразных движений вперед и назад, близких по типу к польке. После 1825 года галоп вошел в моду в Германии, где его называли ручер или хюпфер. Галоп часто встречается в профессиональной музыке; примером может служить Большой хроматический галоп Ф.Листа.
Слушание: Прокофьев Галоп из балета «Золушка».
Краковяк Польский танец, возникший в Краковском воеводстве. Отличается четким двудольным размером. Сначала его танцевали только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой – его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой, которая плавно, изящно кружилась вокруг кавалера.
Слушание: Глинка Краковяк из оперы «Иван Сусанин».
Тема 24: Т АНЦЫ ХХ ВЕКА Танго Танго (аргентинское) – парный танец, сложившийся в Буэнос-Айресе в конце 1890-х г.г. В 1910 г. Проникает в Париж, тогда оно и получило свое название. Размер 2/4, темп неторопливый, ритм: Слушание: М.Родригес «Кумпарсита», А.Вильельдо «Эль-Чокло».
Вальс-бостон
Вальс- бостон (по названию города в США) американский салонный танец лирического, часто сентиментального характера. Разновидность медленного вальса. Характерные черты:3/4, в аккомпанементе - пауза на 3-й доле такта.
Кэк-уок Кэк-уок (англ.-шествие с пиро
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.237 (0.018 с.) |