При этом гамма всегда называется по ее первому звуку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При этом гамма всегда называется по ее первому звуку.



Мелодия:

Певучая

Напевная

Выразительная

гибкая

рельефная

широкого дыхания

вдохновенная

лирическая

жалобные вздохи

причудливая

порхающая

Интонации:

мягкие

ласковые

повествовательные

вкрадчивые

умоляющие

стонущие

рельефные

разговорные

речевые 

настойчивые

повелительные

призывные

Тема 2: РИТМ

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение.  Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму  - и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца.

Музыкальный ритм  - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.

Ритм - организатор музыкальных звуков. Благодаря ритму, мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры,  которые повторяются в течение всего произведения.

             -ритм польки  

   -ритм вальса                -ритм мазурки

Метр, метрическая пульсация (греч. - мера, размер)- равномерное чередование долей.

Доля – шаг в музыке.

Размер показывает сколько долей в такте и какими длительностями производится счет.

Слушание: Дагестанская лезгинка

                  М.Равель Болеро

                  И. Брамс Венгерский танец №5

Задание: сочинить ритмический аккомпанемент к собственной мелодии:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Словарик.

Четкий 

чеканный

волевой

властный

настойчивый

упругий

танцевальный

пульсирующий

зажигательный

капризный

изменчивый

 прихотливый

 отрывистый

 

Тема 3: ГАРМОНИЯ

 Основа музыки – мелодия, или, как выразился Глинка «главная жила музыкального искусства». И все же одной мелодией не исчерпывается многообразный и мощный арсенал средств. Очень важным элементом музыки является гармония.

 Гармония -греч. Harmonia - созвучие, стройность, соразмерность. Это выразительное средство основано на объединении звуков в созвучия и последовательности созвучий. Общий порядок, определенный звуковой строй. Гармония – аккорды, сопровождающие мелодию. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится ярче и богаче по звучанию. Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны.


Неожиданные и резкие смены гармонии создают впечатление чего-то необычного, загадочного. Например: в опере Римского – Корсакова «Садко» чудо превращения лебедушек в девушек сопровождается красочными переливами аккордов, которые придают звучанию таинственный колорит.

Аккорды можно разделить на консонирующие и диссонирующие.

Консонанс – спокойное, приятное на слух созвучие, основанное на терциях, квинтах, октавах.

Диссонанс – «колючее», резкое созвучие. Основу диссонансов составляют секунды, септимы, тритоны.

Кластер – гармоническое «шумовое пятно» - одновременное звучание нескольких соседних звуков.

 

Задание: Определите какой из этих примеров имеет название «Баба-Яга».

 

  

 

 

Признаком строгой, благозвучной музыки обычно считают ясную гармонию. Однако в классической музыке есть моменты, когда композиторы применяют и остро диссонирующие аккорды.

Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует, определяет характер, настроение пьесы. 

 

Слушание: Бах ХТК прелюдия До мажор.


Задание: 1) в пьесах, которые вы играете, найдите

           а) мелодию и гармонию

           б) консонансы и диссонансы.

2) Попробуйте подобрать подходящие аккорды к какой-либо известной песне.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема 4: ЛАД

Лад - это согласие, мир, стройность, порядок.

Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно.

  Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу, называется ладом.

Основной звук лада - самый устойчивый,  к которому тяготеют все остальные, называется тоника.

Аккорд из трех звуков, нижний из которых тоника, называется тоническим трезвучием.

Лады бывают разные. Наиболее распространены в европейской музыке лады,  которые называются мажор и минор.

Мажор – (лат. - твердый) – светлый, веселый, бодрый, радостный. В основе мажора - тоническое трезвучие,  в котором сначала, снизу - большая терция, а над ней малая. Мажорная музыка чаще торжественно-празднична,  либо весела и радостна, либо спокойна.

Минор - (лат. - мягкий) – темный, грустный,  печальный.. В его основе минорное трезвучие,  в котором терции расположены так: снизу малая, а над ней большая. В миноре большей частью звучит музыка печальная,  горестная, элегическая или драматичная.

Задание: Послушайте пьесу Г.Свиридова «Весна и Осень». Каким ладом композитор показывает весну, а каким – осень?

Последовательное звучание нот в пределах октавы называется гаммой.

Задание: 1) в пьесах, которые вы играете, определите лад (мажор или минор).

2) Нарисуйте рисунок – портрет мажора и минора.

 

     

 Тема 5: ФАКТУРА

Фактура (лат. «facturo» означает обработка, делание, устройство) - это музыкальная ткань произведения, его звуковая одежда, склад, устройство.

Элементы фактуры - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски.

Виды фактур:

Одноголосная:

 


Многоголосная: а) аккордовая – музыкальная ткань складывается из аккордов    (слушание: Ф.Шопен   Прелюдия №20, c-moll):

 

б) гомофонно-гармоническая – музыкальная ткань состоит из мелодии и аккомпанемента. (слушание: В. Моцарт  симфония №40):

 

в) подголосочная (слушание: А.Бородин Хор поселян из оперы»Князь Игорь»:

г) полифоническая – музыкальная ткань складывается из нескольких, достаточно самостоятельных мелодических голосов (слушание:  И.Бах ХТК фуга c-moll):

  Задание: в пьесах, которые вы играете, определите тип фактуры, найдите ее элементы (мелодия, аккомпанемент, бас подголоски).

Словарик:

Аккомпанемент:

шелестящий

грузный

колышащийся фон

монотонное сопровождение застылые аккорды

глухо рокочущий

тяжеловесный

мощные аккорды

 

 

Фактура:

легкая

воздушная

прозрачная

хрупкая 

трепетная

плотная

Тема 6: ТЕМП

Темп - это скорость движения.

При этом,  как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят  характер, настроение пьесы. 

Медленные темпы:

 Largo (ларго) – широко

 Lento (ленто) – медленно, протяжно

 Adagio(адажио) - медленно

Grave (граве) – тяжеловесно, важно

Слушание: Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», (adagio)

                Бетховен «Лунная соната» (adagio)

Умеренные темпы:

Andante (анданте) – не торопясь, спокойно

Sostenuto (состенуто) – сдержанно

Moderato (модерато) – умеренно

Слушание: Хачатурян «Андантино»

Быстрые темпы

Allegro (аллегро) – скоро

Vivo (виво) – живо

Vivace (виваче) – живо

Presto (престо) – очень скоро

Слушание: Моцарт «Маленькая ночная серенада» (allegro)

               Мошковский Этюд (presto)

Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие итальянские слова, как molto или assai – очень; poco - немного; non troppo - не слишком.

Метроном - прибор, снабженный заводным механизмом,  который точно отсчитывает длительности, притом в нужной -заданной скорости. Изобрел его венский механик И. Н. Мельцель.

Задание: 1.в пьесах, которые вы играете, определите темпы.

2. Соедините стрелочками:

Presto Медленно

 

 Andante   Протяжно
 Vivo   Умеренно
Moderato   Сдержанно
Adagio    Не спеша
Andante    Скоро
Lento   Живо
Sostenuto    Очень быстро

 

Тема 7: ДИНАМИКА

   Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греч. dynamikos – сила звука).

 

Динамические оттенки

Полное обозначение Сокращенное обозначение Произношение Значение
piano mezzo piano pianissimo forte mezzo forte fortissimo crescendo diminuendo P mp pp f mf ff < > пьяно меццо-пьяно пьяниссимо форте меццо-пьяно фортиссимо крещендо диминуендо  тихо не слишком тихо очень тихо громко не очень громко очень громко усиливая ослабляя

 

  Слушание: А.Бородин Монастырские ворота.

                 Д.Шостакович Симфония №7, I часть, эпизод нашествия.

 

 Задание: в пьесах, которые вы играете, найти и определить динамические оттенки.

ШТРИХИ

   Музыкальные штрихи -  способ извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте.

Главные штрихи:      Staccato (стаккато) - отрывисто

                                Legato (легато) - связно.

                                Non legato (нон легато) – не связно

                               Marcato (маркато) – подчеркивая

 

Слушание: П.Чайковский «Детский альбом», «Игра в лошадки», «Мама» - определить штихи.

 

Исполнители на струнных инструментах знают много специальных штрихов, таких как:

 Detashe (деташе) - исполнение каждой ноты отдельным движением смычка

col legno (коль леньо) - древком смычка по струн

pizzicato (пиццикато) – щипком

 

Слушание: Штраус «Полька – пиццикато».

 

 Есть свои, специальные штрихи, и у духовых, и у ударных инструментов.

Регистр

Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения  и означает «через все», то есть - в музыке - через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается  расстояние от самого низкого звука,  который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Отдельные участки диапазона даже на одном и том же инструменте звучат неодинаково. Так,  например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, а высокие подобны звонким маленьким колокольчикам. Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания, называются регистрами. Обычно различают три регистра - нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.

 Задание:

1) в пьесах которые вы играете, определите штрихи, регистр.

2) определите,  в каком регистре должны звучать пьесы «Медведь», «Жаворонок».

 

 «Медведь» ____________________________________

 

 

«Жаворонок»____________________________________

 

Тема 8: ТЕМБР

Тембр (франц. Timbre -колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак)  - это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента.

Певческие голоса.

Мужские голоса:

1) Бас - самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso - низкий). (Ф.Шаляпин, А.Пирогов, М. Михайлов,  И. Петров, Б. Гмыря, Е. Нестеренко).

2 ) Баритон - мужской голос, среднего по регистру между басом и тенором. Греческое слово barytonos означает тяжелый. (Георг Отс, Муслим Магомаев). Диапазон баритона  ля-бемоль большой октавы  -  ля-бемоль первой октавы.

3) Тенор – высокий мужской голос, отличается светлым, звонким и в то же          время мягким тембром (Энрико Карузо. Леонид Собинов. Сергей Лемешев и Иван Козловский).

Женские голоса:

1) Контральто - самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра. Раньше он назывался альтом, по аналогии со струнным инструментом. В некоторых операх контральто исполняет партии юношей. Диапазон контральто   фа малой октавы -   фа второй октавы. (Тамара Синявская).

2) Меццо-сопрано - красивый женский голос - глубокое, грудное, бархатистое. (Н, А. Обухова, М. П. Максакова, И. Архипова, Е.Образцова. Диапазон меццо-сопрано ля малой октавы -   ля второй октавы.

Сопрано - высокий женский голос. Колоратурное сопрано - самый высокий и подвижный женский голос. Колоратурным он называется потому,  что легко исполняет разные вокальные украшения - колоратуры.  Лирическое сопрано - нежный, легкий голос. Драматическое сопрано - сильное и яркое. (А. Нежданова, М. Каллас, Г.Вишневская). Диапазон сопрано  до первой октавы -  до третьей октавы.

 А у детских певческих голосов только две группы - сопрано и альт (в хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами).

 


 


Тема 9: ОРКЕСТР

В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. Самый полный и совершенный по звучанию среди них - симфонический оркестр. Оркестры бывают духовые и эстрадные,  оркестры русских народных инструментов.

    Основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые - деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестрвключаются арфа, рояль, орган.

Тема 10: Арфа

Это один из самых кра­сивых струнных щипковых инструментов, придуманных человеком в глубокой древ­ности. Она была известна в Древнем Египте, в Древней Греции, в Китае, Средней Азии и на Ближнем Востоке,

 Строение: 47 струн, натянутых вертикально на раме. Резона­тор усиливает звук, издаваемый вибрирующей струной. Семь педалей, позволяющая перестраивать струны на полтона выше или ни­же, —Басовые струны у арфы металлические, а остальные — жильные. Арфа применяется как оркестровый, сольный и ан­самблевый инструмент.

 

Лютня

Она была известна еще 2000 лет до нашей эры. Играли на ней в Индии и Китае, в Египте, Древней Гре­ции и Риме, в странах Древнего Востока.

 В XV—XVIII вв. она заняла господствующее положение среди всех музыкальных инструментов Европы. Мягкое нежное звучание лютни сделало ее прекрасным аккомпанирующим инструментом.

 Строение: не­большой округлый корпус, широкий гриф, на который натягивалось от шести до шестнадцати струн. Играли на ней плектром.

 

Гитара

Она идеально аккомпанирует, а в руках у мастера прекрасный солист.

Возникла скорее всего в др.Греции. В Испании  гитара поистине народный инструмент. Самые великие гитаристы — испанцы (Андрес Сеговия,  Пако де Лусия). Были у нас и свои замечательные исполнители на гитаре — например, А. М. Иванов-Крамской.

У гитары много предшественниц — можно назвать арфу, лютню, кифару, лиру, или  итальянскую виолу. На­чиная с XVIII в. популярность гитары все росла. Тогда же инструмент и сформировался оконча­тельно. Гитару любили многие композиторы — на ней превосходно играли Л. Боккерини и Ф. Шу­берт, К. М. Вебер и Н. Паганини и, естественно, сочиняли для нее музыку.

Современные гитары делятся в основном на шестиструнные и семи­струнные. Настраиваются они по-разному. Се­миструнная гитара получила наибольшее рас­пространение в России — она более удобна для вокального аккомпанемента, испанцы же пред­почитают шестиструнку. А в 30-е годы появилось целое семейство электрогитар.

 

 

                             

Контрольная работа по теме:

Тема 11: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

Жанр (франц. - genre) - род произведений в пределах одного какого-то искусства.

В литературе,  живописи и др. искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе - это роман, повесть, рассказ; в поэзии - сонет и баллада; в живописи - пейзаж и портрет; в музыке - вокальная, камерная, симфоническая музыка и т.д.

К одному жанру мы можем отнести произведения,  написанные для определённого состава исполнителей, сходных логикой построения, способностью передать характерные черты эпохи, времени своего возникновения, с типичным кругом образов и жизненным предназначением. В каждом жанре складывается своё,  определенное сочетание выразительных средств, комплекс художественных приёмов, которые легко узнаются и запоминаются.

Виды жанров: вокальная и инструментальная музыка.

Вокальные жанры: песня, романс, ария, серенада и т.д.

Инструментальные жанры: симфония, соната, квартет, этюд и т.д.

Театральные жанры: опера, балет, мюзикл.

Первичные жанры: песня, танец, марш.

Задание: определите жанры произведений, которые вы играете.

Тема 12: МАРШ

Марш ( франц.- marche - ходьба, шествие, движение вперед)- музыка, сопровождающая ходьбу, шествие. Музыкальный жанр, служащий обычно для синхронного движения большого числа людей (движение войск в строю, различного рода шествия).

Черты марша:

1) строго размеренный темп

2) четкий ритм и характерная ритмическая фигура, как бы       подталкивающая движение музыки (пунктирный ритм)

3) Размер 4/4, 2/4

4) квадратное строение мелодии (8+8 или 4+4 такта)

5) простая четкая фактура аккомпанемента, аккордовое сопровождение

6) в оркестре использование медных духовых и ударных инструментов (военные марши пишут специально для духового оркестра).

7) особый тип интонаций: ходы по трезвучиям, акценты на устойчивых звуках (фанфарные интонации).

Виды маршей: ·

торжественный - во время праздников и парадов, военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей, спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях,
траурный, цирковой, сказочный, юмористический, игрушечный, детский, песня-марш.

П ОХОДНЫЕ МАРШИ

 Марш «Прощание славянки». Его сочинил военный дирижер Василий Иванович Агапкин. В 1912 г. Шла война между Турцией и славянскими странами на Балканах. Многие славянские женщины провожали своих близких на фронт. Этот марш посвящен им.

Один из первых русских маршей - Марш Преображенского полка Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». Он появился в эпоху Петра 1 (нач. 18 века).


 

Рассмотрим черты марша на конкретном примере.

 

Ф. Шуберт Военный марш (для ф-но в 4 руки)

 Размер:___________________________________

Темп: _____________________________________

 Ритм: ____________________________________

 Характер:__________________________________

 

Тема 13: СКАЗОЧНЫЕ МАРШИ

Марш Черномора из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

 

Размер:___________________________________

Темп: _____________________________________

 Ритм: ____________________________________

  Характер:__________________________________

 

 П.И.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик»

Марш из балета Чайковского "Щелкунчик" совершенно иного рода. Он сопровождает веселый детский праздник в первом действии балета — новогоднюю елку. К девочке Маше и ее брату пришли в гости дети. Они резвятся, танцуют, а затем маршируют вокруг елки.

Размер:___________________________________

Темп: _____________________________________

 Ритм: ____________________________________


Характер:__________________________________

 

Траурный марш Ф. Шопена

Эта музыка – третья часть сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Вот что писал об этой музыке В. Стасов: «Знаменитый в целом мире «похоронный марш» этой сонаты, совершенно единственный в своем роде, явно изображает шествие целого народа, убитого горем, при трагическом перезвоне колоколов…». Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого Шопена.

Черты марша:

Лад:______________________________

Темп:_____________________________

Ритм:______________________________

Характер:___________________________

 Кроссворд:

По горизонтали:

1. Композитор, автор «Свадебного марша».

2. Композитор, автор «Марша гладиаторов»

3. Автор марша «Прощание славянки»

 

По вертикали:

1.Жанр, ходьба под музыку

2. Опера Д.Верди

3. Балет Чайковского

4. Композитор, автор Траурного марша

 

Тема 15: НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ

    

Танец- вид искусства, в котором мысли и чувства передаются при помощи движений под музыку. Танцы возникли в глубокой древности. Сначала они были частью обрядов и ритуалов. Каждый народ выражал в своих танцах то, что ему наиболее близко и знакомо. Из древних обрядовых танцев произошли народные танцы.

Барыня

Барыня - русская народная пляска, исполняемая в живом, задорном темпе, с постепенным ускорением, размер двудольный.

Трепак

Трепак – русская мужская пляска, в которой танцоры как бы состязаются в ловкости и быстроте, стремясь перещеголять друг друга в различных виртуозных фигурах этого танца – присядке, «мельнице», частом дробном притоптывании. Он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп,  размер2/4.

 

П. И. Чайковский. ТРЕПАК из балета «Щелкунчик»

 

  Слушание: П.И. Чайковский балет «Щелкунчик» Трепак.

Камаринская

Камаринской присущ веселый задорный характер. Она имеет быстрый темп, мажорный лад, двудольный размер.

Плясовой наигрыш Камаринской получил новую жизнь в творчестве композиторов-классиков – М.И. Глинка – симфоническая фантазия «Камаринская», П.И.Чайковский – пьеса для ф-но «Камаринская» - из сборника «Детский альбом».

М. И. Глинка. КАМАРИНСКАЯ

 

Гопак

Гопак - украинский народный танец. Для него характерны присядочные и пржковые движение (гопать (укр.) – прыгать). Он имеет подвижный темп,  размер2/4. Гопак неоднократно встречается в русской классической музыке: М.П.Мусорский опера «Сорочинская ярмарка», Н.А.Римский – Корсаков опера «Майская ночь», П.И.Чайковский опера «Мазепа».

 


Бульба

Бульба(картошка) – белорусский народный танец-песня. Быстрый темп, размер 2/4, острый ритм, задорная мелодия, в мажорный лад. Форма танца – куплетная.

 

Лезгинка

 Танец народов Кавказа. Лезгинка отличается быстротой, стремительностью. Размер 2/4 или 6/8. Движения на пальцах ног сочетаются в ней резкими и порывистыми движениями рук и корпуса. В лезгинке передаются характерные черты народов Кавказа, их смелость, ловкость.

Слушание: дагестанская лезгинка

                 А.И. Хачатурян» Лезгинка из балета «Гаянэ»

                М.И. Глинка Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила»

 

 

Тарантелла

 Тарантелла - итальянский танец. Характер живой и страстный, быстрый темп, четкий ритм, размер 6/8.

 

Слушание: Россини Тарантелла

В. Гаврилин Тарантелла из балета «Анюта»

С Прокофьев «Детская Музыка» Тарантелла.

 

Тема 16: СТАРИННЫЕ ТАНЦЫ

XVI век

 Бальные танцы значительно отличаются от народных,   хотя и произошли от них. Бальные танцы постепенно распространились по всей Европе. Как правило, бальные танцы объединялись в пары, включавшие медленный и быстрый танец. В XVI веке самой распространенной была пара, включавшая в себя павану и гальярду.

 

Павана –  (pavo –павлин) – испанский танец - шествие,  медленный, величавый. Движения – шаги, повороты, поклоны, размер 4/4.

 

Слушание: М.Равель «Павана на смерть инфанты».

 

Гальярда -  (gagliarda (ит.) -  веселая, бодрая) итальянский танец, быстрый с легкими прыжками, размер 3/4.

 

Слушание: Галилеи Павана и гальярда (лютневая музыка).

 

Чакона  - народный танец, известный в Испании с конца XVI века, темп живой размер 3/4, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем, чакона стала медленным танцем величавого характера, в миноре, с акцентом на второй доле. В музыке этого танца есть одна традиционная особенность: в басовом голосе повторяется одна и та же последовательность звуков – это как бы фундамент, на котором выстраивается вся музыкальная постройка. Так возникла форма вариации на постоянный бас (basso-ostinato)

 

Cлушание: И.С.Бах чакона для скрипки соло.

 

Пассакалья – (от испан. – проходить, улица) танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества. В дальнейшем претерпел большие изменения. Черты: торжественный, траурный характер, медленный темп, размер 3/4, минор, форма – basso-ostinato.

 

Слушание: Г.Ф.Гендель Пассакалья.

Задание: Ответь на вопросы.

1. Назовите, из каких стран произошли танцы XVI века.

___________________________________________________________

2. Перечислите танцы, которые исполнялись в медленном темпе

___________________________________________________________

 

Тема 19:ТАНЦЫ XVIII ВЕКА

Полонез (от франц. – польский) - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленными правилами геометрическим фигурам. 

В старину полонез называли «великим пешим танцем». Рассказывают, что появился он на свет в старой польской столице Кракове в 1574 г. При церемонии вступления на престол короля Генриха III Анжуйского, в то самый момент, когда польские шляхтичи-дворяне торжественно и чинно прошлись под звуки музыки перед новым королем. Сначала его танцевали только мужчины. Под горделивое, величественно звучание полонеза в 3-дольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта. Темп умеренный.

 

В России полонез обрел вторую родину. Сначала он появился как бальный танец на Петровских ассамблеях, где его танцевал Петр Великий с Екатериной I.

Польский композитор Михал Клеоф Огиньский – автор знаменитого полонеза для ф-но «Прощание с родиной».

 

Слушание: Глинка Полонез из оперы «Иван Сусанин»

              Огиньский Полонез «Прощание с родиной»

              Шопен Полонез ля мажор.

 

Мазурка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии - мазуры, у которых впервые появился этот танец. Размер - 3/4, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В шляхетской дворянской мазурке больше блеска, ее движения символизируют военную удаль. Движения решительные, с вызовом. Особенно типичны удары каблуком о каблук и резкое движение ступней ног (т.н. ключ) в конце каждой фигуры.

Слушание: Глинка Мазурка из оперы «Иван Сусанин»

                Шопен Мазурка С-dur

Задание: Ответь на вопросы.

1. Торжественный польский танец-шествие называется: ______________________________________________

2.  Назовите размер мазурки:___________________________

Тема 20: ТАНЦЫ XIX ВЕКА

Лендлер  (нем. – деревенский) - австрийский и немецкий парный круговой танец. Происхождение вероятно связано с названием местности в Австрии – Ландль. Размер ¾, темп умеренный, мелодия строилась обычно по аккордовым звукам и имела ровный ритмический рисунок, движения с прыжками. В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и германии. Его стали танцевать на балах. И постепенно он превратился во всем известный и любимый вальс. Мелодии, напоминающие лендлер, встречаются у Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта и И.Штрауса-отца.

 

  Слушание: Ф. Шуберт Лендлер.

  

Вальс ( нем. Walzer - кружиться) – один из самых популярных танцев XIX века. Более подвижный и легкий, чем лендлер. Размер ¾, плавный, как бы летящий. Характерная фактурная формула аккомпанемента: бас-аккорд, аккорд, с акцентом на первую долю такта.

Вальсы композиторов Ланнера и Иоганна Штрауса-отца звучали повсюду. Вальсы же Иоганна Штауса-сына покорили не только Вену, но и весь мир. Недаром Штрауса называли «КОРОЛЕМ ВАЛЬСОВ». В творчестве Штрауса вальс вырос в самостоятельный концертный жанр. Им написано 168 вальсов, среди них «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса». В них окончательно закрепилась форма венского вальса из 5 танцев, обрамленным развернутым вступлением и кодой.

XIX век прошел по символом вальса, его танцевали везде во всех кругах общества, он проник в другие жанры профессиональной музыки – оперу, симфонию, его музыка приобрела самостоятельное значение. Таковы вальсы Шопена, Чайковского, Вальс-фантазия Глинки, вальс Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» вальс Свиридова (муз. Иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

 

  Слушание: И.Штраус «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае».

 

 Задание: Нарисовать рисунок.

 

 Тема 21: СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ВАЛЬСЫ

 

 В прежние времена существовала прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Особую прелесть таким концертам придавали так называемые «старинные русские вальсы: «Дунайские волны» И. Ивановичи, «Амурские волны» М. Кюсса, «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова.

«На сопках Маньчжурии» написал военный дирижер Илья Алексеевич Шатров (1885 – 1952). После окончания Варшавской консерватории его назначили капельмейстером Мокшанского стрелкового полка. В 1904 -1905 г.г. этот полк находился на фронтах русско-японской войны.

Именно тогда и написал шатров свой вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный памяти павших. Позднее Шатров обработал вальс для сольного пения, сочинив к его мелодиям стихи:

Тихо вокруг,

Лишь ветер на сопках рыдает.

Порой выплывает луна из-за туч,

Могилы солдат озаряет….

«Березка» Е.М. Дрейзина (1878-1932) написана в 1911г. В 1943 г. Хоровую обработку вальса сделал Е.Шац, стихи написал А.Безыменский, взявший темой красоту и поэтичность березы:

Средь сосен суровых,

Меж темных ракит

В серебряном платье

Березка стоит.

Склонились деревья,

Цветы и кусты

Пред гордым величьем ее красоты…

 И.Иванович «Дунайские волны».

Этот вальс был написан в 1893 годуВ скором времени он обрел у нас вторую родину, став популярным на долгие годы. Величаво-торжественный и в тоже время, очень лирический, он пришелся по вкусу современникам, став гвоздем репертуара духовых и струнных оркестров.

 Дунай голубой, чудо – река
В воды твои смотрят века
Нет на Земле, ты так и знай
Краше тебя Дунай!

 

Тема 23: ТАНЦЫ XIX ВЕКА

Полька

 Чешский танец (pulka – полшага), в быстром темпе, двудольном размере. Возник ок. 1830. Полька обычно начинается с сильной доли, и для ее ритма особенно характерна отрывистость. Танец быстро распространился из Чехии по всей Европе, с триумфальным успехом был принят в бальных залах Нью-Йорка. Б.Сметана ввел этот танец в профессиональную музыку, сочинив несколько известных фортепианных полек. Польки писали А.Дворжак, Йозеф Лабицкий, И.Штраус и др.

 

Слушание: И.Штраус Полька-пиццикато, «Гром и молния»,

Глинка Полька, Рахманинов Итальянская полька.

 

Галоп

 (от фр. alloper – скакать)Быстрый круговой танец 19 в. В двудольном размере, состоит из стремительных скачкообразных движений вперед и назад, близких по типу к польке. После 1825 года галоп вошел в моду в Германии, где его называли ручер или хюпфер. Галоп часто встречается в профессиональной музыке; примером может служить Большой хроматический галоп Ф.Листа.

 

Слушание: Прокофьев Галоп из балета «Золушка».

 

Краковяк

Польский танец, возникший в Краковском воеводстве. Отличается четким двудольным размером. Сначала его танцевали только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой – его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой, которая плавно, изящно кружилась вокруг кавалера.

 

Слушание: Глинка Краковяк из оперы «Иван Сусанин».

 

 Тема 24: Т АНЦЫ ХХ ВЕКА

Танго

  Танго (аргентинское) – парный танец, сложившийся в Буэнос-Айресе в конце 1890-х г.г. В 1910 г. Проникает в Париж, тогда оно и получило свое название. Размер 2/4, темп неторопливый,

 ритм:

Слушание: М.Родригес «Кумпарсита», А.Вильельдо «Эль-Чокло».

 

Вальс-бостон

 

Вальс- бостон (по названию города в США) американский салонный танец лирического, часто сентиментального характера. Разновидность мед­ленного вальса. Характерные черты:3/4, в аккомпанементе - пауза на 3-й доле такта.

 

Кэк-уок



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.247 с.)